Lata: Piotr Tkacz / Maciej Maciągowski - Lata W Amarancie
30.11.2015
Дебют на московском сетевом лейбле польского дуэта в сфере экспериментальной музыки. Понятие это очень условное, и чтобы сразу отсечь тех, кто случайно «набредет» на эту запись в Сети, скажу, что то, что делает дуэт из Познани Lata, бесконечно далеко (и равноудалено, кстати) и от Сороковой Моцарта, и от Kraftwerk, и от Сесила Тейлора. Более того, их работу можно счесть даже не собственно музыкой, а, скорее, исследованием звука.
Если вы дочитали до этого места и не испугались, тогда пойдем дальше. Участники проекта Latа – Петр Ткач и Мацей Маценговски. Первый из них – музыкант-импровизатор, ди-джей, человек, пишущий о музыке и организующий музыкальные мероприятия. Как музыкант, он предпочитает работать с « вертушками» (Петр – завзятый тернтейблист), а также с разнообразными объектами, не предназначенными специально для звукоизвлечения. Второй – инженер-акустик с магистерской степенью, фанат электроники, для звуковых экспериментов предпочитает модульный синтезатор и другую аппаратуру, желательно неисправную. И Петр, и Мацей участвуют в целом ряде других проектов, ну, а примером того, что они делают вместе, может послужить альбом Lata W Amarancie («Амарант» - это такой мультифункциональный культурный центр, недавно открывшийся в Познани на площадях бывшего Дома Трамвайщика).
Бедные трамвайщики, только в страшном сне они могли бы представить то, что творилось в их бывшем Доме 9 июля 2015 года. Именно в тот день происходила запись Lata W Amarancie. Альбом составили три безымянных трека, несколько отличающихся друг от друга по интенсивности звука и динамике. Звучание в каждом из треков преимущественно электронное. С чем его сравнить? Попробуйте вытащить из глубин родительской кладовки старый коротковолновой приемник, типа «Океана» или приснопамятной «Спидолы», и медленно вращайте ручку настройки в поисках какой-нибудь станции, например «Голоса Америки» с джазовой программой Уиллиса Коновера, как это делали ваши родители, если они были джазфэнами. Вы услышите в эфире разнообразные шумы, треск, сипение и так далее. Но штука в том, что в Lata W Amarancie вы никогда не доберетесь ни до какой станции! Именно эти шумы, синтезаторные модуляции звука, их почти незаметные изменения и составляют основу звучания. Время от времени в этом ровном, живущем по своим законам электронном океане возникает всплеск – появляется некий акустический звук, добытый с помощью каких-то, как правило, трудно опознаваемых предметов. Вот такой электронно-акустический эксперимент. Я по ассоциации вспомнил земляка Петра и Мацея, великого фантаста Станислава Лема и придуманный им живой океан Солярис. Да, тысячи людей прекрасно проживают свои жизни и без него. Но если Солярис существует, то всегда будут и те единицы, кому интересно его исследовать. Это погружение в электронный Солярис и зафиксировано альбомом Lata W Amarancie.
И название альбома, и оформление обложки с портретами представителей разных рас и народов, делают совершенно ясным message его создателя, австралийского гитариста и композитора Элбэйра – все мы, разные и непохожие друг на друга, - люди, мир ...
Тромбонист Альберт Мангельсдорф (1928-2005) был и, на мой взгляд, остается наиболее выдающимся представителем немецкого джаза. Он был первым из немецких музыкантов (и одним из весьма немногих европейцев вообще), кто пробился на первое место по ...
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный гитарист-виртуоз как на ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...