Merzbow / Gustafsson / Pandi / Moore - Cuts of Guilt, Cuts Deeper
11.03.2015
Проект Cuts родился в 2012 году и увековечил свое появление дебютным альбомом на RareNoise Records в 2013-м. Проект объединил трех незаурядных музыкантов: японца Мерзбау (он же Масами Акита), шведа Матса Густафссона и венгра Балаша Панди. Мерзбау – король нойза и фантастически плодовитый музыкант: на его счету более 350 записей начиная с 1979 года, когда он сделал свою первую: то есть в среднем более, чем по 10 дисков в год! Для этого исполнителя музыкой является все, включая тишину. Матс Густафссон – один из виднейших в мире мастеров авангардного джаза. Он играет на саксофонах и других духовых и широко использует живую электронику. Лет шесть назад я был свидетелем того, как в Минске, в рамках Дней культуры Швеции, Матс «поставил на уши» зал Белгосфилармонии и далеко не все зрители долго продержались в таком состоянии. Правда, оставшиеся, в том числе и ваш покорный слуга, с огромным удовольствием вспоминали тот концерт. Наконец, ударник Балаш Панди – человек, которого в равной степени ценят поклонники жесткого рока и импровизационного джаза, один из постоянных артистов лондонского лейбла RareNoise. Именно он, работавший ранее с Мерзбау и привлекший к проекту Густафссона, был инициатором создания трио.
Ко второму альбому, вновь на RareNoise Records, трио превратилось в квартет: к трем вышеупомянутым присоединился еще один именитый музыкант: американский гитарист Терстон Мур, отец-основатель культовой группы альтернативного рока Sonic Youth. Его появление в составе вполне закономерно, так как в свое время Sonic Youth выступала вместе с Мерзбау и Густафссоном на концерте в датской Роскильде в 2005 году. Эта запись вошла в дискографию группы под названием Andre Sider Af Sonic Youth.
В составе Мерзбау – Густафссон – Мур – Панди музыканты почувствовали себя так комфортно, что энергии и настроения хватило аж на двойной альбом. Он получил название Cuts of Guilt, Cuts Deeper и, по традиции, весьма агрессивного вида птицу, правда, другого колера по сравнению с дебютником, на обложку. На каждом из дисков разместилось по две объемистые импровизационные композиции с не менее объемистыми названиями: replaced by shame, only two left и divided by steel, falling gracefully на первом диске и too late, too sharp — it is over и all his teeth in hand, asking her once more – на втором. Естественно (для данного состава) никаких предварительных планов, никакой предварительной координации между исполнителями не было. Все восемьдесят минут звучания – плод непосредственной спонтанной импровизации. Даже не буду пытаться описывать происходившее звуковое действо. Лучше всего, на мой взгляд, это сделал один из участников проекта, Матс Густафссон, назвавший альбом «стеной нойз-поэзии с постоянно меняющимися слоями и перспективами». Если фильмы обычно маркируют возрастными ограничениями для зрителей, то здесь я бы поставил на обложку крупную предостерегающую надпись «только для поклонников крутого авангарда». Сочетание нойза с фри-джазом (с акцентом на нойз) – это, я вам скажу, удовольствие не для всех…
Четыре года спустя я вновь слушаю альбом с длинноухим непарнокопытным на обложке – фирменный знак итальянской группы Slivovitz. После Bani Ahead (рецензию на этот диск можно найти на сайте) неаполитанцы вновь выпускают свою новую работу на ...
Англо-норвежский ансамбль Spin Marvel впервые заявил о себе еще в 2006 году, дебютировав с одноименным альбомом на британском лейбле Babel Label, специализирующемся преимущественно на авангардном джазе. Тогда это был квартет с участием гитариста ...
Не знаю, есть ли в Индонезии специальные награды за заслуги перед индонезийской культурой, как это принято в некоторых других странах, например, в Польше, но если таковые имеются, то шеф MoonJune Records Леонардо Павкович давно заслуживает быть ...
Для итальянского трио из Турина Stearica поступивший в продажу в апреле альбом Fertile стал вторым полноформатным диском в истории группы. Первый диск был выпущен еще в 2008 году. Как видите, Stearica – не из тех коллективов, которые штампуют ...
Стив Слэгл и Билл О’Конелл. Саксофон и фортепьяно. Восемьдесят лет в джазе на двоих. Огромный опыт – концертный, гастрольный, сессионный. Солидные дискографии. Высокий авторитет у коллег и джазфэнов. Старые знакомые, не раз ...
Стивен МакГилл – вибрафонист и перкуссионист, играющий на различных инструментах, но, в первую очередь, конгейро, а среди его любимых музыкантов значатся имена Монго Сантамарии, Пончо Санчеса и других выдающихся мастеров этого инструмента и ...
Работы двух голландских музыкантов, пианиста Стевко Буша (он родился в Германии, но уже давно живет в Нидерландах) и саксофониста Пауля ван Кеменаде не раз освещались на наших страницах. В 2010 году мне довелось писать и об их первом совместном ...
Black Violin – это осень скрипичного патриарха Стаффа Смита (1909-1967). Альбом был записан за пару лет до смерти одного из самых видных джазовых скрипачей своего времени. И как осень порой радует нас неделькой-другой погожих, изумительно ...
Можно только поблагодарить компанию MPS Records, переиздавшую в сетевом варианте один из самых знаковых альбомов за всю историю джаза, если речь идет о джазовой скрипке. На этом инструменте играют в джазе давно, скрипачи пробовали себя практически в ...
Всех трех участников проекта Sumari мне довелось слышать совсем недавно, обозревая альбом квинтета Джулии Лайон. Уже там мастерство инструменталистов обратило на себя внимание. Но одно дело аккомпанировать вокалистке в исполнении стандартов, и ...
Чарли Паркер по прозвищу Берд был и остается одним из немногочисленных и общепризнанных гениев в истории джаза. Его творчество, его идеи дали новый импульс развитию этой музыки, отдаленное воздействие которого ощущается и в наши дни. Не удивительно, ...
Прекрасный образчик того, как может выглядеть музыка, сочиненная сравнительно молодым человеком, выросшим на хип-хопе, а затем полюбившим творчество Эрика Дольфи настолько сильно, что этому музыканту он оказался обязанным и выбором инструмента. ...