Аврора, древнеримская богиня утренней зари, не редкий гость на джазовом небосклоне. Я хорошо помню ее яркое появление под звуки электроскрипки Жан-Люка Понти в ритмах фьюжн в 1976 году. Не менее эффектно выглядела Аврора и в 2009 году, с альбомом блестящего израильского басиста Авишаи Коэна. Два года спустя Аврора отправилась на север, в Финляндию, где ее именем украсил свой альбом молодой трубач Вернери Похьола. Это далеко не полный список странствий Авроры в мире джаза. Но, скажите, где же еще может себя чувствовать легко и свободно древнеримская богиня, как не в родной Италии. И вот, в 2015 году Аврора вновь почтила своим именем обложку джазового альбома, на этот раз записанного квартетом во главе с тридцатилетним итальянским басистом с вполне древнеримским именем Клаудио Оттавиано.
Для Клаудио Aurora - второй альбом в его пока еще не очень длинной дискографии. Басист и композитор, он родился на острове Сицилия, но сейчас живет и работает в Милане. Свой дебютный альбом Notturno Клаудио Оттавиано издал в 2013 году. В последующие два года он много гастролировал по Европе с нео-свинговым бэндом Sugarpie And The Candymen, что не помешало Клаудио летом 2014 года записать, а уже в 2015 году издать полностью авторский альбом Aurora.
Если дебютный диск записывался в формате трио, то в новом проекте играет уже квартет Клаудио Оттавиано. Из всех четверых участников этой записи мне раньше доводилось слышать только саксофониста Тино Траканна (в составе Paolo Fresu 5et на альбоме P.A.R.T.E.). Кстати, он играл и в составе трио, записывавшего Notturno. Что же касается самого Оттавиано и двух других его коллег, пианиста Антонио Замбрини и ударника Роберто Пальери, то Aurora – первое знакомство с этими исполнителями и музыкой Клаудио Оттавиано.
В альбоме много спокойных, релаксационных пьес, где гладкий звук саксофона Траканны переплетается с фортепьянными пассажами Замбрини на фоне деликатной, но точной работы ритм-группы. Такие пьесы, как Nello, Cabaret Noir и исключительной красоты Private Eyes (она представлена на диске в двух версиях, из которых первая стала моим персональным фаворитом альбома) дают основание причислить альбом к образчикам добротного европейского smooth-джаза. Но я скорее определил бы стилистику этой работы, как нечто среднее между мэйнстримом и smooth-джазом. Smooth-джаз часто грешит отсутствием глубины, внешней красивостью, а в музыке Оттавиано такая глубина есть, есть подспудный драматизм, как в стартовой композиции Modigliani, есть даже элементы гротеска (Cretinetti). Так что, одним smooth-джазом творчество Клаудио Оттавиано явно не исчерпывается. От этого музыканта можно ждать еще весьма неожиданных сюрпризов.
Рэгги по-итальянски? А почему бы и нет! Если на постсоветском пространстве вовсю распевают по-русски песни в ритмах рэгги и рок-музыканты, и попсятники, то вполне уютно чувствует себя музыка с Ямайки и на Апеннинском полуострове. А представляемый ...
Импозантный американец Эл Стронг обыграл свою фамилию (strong = крепкий, сильный) в названии дебютного альбома Love Strong, присовокупив к нему многообещающее Volume 1. Что ж, с первых двух-трех минут прослушивания его диска становится понятным, что ...
И название альбома, и оформление обложки с портретами представителей разных рас и народов, делают совершенно ясным message его создателя, австралийского гитариста и композитора Элбэйра – все мы, разные и непохожие друг на друга, - люди, мир ...
Тромбонист Альберт Мангельсдорф (1928-2005) был и, на мой взгляд, остается наиболее выдающимся представителем немецкого джаза. Он был первым из немецких музыкантов (и одним из весьма немногих европейцев вообще), кто пробился на первое место по ...
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный гитарист-виртуоз как на ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...