Daniele Cavallanti & The Milano Contemporary Art Ensemble - Sounds Of Hope
03.02.2015
Тенор-саксофонист из Милана Даниэле Кавалланти знаком нашим читателям по нескольким альбомам Italian Instabile Orchestra, в том числе по диску The Owner Of The River Bank (2003) с Сесилом Тейлором. За свою почти сорокапятилетнюю карьеру в джазе Кавалланти (р.1952г.) играл в самых разных составах, в том числе и в комбо, играл со многими европейскими и американскими знаменитостями, но большие составы пользуются у него особой любовью. Помимо вышеупомянутого Italian Instabile Orchestra, Даниэле работал с Democratic Milan Orchestra, Nexus Orchestra, Jazz Chromatic Ensemble и другими коллективами. В своем новом проекте Sounds Of Hope Кавалланти представляет цвет миланской новоджазовой сцены, который он объединил в составе The Milano Contemporary Art Ensemble.
По набору инструментов это очень необычный ансамбль. В нем представлено практически все семейство саксофонов – от сопранино до такого монстра, как контрабасовый саксофон. Из прочих духовых в составе есть трубач, тромбонист, музыканты используют также флейту, бас-кларнет, корнет. Такой мощи духовой секции соответствует и не менее мощная – сдвоенная – ритм-секция. Контрабас и ударные Тициано Тонони и Валерио Делла Фонте вы будете слышать из левой колонки, а те же инструменты Джанлуки Альберти и Тони Боселли – из правой. Фортепьяно и виола дополняют эту экспозицию. Если же говорить о музыкантах, то, как пишет в liner notes альбома сам Даниэле, это представители трех поколений: ветераны Тонони, Луппи, Фаласконе, Тароцци, представители среднего поколения Карузо, Калабрезе, Таццини, Ботти, Боселли, Альберти и молодые Делла Фонте, Чапперини, Элиа.
Там же Даниэле называет дебютный альбом коллектива своеобразным манифестом миланского джаза. Уточним – именно нового джаза или креативной музыки – терминов много, но вы наверняка понимаете, что я имею ввиду, особенно если слышали Даниэле или кого-то из его коллег ранее. Что ж, манифест получился, прямо скажем, впечатляющим. Помимо Ла Скала, престижных домов моды и двух великих футбольных клубов Милан может гордиться своими музыкантами авангардного джаза (вот вам и еще один термин!). Кавалланти написал для нового проекта две композиции: The Joe Rivers Blues с посвящением двум своим знаменитым коллегам по инструменту Джо Хендерсону и Сэму Риверсу, а также Braxtown с посвящением, как вы наверное догадались, Энтони Брэкстону и, одновременно, Роско Митчеллу. Еще одну пьесу, The Boss, сочинил Беппе Карузо. В альбом также вошли Chief Crazy Horse Уэйна Шортера в аранжировке Анджиоло Тароцци и еще две пьесы, о которых хочется сказать особо. Итальянские музыканты вспомнили достаточно редко звучащую сегодня музыку великолепного и, к сожалению, рано ушедшего из жизни южноафриканского трубача Монгеси Феза, включив в программу его пьесы Sonia и You Ain’t Gonna Know Me ‘Cos You Think You Know Me (два варианта) в аранжировках Фаласконе и Ботти.
Мощные тутти и яркие соло духовых, прекрасная динамика, эффектные смены темпоритмов, ювелирный баланс звучаний – все это вы услышите в Sounds Of Hope. Braxtown вообще выглядит сонористическим пиршеством с удивительными тембровыми красками (именно в этой пьесе звучат редкостные басовый и контрабасовый саксофоны). Не могу не отметить и отличную игру пианиста Альберто Таццини и исполнителя на виоле Паоло Ботти, продемонстрировавших не только вдохновенные сольные импровизации, но и игравших роль своеобразных «модераторов» между духовой и ударной группами. Бесспорным украшением альбома стали обе пьесы Фезы, внесшие в музыку коллектива привкус этнической музыки и особый настрой, величественный как африканская саванна.
Кстати, я могу только предполагать, почему Даниэле выбрал для обложки альбома фотографию мальчугана из индийской народности бхил, играющего на флейте. Название альбома «Звуки надежды» выглядит довольно пафосным. Возможно, имелась в виду надежда на развитие и процветание любимой музыки в Милане и в Италии в целом, а может быть тут спрятана иная мысль – надежда, что именно музыка способна соединять страны и народы: Африку, Индию и, конечно, Италию.
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...