Все, что изображено на изумрудного цвета обложке этого альбома, достаточно полно раскрывает языком пиктографии суть этого проекта. Прежде всего, бросается в глаза огромный вантовый мост, переброшенный через географическую карту мира. Его «проезжая часть» выполнена в виде клавиатуры рояля. Соединяет она две точки: одну в Европе, на Апеннинском полуострове, а другую в Азии, на острове Тайвань Напомню, что Формозой назвали этот остров у берегов континентального Китая португальцы, и в переводе это слово и значит, собственно, «прекрасный остров». Долгое время на западноевропейских географических картах использовалось именно это название. Присмотревшись, замечаешь у европейского края моста три мужские фигурки, а у азиатского – тоже три, две женские и одну мужскую. В сочетании с названием проекта «Миссия Формоза» здесь сказано почти все о нем самом.
Да, проект Mission Formosa объединил в джазовый секстет трех итальянских и трех китайских музыкантов с Тайваня. В свой дебютный альбом они включили 12 композиций. Лидером (и основным автором музыки) является басист из Апулии Джузеппе Басси. Итальянскую часть команды составляют также его земляк, альт-саксофонист Гаэтано Партипило и трубач из Сардинии Франческо Ленто. Пианистка Ю Инсу и тенор-саксофонистка Шен Юсу вместе с барабанщиком Куан Лянлином составляют тайваньскую половину секстета. Басси принес в проект три собственные композиции, а семь других сочинены им в сотрудничестве с китайскими партнерами (больше всего – с Ю Инсу). The Olive Tree – это джазовая обработка популярного тайваньского поп-шлягера, а Swingin’ at the Heaven Эллиса Марсалиса – единственный в программе образчик музыки с родины джаза.
Стилистика музыки Mission Formosa удерживается в весьма размытых границах современного мэйнстрим-джаза. Звучание строится на сочетании звука трех солирующих духовых инструментов с весьма активной ритм-группой, в которой нельзя не отметить самого Басси и пианистку Ю Инсу. Как мне показалось, особенно удачно исполняют музыканты лиричные темы балладного плана, например, After Typhoon, сочиненную Басси вместе с Куан Лянлином, где романтический настрой музыки окутан грустью, или очень эмоциональную A Song for my Mother Басси - Ю Инсу. Запомнился уже упомянутый выше вариант The Olive Tree с басовым интро, сменяющимся фортепьянными пассажами и унисонной игрой духовых. Темповая пьеса Zhong Kui Blues пропитана интонациями афроамериканского джаза с отличной партией контрабаса и диалогом духовых на самом высоком постбоповом уровне. В целом – интересный образчик межконтинентальной джазовой коллаборации, который стоит услышать.
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...