Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно меньше джазменов, для которых виолончель – единственный или основной инструмент: Абдул Вадуд, Дэвид Иджус, Эрик Фридлендер … В этот не длинный список можно с полным основанием включить и Артема Манукяна.
Именно по классу виолончели 32-х летний музыкант закончил в свое время консерваторию в родном Ереване и, несмотря на убедительные выступления в качестве басиста, похоже, сделал окончательный выбор в пользу виолончели. Артем играл в этно-джазовой группе «Катунер», потом выступал в знаменитой группе Арто Тунчбояджяна Armenian Navy Band, получившей в 2006 году престижную премию Би-Би-Си в категории world music. Любопытно, что к джазу он пришел от хип-хопа, своего любимого направления в юные годы. Как признавался в одном из интервью сам Артем, поворотным моментом стал один из альбомов Майлса Дэвиса. От себя добавлю, что тут, видимо, сработали и гены: Артем – сын самого авторитетного знатока джаза в Армении, ведущего критика и организатора джазового движения Армена Манукяна. С 2010 года Артем Манукян живет в Лос-Анджелесе, успел поиграть в Штатах со многими видными музыкантами, а Citizen – его дебютный полноформатный альбом в качестве лидера.
Для его записи Артем собрал весьма представительную команду из армянских и американских музыкантов с участием, к примеру, того же Тунчбояджяна. Но, при мощной ритм-группе, при заметном влиянии электронных красок, основной нерв саунда его ансамбля держится на взаимодействии виолончели лидера с фортепьяно двух классных пианистов-клавишников, также в разное время переехавших в США из Армении – Тиграна Амасяна (в двух треках) и Вардана Овсепяна, основного партнера Артема. Что касается игры самого Артема, то в ней органично уживаются его академическая техника (образцово в этом смысле выглядит лиричный Waltz For Maya) и стремление уподобить звучание виолончели басовому, что особенно эффектно получилось в Duet n.1. Кстати, обе эти композиции написаны самим Манукяном, всего же в программу альбома вошло восемь его пьес (одна, Old New Home, звучит в аранжировке Марселя Камарго). Овсепян сочинил Dark Matters и сделал аранжировку финальной композиции Words.
Citizen полистилистичен, причем, очевидно, что это сознательный выбор его создателя. Открывает альбом весьма энергичная композиция Sailors Song, сделанная в лучших традициях фанко-фьюжн. Но сразу за ней идет почти классическая джазовая баллада CityZen, которую можно с натяжкой считать титульной – в ее названии Артем использовал любимую в англоязычных странах игру в омонимы, в данном случае фонетические. В композиции 3 Mas Dub полистилистика «проникла» и внутрь пьесы: лейтмотив здесь явно этнический, но в финале ощутим и привкус авангарда. Две композиции альбома особенно характерны в этом плане. Turgut To be True проникнута духом музыки фламенко (особый респект гитаристу Ваагни), а в All Yours джаз встречается с хип-хопом (старая любовь не ржавеет) усилиями рэпера Чилла.
Наверняка я субъективен, но при всем этом разнообразии основным общим впечатлением от альбома я бы назвал его … поэтичность. Мне кажется, что Артем Манукян в душе прежде всего лирик. Возможно, «виной» тому такие пьесы, как упомянутые выше CityZen и Waltz For Maya, возможно, элегичный финал с ярким дуэтом Манукяна и Овсепяна в Words, а скорее, сама манера игры Артема, густой выразительный голос его инструмента. В любом случае дебют получился впечатляющим. Будем ждать продолжения.
Что бы ни говорили о падении интереса американцев к джазу, особенно традиционному, The Great American Songbook, коллекция стандартов, ставших классическими и глубоко проникшими в сознание среднего американца, по-прежнему остается для многих и многих ...
Для любителей гитарной музыки особым деликатесом всегда служат совместные работы двух или нескольких мастеров этого инструмента. И действительно, трудно не восхититься такими гитарными альянсами, как «саммит» МакЛафлина, Ди Меолы и Де ...
Положа руку на сердце, Питер Гордон – не самый известный в музыкальном мире композитор и исполнитель. Это столь же странно, сколь и несправедливо. Дело в том, что идеи синтеза различных музыкальных направлений, пронизывающие его творческий ...
Филипп Пети – известнейший французский мастер электронной экспериментальной музыки. В этой сфере музыкант из Марселя работает уже более тридцати лет. Впрочем, Пети по отношению к самому себе предпочитает не использовать термины ...
Гостевой участник этого проекта, известный джазовый гармошечник Хендрик Меркенс, риторически вопрошает: « Как можно было не стать сильным исполнителем самба-джаза с таким бэкграундом?» (его слова цитируются в liner notes альбома). И с ...
- Рабинович, Вы любите помидоры? -Кушать – да, а так – нет… Впервые начинаю обзор диска с эпиграфа в виде хорошо известного анекдота. Сподвигла меня на такую вольность музыка рэгги, основной музыкальный контент этой работы. ...
Очень «горячий» - во всех отношениях – альбом. Во-первых, к моменту, когда пишутся эти строки, Made In New York только-только (16 октября) поступил в продажу в США, а во-вторых, под обложкой, сверкающей огнями большого города, вас ...
Рэчел Кэсуэлл начинала с изучения джаза и искусства игры на виолончели в Университете Индианы, а затем все же остановилась на джазовом вокале, основы которого постигала в Консерватории Новой Англии. Известна совместными выступлениями и записями с ...
Дуэт – весьма специфичный формат. Про комбо любого иного состава всегда можно сказать: «N является безусловным лидером группы» или «NN несколько не дотягивает до уровня своих партнеров». В дуэте не так. Хороший ...
Термин saudade не поддается однозначному переводу. Приблизительно, это что-то вроде переполняющего душу любого бразильца чувства сладко-щемящей грусти о несбывшемся. Saudade присутствует в любом виде бразильской музыки. Опять-таки приблизительно его ...
Очень необычный джазовый привет из штата Коннектикут. Пианист, композитор и педагог Рекс Кэдвалайдер хорошо здесь известен. Рекс помогал студентам овладевать тонкостями фортепьянного джаза не только в различных американских университетах, но и в ...
Американский гитарист Рез Аббаси родился в Пакистане в 1965 году, но рос и учился музыке уже в Калифорнии, в США, куда переехали его родители. С 1987 года Аббаси живет в Нью-Йорке, где стал заметной фигурой на местной джазовой сцене. В искусстве ...