Это был 52-ой фестиваль в Ницце. Три последних года директором фестиваля являлся Мишель Лееб (Michel Leeb). Чем отличается этот фестиваль от других? Мне кажется, одним: как большинство фестивалей на юге Франции, он не очень богат музыкой из соседних европейских стран (из более 50-и групп и оркестров — ни одного из Германии, Швейцарии и т.д.) Это не похоже на случайность. Здесь выступают или американские звезды или (за редким исключением) слабые французские ансамбли. Есть еще вторая, на этот раз приятная особенность. Сюда постоянно приезжают коллективы, совсем нехарактерные для джазовых фестивалей. В этом году было три таких сюрприза: Роберт Плант, Лу Рид и ирландская рок-группа "The Cranberries".
Cам фестиваль проходит в примечательном месте, называемом "Les arenas de Cimiez". Это северный (верхний) район, очень красивый, расположенный над городом с великолепным видом на город и море. Cimiez — это римские развалины первого века до нашей эры. Одна из сцен фестиваля находится в середине римского амфитеатра (или того, что от него осталось). Cimiez знаменито еще и тем, что здесь находится дом Анри Матисса с большой коллекцией его картин (возле нее расположена маленькая сцена). Третья, самая большая сцена, рассчитанная на самый мощный звук, находится в другом конце сада (в середине Cimiez расположен оливковый сад).
Фестиваль начался в субботу, 22-го, с концерта Роберта Планта. Было заметно, что публика почти целиком состояла из людей, специально пришедших послушать именно его и никого больше. И они не были разочарованы. Плант совершенно не пытался приладить свой репертуар к джазовому фестивалю (пусть подстраивается тот, у кого нет своей публики!), пел песни из еще незаписанного альбома. Если концерт и был более камерным, по сравнению с его обычными концертами, то это никак не касалось самой музыки, которая была вполне в духе его последнего альбома. "Камерным", потому что здесь не было истерики фанатиков, был просто замечательный часовой концерт. После одной из песен Плант пошутил: "Тише, тише, это же джазовый фестиваль".
Иду на другую площадку послушать (вернее уже дослушать) выступление оркестра Бейси вместе с Леебом. Вот его состав в этом году. Grover Mitchell (tb), William "Scotty" Barnhart (tp), Robert Ojeda (tp), Michael P. Williams (tp). Shown C. Edmonds (tp), William H. Hughes (tb), David Keim (tb), Clarence Banks (tb), Alvin Walker (tb), Doug Miller (sax), John Williams (sax), Kenny Hing (sax), John Kelson (sax), Brad Leali (sax), Tony Suggs (piano), James Leary (bass), Butch Miles (dr). Will Matthews (g), Jamie Davis (voc) — guest star. Гровер Митчелл сегодня занимается делами оркестра. Блестящие солисты, блестящий оркестр, такие же аранжировки.
Бегу мимо маленькой сцены. На которой играют какие-то рене, пьеры, патрики, гийомы и паскали, чтобы пофотографировать знаменитый "Blues Brothers Band". Да-да, живы! И еще как! Правда остался всего лишь один "брат" —Томми Макдоннелл (Tommy McDonnell), но Мэтт Мерфи (Matt Murphy), "Blue Lou" и Стив Кроппер (Steve Cropper) — на месте. Шоу убийственное! Так работают люди, отработавшие тысячи концертов. (Только они и Джордж Бенсон приехали на фестиваль со своим "светом".) Спели все номера из фильма и уехали.
Во второй день играли сплошь французские "звезды". Вечером — оркестр Бейси без Лееба и "Magic Slim Blues Band".
Третий день, 24-го (понедельник). Шемекия Коупленд (Shemekia Copeland) с квинтетом музыкантов — это первое, что мы видим. Это — блюзовая вокалистка с совершенно выдающимся сильным голосом. В середине концерта она спела пару куплетов под оркестр без микрофона (это на открытой площадке, где из-за шума зрителей трудно переговариваться!). Но горло — не единственный ее сильный орган: во время одного из соло клавишных она подняла и поставила эти самые клавишные себе... на грудь. В такой позе соло было доиграно до конца. Кстати, о клавишных. На них играла небезызвестная Дона Оксфорд (Dona Oxford). Концерт, по существу, был дуэтом Коупленд и Оксфорд.
