В год столетия со дня рождения великой джазовой певицы Билли Холидэй появление альбома-трибьюта в ее честь – дело вполне естественное. Но представляемый сегодня альбом – трибьют не совсем обычный, скорее наоборот. Волшебство искусства Билли Холидэй явлено нам, слушающим ее сегодня, и тем, кто будет слушать ее после нас, через ее неповторимый голос, голос, с помощью которого она превращала в шедевры подчас достаточно пустые по содержанию песенки. Естественнее и логичнее всего создавать альбом-трибьют, конечно же, вокалистам. Если говорить об инструменталистах, то, как мне кажется, ближе всего к передаче интонаций и звучания человеческого голоса стоят трубачи. А в данном случае трибьют создан пианисткой. Более того, это чисто сольный проект. И еще более того – Лара Даунс, создательница этого альбома, - человек, хотя и тонко чувствующий и любящий джаз, выступающий подчас с джазовыми музыкантами, но преимущественно связанный с миром академической музыки.
Родилась она в Сан-Франциско, но росла и получила музыкальное образование в Европе. Талантливая пианистка, Даунс выступала на лучших сценах Лондона, Вены, Парижа. Активно и с успехом она концертирует и на родине, в США, сотрудничает со многими известными музыкантами, создает сольные программы. Кроме того, Лара Даунс является постоянным ведущим и продюсером радиопрограммы об академической музыке и ее создателях, пишет книги и статьи, преподает. И вот – достаточно дерзкая попытка перевести мир песен Билли Холидэй на язык сольного фортепьянного исполнения.
Корни этой идеи уходят в детство Лары, когда, слушая пластинки из отцовской коллекции, она открыла для себя мир Билли Холидэй и еще с тех пор почувствовала близость ее творчества собственным мыслям и чувствам. А для ее реализации Лара Даунс отобрала 22 песни из репертуара Холидэй 30-х – 40-х годов и, первым делом, обратилась к своему старому приятелю, нью-йоркскому пианисту и композитору Джеду Дистлеру, который аранжировал для фортепьяно 20 композиций из этого списка. Две композиции, Blue Moon и Willow Weep For Me, звучат в альбоме в аранжировках Тедди Уилсона и Мэрион МакПартленд соответственно.
Даунс нашла, по-видимому, самый верный способ интерпретации, транслировав ту глубину и те чувства, которые вкладывала в песни Билли, в эмоциональность звучания своего рояля Steinway. В равной степени результат ее работы можно отнести и к академической музыке и к джазу, хотя ничего специально «джазового» Лара в свою манеру исполнения не привнесла. Жизнерадостностью и даже игривостью дышат ее версии Don't Explain, Them There Eyes, What a Little Moonlight Can Do, драматизмом - Strange Fruit и I'm a Fool to Want You. С особым чувством Даунс играет I Cover the Waterfront – композицию, которую она услышала впервые в восьмилетнем возрасте и уже тогда в своем детском дневнике назвала своей любимой. Мне кажется, A Billie Holiday Songbook доставит немало удовольствия людям с самыми разными вкусами и убедительно доказывает, что возможны не только интерпретации академической музыки в джазе, но и наоборот. Воистину, музыка не знает границ.
Тромбонист Альберт Мангельсдорф (1928-2005) был и, на мой взгляд, остается наиболее выдающимся представителем немецкого джаза. Он был первым из немецких музыкантов (и одним из весьма немногих европейцев вообще), кто пробился на первое место по ...
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный гитарист-виртуоз как на ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...