nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Три дня в Рюдме

Три дня в Рюдме  Заметки о конференции по интуитивной музыке, Дания, 17-19.08.2001

Предыстория. Об этой конфе­ренции я узнал где-то в мае — копаясь в недрах Интернета, об­наружил ссылку на известном музыкальном сайте www.gaudeamus.nl и очень заинтере­совался этим событием. Долго обдумывал: поехать или нет? Решающим фактором стало упоминание о Хансе Шюттлере — фри-джазовом пианисте из Гамбурга, с которым мы вместе музицировалй на филармониче­ском концерте в 1993 году; ока­зывается, он почтил своим при­сутствием и эту акцию. В конце концов, заручившись финансо­вой поддержкой Европейского культурного фонда, беру билет и лечу в Копенгаген!

В огромном аэропорту Каструп меня встречает Карп Бергстрем- Нильсен — композитор, вапторнист, профессор Аалборгского университета, един из основателей датской Ассоциации интуитивной музыки. По дороге в Копенгаген узнаю массу нового о музыкальной жизни в Дании: три союза-композиторов, мощное джазовое объединение, музы­кальное издательское агентство —все это находится в одном зда­нии, все организации активно со­трудничают друг с другом. Дат­ская Конференция по интуитив­ной музыке (Denmark's Intuitive Music Conference — сокращенно DIMC) основана двумя энтузиас­тами авангарда, композиторами и музыкотерапевтами Хенриком Расмуссеном и Карлом Бергстрем-Нильсеном. В этом году она проводится седьмой раз. Со­став, пожалуй, самый интерна­циональный за всю историю DIMC —помимо датских музы­кантов, приглашены импровиза­торы из Южной Кореи, США и Германии. Тема конференции этого года — импровизация и композиция, графическая нота­ция импровизации, О стиле— молчок: для импровизационной музыки пригодны любые спосо­бы самовыражения — и музы­кальные, и не очень.

Конференция. Она проходит по традиции в три дня, в живо­писном местечке Рюдме на ост­рове Фюн — как раз там, где ро­дился Ганс-Христиан Андерсен. Проведя два часа в комфорта­бельном поезде, прибываем на место проведения конферен­ции. И тут понимаю, что прост­ранных докпадов, пиджаков и галстуков не будет, все стерео­типы, связанные с нашим пониманием слова "конференция" исчезают сами собой; 8место всего этого - локальная музыкантская тусовка человек на десять, с ночевкой в спальниках, совместной готовкой е и - самое главное - с совместным музицироеанием в промежутках между едой и сном.

Музицирование на DIMC - не просто free jam (хотя начали мы именно с этого — в качестве знакомства). В основном импровизаторы следуют логике графически нотированных композиций, которые предлагают сами участники конференции, Лричем .подходы к нотации различны. Так. к приме­ру, запись композиции Famcy Dancer бруклинского саксофо­ниста Блэйза Сивулы (Blaise Siwula) обходится-без единого нотного знака — просто на бумаге выписана в столбик последовательность действий музыкантов (состав, разумеется, любой). Структура— близкая к рондо, соло перемежаются рефреном, состоящим из подражаний звукам струящегося песка, хрусту дре­весной коры, тихим разговорам.

Примерно то же в композиции Хенрика Расмуссена Soundparticles, но с одним отличием: предписания импровизаторы выполняют не в строгом порядке, а случайным образом — куда упал взгляд, то и играешь. Соче­тания получаются неожиданные, но в целом это все же ближе к свободному музицированию. За­то следующую пьесу Расмуссе­на ("Канон Улитка" — музыканты делятся на четыре группы и по­следовательно движутся по схе­ме-спирали, одна группа за дру­гой) полностью мы сыграть так и не смогли, продвинувшись лишь на пятую позицию (а всего их 18!). Наверное, для таких пьес необходимы репетиции.

Удивительная графика корей­ской вокалистки Ге-Сук Йо (Ge- Suk Yeo) никого не оставила рав­нодушным. "Я просто зарисовы­ваю свои впечатления о музыке, . которую слышу внутри", — при­знается она, раздавая нам черно-­белые ноты-картины, в которых линии и пятна соседствуют с ие­роглифами. Ге-Сук—обладатель необычного голоса: классическое сопрано в верхнем регистре и почти горловой нижний (певица получила образование как акаде­мическая вокалистка, но за~гем решила, что в авангарде больше возможностей для творчества). У нас с ней отыскался общий знако­мый — гамбургский тромбонист Хайнц-Эрих Гедеке, в свое время много выступавший в России; он же не так давно записал компакт- диск в дуэте с Ге-Сук.

Композиция лидера конфе­ренции Карла Бергстрем-Нильсена "Opportunities" исполня­лась дважды — в ходе самой конференции и на концерте в Ко­пенгагене. Исполнителям даны четыре возможности — играть глиссандо, арпеджио по трезву­чиям, быстрые пассажи и корот­кие "точки", но стараться при этом переходить от одного блока к другому коллективно. Интерес­но, что в обоих случаях пьеса за­вершилась одновременно все­ми нами — знать, взаимопони­мание достигнуто!

