Для тех минчан, которые плохо переносят назойливый звон попсовой мошкары с телеэкранов, клуб «Граффити» является одним из самых благодатных оазисов живой и креативной музыки самых разных направлений. Здешние концерты – надежная альтернатива пафосным официозным мероприятиям – как по составу выступающих, так и по составу публики. Таковым был и концерт, состоявшийся 1 сентября 2014 года, когда здесь выступала группа Masque Noir, к которой присоединился еще целый ряд гостей. Запись этого концерта превратилась в начале текущего года в сетевой альбом под названием Live in Graffiti Pub, выложенный бельгийским интернет-лейблом Tape – Safe.
Masque Noir – это проект саксофониста Фрида Самотного, существующий независимо и параллельно другой его группе, питерско-минскому ансамблю Dead Frank. Импровизация, музыкальное вероисповедание Фрида, лежит в основе творчества обоих коллективов, но саунд их разнится существенно. В Masque Noir много синтезаторных звучаний, много гитарного звука, богатая ритмика, и на этом фоне тенор-саксофон лидера не то чтобы отходит на второй план, но сознательно «ужимает» занимаемое им звуковое пространство авансцены, освобождая место для коллег. При этом энергетики и в Masque Noir море, особенно учитывая концертный характер записи. Это море энергетики даже выплеснулось из чисто звуковых берегов и захлестнуло названия исполнявшихся композиций. Не припомню дисков, где бы в названиях пьес было столько повелительных наклонений и фигурировало столько знаков препинания, особенно восклицательных. Судите сами, позитивна или негативна эта энергия, но как здорово: «Выворачивай карманы!» (vyvarocvaj kiseni!), «Можешь валить…» (mozas valic`...), «Вымой шею, придурок!» (vymyj syju, prydurak!), «Сиди!» (sydzi!). Впрочем, пьеса со «спокойным» названием «Реабилитация» (reabilitacyja) сыграна с таким «высокооктановым» драйвом, что, по мне, она стала одним из главных украшений альбома.
Кстати, исполнялась она во второй части концерта, когда в последних пяти композициях к Фриду и Masque Noir присоединились их коллеги по минскому андеграунду из групп ВОМ11 (в полном составе) и Aliosha Give me a chance (гитарист), что еще больше интенсифицировало звучание. О единой стилистике импровизаций на протяжении всей программы говорить трудно. Концерт начался со сверх-агрессивной «Ты соответствуешь?» (ty adpaviadajes?), но, пожалуй, в чисто «маскунуаровском» сете, кроме великолепной «Защемило дверями» (zascamila dzviaryma) превалировал дух фри-джаза. В остальной же части альбома с легкостью обнаруживаешь и нотки психоделии («Вымой шею, придурок!»), и медитационную «Пока еще!» (pakul`!), и электронную вакханалию «Сиди!» (sydzi!). В любом случае, ни одного «проходного» номера здесь не было, да, наверное, и по определению не могло быть в импровизационном режиме при сумасшедшей самоотдаче музыкантов. Ее наверняка чувствовали собравшиеся в тот вечер в «Граффити», и ее отзвуки бесстрастно зафиксировала запись, которую, право, стоит послушать всем тем, кто… (смотри начало этого текста).
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...
Очень коротко, в одну фразу, можно характеризовать этот альбом: образцовый чикагский блюз в исполнении живых классиков этого направления. Тогда живых. Сегодня никого из пяти звезд блюза, записавших альбом Loaded with the Blues уже нет живых. Сетевое ...
«Кларк Терри … создал полностью индивидуальный, оригинальный стиль, возможно, он является единственным современным трубачом периода, предшествовавшего возникновению фри-джаза, не втянутым в игру противоположностей между Диззи Гиллеспи и ...
Аврора, древнеримская богиня утренней зари, не редкий гость на джазовом небосклоне. Я хорошо помню ее яркое появление под звуки электроскрипки Жан-Люка Понти в ритмах фьюжн в 1976 году. Не менее эффектно выглядела Аврора и в 2009 году, с альбомом ...
Совершенно необычный по своей стилистике альбом. Даже ухо, давно приученное к тому, что редкая запись отличается абсолютной чистотой стиля и почти любой альбом или даже композиция – это амальгама различных направлений, насторожится, услышав ...