Джаз четырех культур на польской земле: Польша, г.Лодзь, 14-16 декабря 2001г.
04.03.2014
Лодзь — русское название города: по-польски оно звучит как "Луджь". Это большой промышленный город, второй по населению в Польше — свыше 830 тыс.чел., находящийся в 130 км. к юго-западу от Варшавы. Он существует с 1423 г., однако превратился из захолустного городишки в большой город только к середине XIX века, когда русские капиталисты застроили его заводами и фабриками. Население Лодзи, сформировавшее ее уникальную культуру, к концу позапрошлого века состояло из четырех главных этнических элементов — поляков, евреев, русских и немцев. Собственно, Festival jazzowy czterech kultur - "Джаз четырех культур" — и призван был вновь созвать эти культуры к диалогу, хотя этническии состав Лодзи необратимо сменился. Русское население выехало после провозглашения независимости от России в 1918 г., еврейское — в массе своей погибло в годы гитлеровской оккупации, немцы, в основном, ушли с отступающими частями вермахта в 1945-м. И вот, десятилетия спустя, организовавшее фестиваль варшавское агентство "Фокус" собрало на одной сцене джазовых музыкантов из Германии, России, Израиля и Польши — ко всеобщему удовольствию, так как международный общепонятный джазовый язык позволил музыкантам моментально установить творческий контакт.
Все участники сначала играли по сольному концерту в одном из городских клубов. В первый вечер концерт был один: в клубе Lodz Kaliska играла польская группа Oxen. Не зная польского, трудно предположить, что именно означает это имя на языке Мицкевича, зато по-английски и по-немецки—это "Быки". Группу возглавляет альт-саксофонист Гжегож Пиотровски; как и два других коренных члена Oxen, тенорист Лукаш Поправски и гитарист Дариуш Крупа, он уже успел засветиться на польской джазовой сцене. Правда, в составе другой группы — Alchemik.
Oxen играют очень интенсивную музыку на грани джаз-рока, трип-хопа и того, что обобщенно называют electronica. Для них характерна сложнейшая полиритмия и обильное использование самых современных звуковых эффектов (причем как у гитариста, так и у альт-саксофониста). Одно только "но" — динамика варьируется крайне незначительно: от громко до страшно громко. Для джазовой публики тяжеловато, хотя молодежь явно принимала эту канонаду как должное.
Второй вечер начался концертом состава из Германии — Modern String Quartet, прошедшим в артистической пивной Przedowalnia. Это была единственная из точек фестиваля, расположенная несколько в стороне от центральной улицы — Пиотрковской: все остальные располагались вдоль этого гибрида Арбата и Невского проспекта.
Modern String Quartet — состав для джаза, мягко говоря, необычный: это классический струнный квартет, исполняющий собственные аранжировки джазовых стандартов от Summertime до Хэрби Хэнкока и Майлса Дэвиса, а также собственные авторские пьесы, довольно заковыристые, например, написанная виолончелистом Uncle Funk. Хотя значительная часть материала явно аранжирована и расписана до нотки, все четверо — скрипачи Йорг Видмозер и Винфрид Цреннер, альтист Андреас Херихт и виолончелист Йост Хеккер — могут импровизировать, что и проделывают в довольно протяженных и зачастую очень эффектных соло. С музыкальной точки зрения, лучшие соло принадлежали скрипачам, особенно Видмозеру, но яростное, почти хард-роковое по энергетике соло виолончелиста Хеккера тоже имело своеобразную прелесть. Для этого фестиваля они приготовили полностью джазовую по материалу программу, хотя своей задачей, начиная с года основания коллектива в 1983 г., считают наведение мостов между классической и современной музыкой, в рамках чего, например, записывают и играют на концертах Бетховена и Баха. Все четверо по- немецки скуповаты на эмоции, хотя их серьезность кажущаяся: то и дело после какого-нибудь содержательного соло идет вполне добродушно-юмористический кусок, во время которого они сдержанно улыбаются. Публика принимала их отлично — ансамбль и в самом деле необычный, хваткий и интересный.
