Да, на обложке этого альбома действительно нет ничего, кроме круга в зелено-бежевых тонах. Лишь на тыльной стороне конверта приютились и название проекта, и название альбома вместе с перечнем треков. Что делать, швейцарский независимый лейбл Pulver und Asche Records и участники проекта Niton предпочитают именно такой, ультра-минималистский стиль оформления своих релизов.
Этот итало-швейцарский проект объединил трех музыкантов-экспериментаторов, для которых каждый звук, акустический или электронный, издаваемый музыкальным инструментом или случайным предметом, - самоценен. Свой первый альбом они выпустили еще в 2011 году, а теперь, после напряженной пятнадцатимесячной работы появился новый альбом – «Тиресий». Но прежде, чем говорить об этой работе, надо все же представить участников проекта.
Под ником Эль Токсико (и под рядом других) выступает изощренный звуковой кудесник Энрико Манджоне, на всех фотографиях трио появляющийся в маске популярного мексиканского рестлера. Кселиус – это Лука Мартегани, музыкант и звукоинженер, фанат синтезаторных звучаний и конструктор синтезаторов собственного изготовления. Наконец, Зено Габаджо, играющий на электрифицированной пятиструнной виолончели и также активный поклонник электронных эффектов. В новом проекте они использовали целую батарею аналоговых синтезаторов, море разнообразных примочек и такие экзотические инструменты, как, например, теремин.
Наверное, тема альбома потребовала привлечения столь мощного арсенала. Древнегреческий миф о Тиресие издавна и по сей день привлекал многих деятелей искусства – от Овидия до Томаса Стернза Эллиота и Гийома Аполлинера с его первой сюрреалистической пьесой «Груди Тиресия», а в музыке Тиресий фигурирует в музыке Стравинского, Пуленка и группы Genesis. Прорицатель Тиресий, согласно мифу, был личностью уникальной, прожив определенную часть жизни в теле женщины. Именно поэтому божественная пара с Олимпа, Зевс и Гера, выбрала его в качестве компетентного судьи, способного разрешить их спор: кто больше получает удовольствия от плотского соития – мужчина или женщина? Тиресий авторитетно заявил, что женщина получает удовольствия в девять раз больше, за что разгневанная Гера ослепила его, а Зевс утешил, даровав очень долгую жизнь.
В своей версии Niton опирался не на миф непосредственно, а на поэму Эллиота «Бесплодная земля», где Тиресий уже слеп. Соответственно большую часть этого объемного альбома заняла достаточно мрачная электронная музыка, в которой хватало и элементов нойза и почти академических виолончельных вкраплений. Проект получился безусловно авангардным, но скорее в сфере не столько новоджазовой, сколько академической.
2015 Pulver und Asche Records
12 tks / 76 mins
(El Toxyque – el.marranzanu, mic'd fan heater, springs, oscillators, prepared six strings banjo, theremin, mystic pipe, loops, Ikea stereo delay, effects; Luca Xelius Martegani - Roland SH-101, Korg MS20, Korg SQ10, DIY modular analog synth, Doepfer A-100, Korg Poly 800, Memorymoog, Xelius' Fuzz, sound direction; Zeno Gabaglio – el. 5-strings cello, effects, loops;)
Диск предоставил Julien Fernandez, Five Roses Press
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...
Очень коротко, в одну фразу, можно характеризовать этот альбом: образцовый чикагский блюз в исполнении живых классиков этого направления. Тогда живых. Сегодня никого из пяти звезд блюза, записавших альбом Loaded with the Blues уже нет живых. Сетевое ...
«Кларк Терри … создал полностью индивидуальный, оригинальный стиль, возможно, он является единственным современным трубачом периода, предшествовавшего возникновению фри-джаза, не втянутым в игру противоположностей между Диззи Гиллеспи и ...