«Триумф джаза» в «России» стал триумфом джаза в России
02.03.2014
И это истинная правда. Полный пессимизма, наш человек с трудом вынимал из загашника немалые деньги на билет в ГЦКЗ "Россия" на концерт джазовых звезд 5 февраля. Но недаром один джазовый гений говаривал — на такой случай деньги надо копить заранее. Чего уж там, пятичасовой джазовый марафон оправдал капиталовложения. Такого собрания джазовых легенд мы не видывали с памятного 1990 года, со времени знаменитого фестиваля в театре Эстрады. Но чтоб в один вечер, да так!...
И действительно, афиши обещали представить нам в одном концерте созвездие хэдлайнеров, каждый из которых мог бы составить славу серьезному фестивалю на Западе. Фонд "Триумф", отмечающий свое 10-летие, позволил себе такую роскошь. А президент фонда Игорь Шабдурасулов позволил себе выйти на сцену, держа в руках саксофон под правильным углом, и велел под завязку набитому залу вести себя легко и вольно, Он же пригласил на сцену арт-хозяина вечера Игоря Бутмана, оркестр которого в сильном волнении уже расположился за пультами. Вот тут-то и начался фейерверк.
Для начала место за ударной установкой занял Билли Кобэм — король эпохи фьюжн и уже почти постоянный партнер Бутмана в Москве, за ним на эстраде появились трубач Рэнди Бреккер, один из двух знаменитых Brecker Brothers, тоже партнер, и многоликий тенор-саксофонист Джо Ловано, лауреат "Грэмми" прошлого года. Еще одна звезда — наш бэндовый раритет, аранжировщик Виталий Долгов. Совершенно не по правилам дирижируя оркестром, он закатил St.Louis Blues, обрамивший такое насыщенное и умное соло Бреккера, что зал понял — на этот раз все взаправду, звезды настоящие и надувательства не будет.
Надо заметить, что на сцене стояли три ударные установки: одна в левой части сцены — она предназначалась для Элвина Джонса, и после его выступления ее убрали; другая — в центре оркестра, сверкающая именная Yamaha Билли Кобэма. Предназначение третьей, в глубине оркестровой платформы, стало понятно только в самом последнем сете, когда за нее сел штатный барабанщик биг-бэнда Игоря Бутмана — Эдуард Зизак.
Солидность вступления подтвердилась и появлением не менее легендарного джазового критика Айры Гитлера. Игорь Бутман в своей обычной непосредственной манере предупредил, что критик — не Ира, не женщина и не родственник известного исторического персонажа. Тот персонаж, вообще-то говоря, был Хитлер; Россия — это, наверное, единственное место, где его зовут иначе. Сам же летописец джаза, автор аннотаций к дискам Джона Колтрейна, быстро убедился, что зал "Россия" наполнен людьми вполне сведущими в джазе и неплохо знающими английский. Действительно, послышавшийся было откуда-то из-за кулис перевод его речи вызвал хохот, так что и эту часть Бутману пришлось взять в свои руки, сказав, что закадровый текст, видимо, готовил Михаил Задорнов. После он пояснил, что переводчица за сценой почти не слышала, что говорил Гитлер.
А дальше Айре Гитлеру пришлось убедиться в том, что русский биг-бэнд в состоянии сыграть непростые аранжировки с переменным размером, быстрыми ходами и приличным звуком. Именно этого потребовала классика джаз-рока — Crosswind Билли Кобэма и Some Skunk Funk Рэнди Бреккера. Заводные соло альт-саксофониста Дениса Швытова и гитариста Павла Чекмаковского подтвердили не только класс молодых музыкантов, но и вполне понятное волнение из-за близости титанов джаза. А когда прозвучало соло самого Бутмана в теме Бреккера, показалось, что уже наступила ранняя кульминация концерта. Ан нет, за пять часов этих кульминаций набралось — не сосчитать, включая и дуэль двух теноров, Бутмана и Ловано, дуэль, имеющую многолетнюю историю, в том числе и за океаном.
