Norbert Stein Pata Messengers Play Rainer Maria Rilke - Das Karussell
20.12.2015
Погасишь мне глаза — увижу образ твой.
Закроешь уши мне — твою услышу грусть.
Без ног смогу пойти я за тобой,
Без уст тебе, в чём хочешь, поклянусь! ...
Это Lösch mir die Augen aus: ich kann dich sehen, стихи Райнера Мария Рильке, выдающегося немецкого поэта начала ХХ века (перевод Аркадия Равиковича). Называя Рильке немецким поэтом, я имею ввиду языковую сферу, а не географию: Рильке родился в Праге, умер в Швейцарии и в собственно Германии жил недолго, но мало кто сделал в ХХ веке для немецкоязычной поэзии больше него. А еще он встречался с Толстым и Горьким, дружил с семьей Пастернаков, много переписывался с Цветаевой … Впрочем, читатель уже, наверное, с недоверием поглядывает на монитор: не ошибся ли он электронным адресом? Нет, не ошибся, он действительно на jazzquad.ru. Эти стихи, написанные Рильке в 1905 году, и другие стихи поэта читает в альбоме Das Karussell Ингрид Ноэми Штайн, а после каждого стихотворения звучит инструментальная джазовая пьеса в исполнении Норберта Штайна и его Pata Messengers.
С 2005 года я слушаю музыку Норберта Штайна, всеми своими альбомами с тех пор саксофонист и композитор из Кельна любезно делился с Jazz-Квадратом (все рецензии легко найти на сайте, «вбив» в окошко поиска имя музыканта), но впервые за все эти годы Штайн ввел в свою творческую лабораторию поэтическое слово. Впрочем, и тут оно отделено от музыки. Сначала вслушиваешься в звучание стихов на языке оригинала, а потом оцениваешь, насколько камертон твоих чувств совпадает с эмоциями Норберта Штайна, отлитыми в джазовых импровизациях.
Практически каждая из пьес начинается с соло Норберта на тенор-саксофоне. Голос его инструмента чаще всего лиричен, звук холоден и высок, как бесконечно далекая от всего земного ангельская труба. Но лишь в Freilich ist es seltsam, die Erde nicht mehr zu bewohnen это соло занимает все пространство пьесы. Чаще сухая дробь барабана, тягучая линия контрабаса, на котором Йоша Етц играет смычком или электрогитарные арпеджио Николы Хайна возвещают приход в композицию многоголосья. И тогда начинается откровенно фри-джазовый сеанс коллективной импровизации, в котором царит все тот же тенор-саксофон – но полностью преобразившийся: яростный, пылающий страстью, летающий от верхов к низам и обратно, не знающий покоя, как чего-то недостижимого в принципе. Впрочем, он умеет быть и другим. В Graue Liebesschlangen Штайн ведет основную тему, напоминающую некий фри-джазовый вариант «Розовой пантеры», нечто маршевое улавливаешь и в Einmal, am Rande des Hains. Пата-музыка, исповедуемая Норбертом Штайном (напомню, что он придумал этот термин по аналогии с изобретенной д-ром Фаустроллем в пьесе Альфреда Жарри «Гиньоль» (1893) пата-физикой), не терпит стереотипов, что талантливый музыкант и композитор еще раз доказал своей новой, неожиданной на фоне его прежних проектов, работой.
P.S. Не могу не отметить и высокую культуру этого издания. Буклет к альбому не просто исчерпывающе информативен (приведены все тексты Рильке, причем на двух языках – немецком и английском, в дополнение к обычным выходным данным), но и оформлен чрезвычайно изящно, с большой любовью, как к музыке, так и к поэзии.
Четыре года спустя я вновь слушаю альбом с длинноухим непарнокопытным на обложке – фирменный знак итальянской группы Slivovitz. После Bani Ahead (рецензию на этот диск можно найти на сайте) неаполитанцы вновь выпускают свою новую работу на ...
Англо-норвежский ансамбль Spin Marvel впервые заявил о себе еще в 2006 году, дебютировав с одноименным альбомом на британском лейбле Babel Label, специализирующемся преимущественно на авангардном джазе. Тогда это был квартет с участием гитариста ...
Не знаю, есть ли в Индонезии специальные награды за заслуги перед индонезийской культурой, как это принято в некоторых других странах, например, в Польше, но если таковые имеются, то шеф MoonJune Records Леонардо Павкович давно заслуживает быть ...
Для итальянского трио из Турина Stearica поступивший в продажу в апреле альбом Fertile стал вторым полноформатным диском в истории группы. Первый диск был выпущен еще в 2008 году. Как видите, Stearica – не из тех коллективов, которые штампуют ...
Стив Слэгл и Билл О’Конелл. Саксофон и фортепьяно. Восемьдесят лет в джазе на двоих. Огромный опыт – концертный, гастрольный, сессионный. Солидные дискографии. Высокий авторитет у коллег и джазфэнов. Старые знакомые, не раз ...
Стивен МакГилл – вибрафонист и перкуссионист, играющий на различных инструментах, но, в первую очередь, конгейро, а среди его любимых музыкантов значатся имена Монго Сантамарии, Пончо Санчеса и других выдающихся мастеров этого инструмента и ...
Работы двух голландских музыкантов, пианиста Стевко Буша (он родился в Германии, но уже давно живет в Нидерландах) и саксофониста Пауля ван Кеменаде не раз освещались на наших страницах. В 2010 году мне довелось писать и об их первом совместном ...
Black Violin – это осень скрипичного патриарха Стаффа Смита (1909-1967). Альбом был записан за пару лет до смерти одного из самых видных джазовых скрипачей своего времени. И как осень порой радует нас неделькой-другой погожих, изумительно ...
Можно только поблагодарить компанию MPS Records, переиздавшую в сетевом варианте один из самых знаковых альбомов за всю историю джаза, если речь идет о джазовой скрипке. На этом инструменте играют в джазе давно, скрипачи пробовали себя практически в ...
Всех трех участников проекта Sumari мне довелось слышать совсем недавно, обозревая альбом квинтета Джулии Лайон. Уже там мастерство инструменталистов обратило на себя внимание. Но одно дело аккомпанировать вокалистке в исполнении стандартов, и ...
Чарли Паркер по прозвищу Берд был и остается одним из немногочисленных и общепризнанных гениев в истории джаза. Его творчество, его идеи дали новый импульс развитию этой музыки, отдаленное воздействие которого ощущается и в наши дни. Не удивительно, ...
Прекрасный образчик того, как может выглядеть музыка, сочиненная сравнительно молодым человеком, выросшим на хип-хопе, а затем полюбившим творчество Эрика Дольфи настолько сильно, что этому музыканту он оказался обязанным и выбором инструмента. ...