Заметки о конференции по интуитивной музыке, Дания, 17-19.08.2001
Предыстория. Об этой конференции я узнал где-то в мае — копаясь в недрах Интернета, обнаружил ссылку на известном музыкальном сайте www.gaudeamus.nl и очень заинтересовался этим событием. Долго обдумывал: поехать или нет? Решающим фактором стало упоминание о Хансе Шюттлере — фри-джазовом пианисте из Гамбурга, с которым мы вместе музицировалй на филармоническом концерте в 1993 году; оказывается, он почтил своим присутствием и эту акцию. В конце концов, заручившись финансовой поддержкой Европейского культурного фонда, беру билет и лечу в Копенгаген!
В огромном аэропорту Каструп меня встречает Карп Бергстрем- Нильсен — композитор, вапторнист, профессор Аалборгского университета, един из основателей датской Ассоциации интуитивной музыки. По дороге в Копенгаген узнаю массу нового о музыкальной жизни в Дании: три союза-композиторов, мощное джазовое объединение, музыкальное издательское агентство —все это находится в одном здании, все организации активно сотрудничают друг с другом. Датская Конференция по интуитивной музыке (Denmark's Intuitive Music Conference — сокращенно DIMC) основана двумя энтузиастами авангарда, композиторами и музыкотерапевтами Хенриком Расмуссеном и Карлом Бергстрем-Нильсеном. В этом году она проводится седьмой раз. Состав, пожалуй, самый интернациональный за всю историю DIMC —помимо датских музыкантов, приглашены импровизаторы из Южной Кореи, США и Германии. Тема конференции этого года — импровизация и композиция, графическая нотация импровизации, О стиле— молчок: для импровизационной музыки пригодны любые способы самовыражения — и музыкальные, и не очень.
Конференция. Она проходит по традиции в три дня, в живописном местечке Рюдме на острове Фюн — как раз там, где родился Ганс-Христиан Андерсен. Проведя два часа в комфортабельном поезде, прибываем на место проведения конференции. И тут понимаю, что пространных докпадов, пиджаков и галстуков не будет, все стереотипы, связанные с нашим пониманием слова "конференция" исчезают сами собой; 8место всего этого - локальная музыкантская тусовка человек на десять, с ночевкой в спальниках, совместной готовкой е и - самое главное - с совместным музицироеанием в промежутках между едой и сном.
Музицирование на DIMC - не просто free jam (хотя начали мы именно с этого — в качестве знакомства). В основном импровизаторы следуют логике графически нотированных композиций, которые предлагают сами участники конференции, Лричем .подходы к нотации различны. Так. к примеру, запись композиции Famcy Dancer бруклинского саксофониста Блэйза Сивулы (Blaise Siwula) обходится-без единого нотного знака — просто на бумаге выписана в столбик последовательность действий музыкантов (состав, разумеется, любой). Структура— близкая к рондо, соло перемежаются рефреном, состоящим из подражаний звукам струящегося песка, хрусту древесной коры, тихим разговорам.
Примерно то же в композиции Хенрика Расмуссена Soundparticles, но с одним отличием: предписания импровизаторы выполняют не в строгом порядке, а случайным образом — куда упал взгляд, то и играешь. Сочетания получаются неожиданные, но в целом это все же ближе к свободному музицированию. Зато следующую пьесу Расмуссена ("Канон Улитка" — музыканты делятся на четыре группы и последовательно движутся по схеме-спирали, одна группа за другой) полностью мы сыграть так и не смогли, продвинувшись лишь на пятую позицию (а всего их 18!). Наверное, для таких пьес необходимы репетиции.
Удивительная графика корейской вокалистки Ге-Сук Йо (Ge- Suk Yeo) никого не оставила равнодушным. "Я просто зарисовываю свои впечатления о музыке, . которую слышу внутри", — признается она, раздавая нам черно-белые ноты-картины, в которых линии и пятна соседствуют с иероглифами. Ге-Сук—обладатель необычного голоса: классическое сопрано в верхнем регистре и почти горловой нижний (певица получила образование как академическая вокалистка, но за~гем решила, что в авангарде больше возможностей для творчества). У нас с ней отыскался общий знакомый — гамбургский тромбонист Хайнц-Эрих Гедеке, в свое время много выступавший в России; он же не так давно записал компакт- диск в дуэте с Ге-Сук.
Композиция лидера конференции Карла Бергстрем-Нильсена "Opportunities" исполнялась дважды — в ходе самой конференции и на концерте в Копенгагене. Исполнителям даны четыре возможности — играть глиссандо, арпеджио по трезвучиям, быстрые пассажи и короткие "точки", но стараться при этом переходить от одного блока к другому коллективно. Интересно, что в обоих случаях пьеса завершилась одновременно всеми нами — знать, взаимопонимание достигнуто!
