Lata: Piotr Tkacz / Maciej Maciągowski - Lata W Amarancie
30.11.2015
Дебют на московском сетевом лейбле польского дуэта в сфере экспериментальной музыки. Понятие это очень условное, и чтобы сразу отсечь тех, кто случайно «набредет» на эту запись в Сети, скажу, что то, что делает дуэт из Познани Lata, бесконечно далеко (и равноудалено, кстати) и от Сороковой Моцарта, и от Kraftwerk, и от Сесила Тейлора. Более того, их работу можно счесть даже не собственно музыкой, а, скорее, исследованием звука.
Если вы дочитали до этого места и не испугались, тогда пойдем дальше. Участники проекта Latа – Петр Ткач и Мацей Маценговски. Первый из них – музыкант-импровизатор, ди-джей, человек, пишущий о музыке и организующий музыкальные мероприятия. Как музыкант, он предпочитает работать с « вертушками» (Петр – завзятый тернтейблист), а также с разнообразными объектами, не предназначенными специально для звукоизвлечения. Второй – инженер-акустик с магистерской степенью, фанат электроники, для звуковых экспериментов предпочитает модульный синтезатор и другую аппаратуру, желательно неисправную. И Петр, и Мацей участвуют в целом ряде других проектов, ну, а примером того, что они делают вместе, может послужить альбом Lata W Amarancie («Амарант» - это такой мультифункциональный культурный центр, недавно открывшийся в Познани на площадях бывшего Дома Трамвайщика).
Бедные трамвайщики, только в страшном сне они могли бы представить то, что творилось в их бывшем Доме 9 июля 2015 года. Именно в тот день происходила запись Lata W Amarancie. Альбом составили три безымянных трека, несколько отличающихся друг от друга по интенсивности звука и динамике. Звучание в каждом из треков преимущественно электронное. С чем его сравнить? Попробуйте вытащить из глубин родительской кладовки старый коротковолновой приемник, типа «Океана» или приснопамятной «Спидолы», и медленно вращайте ручку настройки в поисках какой-нибудь станции, например «Голоса Америки» с джазовой программой Уиллиса Коновера, как это делали ваши родители, если они были джазфэнами. Вы услышите в эфире разнообразные шумы, треск, сипение и так далее. Но штука в том, что в Lata W Amarancie вы никогда не доберетесь ни до какой станции! Именно эти шумы, синтезаторные модуляции звука, их почти незаметные изменения и составляют основу звучания. Время от времени в этом ровном, живущем по своим законам электронном океане возникает всплеск – появляется некий акустический звук, добытый с помощью каких-то, как правило, трудно опознаваемых предметов. Вот такой электронно-акустический эксперимент. Я по ассоциации вспомнил земляка Петра и Мацея, великого фантаста Станислава Лема и придуманный им живой океан Солярис. Да, тысячи людей прекрасно проживают свои жизни и без него. Но если Солярис существует, то всегда будут и те единицы, кому интересно его исследовать. Это погружение в электронный Солярис и зафиксировано альбомом Lata W Amarancie.
У саксофониста Рокко Джона Яковоне были прекрасные учителя, но – очень непохожие друг на друга. Рокко играл у яркого адепта фри-джаза Сэма Риверса в Orchestral Explorations, а, с другой стороны, брал уроки у такого мастера кул-джаза, как Ли ...
Второй альбом из серии концертных записей, выполненных в нью-йоркском «Кафе Вивальди», расположенном в богемном квартале Гринвич Вилледж. С 2012 года, каждую среду пианист и композитор Роджер Дэвидсон выступает в этом кафе и с 2013 года ...
Известный колумбийский перкуссионист и композитор Самуэль Торрес удивил новым альбомом Forced Displacement. Это, насколько я знаю, первое обращение Торреса к крупным формам (альбом представляет собой сюиту из десяти частей, в которой есть и ...
Я оставляю за рамками этого текста впечатляющую историю успеха московского хирурга-уролога Александра Гершмана, ставшего очень востребованным врачом в США и, одновременно и не менее профессионально играющего джаз со своей группой Sasha's Bloc. Об ...
Звуки музыки из Новой Зеландии редко долетают до наших краев, и, уже поэтому каждую музыкальную новинку из этой очень далекой страны встречаешь с особым интересом. Но Helios Forsaken квартета из Окленда Shepherds Of Cassini привлекает отнюдь не ...
Первый альбом индонезийского ансамбля simakDIALOG для фирмы из Нью-Йорка MoonJune Records был концертным (Patahan, 2007), потом последовали два студийных альбома (Demi Masa, 2009 и The 6th Story, 2013), и вот в своем четвертом релизе на лейбле ...
Четыре года спустя я вновь слушаю альбом с длинноухим непарнокопытным на обложке – фирменный знак итальянской группы Slivovitz. После Bani Ahead (рецензию на этот диск можно найти на сайте) неаполитанцы вновь выпускают свою новую работу на ...
Англо-норвежский ансамбль Spin Marvel впервые заявил о себе еще в 2006 году, дебютировав с одноименным альбомом на британском лейбле Babel Label, специализирующемся преимущественно на авангардном джазе. Тогда это был квартет с участием гитариста ...
Не знаю, есть ли в Индонезии специальные награды за заслуги перед индонезийской культурой, как это принято в некоторых других странах, например, в Польше, но если таковые имеются, то шеф MoonJune Records Леонардо Павкович давно заслуживает быть ...
Для итальянского трио из Турина Stearica поступивший в продажу в апреле альбом Fertile стал вторым полноформатным диском в истории группы. Первый диск был выпущен еще в 2008 году. Как видите, Stearica – не из тех коллективов, которые штампуют ...
Стив Слэгл и Билл О’Конелл. Саксофон и фортепьяно. Восемьдесят лет в джазе на двоих. Огромный опыт – концертный, гастрольный, сессионный. Солидные дискографии. Высокий авторитет у коллег и джазфэнов. Старые знакомые, не раз ...
Стивен МакГилл – вибрафонист и перкуссионист, играющий на различных инструментах, но, в первую очередь, конгейро, а среди его любимых музыкантов значатся имена Монго Сантамарии, Пончо Санчеса и других выдающихся мастеров этого инструмента и ...