В год столетия со дня рождения великой джазовой певицы Билли Холидэй появление альбома-трибьюта в ее честь – дело вполне естественное. Но представляемый сегодня альбом – трибьют не совсем обычный, скорее наоборот. Волшебство искусства Билли Холидэй явлено нам, слушающим ее сегодня, и тем, кто будет слушать ее после нас, через ее неповторимый голос, голос, с помощью которого она превращала в шедевры подчас достаточно пустые по содержанию песенки. Естественнее и логичнее всего создавать альбом-трибьют, конечно же, вокалистам. Если говорить об инструменталистах, то, как мне кажется, ближе всего к передаче интонаций и звучания человеческого голоса стоят трубачи. А в данном случае трибьют создан пианисткой. Более того, это чисто сольный проект. И еще более того – Лара Даунс, создательница этого альбома, - человек, хотя и тонко чувствующий и любящий джаз, выступающий подчас с джазовыми музыкантами, но преимущественно связанный с миром академической музыки.
Родилась она в Сан-Франциско, но росла и получила музыкальное образование в Европе. Талантливая пианистка, Даунс выступала на лучших сценах Лондона, Вены, Парижа. Активно и с успехом она концертирует и на родине, в США, сотрудничает со многими известными музыкантами, создает сольные программы. Кроме того, Лара Даунс является постоянным ведущим и продюсером радиопрограммы об академической музыке и ее создателях, пишет книги и статьи, преподает. И вот – достаточно дерзкая попытка перевести мир песен Билли Холидэй на язык сольного фортепьянного исполнения.
Корни этой идеи уходят в детство Лары, когда, слушая пластинки из отцовской коллекции, она открыла для себя мир Билли Холидэй и еще с тех пор почувствовала близость ее творчества собственным мыслям и чувствам. А для ее реализации Лара Даунс отобрала 22 песни из репертуара Холидэй 30-х – 40-х годов и, первым делом, обратилась к своему старому приятелю, нью-йоркскому пианисту и композитору Джеду Дистлеру, который аранжировал для фортепьяно 20 композиций из этого списка. Две композиции, Blue Moon и Willow Weep For Me, звучат в альбоме в аранжировках Тедди Уилсона и Мэрион МакПартленд соответственно.
Даунс нашла, по-видимому, самый верный способ интерпретации, транслировав ту глубину и те чувства, которые вкладывала в песни Билли, в эмоциональность звучания своего рояля Steinway. В равной степени результат ее работы можно отнести и к академической музыке и к джазу, хотя ничего специально «джазового» Лара в свою манеру исполнения не привнесла. Жизнерадостностью и даже игривостью дышат ее версии Don't Explain, Them There Eyes, What a Little Moonlight Can Do, драматизмом - Strange Fruit и I'm a Fool to Want You. С особым чувством Даунс играет I Cover the Waterfront – композицию, которую она услышала впервые в восьмилетнем возрасте и уже тогда в своем детском дневнике назвала своей любимой. Мне кажется, A Billie Holiday Songbook доставит немало удовольствия людям с самыми разными вкусами и убедительно доказывает, что возможны не только интерпретации академической музыки в джазе, но и наоборот. Воистину, музыка не знает границ.
Сетевой альбом под названием Armenian Dots Door появился на HAZE в мае 2015 года. Название проекта Orq Improvis без труда расшифровывается, как «Импровизационный (импровизированный?) оркестр». Очень хорошее название – этакое ...
Швейцарский ансамбль Orymus из города Вюнневиль впервые гостит на страницах сайта со вторым своим альбомом под названием Miracles. Ансамбль существует уже около десяти лет в неизменном составе, объединяющем в своих рядах ребят, подружившихся еще в ...
Ансамбль из Лилля (Франция) Outre Mesure отсчитывает свою историю с 1999 года. За прошедшие годы состав коллектива не раз претерпевал персональные изменения. В 2009-м Outre Mesure выпустили свой дебютный альбом Abacadaë, а шесть лет спустя, в ...
Днем Нэт Хоукс, 38-летний американец из Бруклина, погружен в тонкости Present Indefinite и Past Continuous – он преподает английский в средней школе. Вечером педагог Нэт превращается в музыканта-электронщика Падну и от глаголов и спряжений ...
Со времен незабвенного Джимми Смита в джазе закрепилось понятие «классическое органное трио». Даже дерзкие эксперименты Джона Медески не смогли поколебать его устойчивость. Имена мастеров исполнения джазового мэйнстрима на Хэммонд-органе ...
Первый релиз лейбла много говорит о тенденциях в его издательской политике, направлении, в котором она будет развиваться и, наконец, о вкусах создателей лейбла. Альбом, названный просто именами участников этой записи, Payne / Lindal / Liebowitz, ...
Что бы ни говорили о падении интереса американцев к джазу, особенно традиционному, The Great American Songbook, коллекция стандартов, ставших классическими и глубоко проникшими в сознание среднего американца, по-прежнему остается для многих и многих ...
Для любителей гитарной музыки особым деликатесом всегда служат совместные работы двух или нескольких мастеров этого инструмента. И действительно, трудно не восхититься такими гитарными альянсами, как «саммит» МакЛафлина, Ди Меолы и Де ...
Положа руку на сердце, Питер Гордон – не самый известный в музыкальном мире композитор и исполнитель. Это столь же странно, сколь и несправедливо. Дело в том, что идеи синтеза различных музыкальных направлений, пронизывающие его творческий ...
Филипп Пети – известнейший французский мастер электронной экспериментальной музыки. В этой сфере музыкант из Марселя работает уже более тридцати лет. Впрочем, Пети по отношению к самому себе предпочитает не использовать термины ...
Гостевой участник этого проекта, известный джазовый гармошечник Хендрик Меркенс, риторически вопрошает: « Как можно было не стать сильным исполнителем самба-джаза с таким бэкграундом?» (его слова цитируются в liner notes альбома). И с ...
- Рабинович, Вы любите помидоры? -Кушать – да, а так – нет… Впервые начинаю обзор диска с эпиграфа в виде хорошо известного анекдота. Сподвигла меня на такую вольность музыка рэгги, основной музыкальный контент этой работы. ...