В тот же вечер, несколькими часами позднее, в единственном в Лодзи собственно джазовом клубе Jazzga играл ансамбль из Израиля — квартет Юваля Коэна. Все участники фестиваля добирались до Лодзи не без приключений, однако израильтяне превзошли всех. Оба солиста,сопрано-саксофонист Юваль Коэн и гитарист Амос Хофман, прилетели вовремя, но без своего багажа, застрявшего где-то в Цюрихе. Что до контрабасиста Йорая Орона и барабанщика Шая Зельмана, то они и из Иерусалима не могли вылететь — их рейс откладывался то на два часа, то на три, то сразу на двенадцать. Наконец, только утром в день концерта все собрались в Лодзи, да и чемоданы нашлись.
Израильский квартет оказался единственным, кто представил на фестивале крепкий, стопроцентно традиционный straight-ahead джаз. Да и неудивительно: сам Коэн учился в бостонском колледже Беркли и несколько лет работал в Нью-Йорке, как и Хофман, получивший образование в Манхэттенской школе музыки. Кстати, у Юваля Коэна есть брат Авишаи Коэн, живущий в Америке. Но это не знаменитый басист Чика Кориа, это его полный тезка, тоже джазовый музыкант. Зато с тем Авишаи, который у Кориа, играл гитарист Амос Хоффман, даже записавшийся на двух первых сольных альбомах Коэна-басиста.
Сейчас все четверо живут в Израиле, что в их музыке, впрочем, отразилось только в том смысле, что, помимо десятка крепко сыгранных стандартов, они представили еще две пьесы, построенные на мелодиях популярных израильских песен. У фестивальной аудитории снискала особенную любовь тема, ивритское название которой переводится на русский как "Земля молока и меда". Благодаря инструкциям Юваля, польские слушатели уже к третьему прохождению темы выучили, где там нужно делать характерные два хлопка, и, под бодрый фанковый ритм, с удовольствием принимали участие в исполнении.
Первый концерт третьего дня фестиваля проходил в клубе Siodemki -"Семерки", — названному по своему адресу: Пиотрковска, 77. Концерт представлял российских участников. Пианист Андрей Разин и его проект "Второе приближение " показали программу, которая в целом уже хорошо знакома российской фестивальной аудитории, но которую европейская публика еще только открывает. Московские гости ехали в Лодзь тоже не без приключений. По какой-то необъяснимой причине устроители фестиваля встречали их в Варшаве не на том вокзале, на который они должны были приехать: в Варшаве их несколько, и три из них — на одной и той же линии, причем московские поезда останавливаются последовательно на всех трех. К тому же их поездка совпала с сильными холодами, которых хлипкие европейские вагоны польского состава не выдерживали, так что в Лодзь вокалистка "Второго приближения" Татьяна Комова приехала с сильной простудой и все оставшееся время до выступления усиленно с ней боролась.
В результате, все получилось очень удачно: по-русски нетрезвый звукорежиссер клуба был поборот, из Варшавы, благодаря спонсорскому участию фирмы Yamaha, привезен белый рояль, и москвичи показались во всем блеске, захватив польскую аудиторию необычностью своей программы. Безусловно, то, что делает проект Разина — совсем не straight-ahead jazz, и слава Богу, поскольку этот straight-ahead слишком часто оказывается скучной и формальной музыкой, особенно в исполнении тех, кто не вырос внутри ее традиции, то есть не- американцев. Исключения редки, и очень хорошо, что "Второе приближение" идет по другому пути, сочетая композиторский подход и незаурядный пианизм Разина, изысканный и нешаблонный вокал Комовой, с диапа- зоном влияний от цыганского пения до европейских джазовых экспериментаторов, и моторный, вполне джазовый по языку бас Игоря Иванушкина.
Заключительный концерт фестиваля проходил в самом крупном в Лодзи ночном клубе West Side, оформление и структура внутреннего пространства которого заставляют с уверенностью предположить, что это, во- обще-то, большая дискотека. Каждый из составов фестиваля играл в этот вечер по два ударных номера, после чего состоялся неизбежный джем-сейшн с неизбежными блюзами Чарли Паркера.