Тем временем декорации сменились. Свет переместился на соседнюю часть сцены, и там же оказалась не менее знаменитая пара. Теперь уже патриарх вибрафона, ректор самой знаменитой джазовой школы в мире
— бостонского колледжа Беркли, четырехпалочный романтик Гэри Бертон начал плести свои кружева в дуэте с удивительным японцем, своим бывшим студентом Макото Одзонэ. Игра Бертона очаровательна и ожидаема, а знаменитый японский пианист, наоборот, неожиданен. Он блестящ и смешон одновременно. Представьте себе, что вам надо выжать из уже пустой бутылки еще пару капель или добыть еще что-нибудь в уже разработанной шахте. Советую пригласить японца, он сделает. Во всяком случае, в музыке.
Вибрафон Гэри Бертона, вообще не слишком простой для подзвучивания инструмент, озвучен был не слишком блестяще. Надоедливые высокочастотные прищелкивания изрядно смазывали звуковые переживания, хотя фантастическая по легкости и насыщенности игра Бертона, новаторски перевернувшего игру на этом сложном инструменте тридцать лет назад, все равно говорила сама за себя.
Однако свет переместился еще левее, и вокруг второй ударной установки образовался квинтет щуплого гиганта большого джаза — барабанщика Элвина Джонса, его Jazz Machine. Младший из трех великолепных братьев уже не вполне молод. Старший Хэнк — действующий пианист и посейчас, когда он приближается к 85-летию; средний, покойный Тэд, — лидер одного из лучших бэндов 70-х. Пик славы Элвина Джонса пришелся на квартет Джона Колтрейна, где он играл с 1960 по 65 год. Но и сейчас его "машина" звучит великолепно. Сам барабанщик — в белом, пианист Карлос Маккини — в черном, ему даже специально вынесли черное сиденье. Они и тонкий, умный контрабасист Джералд Кэннон создали огромное полотно в духе многоцветной мистики Колтрейна, с хорошей поддержкой духовых, правда, не блистающих индивидуальным мастерством. Это была еще одна кульминация концерта, к сожалению, не поддержанная их вторым номером. Возможно, эллингтоновская It Don't Mean A Thing и была предназначена для развлечения публики, может, даже и развлекла, но настроение не поддержала.
Jazz Machine вообще была наиболее непростой для массового восприятия частью концерта, хотя публика была очень вежлива и даже открыта. Дело в том, что Элвин Джонс — трудный барабанщик. Трудный и для игры с ним, и для слушания. Его отношения с временем — временем абсолютным, временем ансамбля и своим личным временем — совершенно парадоксальны, и он свободно передвигается между этими тремя временными пластами в прихотливейших рисунках, которые, в большинстве случаев, не создают комфортного ощущения свинга. В игре Джонса одновременно как бы свингуют сразу три человека. Это осложняется тем, что на контрабасе у него в данном случае — Джералд Кэннон, который хорошо чувствует всех троих барабанщиков внутри Элвина, тончайшими временными сдвигами создает им троим дополнительный ритмический противовес. За этим было исключительно интересно наблюдать, но далеко не всем в зале — это типичная музыка для музыкантов, концепт, исполненный на высочайшем для самого себя уровне, но подчиняющийся вовсе не вкусу публики, а только своим собственным внутренним законам.
Нормальный концерт бы уже давно закончился, но в это время на сцене появился человек-гора, 120 кг одного из лучших вокалистов Америки. Кевин Махогани — звезда, и, надо заметить, подтверждающая тезис о том, что лучшие музыканты не всегда становятся звездами, и наоборот. Кевину действительно хорошо удаются быстрые скэтовые вещи вроде There Will Never Be Another You и Yardbird Suite, и в меньшей степени он интересен в балладах. Плосковатый звук и неточное интонирование не компенсировались мощным голосом. Во всяком случае, нам приходилось слышать американских вокалистов получше, хотя и не вполне известных даже в Штатах.