Успевая послушать конец концерта "King of Blue Tribute". Пять звезд: Уоллес Роуни (Wallace Roney — tp); Марк Тернер (Mark Turner — ts); я был на его концерте зимой, Бенни Грин (Benny Green — р) (откуда взялись длинные рыжие волосы?), Бастер Уильямс (Buster Wiliams — b) и Джимми Кобб (Jimmy Cobb — dr). Основную программу я, видимо, пропустил. Три последние композиции Майлса Дэвиса. Оригинальные аранжировки, умно расположенные короткие соло — только благодаря этому пять солистов такого уровня могут сосуществовать на одной сцене. Через 15 минут после окончания этого концерта началось выступление трио Джона Хикса (John Hicks —на которого я и пришел в основном). Трудно рассказывать о таком концерте — что бы ни сказал — все будет недостаточно. Ни секунды не тратится на что-либо незначительное, никакого "умничанья", 100% музыки в единицу времени, настоящее удовольствие!
Джордж Бенсон же подъезжает на дорогой машине чуть ли не к самой сцене и из нее выходит прямо на сцену. Надо сказать, что Cimiez является заповедником и ни один автомобиль не вправе сюда заезжать. Сам Ле- еб переезжает со сцены на сцену на какой- то деревянной полутачке-полувагонетке, продукты к бесчисленным буфетам и кафе подносятся вручную, правило распространяется на всех... но не на Бенсона! Потому что он этого стоит. Супер-концерт! Он в прекрасной форме. 90% старых знаменитых песен, сшитых хорошим аранжировщиком. Бенсон на концерте производит огромное впечатление. Общий сильный уровень солистов, постоянно меняющееся звучание оркестра, игра самого Бенсона, светорежиссура — концерт пролетает как одна минута. Его голос гипнотизирует людей. Молодые (16-20 лет) воспринимают его музыку с таким же энтузиазмом, как и люди его поколения. Фантастический музыкант!
25 июля. Я точно знаю, что пришел сегодня послушать. После концерта "Mighty Мо Rodgers Band" прохожу мимо сцены, на которой стараются сильваны, андре, жан-Пьеры и жан-Люки, и занимаю хорошее место, чтобы слушать Херби Хэнкока с командой. (Ira Coleman (b), Terry Lynne Carrington (dr), Eddy Henderson (tp)). Это уже не "Gershwin's World". Нон-стоп концерт из переделанных заново аранжировок песен Гершвина, переплетенных с композициями самого Хэнкока. Майкл Брекер, Пат Метини, Ларри Голдинге и Билл Стюарт, выступающие завтра, слушают концерт за железной сеткой слева от сцены. "Знатоки" джаза переводят взгляд от сцены к Брекеру и обратно. Спустя короткое время после начала концерта становится ясно, что это — главное событие недели. Это какое-то абсолютно новое достижение, которое будет внимательно изучаться. На что это похоже? Гигантская увертюра. Ни на минуту не отвлекаешься, чтобы спросить себя — где заканчивается одно и начинается другое; все слушается целиком. Новое ощущение времени. Кажется, что времени нет, музыкальные "события" не сменяют одно другое, а как бы добавляются к чему-то целому. Музыка или живопись? Как это сделано? Известно, наверное одному Хэнкоку.
Выходя с концерта, слышу доносящиеся издалека удары молота о наковальню — Масео Паркер (Масео Parker) начал свое шоу. Я был на его концерте до этого. Хоть его относят к "funk-jazz", но концерты у него —- очень разнообразные по стилю. Он играет (и поет) блюзы, рок-н-ролл. 57-летний саксофонист, называемый "королем фанка", 20 лет проработавший с Джеймсом Брауном. Трое духовых, двое клавишных, быстрый темп концерта, Hammond ВЗ орган звучит божественно.
26-го, среда. Благодаря удачно расположенным по времени концертам, удалось много послушать. Я мало слушал в записи Кенни Уорнера (Kenny Warner) до этого дня. Так играет на рояле только аранжировщик, исписавший тонны бумаги. Блестящий музыкант, гибкий, разнообразный, оснащенный бесконечными приемами. Фактура постоянно меняется; все это делается с великолепным знанием рояля, вкусом. С ним в трио играют совершенно молодые музыканты: Эри Хениг (Ari Hoenig — dr) и Йоханнес Вайденмиллер (Johannes Weidenmiller — Ь). Короткий получасовой концерт. Сразу после него выступает Клаудия Акунья (Claudia Acuna), молодая вокалистка из Чили, вместе с нью-йоркским трио: Джейсон Линдер (Jason Linder — р), Авишай Коэн (Avishai Cohen — b), Джефф Баллард (Jeff Ballard — dr). Со вкусом составленная программа (стандарты чередуются с чилийскими народными песнями). В середине был спет дуэт, с контрабасом. Совершенно очевидно, что это — певица с большим будущим. Потрясающая музыкальность/вкус. Ее неопытность только больше подкупает публику. Джазовый фестиваль хорош еще и тем, что здесь можно услышать будущих звезд..
