Merzbow / Gustafsson / Pandi / Moore - Cuts of Guilt, Cuts Deeper
11.03.2015
Проект Cuts родился в 2012 году и увековечил свое появление дебютным альбомом на RareNoise Records в 2013-м. Проект объединил трех незаурядных музыкантов: японца Мерзбау (он же Масами Акита), шведа Матса Густафссона и венгра Балаша Панди. Мерзбау – король нойза и фантастически плодовитый музыкант: на его счету более 350 записей начиная с 1979 года, когда он сделал свою первую: то есть в среднем более, чем по 10 дисков в год! Для этого исполнителя музыкой является все, включая тишину. Матс Густафссон – один из виднейших в мире мастеров авангардного джаза. Он играет на саксофонах и других духовых и широко использует живую электронику. Лет шесть назад я был свидетелем того, как в Минске, в рамках Дней культуры Швеции, Матс «поставил на уши» зал Белгосфилармонии и далеко не все зрители долго продержались в таком состоянии. Правда, оставшиеся, в том числе и ваш покорный слуга, с огромным удовольствием вспоминали тот концерт. Наконец, ударник Балаш Панди – человек, которого в равной степени ценят поклонники жесткого рока и импровизационного джаза, один из постоянных артистов лондонского лейбла RareNoise. Именно он, работавший ранее с Мерзбау и привлекший к проекту Густафссона, был инициатором создания трио.
Ко второму альбому, вновь на RareNoise Records, трио превратилось в квартет: к трем вышеупомянутым присоединился еще один именитый музыкант: американский гитарист Терстон Мур, отец-основатель культовой группы альтернативного рока Sonic Youth. Его появление в составе вполне закономерно, так как в свое время Sonic Youth выступала вместе с Мерзбау и Густафссоном на концерте в датской Роскильде в 2005 году. Эта запись вошла в дискографию группы под названием Andre Sider Af Sonic Youth.
В составе Мерзбау – Густафссон – Мур – Панди музыканты почувствовали себя так комфортно, что энергии и настроения хватило аж на двойной альбом. Он получил название Cuts of Guilt, Cuts Deeper и, по традиции, весьма агрессивного вида птицу, правда, другого колера по сравнению с дебютником, на обложку. На каждом из дисков разместилось по две объемистые импровизационные композиции с не менее объемистыми названиями: replaced by shame, only two left и divided by steel, falling gracefully на первом диске и too late, too sharp — it is over и all his teeth in hand, asking her once more – на втором. Естественно (для данного состава) никаких предварительных планов, никакой предварительной координации между исполнителями не было. Все восемьдесят минут звучания – плод непосредственной спонтанной импровизации. Даже не буду пытаться описывать происходившее звуковое действо. Лучше всего, на мой взгляд, это сделал один из участников проекта, Матс Густафссон, назвавший альбом «стеной нойз-поэзии с постоянно меняющимися слоями и перспективами». Если фильмы обычно маркируют возрастными ограничениями для зрителей, то здесь я бы поставил на обложку крупную предостерегающую надпись «только для поклонников крутого авангарда». Сочетание нойза с фри-джазом (с акцентом на нойз) – это, я вам скажу, удовольствие не для всех…
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...