Ансамбль из Лилля (Франция) Outre Mesure отсчитывает свою историю с 1999 года. За прошедшие годы состав коллектива не раз претерпевал персональные изменения. В 2009-м Outre Mesure выпустили свой дебютный альбом Abacadaë, а шесть лет спустя, в 2015-м появился второй диск La Ligne Perdue. Знакомство с творчеством квинтета (именно таков формат Outre Mesure сегодня) для меня началось именно с этой работы.
Первое впечатление от La Ligne Perdue, что дословно означает «Линия потеряна», а в более правильном, как мне кажется, переводе - «Разрыв связи» (хе-хе, сразу вспомнил Communication Breakdown: не перекличка ли тут с Led Zeppelin?) – музыка сложная, многоплановая и, несомненно, интересная. И если уж помянуты всуе гранды британского рока, то надо сказать, что влияние рок-музыки у Outre Mesure, безусловно, присутствует. Однако, на мой взгляд, значительно больше здесь от прихотливо переплетенных джазовых направлений – джаз-рока (он же фьюжн) и джаза свободной формы. Основной нерв музыки Outre Mesure – контрапункт джазового начала, олицетворяемого звучанием духовых, трубы Марка Досье и тенор-саксофона Жерома Роселя, и мощного рокового импульса, посылаемого электрогитарой Жана-Луи Морэ (он – автор всех композиций альбома). Это прослеживается, в первую очередь, в таких пьесах, как стартовая Mingas и титульная La Ligne Perdue. Такая структура требует особой гибкости от ритм-группы, представленной басистом Оливье Веражем и ударником Шарлем Дюшеве, с чем она успешно справляется, играя роль своеобразного модератора между двумя стихиями.
Но слушать Outre Mesure интересно не только поэтому! Я словил себя на мысли, что практически каждую вещь, прослушав один раз, немедленно хочется поставить еще, чтобы внимательнее разобраться в происходящих метаморфозах. Пожалуй, лишь самую короткую, чуть менее двух минут, пьесу Les Soeurs Duvel с меланхоличной гитарой Морэ, бережно сопровождаемой басом Веража, можно назвать цельной от начала до конца. Любая другая композиция – это мини (а иногда и миди) сюита, в которой сменяют друг друга несколько тем. В La Bascule при внешнем спокойном развитии ощущаешь саспенс, как в фильмах Хичкока, а во второй части нежный гитарный звук сменяется раскатами ударных. В самой длинной пьесе Le Mal De Caderas можно расслышать все – от минимализма до фри-джаза. Композиция с понятным без перевода забавным названием Goulash Electrique интригует обилием гитарных эффектов и неожиданным выходом на авансцену ударных во второй ее части. Ну, а финальная Faux Whammy – это своеобразный парад всех музыкантов квинтета с неожиданной, как выстрел, кодой.
Словом, знакомство с Outre Mesure оказалось весьма приятным. Музыканты из Лилля выпускают альбомы довольно редко, а жаль! Такую музыку я не отказался бы слушать почаще!
Итальянский басист, композитор, аранжировщик и продюсер Лоренцо Фелициати должен быть неплохо знаком нашим читателям, и все встречи с ним связаны с релизами лондонского лейбла RareNoise Records. Фелициати записал здесь дуэт с Колином Эдвином ...
Нельзя назвать просто концептуальным альбом 1975 Triptych прог-рокового ирландского ансамбля M-Opus, здесь дело обстоит масштабнее: концептуальным является весь подход к творчеству квартета из Дублина. Главный идеолог коллектива, композитор, ...
Пятый альбом чикагская группа Marbin издала самостоятельно, предоставив MoonJune Records, выпускавшей предыдущие ее работы, права на его дистрибуцию. Три предшественника Aggressive Hippies рецензировались сайтом jazzquad.ru, и желающие могут ...
Шестой в дискографии Марка Уингфилда альбом в качестве лидера стал его дебютом на MoonJune Records. Шеф этого нью-йоркского независимого лейбла Леонардо Павкович питает особое пристрастие к гитаристам, работающим в сфере джаза – прог-рока, и в ...
Свой первый альбом Марлен ВерПланк записала, когда ей было двадцать два и было это в … 1955 году. Представляемый сегодня The Mood I'm In – ее двадцать четвертый альбом. Между ними – целая жизнь, отданная джазу. Уроженка Ньюарка, ...
Есть джазовые вокалистки, поражающие мощью своего голоса, королевы децибел и диапазонов. Есть джазовые вокалистки, поражающие техникой своего пения, виртуозы скэт-вокала. А есть другие, удивительно точно передающие дух времени, того времени, которое ...
Для тех минчан, которые плохо переносят назойливый звон попсовой мошкары с телеэкранов, клуб «Граффити» является одним из самых благодатных оазисов живой и креативной музыки самых разных направлений. Здешние концерты – надежная ...
Провинциальный джаз? Это, смотря какая провинция! У кого повернется язык назвать джаз Канзас-Сити второсортным, что обычно имеют ввиду, говоря о провинциальности того или иного явления культуры. Канзас-Сити дал миру Чарли Паркера – уже одного ...
Проект Cuts родился в 2012 году и увековечил свое появление дебютным альбомом на RareNoise Records в 2013-м. Проект объединил трех незаурядных музыкантов: японца Мерзбау (он же Масами Акита), шведа Матса Густафссона и венгра Балаша Панди. Мерзбау ...
Как вы понимаете, команда с названием «Металлический вкус крови» вряд ли играет smooth jazz. А еще вы, наверное, подумали, что команда с таким названием играет тяжеленный метал-рок? И вот тут вы ошиблись. То есть метал-рок в музыке ...
Рассказ об этом релизе неизбежно переплетается с рассказом о творческом и жизненном пути создателя проекта MetaQuorum. Композитор и клавишник из Ньюкасла Дмитрий Ермаков родился и вырос в Ленинграде. Получил музыкальное образование в музучилище ...
Филадельфия – город, давший американской музыке, в том числе джазу, много ярких музыкантов. Певица Мишель Лорди – еще одно новое имя, связанное с этим городом, которое появилось на джазовой сцене США. Собственно, впервые она вышла на ...