Всех трех участников проекта Sumari мне довелось слышать совсем недавно, обозревая альбом квинтета Джулии Лайон. Уже там мастерство инструменталистов обратило на себя внимание. Но одно дело аккомпанировать вокалистке в исполнении стандартов, и совсем другое – проект собственный. Здесь звучит совсем другая музыка, подкрепленная вдобавок общей для всех участников духовной составляющей.
Чтобы пояснить этот тезис, придется вспомнить такую неординарную личность, как Джейн Робертс. Эта американская писательница (медиум?), впадая в состояние транса, общалась с неким потусторонним существом по имени Сет (в принципе, это имя бога ярости, войны и смерти в древнеегипетской мифологии). Все, услышанное от Сета, Робертс изложила в книге «Сет говорит» и ряде последующих, сформировав довольно стройное учение этического и метафизического характера, направленное на расширение возможностей самопознания человека. Много лет назад Кабрера и ДеСальво познакомились с работами Робертс, произведшими на них глубокое впечатление, и приобщили к ним Лавеля. Нынешний проект трио снабжен цитатами из Сета и Робертс на обложке конверта, да и само название проекта и альбома – это термин из вышеуказанного учения, означающий «федерация сознания».
Не касаясь более идейной составляющей альбома, перейдем непосредственно к музыке. Слушал я альбом с большим интересом и удовольствием. Все трое музыкантов прошли уже солидный путь в джазе, все трое тесно связаны с downtown-культурой нью-йоркского авангарда, все трое исповедуют свободную импровизацию новоджазового толка. Начнем с того, что и по инструментарию это не совсем обычный проект: труба (и ее разновидности) + альт-кларнет Мэтта Лавеля – гитара + мандола + виолончель Джека ДеСальво – разнообразные перкуссионные инструменты Тома Кабреры. Духовые – струнные – ударные. Такой широкий арсенал позволил исполнителям сделать свою музыку необычайно разнообразной, насытить свои импровизации этническими мотивами (особенно это заметно в Counterparts Are Comparitively Encountered), но, не теряя при всей свободе музыки зримой мелодической основы всех композиций. Впечатляют заоблачные парения трубы Лавеля, у которого пассажи в несколько нот порой кажутся бесконечными, буквально гипнотизирует развитие темы в Alternate Presents and Multiple Focus, весьма энергичный финал ждет вас в The Gates of Horn. Словом, весьма необычно, весьма креативно и далеко от фри-джазовых крайностей в области формы – так я бы суммировал впечатления от Sumari.
2015 Unseen Rain Records
7 tks / 65 mins
(Matt Lavelle - tp, co, flg, pocket tp, alto cl; Jack DeSalvo - cello, mandola, g; Tom Cabrera - dumbeq, rik, frame drums, bass drum, perc;)
Диск предоставлен Jazz Promo Services
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...
Очень коротко, в одну фразу, можно характеризовать этот альбом: образцовый чикагский блюз в исполнении живых классиков этого направления. Тогда живых. Сегодня никого из пяти звезд блюза, записавших альбом Loaded with the Blues уже нет живых. Сетевое ...
«Кларк Терри … создал полностью индивидуальный, оригинальный стиль, возможно, он является единственным современным трубачом периода, предшествовавшего возникновению фри-джаза, не втянутым в игру противоположностей между Диззи Гиллеспи и ...
Аврора, древнеримская богиня утренней зари, не редкий гость на джазовом небосклоне. Я хорошо помню ее яркое появление под звуки электроскрипки Жан-Люка Понти в ритмах фьюжн в 1976 году. Не менее эффектно выглядела Аврора и в 2009 году, с альбомом ...
Совершенно необычный по своей стилистике альбом. Даже ухо, давно приученное к тому, что редкая запись отличается абсолютной чистотой стиля и почти любой альбом или даже композиция – это амальгама различных направлений, насторожится, услышав ...
Прекрасный концертный альбом, способный завоевать сердца самой широкой аудитории. Тому способствует самый широкий спектр причин. Прежде всего поговорим об исполнителях. Кристина Брага – одна из виднейших арфисток, широко известная далеко за ...
Вся жизнь Кристины Моррисон – это движение: от одной географической точки к другой, от одного вида творчества к другому. Судите сами: Кристина родилась в Майами, но ее детство прошло в постоянных перемещениях между США и Эквадором. С юных лет ...