Для тех минчан, которые плохо переносят назойливый звон попсовой мошкары с телеэкранов, клуб «Граффити» является одним из самых благодатных оазисов живой и креативной музыки самых разных направлений. Здешние концерты – надежная альтернатива пафосным официозным мероприятиям – как по составу выступающих, так и по составу публики. Таковым был и концерт, состоявшийся 1 сентября 2014 года, когда здесь выступала группа Masque Noir, к которой присоединился еще целый ряд гостей. Запись этого концерта превратилась в начале текущего года в сетевой альбом под названием Live in Graffiti Pub, выложенный бельгийским интернет-лейблом Tape – Safe.
Masque Noir – это проект саксофониста Фрида Самотного, существующий независимо и параллельно другой его группе, питерско-минскому ансамблю Dead Frank. Импровизация, музыкальное вероисповедание Фрида, лежит в основе творчества обоих коллективов, но саунд их разнится существенно. В Masque Noir много синтезаторных звучаний, много гитарного звука, богатая ритмика, и на этом фоне тенор-саксофон лидера не то чтобы отходит на второй план, но сознательно «ужимает» занимаемое им звуковое пространство авансцены, освобождая место для коллег. При этом энергетики и в Masque Noir море, особенно учитывая концертный характер записи. Это море энергетики даже выплеснулось из чисто звуковых берегов и захлестнуло названия исполнявшихся композиций. Не припомню дисков, где бы в названиях пьес было столько повелительных наклонений и фигурировало столько знаков препинания, особенно восклицательных. Судите сами, позитивна или негативна эта энергия, но как здорово: «Выворачивай карманы!» (vyvarocvaj kiseni!), «Можешь валить…» (mozas valic`...), «Вымой шею, придурок!» (vymyj syju, prydurak!), «Сиди!» (sydzi!). Впрочем, пьеса со «спокойным» названием «Реабилитация» (reabilitacyja) сыграна с таким «высокооктановым» драйвом, что, по мне, она стала одним из главных украшений альбома.
Кстати, исполнялась она во второй части концерта, когда в последних пяти композициях к Фриду и Masque Noir присоединились их коллеги по минскому андеграунду из групп ВОМ11 (в полном составе) и Aliosha Give me a chance (гитарист), что еще больше интенсифицировало звучание. О единой стилистике импровизаций на протяжении всей программы говорить трудно. Концерт начался со сверх-агрессивной «Ты соответствуешь?» (ty adpaviadajes?), но, пожалуй, в чисто «маскунуаровском» сете, кроме великолепной «Защемило дверями» (zascamila dzviaryma) превалировал дух фри-джаза. В остальной же части альбома с легкостью обнаруживаешь и нотки психоделии («Вымой шею, придурок!»), и медитационную «Пока еще!» (pakul`!), и электронную вакханалию «Сиди!» (sydzi!). В любом случае, ни одного «проходного» номера здесь не было, да, наверное, и по определению не могло быть в импровизационном режиме при сумасшедшей самоотдаче музыкантов. Ее наверняка чувствовали собравшиеся в тот вечер в «Граффити», и ее отзвуки бесстрастно зафиксировала запись, которую, право, стоит послушать всем тем, кто… (смотри начало этого текста).
Второй альбом из серии концертных записей, выполненных в нью-йоркском «Кафе Вивальди», расположенном в богемном квартале Гринвич Вилледж. С 2012 года, каждую среду пианист и композитор Роджер Дэвидсон выступает в этом кафе и с 2013 года ...
Известный колумбийский перкуссионист и композитор Самуэль Торрес удивил новым альбомом Forced Displacement. Это, насколько я знаю, первое обращение Торреса к крупным формам (альбом представляет собой сюиту из десяти частей, в которой есть и ...
Я оставляю за рамками этого текста впечатляющую историю успеха московского хирурга-уролога Александра Гершмана, ставшего очень востребованным врачом в США и, одновременно и не менее профессионально играющего джаз со своей группой Sasha's Bloc. Об ...
Звуки музыки из Новой Зеландии редко долетают до наших краев, и, уже поэтому каждую музыкальную новинку из этой очень далекой страны встречаешь с особым интересом. Но Helios Forsaken квартета из Окленда Shepherds Of Cassini привлекает отнюдь не ...
Первый альбом индонезийского ансамбля simakDIALOG для фирмы из Нью-Йорка MoonJune Records был концертным (Patahan, 2007), потом последовали два студийных альбома (Demi Masa, 2009 и The 6th Story, 2013), и вот в своем четвертом релизе на лейбле ...
Четыре года спустя я вновь слушаю альбом с длинноухим непарнокопытным на обложке – фирменный знак итальянской группы Slivovitz. После Bani Ahead (рецензию на этот диск можно найти на сайте) неаполитанцы вновь выпускают свою новую работу на ...
Англо-норвежский ансамбль Spin Marvel впервые заявил о себе еще в 2006 году, дебютировав с одноименным альбомом на британском лейбле Babel Label, специализирующемся преимущественно на авангардном джазе. Тогда это был квартет с участием гитариста ...
Не знаю, есть ли в Индонезии специальные награды за заслуги перед индонезийской культурой, как это принято в некоторых других странах, например, в Польше, но если таковые имеются, то шеф MoonJune Records Леонардо Павкович давно заслуживает быть ...
Для итальянского трио из Турина Stearica поступивший в продажу в апреле альбом Fertile стал вторым полноформатным диском в истории группы. Первый диск был выпущен еще в 2008 году. Как видите, Stearica – не из тех коллективов, которые штампуют ...
Стив Слэгл и Билл О’Конелл. Саксофон и фортепьяно. Восемьдесят лет в джазе на двоих. Огромный опыт – концертный, гастрольный, сессионный. Солидные дискографии. Высокий авторитет у коллег и джазфэнов. Старые знакомые, не раз ...
Стивен МакГилл – вибрафонист и перкуссионист, играющий на различных инструментах, но, в первую очередь, конгейро, а среди его любимых музыкантов значатся имена Монго Сантамарии, Пончо Санчеса и других выдающихся мастеров этого инструмента и ...
Работы двух голландских музыкантов, пианиста Стевко Буша (он родился в Германии, но уже давно живет в Нидерландах) и саксофониста Пауля ван Кеменаде не раз освещались на наших страницах. В 2010 году мне довелось писать и об их первом совместном ...