На крайнем Северо-Западе США среди обширной всхолмленной равнины с самой богатой в Америке почвой (эта местность на стыке штатов Вашингтон и Айдахо называется Палуза), всего в пяти милях от границы Штатов, лежит хорошо знакомый нашим читателям по репортажам двух прошлых лет городок Москва. Помнится, еще год назад мы с вами условились, что называть этот населенный пункт (20 тыс. собственного населения, и еще столько же — студенты расположенного здесь Университета Айдахо) мы будем Москоу, чтобы каждый раз не вздрагивать.
Итак, в Москоу, Айдахо, 21 -24 февраля проходил XXXIV (по буквам: тридцать четвертый!) международный джазовый фестиваль имени Лайонела Хэмптона. К моему огромному удивлению, патрон фестиваля — давший ему два десятилетия назад свое имя ветеран свинговой эры вибрафонист Лайонел Хэмптон присутствовал на фестивале и на этот раз, хотя чуваку через два месяца будет уже 93! Мало того, что он присутствовал — он на фестивале ВЫСТУПИЛ! Впрочем, об этом чуть ниже. Пока же начнем по порядку.
Фестиваль начался 21 февраля с большой интриги: прилетит или не прилетит российский валторнист Аркадий Шилклопер? Аркадий впервые участвовал в Хэмптоновском фестивале одиннадцать лет назад, затем появлялся на нем в 1994 м, и вот, семь лет спустя, вновь должен был играть в Москоу. Как это обычно водится с российскими джазменами, посольство США в Москве проявило сверхбдительность и выступило весьма бодро, назначив Аркадию собеседование на 22 февраля (то есть на следующий день после его запланированного концерта). Неимоверными усилиями директора фестиваля д- ра Линна Скиннера удалось, через сенатора от Айдахо в Вашингтоне, надавить на госдепартамент США с тем, чтобы тот надавил на посольство. Надавили. Посольство перенесло собеседование на 20 февраля, Аркадий получил визу (с большими проволочками и самым последним из тех, кто проходил собеседование а тот день), 21-го утром вылетел в Сиэггл и... на выходе с аэрофлотовского рейса не получил свои знаменитый трехметровый альпийскии рог, сгинувший где-то в недрах аэропорта Сиэттл-Такома (забегая вперед, скажу, что инструмент нашли после трех дней интенсивного телефонного общения из Айдахо с представительством "Аэрофлота", за что аэрофлотчикам Сиэттла гг. Леониду Быкову и Юрию Авдонину большое спасибо). Так или иначе, с одной валторной под мышкой Аркадий в пять вечера появился в Москоу, устроители вздохнули свободно, и концерт начался.
Штатную ритм-секцию фестиваля, как и много лет подряд в 90-е гг., возглавлял 83- летний пианист Хэнк Джонс. В прошлом году, как мы помним, он отсутствовал из-за травмы, полученной при падении на льду возле собственного дома. В этом году Хэнк был в порядке и исправно играл все четыре дня фестиваля с большинством составов, на сцене демонстрируя точность, легкость и грациозный свинг, а за сценой — идеальную выправку, завидную для его немаленького возраста подвижность и изрядное чувство юмора. Когда ваш покорный слуга строил за сценой нескольких участников для фотографирования и попросил их перейти на три шага правее со словами "здесь чуть темновато", Хэнк — единственный чернокожий из фотографируемых — немедленно откликнулся: "Ты меня имеешь в виду?" Общий хохот.
Кроме Джонса, в ритм-секцию фестиваля входили контрабасист Крисчен Макбрайд, гитарист Рассел Малоун и единственный белый — барабанщик Джефф Хэмилтон.
Многие из участников этого вечера уже выступали на фестивале в прошлые годы, некоторые — и не по одному разу. В четвертый раз на фестивале выступили 16- летний чудо-скрипач из Нэшвилла Билли Контрерас и знакомая нашим слушателям по двукратным гастролям в России вокалистка из Атланты Эвелин Уайт. Хорошо знакомы местной айдаховской публике (которой на концерты набивалось рекордное количество — в субботу вечером свыше шести тысяч человек!) аргентинскии саксофонист русского происхождения Андрес Боярски (в прошлом — музыкальный директор биг-бэнда Лайонела Хэмптона), талантливый гитарист из Портланда Джон Стоуэлл (оба тоже несколько раз выступали в России), ветеран джазового фортепиано — Джейн Джарвис из Калифорнии...
Были и российские знакомцы, и много. Из всех фестивалей в США больше всего русских джазменов бывает здесь. В пиковые моменты за сценой собиралось до шести русскоговорящих музыкантов — как живущих в Америке (Валерий Пономарев, Андрес Боярски), так и приехавших на фестиваль из экс-СССР (Игорь Бутман, Аркадий Шилклопер, пианист Леонид Винцкевич, эстонский саксофонист Лембит Саарсалу). Больше того, в студенческом конкурсе в категории "сольное фортепиано" победил 12-летний мальчик, тоже говорящий по-русски — Эльдар из Кыргызстана, который уже два года живет, правда, с родителями в Канзас-Сиги.