Второе отделение вновь открыл оркестр, поддержав звуковые баталии Рэнди Бреккера, Джо Ловано и Игоря Бутмана. Надо было видеть, как под бодрый фанковый ритм Red Baron рука об руку, вальяжно и вместе с тем уморительно приплясывая, вышли из-за кулис Бреккер и Ловано: оба рослые, массивные, в дорогих костюмах, с ухоженными бородками. Ни дать ни взять два русских барина в парижском кафешантане! Здесь стоит заметить, что афиша фестиваля "Триумф", включившего Игоря в число звезд мирового джаза, вызвала выражавшееся вслух сомнение некоторых почитателей этого элитного искусства. Сомнения были в ходе концерта вполне развеяны, причем неоднократно. После весьма добротного соло Ловано в "Красном бароне" Билли Кобэма, Игорь взял в руки сопрано и создал такую контрастную поэму, настолько завел зал, что стало понятно — всенародная любовь отдана не только президенту. Впрочем, Ловано отыгрался в романтической теме Джина Де Пола You Don't Know What Love Is, объединив мышление а-ля Стэн Гетц с субтонами своего индивидуального саунда. И тут снова кульминация — Рэнди Брекер, Джо Ловано и Игорь Бутман закрутили феерическую карусель в невероятно быстром "Вечном треугольнике" Сонни Ститта, закончившуюся фантастическим соло Билли Кобэма с четырьмя палками в руках.
Дух перевести не удалось. Затихший оркестр и раскрывшая рот публика не могла оторваться от очаровательного дуэта уникального 80-летнего губного гармониста Тутса Тильманса и его великолепного партнера, пианиста Кенни Вернера. Невероятно плотный поток музыкальности, юмора, выдумки и легчайшего профессионализма заполнил огромный зал. Тутс, несмотря на то, что ему через два месяца стукнет 80, находится в великолепной форме, играет с партнером и публикой, любит всех и получает волну ответного чувства. Тонкость и глубина почти лежащего за роялем Кенни, переигравшего со многими великими музыкантами, не знает пределов. Но, видимо, есть пределы у времени и администрации ГЦКЗ "Россия". Словом, последнюю пьесу, посвящение Луи Армстронгу What a Wonderfull World, Тутсу пришлось почти выпросить у организаторов. Как, подумали в зале, неужто не будет его знаменитого вальса Bluesette? Ан нет, Виталий Долгов постарался, и вальс, к понятному восторгу всех, прозвучал — в сопровождении биг-бэнда.
Физическая форма 79-летнего Тутса и впрямь вызывает уважение: при игре он легко и экспансивно приседает, сгибается- разгибается, в общем, двигается дай Бог молодому. Да и техника его игры, хоть и претерпела очевидные возрастные изменения, все еще остается образцовой для этого с виду простого, но весьма нелегкого для джазовой игры инструмента — хроматической губной гармоники, которую в афишах и конферансе упорно называли по-простонародному гармошкой. Правда, когда после соло Тутс вставлял микрофон в держатель стойки, вблизи видно было, что это движение — а значит, и предшествовавшие двадцать минут активной игры — нелегко ему дались.
Почти в полночь Игорь Бутман объявил, что в финале концерта мы подошли к началу самого главного. Перекрывая реакцию на шутку, на сцену с шумом и искрами выкатилась настоящая шаровая молния в лице еще одной звезды — Ди Ди Бриджуотер. Великолепная вокалистка, пышущая энергией и нескрываемым эротизмом, сказала бурную речь, подчеркнула свой возраст, резко контрастирующий с фигурой и темпераментом, напомнив, что впервые приехала в Россию 18-летней в 1968 году, сообщила, что оркестр Игоря Бутмана ей ТАК нравится, что, после репетиции с оркестром, они — то есть она и оркестр — теперь женаты. Кстати, второй раз в России она появлялась в качестве солистки бэнда Тэда Джонса — Мэла Льюиса в 1973- м, и великолепно пела, будучи в весьма интересном положении.