Каждый вечер — обсуждение итогов дня, дискуссии, разгово­ры. В последний день обсужда­ем значение графической нота­ции, потом строим планы на бу­дущее. Все хотят, чтобы конфе­ренция не канула в Лету — "надо издавать диски", "нужно при­влечь масс-медиа к освещению события", "может быть, органи­зовать совместно с учеными что- то вроде конгресса...". Да, страна другая, а проблемы у некоммер­ческого искусства все те же...

Концерт. Для него арендовали маленькое кафе в фойе копенга­генского театра "Foyerscenen". Сначала играем соло. Открываю я пьесой "Медитация" для блок­флейты с фонограммой; затем играет Блэйз—очень виртуозно, сочетая ломаные линии со щелч­ками — саксофоновым pizzicato. Потом соло Карла; он использует все свои возможности — от вал­торны до вокала. Следом играем дуэты— мы с Блэйзом, Карл с не­мецким вибрафонистом Фран­ком Хислером (очень остроум­но!), Блэйз и Ге-Сук. Потом — "Opportunities". И, наконец, все впятером (а нас участвовало лишь пятеро) — играем финаль­ную пьесу-tutti. Немногочислен­ная публика довольна, музыкан­ты — не меньше.

После конференции. Аван­гард есть авангард, и давать эс­тетическую оценку происшед­шему в Рюдме непросто и, на­верное не нужно. Собственный опыт подсказывает, что такую музыку часто более интересно играть, чем слушать. Тем не ме­нее, во многих музыкальных учебных заведениях Европы свободная импровизация вхо­дит в список обязательных для всех инструменталистов пред­метов. Что до термина "интуи­тивная музыка" — так он введен еще Штокхаузеном в середине 60-х, а это как раз расцвет фри- джаза в Америке! Вот и еще одна наглядная демонстрация близо­сти джаза и европейского аван­гарда. А что касается того, как бы это воспринималось у нас в Рос­сии... надо бы попробовать. Why not?

Роман Столяр, Новосибирск

Jazz-Квадрат, №5, 2001


стиль
джаз
страна
Дания
музыкальный стиль
авангард


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела фестивали до 2002 года

  • стиль: джаз, джаз
Все, что происходит в первый раз, оставляет в жизни неизгладимый след. Такой след оставил в жизни моей и, уверен, других страстных поклонников джаза грандиозный по размаху таллиннский джазовый фестиваль. Нахожу в своем архиве толстый блокнот, листаю ...
  • стиль: джаз, джаз
Каждый из нас, если он достаточно сильно чувствует желание и потребность что-то сделать, должен просто решиться и делать! Делать, а не сидеть и думать, получится или нет. Вот так и я: взял и сделал фестиваль. Эти слова директора вильнюсского ...
  • стиль: джаз, джаз
И это истинная правда. Полный пессимизма, наш человек с тру­дом вынимал из загашника немалые деньги на билет в ГЦКЗ "Россия" на концерт джазовых звезд 5 февраля. Но недаром один джазовый гений говаривал — на такой случай деньги надо копить заранее. ...
  • стиль: блюз, блюз
В 1969 году мне исполнилось 17 лет. Я окончил девятый класс средней школы. Начинались последние в моей жизни летние школьные каникулы. "Хватит валять дурака!" - сказали мне родители - Хочешь иметь модный плащ, иди и работай!" Так я оказался на ...
  • стиль: джаз, джаз
На крайнем Северо-Западе США среди обширной всхолмленной равнины с самой богатой в Америке почвой (эта местность на стыке штатов Вашингтон и Айдахо называется Палуза), всего в пяти милях от границы Штатов, лежит хорошо знакомый нашим читателям по ...
  • стиль: джаз, джаз
Норвегия славится своими джаз-фестива­лями, во многом благодаря успеху которых норвежский джаз вышел на мировую арену. Один из старейших, фестиваль в Мельде, вступив в критический сорокалетний возраст, ежегодно собирает весь цвет мирового джаза. Не ...
  • стиль: джаз, джаз
Лодзь — русское название горо­да: по-польски оно звучит как "Луджь". Это большой промыш­ленный город, второй по населе­нию в Польше — свыше 830 тыс.чел., находящийся в 130 км. к юго-западу от Варшавы. Он су­ществует с 1423 г., однако пре­вратился из ...
  • стиль: джаз, джаз
Это был 52-ой фестиваль в Ницце. Три последних года директором фестиваля являлся Мишель Лееб (Michel Leeb). Чем отличается этот фестиваль от других? Мне кажется, одним: как большинство фестивалей на юге Франции, он не очень богат музыкой из соседних ...
  • стиль: джаз
От редакции сайта: не первый год наш сайт плодотворно сотрудничает с редакцией ежегодного "Альманаха "Эрмитаж" Jazz: серьезное и курьезное". Коллеги уже подготовили пятый по счету выпуск Альманаха. Его презентация состоится на фестивале "Джаз в саду ...
  • стиль: джаз, джаз
...Сердцу хочется ласковой песни И хорошей, большой любви... В. Ле€едев-Кумач. На лодке (Из к/ф "Первая перчатка") Автор сих заметок М.М. — известный пессимист в восприятии и максималист в требовательности, но в данном случае я во многом ...
  • стиль: джаз, джаз
Стокгольмский архипелаг — тысячи необитаемых и обитаемых островов, на четырнадцати крупнейших из которых и раскинулся город-красавец. Город красавиц, муз, добрых фей, порхающих на велосипедах по его уютным улицам и пере­улкам. Острова —- от мала до ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com