Для тех минчан, которые плохо переносят назойливый звон попсовой мошкары с телеэкранов, клуб «Граффити» является одним из самых благодатных оазисов живой и креативной музыки самых разных направлений. Здешние концерты – надежная альтернатива пафосным официозным мероприятиям – как по составу выступающих, так и по составу публики. Таковым был и концерт, состоявшийся 1 сентября 2014 года, когда здесь выступала группа Masque Noir, к которой присоединился еще целый ряд гостей. Запись этого концерта превратилась в начале текущего года в сетевой альбом под названием Live in Graffiti Pub, выложенный бельгийским интернет-лейблом Tape – Safe.
Masque Noir – это проект саксофониста Фрида Самотного, существующий независимо и параллельно другой его группе, питерско-минскому ансамблю Dead Frank. Импровизация, музыкальное вероисповедание Фрида, лежит в основе творчества обоих коллективов, но саунд их разнится существенно. В Masque Noir много синтезаторных звучаний, много гитарного звука, богатая ритмика, и на этом фоне тенор-саксофон лидера не то чтобы отходит на второй план, но сознательно «ужимает» занимаемое им звуковое пространство авансцены, освобождая место для коллег. При этом энергетики и в Masque Noir море, особенно учитывая концертный характер записи. Это море энергетики даже выплеснулось из чисто звуковых берегов и захлестнуло названия исполнявшихся композиций. Не припомню дисков, где бы в названиях пьес было столько повелительных наклонений и фигурировало столько знаков препинания, особенно восклицательных. Судите сами, позитивна или негативна эта энергия, но как здорово: «Выворачивай карманы!» (vyvarocvaj kiseni!), «Можешь валить…» (mozas valic`...), «Вымой шею, придурок!» (vymyj syju, prydurak!), «Сиди!» (sydzi!). Впрочем, пьеса со «спокойным» названием «Реабилитация» (reabilitacyja) сыграна с таким «высокооктановым» драйвом, что, по мне, она стала одним из главных украшений альбома.
Кстати, исполнялась она во второй части концерта, когда в последних пяти композициях к Фриду и Masque Noir присоединились их коллеги по минскому андеграунду из групп ВОМ11 (в полном составе) и Aliosha Give me a chance (гитарист), что еще больше интенсифицировало звучание. О единой стилистике импровизаций на протяжении всей программы говорить трудно. Концерт начался со сверх-агрессивной «Ты соответствуешь?» (ty adpaviadajes?), но, пожалуй, в чисто «маскунуаровском» сете, кроме великолепной «Защемило дверями» (zascamila dzviaryma) превалировал дух фри-джаза. В остальной же части альбома с легкостью обнаруживаешь и нотки психоделии («Вымой шею, придурок!»), и медитационную «Пока еще!» (pakul`!), и электронную вакханалию «Сиди!» (sydzi!). В любом случае, ни одного «проходного» номера здесь не было, да, наверное, и по определению не могло быть в импровизационном режиме при сумасшедшей самоотдаче музыкантов. Ее наверняка чувствовали собравшиеся в тот вечер в «Граффити», и ее отзвуки бесстрастно зафиксировала запись, которую, право, стоит послушать всем тем, кто… (смотри начало этого текста).
Американский гитарист Рез Аббаси родился в Пакистане в 1965 году, но рос и учился музыке уже в Калифорнии, в США, куда переехали его родители. С 1987 года Аббаси живет в Нью-Йорке, где стал заметной фигурой на местной джазовой сцене. В искусстве ...
С новой работой композитора, пианиста и поэта из Нью-Йорка Ричарда Бливаса я знакомился с особым интересом. Практически обо всех его предыдущих работах можно прочесть на сайте. Последний по времени выпуска альбом Water E. Bee and The Haunted Rag ...
Лейбл MPS (расшифровывается, как Musik Produktion Schwarzwald, т.е. "Музыкальная продукция из Шварцвальда») был основан Хансом-Георгом Бруннер-Швером в Виллингене (регион Шварцвальд) в 1968 году и стал первым немецким лейблом, издававшим ...
Ну как можно было пройти мимо альбома со столь забавной обложкой: на зеленом поле муравьишка геройски поднимает на мощных жвалах радиоприемник не то что до-компьютерной, а скорее, до-телевизионной эры! Так я успел познакомиться сам и представить ...
Огромная, вторая по территории в мире, страна к северу от США, Канада в культурном плане большинством соотечественников воспринимается, как часть Штатов. Канадский хоккей – да, знают все, а вот канадский джаз – увы, немногие. Оскар ...
Не для каждого уха предназначена новая (вторая по счету после альбома Photosphere (2005) работа американо-немецкого дуэта Роберт Дик – Урсель Шлихт, это очень «высоколобый» альбом для знатоков и ценителей авангардного нового джаза ...
У саксофониста Рокко Джона Яковоне были прекрасные учителя, но – очень непохожие друг на друга. Рокко играл у яркого адепта фри-джаза Сэма Риверса в Orchestral Explorations, а, с другой стороны, брал уроки у такого мастера кул-джаза, как Ли ...
Второй альбом из серии концертных записей, выполненных в нью-йоркском «Кафе Вивальди», расположенном в богемном квартале Гринвич Вилледж. С 2012 года, каждую среду пианист и композитор Роджер Дэвидсон выступает в этом кафе и с 2013 года ...
Известный колумбийский перкуссионист и композитор Самуэль Торрес удивил новым альбомом Forced Displacement. Это, насколько я знаю, первое обращение Торреса к крупным формам (альбом представляет собой сюиту из десяти частей, в которой есть и ...
Я оставляю за рамками этого текста впечатляющую историю успеха московского хирурга-уролога Александра Гершмана, ставшего очень востребованным врачом в США и, одновременно и не менее профессионально играющего джаз со своей группой Sasha's Bloc. Об ...
Звуки музыки из Новой Зеландии редко долетают до наших краев, и, уже поэтому каждую музыкальную новинку из этой очень далекой страны встречаешь с особым интересом. Но Helios Forsaken квартета из Окленда Shepherds Of Cassini привлекает отнюдь не ...
Первый альбом индонезийского ансамбля simakDIALOG для фирмы из Нью-Йорка MoonJune Records был концертным (Patahan, 2007), потом последовали два студийных альбома (Demi Masa, 2009 и The 6th Story, 2013), и вот в своем четвертом релизе на лейбле ...