Успеваю на начало концерта "Brecker / Metheny Special Quartet". Я третий раз за этот год слушаю Майкла Брекера: сверхъестественно контролируемый звук, широчайший диапазон приемов, настоящий поток идей. Квартет выступает без басиста, которого заменяет левая рука органиста Ларри Голдингса. Первой была пьеса лидера "Sings and Arrows". Я знаю по крайней мере четыре джазовых ансамбля, которые начинают свои концерты этой темповой пьесой. Два старых музыкальных сотрудника Брекер и Метини сыграли несколько пьес из прошлого альбома Metheny "80/81". Пэт играет на акустическом инструменте — полугитаре-полуарфе с расположенными крест-накрест грифами и специальными резонансными струнами (небезызвестное изобретение Метини — "пикассо-гитара" — Пр. ред.). Небольшой (50 минут), но мощный и плотный концерт.
В конце вечера Кенни Вернер играет дуэтом с 78-летним Тутсом Тилемансом. Он перенес инфаркт 2 года назад, тяжело дышит после каждого соло. Это был один из самых незабываемых концертов за неделю. Вернер
— аккомпаниатор за пределом всякой критики — и Тилеманс — музыкант, записавший все эти гениальные пластинки с Паркером, Майлсом Дэвисом, Жако Пасториусом, Биллом Эвансом! Брекер слушал концерт на своем месте за решеткой. Это. были три музыкальных экскурса — в творчество Дэйвиса, Эванса и Мишеля Леграна. Два великолепных музыканта, знающих глубоко музыку, которую они играют, свободно музицировали. В конце концерта публика (включая Брекера) насвистывает тему Тилеманса "Blusette". Тот мрачно шутит по поводу своего здоровья и исполняет недавно написанную тему "It's Hand То Say Good Bye".
28-го, пятница. Будет петь Эл Джерро и еще два джазовых ансамбля: один после другого на одной сцене вызывают дух Д. Колтрэйна. Это — "Elvin Jones'Jazz Machine* и "McCoy Tyner Trio". "Jazz Machine" — это Eric Lewis (p), Steven Kirby (b), Darren Barrett (tp),- Antoine Rohey (ts) В этом ансамбле'меняются только музыканты, но не его принципы — медитативные композиции с длинными соло. Трудно добавить что-либо к репутации этого ансамбля. Они — хранители традиций, "глубокие" музыканты. Из соло — это не трюкачество, а докапывание до сути. Музыка течет как река.
"McCoy Tyner Trio": Charnett Moffet (b) и Al Foster (dr). Уникальный пианист. Рояль звучит как оркестр! Новые пьесы Тайнера. Концерт очень короткий. Первый раз увидел Моффета, играющего на электрическом басу. Ничего особенного вроде бы не произошло (Тайнер рояль на груди не держал), но когда слышишь такую музыку, то перестает хватать слов.
Короткое интервью с М. Брекером и Пэтом Метини (25 июля, общая встреча в пресс-центре фестиваля).
Брекер: — Мы с Пэтом знакомы долгие годы. Между нами существует некая природная связь. Голоса наших инструментов смешиваются таким большим количеством разных способов; у нас с ним — огромная близость в звуковом смысле. Это — всегда удовольствие — играть с ним дуэтом, потому что я себя чувствую в знакомой обстановке, очень комфортно. Мы используем такое количество разных звучаний. Мне очень нравится то, что мы делаем в течение этого турне. Дуэты намного отличаются от того, что мы обычно делаем и того, что мы делали раньше. И мне это нравится.
Брекер: — О! Так много вещей необходимо было бы сказать! Я постоянно учусь у Пэта, который обладает широким музыкальным виденьем вообще. Есть нечто, выходящее за пределы его гитары. Это — музыкант фантастический со всех точек зрения: технической, духовной, эмоциональной, с точки зрения звучания его инструмента. Это — выдающийся композитор, а также влиятельный музыкальный мыслитель. Он всегда ясно и точно себя выражает как в разговоре, так и в музыке. Пэт очень редко бывает неопределенным, и мне, человеку столь часто оказывающемуся между двух стульев, это качество особенно нравится. Пэт расставляет все по местам у меня в голове (улыбается). В течение многих лет мы музыкально связаны друг с другом, обмениваемся идеями. Я думаю, это всегда для нас обоих обогащенный опыт. Каждый раз, поработав с Пэтом, я чувствую себя обогащенным, голова полна новых идей и проектов. И это как раз то, что происходит сейчас во время турне. Я уже начал пересматривать мои будущие аранжировки.