Как обычно, в джеме было интересно участвовать, но — после первой темы — довольно скучно слушать. Как всегда. Бывают, конечно, случаи, когда участники джема пытаются создать что-то креативное, нешаблонное. Но нет, здесь этого не было: тон задали стандартизированные манхэттенско-берклийским индустриально-музыкальным обучением израильтяне, а остальные, включая хорошо показавших себя в джеме поляков, крепко и мастеровито их поддержали. Всем очень понравилось, хотя организаторы, не зная, что, собственно, такое джем-сейшн, думали, что это что-то типа гала-концерта, когда все сыграют по паре своих песенок и разойдутся.
Как любой впервые проводящийся фестиваль, "Джаз четырех культур" прошел не без организационных загвоздок, но получился весьма удачным — в том плане, что совершенно не похож на большинство других фестивалей. Удачно, что организаторам удалось привлечь крупные спонсорские силы, включая Польские авиалинии и Польскую почту. И пусть этот фестиваль станет традиционным: в конце концов, и в Польше, и в Германии, и в Израиле с Россией найдется еще немало разноплановых и разностилевых коллективов, которых там можно было бы показать.
Все, что происходит в первый раз, оставляет в жизни неизгладимый след. Такой след оставил в жизни моей и, уверен, других страстных поклонников джаза грандиозный по размаху таллиннский джазовый фестиваль. Нахожу в своем архиве толстый блокнот, листаю ...
Каждый из нас, если он достаточно сильно чувствует желание и потребность что-то сделать, должен просто решиться и делать! Делать, а не сидеть и думать, получится или нет. Вот так и я: взял и сделал фестиваль. Эти слова директора вильнюсского ...
И это истинная правда. Полный пессимизма, наш человек с трудом вынимал из загашника немалые деньги на билет в ГЦКЗ "Россия" на концерт джазовых звезд 5 февраля. Но недаром один джазовый гений говаривал — на такой случай деньги надо копить заранее. ...
В 1969 году мне исполнилось 17 лет. Я окончил девятый класс средней школы. Начинались последние в моей жизни летние школьные каникулы. "Хватит валять дурака!" - сказали мне родители - Хочешь иметь модный плащ, иди и работай!" Так я оказался на ...
На крайнем Северо-Западе США среди обширной всхолмленной равнины с самой богатой в Америке почвой (эта местность на стыке штатов Вашингтон и Айдахо называется Палуза), всего в пяти милях от границы Штатов, лежит хорошо знакомый нашим читателям по ...
Норвегия славится своими джаз-фестивалями, во многом благодаря успеху которых норвежский джаз вышел на мировую арену. Один из старейших, фестиваль в Мельде, вступив в критический сорокалетний возраст, ежегодно собирает весь цвет мирового джаза. Не ...
Это был 52-ой фестиваль в Ницце. Три последних года директором фестиваля являлся Мишель Лееб (Michel Leeb). Чем отличается этот фестиваль от других? Мне кажется, одним: как большинство фестивалей на юге Франции, он не очень богат музыкой из соседних ...
От редакции сайта: не первый год наш сайт плодотворно сотрудничает с редакцией ежегодного "Альманаха "Эрмитаж" Jazz: серьезное и курьезное". Коллеги уже подготовили пятый по счету выпуск Альманаха. Его презентация состоится на фестивале "Джаз в саду ...
...Сердцу хочется ласковой песни И хорошей, большой любви... В. Ле€едев-Кумач. На лодке (Из к/ф "Первая перчатка") Автор сих заметок М.М. — известный пессимист в восприятии и максималист в требовательности, но в данном случае я во многом ...
Стокгольмский архипелаг — тысячи необитаемых и обитаемых островов, на четырнадцати крупнейших из которых и раскинулся город-красавец. Город красавиц, муз, добрых фей, порхающих на велосипедах по его уютным улицам и переулкам. Острова —- от мала до ...
Заметки о конференции по интуитивной музыке, Дания, 17-19.08.2001 Предыстория. Об этой конференции я узнал где-то в мае — копаясь в недрах Интернета, обнаружил ссылку на известном музыкальном сайте www.gaudeamus.nl и очень заинтересовался этим ...