nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Norbert Stein Pata Messengers Play Rainer Maria Rilke - Das Karussell

Norbert Stein Pata Messengers Play Rainer Maria Rilke - Das Karussell  Погасишь мне глаза — увижу образ твой.
Закроешь уши мне — твою услышу грусть.
Без ног смогу пойти я за тобой,
Без уст тебе, в чём хочешь, поклянусь! ...

Это Lösch mir die Augen aus: ich kann dich sehen, стихи Райнера Мария Рильке, выдающегося немецкого поэта начала ХХ века (перевод Аркадия Равиковича). Называя Рильке немецким поэтом, я имею ввиду языковую сферу, а не географию: Рильке родился в Праге, умер в Швейцарии и в собственно Германии жил недолго, но мало кто сделал в ХХ веке для немецкоязычной поэзии больше него. А еще он встречался с Толстым и Горьким, дружил с семьей Пастернаков, много переписывался с Цветаевой … Впрочем, читатель уже, наверное, с недоверием поглядывает на монитор: не ошибся ли он электронным адресом? Нет, не ошибся, он действительно на jazzquad.ru. Эти стихи, написанные Рильке в 1905 году, и другие стихи поэта читает в альбоме Das Karussell Ингрид Ноэми Штайн, а после каждого стихотворения звучит инструментальная джазовая пьеса в исполнении Норберта Штайна и его Pata Messengers.

С 2005 года я слушаю музыку Норберта Штайна, всеми своими альбомами с тех пор саксофонист и композитор из Кельна любезно делился с Jazz-Квадратом (все рецензии легко найти на сайте, «вбив» в окошко поиска имя музыканта), но впервые за все эти годы Штайн ввел в свою творческую лабораторию поэтическое слово. Впрочем, и тут оно отделено от музыки. Сначала вслушиваешься в звучание стихов на языке оригинала, а потом оцениваешь, насколько камертон твоих чувств совпадает с эмоциями Норберта Штайна, отлитыми в джазовых импровизациях.

Практически каждая из пьес начинается с соло Норберта на тенор-саксофоне. Голос его инструмента чаще всего лиричен, звук холоден и высок, как бесконечно далекая от всего земного ангельская труба. Но лишь в Freilich ist es seltsam, die Erde nicht mehr zu bewohnen это соло занимает все пространство пьесы. Чаще сухая дробь барабана, тягучая линия контрабаса, на котором Йоша Етц играет смычком или электрогитарные арпеджио Николы Хайна возвещают приход в композицию многоголосья. И тогда начинается откровенно фри-джазовый сеанс коллективной импровизации, в котором царит все тот же тенор-саксофон – но полностью преобразившийся: яростный, пылающий страстью, летающий от верхов к низам и обратно, не знающий покоя, как чего-то недостижимого в принципе. Впрочем, он умеет быть и другим. В Graue Liebesschlangen Штайн ведет основную тему, напоминающую некий фри-джазовый вариант «Розовой пантеры», нечто маршевое улавливаешь и в Einmal, am Rande des Hains. Пата-музыка, исповедуемая Норбертом Штайном (напомню, что он придумал этот термин по аналогии с изобретенной д-ром Фаустроллем в пьесе Альфреда Жарри «Гиньоль» (1893) пата-физикой), не терпит стереотипов, что талантливый музыкант и композитор еще раз доказал своей новой, неожиданной на фоне его прежних проектов, работой.

P.S. Не могу не отметить и высокую культуру этого издания. Буклет к альбому не просто исчерпывающе информативен (приведены все тексты Рильке, причем на двух языках – немецком и английском, в дополнение к обычным выходным данным), но и оформлен чрезвычайно изящно, с большой любовью, как к музыке, так и к поэзии.

© & (p) 2015 Pata Music
16 tks / 47 mins
(Norbert Stein – ts; Nicola Hein – el.g; Joscha Oetz – b; Etienne Nillesen - preparated snare drum, cymbal; Ingrid Noemi Stein – reading of poems;)
Диск предоставил Norbert Stein


Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Германия
музыкальный стиль
авангард





Ещё из раздела издано в 2015г.

  • стиль: джаз, джаз
В 2015 году Ильхан Эрсахин отметил свой пятидесятый день рождения. Рубеж знаменательный, и, оглядываясь назад, музыкант с известной гордостью констатировать, что сделано уже многое. Ильхан Эрсахин счастливо сочетает в себе качества талантливого ...
  • стиль: джаз, джаз
Экспериментальная музыка из Санкт-Петербурга, альбом издан Mikroton Digital, сетевым суб-лейблом Mikroton Recordings Курта Лидварта. Саксофонист Илья Белоруков – личность необычайно пассионарная, человек, которому интересны самые разнообразные ...
  • стиль: джаз, джаз
Очень короткий, девятиминутный альбом, созданный Биллом Ласуэллом, известным нью-йоркским басистом и продюсером, и выходящий в начале августа 2015 года на его лейбле M.O.D. Technologies. Ласуэлл сделал музыкальную «подложку» с ...
  • стиль: джаз, джаз
Женщин, играющих джаз на трубе, сравнительно немного, тех, кто делает это классно – еще меньше. Уроженка Канады Ингрид Дженсен – одна из них. Окончив известный колледж Беркли, Ингрид работала в одном из лучших биг-бэндов мира, Maria ...
  • стиль: джаз, джаз
Первый альбом в качестве лидера для барабанщика из Северной Калифорнии Джемала Рамиреса (р.1974) – это старт нового этапа его уже достаточно длинного пути в музыке. Джемал родился в музыкальной семье, его отец сам играл с группами, ...
  • стиль: джаз, джаз
Полчаса – очень небольшой отрезок времени. Очень рекомендую не пожалеть его для прослушивания короткого, но весьма содержательного альбома Джессики Марлоу и ее группы The Wildtracks. Представьте себе голос Кейт Буш и экстраполируйте к нашим ...
  • стиль: джаз, джаз
Конечно, сегодня 71-летний Йоахим Кюн не столь активен, как в свои лучшие годы, но имя свое в историю немецкого – да что там – европейского джаза он уже вписал. Йоахим начал профессионально играть джаз в 17 лет под влиянием старшего ...
  • стиль: джаз, джаз
Разносторонность талантов Джона Бэзила поражает. Успешный профессионал в области медицинского менеджмента (радиология), судья по боксу, опять же профессиональный, и, наконец (переходим к тому, что нас непосредственно интересует), - самобытный ...
  • стиль: джаз, джаз
Что важнее, что достойнее: экспериментировать, прокладывать новые пути, искать новые, никогда и никем не испробованные музыкальные решения или неустанно искать новые краски в уже, казалось бы, всем известных направлениях, видеть новые глубины там, ...
  • стиль: джаз, джаз
У очень многих арфа в ее классическом варианте, изображенном на обложке альбома Play Harp, ассоциируется во-первых - с академической музыкой, а во вторых - с дамой, желательно миловидной, проворно перебирающей струны этого громоздкого инструмента. ...
  • стиль: джаз, джаз
Американский пианист Кенни Вернер любит давать своим работам лаконичные названия. Так, его предыдущий альбом с фортепьянным трио, кстати, тоже изданный Pirouet Records, назывался просто The Melody. Рецензию на него, как и информацию о самом Вернере, ...
  • стиль: джаз, джаз
Труба легендарного Чета Бейкера пела почти человеческим голосом, но и неповторимый голос самого Бейкера остался в памяти любителей джаза и до сих пор будоражит воображение. Память о культовом джазовом музыканте жива и Джюн Бизанц – одна из ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com