Каждый вечер — обсуждение итогов дня, дискуссии, разговоры. В последний день обсуждаем значение графической нотации, потом строим планы на будущее. Все хотят, чтобы конференция не канула в Лету — "надо издавать диски", "нужно привлечь масс-медиа к освещению события", "может быть, организовать совместно с учеными что- то вроде конгресса...". Да, страна другая, а проблемы у некоммерческого искусства все те же...
Концерт. Для него арендовали маленькое кафе в фойе копенгагенского театра "Foyerscenen". Сначала играем соло. Открываю я пьесой "Медитация" для блокфлейты с фонограммой; затем играет Блэйз—очень виртуозно, сочетая ломаные линии со щелчками — саксофоновым pizzicato. Потом соло Карла; он использует все свои возможности — от валторны до вокала. Следом играем дуэты— мы с Блэйзом, Карл с немецким вибрафонистом Франком Хислером (очень остроумно!), Блэйз и Ге-Сук. Потом — "Opportunities". И, наконец, все впятером (а нас участвовало лишь пятеро) — играем финальную пьесу-tutti. Немногочисленная публика довольна, музыканты — не меньше.
После конференции. Авангард есть авангард, и давать эстетическую оценку происшедшему в Рюдме непросто и, наверное не нужно. Собственный опыт подсказывает, что такую музыку часто более интересно играть, чем слушать. Тем не менее, во многих музыкальных учебных заведениях Европы свободная импровизация входит в список обязательных для всех инструменталистов предметов. Что до термина "интуитивная музыка" — так он введен еще Штокхаузеном в середине 60-х, а это как раз расцвет фри- джаза в Америке! Вот и еще одна наглядная демонстрация близости джаза и европейского авангарда. А что касается того, как бы это воспринималось у нас в России... надо бы попробовать. Why not?
Все, что происходит в первый раз, оставляет в жизни неизгладимый след. Такой след оставил в жизни моей и, уверен, других страстных поклонников джаза грандиозный по размаху таллиннский джазовый фестиваль. Нахожу в своем архиве толстый блокнот, листаю ...
Каждый из нас, если он достаточно сильно чувствует желание и потребность что-то сделать, должен просто решиться и делать! Делать, а не сидеть и думать, получится или нет. Вот так и я: взял и сделал фестиваль. Эти слова директора вильнюсского ...
И это истинная правда. Полный пессимизма, наш человек с трудом вынимал из загашника немалые деньги на билет в ГЦКЗ "Россия" на концерт джазовых звезд 5 февраля. Но недаром один джазовый гений говаривал — на такой случай деньги надо копить заранее. ...
В 1969 году мне исполнилось 17 лет. Я окончил девятый класс средней школы. Начинались последние в моей жизни летние школьные каникулы. "Хватит валять дурака!" - сказали мне родители - Хочешь иметь модный плащ, иди и работай!" Так я оказался на ...
На крайнем Северо-Западе США среди обширной всхолмленной равнины с самой богатой в Америке почвой (эта местность на стыке штатов Вашингтон и Айдахо называется Палуза), всего в пяти милях от границы Штатов, лежит хорошо знакомый нашим читателям по ...
Норвегия славится своими джаз-фестивалями, во многом благодаря успеху которых норвежский джаз вышел на мировую арену. Один из старейших, фестиваль в Мельде, вступив в критический сорокалетний возраст, ежегодно собирает весь цвет мирового джаза. Не ...
Лодзь — русское название города: по-польски оно звучит как "Луджь". Это большой промышленный город, второй по населению в Польше — свыше 830 тыс.чел., находящийся в 130 км. к юго-западу от Варшавы. Он существует с 1423 г., однако превратился из ...
Это был 52-ой фестиваль в Ницце. Три последних года директором фестиваля являлся Мишель Лееб (Michel Leeb). Чем отличается этот фестиваль от других? Мне кажется, одним: как большинство фестивалей на юге Франции, он не очень богат музыкой из соседних ...
От редакции сайта: не первый год наш сайт плодотворно сотрудничает с редакцией ежегодного "Альманаха "Эрмитаж" Jazz: серьезное и курьезное". Коллеги уже подготовили пятый по счету выпуск Альманаха. Его презентация состоится на фестивале "Джаз в саду ...
...Сердцу хочется ласковой песни И хорошей, большой любви... В. Ле€едев-Кумач. На лодке (Из к/ф "Первая перчатка") Автор сих заметок М.М. — известный пессимист в восприятии и максималист в требовательности, но в данном случае я во многом ...
Стокгольмский архипелаг — тысячи необитаемых и обитаемых островов, на четырнадцати крупнейших из которых и раскинулся город-красавец. Город красавиц, муз, добрых фей, порхающих на велосипедах по его уютным улицам и переулкам. Острова —- от мала до ...