Новый релиз итальянского лейбла nusica.org оформлен в традиционном фирменном стиле, где на лицевую сторону обложки альбома вынесен прежде всего каталожный номер релиза, а вся остальная информация помещена на тыльной стороне. И только там можно выяснить, что речь идет о новой, причем сольной, работе альт-саксофониста Николы Фаццини, чье имя может быть знакомо нашим читателям по рецензировавшимся на сайте альбомам XYQuartet (тоже на nusica.org) и Try Trio.
Видимо, сочтя термин «алеаторика» слишком привязанным к терминологии академического авангарда, Никола, построив свой экспериментальный проект именно по алеаторическим принципам, назвал его не просто «Случайность», а «Случайность в квадрате». Почему? Здесь есть своя логика.
В чуть более получаса звучания вошло 46 коротких музыкальных «текстов» - матриц, где Фаццини играет (или не играет) на своем альт-саксофоне. Матрицы разбиты на десять тематических, не одинаковых по размеру, типов: рыбы, подразделения, предметы, огни, машины, башни, вторжения и концентрации, последовательности, тени, молчания. Внутри каждого типа мы слышим вариации одной музыкальной фразы или, в случае «молчаний» - тишину. Это своего рода заготовки, «кирпичики», из которых строится музыкальное произведение. Никола как бы приглашает слушателя за кулисы музыкальной лаборатории композитора, причем позволяет не только смотреть, но и самому принять участие в процессе сочинения. Мастеринг каждого экземпляра диска осуществлен все по тому же случайному принципу, и последовательность треков в каждом своя. Более того, альбом снабжен специальной «инструкцией по воспроизведению», рекомендующей вставить диск в проигрыватель, прослушать его целиком, а затем прослушать еще раз, выбрав случайную последовательность воспроизведения треков. У каждого из слушателей Random2 будет звучать своя музыка!
От себя добавлю, что вы можете возвести «случайность в квадрате» даже в кубическую степень. Во время прослушивания вашего «совместного» с Фаццини произведения, в соседней комнате могут включить телевизор, может заплакать ребенок, могут возникнуть любые бытовые звуки – они тоже станут неповторимой и случайной частью этого сонористического эксперимента. Разумеется, такие практики – не для тех, кто привык только к поп-музыке. Но современный джаз, как правило, развивает у своих поклонников интерес или, во всяком случае, толерантность к музыкальным экспериментам. Новый проект Николы Фаццини в качестве такового помогает по-новому взглянуть на мир звуков.
Тромбонист Альберт Мангельсдорф (1928-2005) был и, на мой взгляд, остается наиболее выдающимся представителем немецкого джаза. Он был первым из немецких музыкантов (и одним из весьма немногих европейцев вообще), кто пробился на первое место по ...
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный гитарист-виртуоз как на ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
музыкальный стиль: кроссовер, фанк, фламенко, фьюжн, этно-джаз
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...