Диалоги с залом и пение Ди Ди продолжило этот поток энергии и в стандартах, и в посвящениях Элле Фитцджеральд, и в быстрых скэтовых импровизациях, и в балладах, и в блюзах. Она великолепна, если не считать несколько резковатого тембра, с течением времени достающего слух и мешающего последнему. Такова уж индивидуальная фишка Ди Ди. Зато это самая классная из приезжавших в Россию афро-американских певиц, не говоря уж про их более светлых коллег. Классность ее — и в той пронзительной эротической энергии, которую она обрушивает на зал, заставляя многотысячную аудиторию реветь и стонать, и в несколько утрированном, в манере старых звезд 50-х, артистизме, и в мощном голосе — эво- на как она дала в Let The Good Times Roll, никто из старых blues mama не постыдился бы спеть с такой же мощью и драйвом!
Кажется, все это могло бы продолжаться всю ночь. Но на дворе уже наступил следующий день, метро в городе готовилось к закрытию, и все звезды "Триумфа" решили предоставить нам, бедным, иной вид транспорта — железнодорожный. Take the А Train стал финальным аккордом, джемом всех триумфаторов, показавшим, что в джазе нет границ, нет цвета кожи, что американский джаз — всеобщее достояние, что Билли Кобэм и Эдуард Зизак могут на равных сыграть на двух ударных установках, а Игорь Бутман и фонд "Триумф" достойны гораздо большего почитания, чем "за- стекольщики" в той же "России".
Все, что происходит в первый раз, оставляет в жизни неизгладимый след. Такой след оставил в жизни моей и, уверен, других страстных поклонников джаза грандиозный по размаху таллиннский джазовый фестиваль. Нахожу в своем архиве толстый блокнот, листаю ...
Каждый из нас, если он достаточно сильно чувствует желание и потребность что-то сделать, должен просто решиться и делать! Делать, а не сидеть и думать, получится или нет. Вот так и я: взял и сделал фестиваль. Эти слова директора вильнюсского ...
В 1969 году мне исполнилось 17 лет. Я окончил девятый класс средней школы. Начинались последние в моей жизни летние школьные каникулы. "Хватит валять дурака!" - сказали мне родители - Хочешь иметь модный плащ, иди и работай!" Так я оказался на ...
На крайнем Северо-Западе США среди обширной всхолмленной равнины с самой богатой в Америке почвой (эта местность на стыке штатов Вашингтон и Айдахо называется Палуза), всего в пяти милях от границы Штатов, лежит хорошо знакомый нашим читателям по ...
Норвегия славится своими джаз-фестивалями, во многом благодаря успеху которых норвежский джаз вышел на мировую арену. Один из старейших, фестиваль в Мельде, вступив в критический сорокалетний возраст, ежегодно собирает весь цвет мирового джаза. Не ...
Лодзь — русское название города: по-польски оно звучит как "Луджь". Это большой промышленный город, второй по населению в Польше — свыше 830 тыс.чел., находящийся в 130 км. к юго-западу от Варшавы. Он существует с 1423 г., однако превратился из ...
Это был 52-ой фестиваль в Ницце. Три последних года директором фестиваля являлся Мишель Лееб (Michel Leeb). Чем отличается этот фестиваль от других? Мне кажется, одним: как большинство фестивалей на юге Франции, он не очень богат музыкой из соседних ...
От редакции сайта: не первый год наш сайт плодотворно сотрудничает с редакцией ежегодного "Альманаха "Эрмитаж" Jazz: серьезное и курьезное". Коллеги уже подготовили пятый по счету выпуск Альманаха. Его презентация состоится на фестивале "Джаз в саду ...
...Сердцу хочется ласковой песни И хорошей, большой любви... В. Ле€едев-Кумач. На лодке (Из к/ф "Первая перчатка") Автор сих заметок М.М. — известный пессимист в восприятии и максималист в требовательности, но в данном случае я во многом ...
Стокгольмский архипелаг — тысячи необитаемых и обитаемых островов, на четырнадцати крупнейших из которых и раскинулся город-красавец. Город красавиц, муз, добрых фей, порхающих на велосипедах по его уютным улицам и переулкам. Острова —- от мала до ...
Заметки о конференции по интуитивной музыке, Дания, 17-19.08.2001 Предыстория. Об этой конференции я узнал где-то в мае — копаясь в недрах Интернета, обнаружил ссылку на известном музыкальном сайте www.gaudeamus.nl и очень заинтересовался этим ...