Метини: — Наши музыкальные карьеры часто пересекались. Единственная причина этого турне — наша дружба, музыкальная и человеческая. Мы давно об этом думали и тот факт, что у нас наработано много общего музыкального материала, намного упростил вещи. У нас огромное количество общего музыкального опыта. Мне всегда доставляло такое огромное удовольствие писать музыку для Майка и слышать как он ее играет! Так что это турне было чем-то естественным и приятным.
Метини: — Моя музыка и моя манера игры развивались в течение многих лет с начала моей карьеры. С годами и то, и другое стало более плотным, отяжелевшим. В самом начале моими принципами, моими эстетическими ценностями были пространство и тишина. Это имеет много общего с моим происхождением, местом, где я рос, и с моей эстетической концепцией, с тем, как я смотрю на вещи. С тех пор моя жизнь стала намного более сложной и наполненной. Я провел большую часть последних 27-и лет познавая и изучая этот мир. Это то, что мне сегодня позволяет играть более естественно разную музыку. Но я остаюсь восприимчивым к самым прорым вещам, на которые у многих людей не хватает терпения.
Метини: — Я думаю, Майк является одним из тех музыкантов, которые внесли наибольший вклад в развитие нашего представления о гармонии. Я знал мало музыкантов (может быть ни одного!), которые обладали бы такой гармонической гибкостью. Добавьте к этому удивительное чувство ритма и его ослепительный звук — вещи, которые немузыкант не всегда оценивает по достоинству. Хотя, даже от музыканта эти вещи могут ускользать, если он находится слишком близко к другому музыканту, из инструмента которого звук бьет ключом. Майк обладает неимоверной силой, это — настоящая кладовая идей, если речь идет о переходе из точки А в точку В интересным и логичным способом. Он для меня — настоящий источник вдохновения.
Все, что происходит в первый раз, оставляет в жизни неизгладимый след. Такой след оставил в жизни моей и, уверен, других страстных поклонников джаза грандиозный по размаху таллиннский джазовый фестиваль. Нахожу в своем архиве толстый блокнот, листаю ...
Каждый из нас, если он достаточно сильно чувствует желание и потребность что-то сделать, должен просто решиться и делать! Делать, а не сидеть и думать, получится или нет. Вот так и я: взял и сделал фестиваль. Эти слова директора вильнюсского ...
И это истинная правда. Полный пессимизма, наш человек с трудом вынимал из загашника немалые деньги на билет в ГЦКЗ "Россия" на концерт джазовых звезд 5 февраля. Но недаром один джазовый гений говаривал — на такой случай деньги надо копить заранее. ...
В 1969 году мне исполнилось 17 лет. Я окончил девятый класс средней школы. Начинались последние в моей жизни летние школьные каникулы. "Хватит валять дурака!" - сказали мне родители - Хочешь иметь модный плащ, иди и работай!" Так я оказался на ...
На крайнем Северо-Западе США среди обширной всхолмленной равнины с самой богатой в Америке почвой (эта местность на стыке штатов Вашингтон и Айдахо называется Палуза), всего в пяти милях от границы Штатов, лежит хорошо знакомый нашим читателям по ...
Норвегия славится своими джаз-фестивалями, во многом благодаря успеху которых норвежский джаз вышел на мировую арену. Один из старейших, фестиваль в Мельде, вступив в критический сорокалетний возраст, ежегодно собирает весь цвет мирового джаза. Не ...
Лодзь — русское название города: по-польски оно звучит как "Луджь". Это большой промышленный город, второй по населению в Польше — свыше 830 тыс.чел., находящийся в 130 км. к юго-западу от Варшавы. Он существует с 1423 г., однако превратился из ...
От редакции сайта: не первый год наш сайт плодотворно сотрудничает с редакцией ежегодного "Альманаха "Эрмитаж" Jazz: серьезное и курьезное". Коллеги уже подготовили пятый по счету выпуск Альманаха. Его презентация состоится на фестивале "Джаз в саду ...
...Сердцу хочется ласковой песни И хорошей, большой любви... В. Ле€едев-Кумач. На лодке (Из к/ф "Первая перчатка") Автор сих заметок М.М. — известный пессимист в восприятии и максималист в требовательности, но в данном случае я во многом ...
Стокгольмский архипелаг — тысячи необитаемых и обитаемых островов, на четырнадцати крупнейших из которых и раскинулся город-красавец. Город красавиц, муз, добрых фей, порхающих на велосипедах по его уютным улицам и переулкам. Острова —- от мала до ...
Заметки о конференции по интуитивной музыке, Дания, 17-19.08.2001 Предыстория. Об этой конференции я узнал где-то в мае — копаясь в недрах Интернета, обнаружил ссылку на известном музыкальном сайте www.gaudeamus.nl и очень заинтересовался этим ...