В год столетия со дня рождения великой джазовой певицы Билли Холидэй появление альбома-трибьюта в ее честь – дело вполне естественное. Но представляемый сегодня альбом – трибьют не совсем обычный, скорее наоборот. Волшебство искусства Билли Холидэй явлено нам, слушающим ее сегодня, и тем, кто будет слушать ее после нас, через ее неповторимый голос, голос, с помощью которого она превращала в шедевры подчас достаточно пустые по содержанию песенки. Естественнее и логичнее всего создавать альбом-трибьют, конечно же, вокалистам. Если говорить об инструменталистах, то, как мне кажется, ближе всего к передаче интонаций и звучания человеческого голоса стоят трубачи. А в данном случае трибьют создан пианисткой. Более того, это чисто сольный проект. И еще более того – Лара Даунс, создательница этого альбома, - человек, хотя и тонко чувствующий и любящий джаз, выступающий подчас с джазовыми музыкантами, но преимущественно связанный с миром академической музыки.
Родилась она в Сан-Франциско, но росла и получила музыкальное образование в Европе. Талантливая пианистка, Даунс выступала на лучших сценах Лондона, Вены, Парижа. Активно и с успехом она концертирует и на родине, в США, сотрудничает со многими известными музыкантами, создает сольные программы. Кроме того, Лара Даунс является постоянным ведущим и продюсером радиопрограммы об академической музыке и ее создателях, пишет книги и статьи, преподает. И вот – достаточно дерзкая попытка перевести мир песен Билли Холидэй на язык сольного фортепьянного исполнения.
Корни этой идеи уходят в детство Лары, когда, слушая пластинки из отцовской коллекции, она открыла для себя мир Билли Холидэй и еще с тех пор почувствовала близость ее творчества собственным мыслям и чувствам. А для ее реализации Лара Даунс отобрала 22 песни из репертуара Холидэй 30-х – 40-х годов и, первым делом, обратилась к своему старому приятелю, нью-йоркскому пианисту и композитору Джеду Дистлеру, который аранжировал для фортепьяно 20 композиций из этого списка. Две композиции, Blue Moon и Willow Weep For Me, звучат в альбоме в аранжировках Тедди Уилсона и Мэрион МакПартленд соответственно.
Даунс нашла, по-видимому, самый верный способ интерпретации, транслировав ту глубину и те чувства, которые вкладывала в песни Билли, в эмоциональность звучания своего рояля Steinway. В равной степени результат ее работы можно отнести и к академической музыке и к джазу, хотя ничего специально «джазового» Лара в свою манеру исполнения не привнесла. Жизнерадостностью и даже игривостью дышат ее версии Don't Explain, Them There Eyes, What a Little Moonlight Can Do, драматизмом - Strange Fruit и I'm a Fool to Want You. С особым чувством Даунс играет I Cover the Waterfront – композицию, которую она услышала впервые в восьмилетнем возрасте и уже тогда в своем детском дневнике назвала своей любимой. Мне кажется, A Billie Holiday Songbook доставит немало удовольствия людям с самыми разными вкусами и убедительно доказывает, что возможны не только интерпретации академической музыки в джазе, но и наоборот. Воистину, музыка не знает границ.
Лейбл MPS (расшифровывается, как Musik Produktion Schwarzwald, т.е. "Музыкальная продукция из Шварцвальда») был основан Хансом-Георгом Бруннер-Швером в Виллингене (регион Шварцвальд) в 1968 году и стал первым немецким лейблом, издававшим ...
Ну как можно было пройти мимо альбома со столь забавной обложкой: на зеленом поле муравьишка геройски поднимает на мощных жвалах радиоприемник не то что до-компьютерной, а скорее, до-телевизионной эры! Так я успел познакомиться сам и представить ...
Огромная, вторая по территории в мире, страна к северу от США, Канада в культурном плане большинством соотечественников воспринимается, как часть Штатов. Канадский хоккей – да, знают все, а вот канадский джаз – увы, немногие. Оскар ...
Не для каждого уха предназначена новая (вторая по счету после альбома Photosphere (2005) работа американо-немецкого дуэта Роберт Дик – Урсель Шлихт, это очень «высоколобый» альбом для знатоков и ценителей авангардного нового джаза ...
У саксофониста Рокко Джона Яковоне были прекрасные учителя, но – очень непохожие друг на друга. Рокко играл у яркого адепта фри-джаза Сэма Риверса в Orchestral Explorations, а, с другой стороны, брал уроки у такого мастера кул-джаза, как Ли ...
Второй альбом из серии концертных записей, выполненных в нью-йоркском «Кафе Вивальди», расположенном в богемном квартале Гринвич Вилледж. С 2012 года, каждую среду пианист и композитор Роджер Дэвидсон выступает в этом кафе и с 2013 года ...
Известный колумбийский перкуссионист и композитор Самуэль Торрес удивил новым альбомом Forced Displacement. Это, насколько я знаю, первое обращение Торреса к крупным формам (альбом представляет собой сюиту из десяти частей, в которой есть и ...
Я оставляю за рамками этого текста впечатляющую историю успеха московского хирурга-уролога Александра Гершмана, ставшего очень востребованным врачом в США и, одновременно и не менее профессионально играющего джаз со своей группой Sasha's Bloc. Об ...
Звуки музыки из Новой Зеландии редко долетают до наших краев, и, уже поэтому каждую музыкальную новинку из этой очень далекой страны встречаешь с особым интересом. Но Helios Forsaken квартета из Окленда Shepherds Of Cassini привлекает отнюдь не ...
Первый альбом индонезийского ансамбля simakDIALOG для фирмы из Нью-Йорка MoonJune Records был концертным (Patahan, 2007), потом последовали два студийных альбома (Demi Masa, 2009 и The 6th Story, 2013), и вот в своем четвертом релизе на лейбле ...
Четыре года спустя я вновь слушаю альбом с длинноухим непарнокопытным на обложке – фирменный знак итальянской группы Slivovitz. После Bani Ahead (рецензию на этот диск можно найти на сайте) неаполитанцы вновь выпускают свою новую работу на ...
Англо-норвежский ансамбль Spin Marvel впервые заявил о себе еще в 2006 году, дебютировав с одноименным альбомом на британском лейбле Babel Label, специализирующемся преимущественно на авангардном джазе. Тогда это был квартет с участием гитариста ...