Аркадий Шилклопер, как мы уже отметили, выступал на Хэмптоновском фестивале дважды — в 1990 и 1994 гг. На этот раз он играл со штатной ритм- секцией фестиваля (Джонс, МакБрайд, Хэмилтон и и Малоун), предложив им две темы — собственный хит "Кобра" и один стандарт. "Кобра" прошла "на ура", поскольку ее хитрую ритмическую структуру ритм-секция схватипа "на раз" и отыграла отлично, пока Аркадий поражал аудиторию суперскоростной и чрезвычайно хитроумной игрой на валторне, а во второй части композиции Рассел Малоун сыграл роскошное соло.
Кстати, Малоун одним из немногих привез на фестиваль и свой собственный квартет (обычно все соглашаются играть со штатной секцией) и, когда дошло дело до его сольного выступления, вывел своих на сцену (это были пианист Энтони Воней, басист Ричи Гудс и барабанщик И Джей Стриклэнд, с которыми он постоянно работает в Нью-Йорке). Малоун — один из наиболее быстро прогрессирующих и уже не многообещающих даже, а вполне реализовавшихся и продолжающих реализовываться джазовых straightahead гитаристов поколения 30-40-летних, и на этом фестивале (в противоположность прошлогоднему, когда он только показал незаурядную потенцию) предстал зрелым и мудрым мастером, не утратившим ни юношеской энергетики, ни красоты и искушенности игры.
Неожиданно разочаровало выступление одной из весьма уважаемых и в чем- то даже легендарных певиц — Нэнси Уилсон. Вместо знакомой по записям эмоциональности — неприкрытая истерика, вместо оригинальности — нелепое позерство, да еще и какие-то странные штучки с мотанием микрофона перед лицом, что вовсе не украшает конечный результат. Странное и жалкое зрелище.
Очень удачно выступили курский пианист Леонид Винцкевич и его эстонский партнер, саксофонист Лембит Саарсалу, которые на фестивале появились уже в седьмой раз (в 1989 г. именно они первыми из советских артистов были привезены в Айдахо Алексеем Баташевым, положив начало интернациональному статусу Хэмптоновского фестиваля). Они никого не стремились поразить, сыграв сдержанно, мудро и глубоко, и покорили зал.
В этот же вечер на Хэмптоновском фестивале впервые выступил один из лучших нынешних джазовых вокалистов — Кевин Махагани (именно так, с ударением на второе "а", он сам произносит g- свою фамилию Mahogany), Днем, кстати, он давал мастер-класс, где его аккомпаниаторами неожиданно для себя стали как раз Винцкевич и Саарсалу, игравшие "клинику" до него. Не репетируя, только прикинув темы и тональности, Леонид, Лембит и Кевин показали такую степень взаимопонимания и 4 взаимодействия, как- будто они играли вместе годами. Все трое были приятно удивлены и после "клиники" долго жали друг другу руки. На концерте же Махагани играл со связкой Джонс- Макбрайд-Малоун-Хэмилтон и вновь продемонстрировал изрядную способность влиться в любой коллектив со своим глубоким, бархатным, неотразимо смачным голосом и поставить на уши аудиторию невероятно быстрым, разнообразным и техничным скэтом.
Творческим пиком первого дня было выступление кубинского (впрочем, давно уже живущего в США) саксофониста-кларнетиста Пакито Д’Риверы и бразильского трубача Клаудио Poдити. Пакито, который уже выступал в Айдахо в первой половине 90-х, и постоянный участник Хэмптоновсхсм о фестиваля Клаудио представили программу, которая наследует лучшие черты как кубинского, так и бразильского направления в латин-джазе, при этом избежав как излишнего уклона собственно в "латиницу", так и скатывания к шаблонам мэйнстрима. Это было очень ярко и свежо. Да и не унизительно — Пакито и Клаудио давние партнеры, и их взаимодействие на сцене представляет собой просто-таки хрестоматийный образец того, как два разных и по технике, и по наследуемой традиции музыканта могут создавать что-то большее, чем просто сумма их соло.
Второй концерт фестиваля принес еще несколько интересных моментов. Впервые выступал на фестивале нью-йоркский трубач Валерий Пономарев. Директор фестиваля д-р Линн Скиннер несколько раз приглашал его, и Валерий Михайлович всегда хотел приехать, но каждый раз что-то мешало — то гастроли, то еще что... И вот Пономарев играет в Айдахо. Его сказочная труба покорила аудиторию, а уж когда дошло дело до игры втроем... Впрочем, я чуть забегаю вперед. Еще один русский американец — впрочем, теперь уже опять больше русский — Игорь Бутман, тоже играл красиво и лирично и тоже вызвал теплые эмоции. Но, как и Пономарев, сошел со сцены после первой же композиции. На смену им вышел саксофонист Джо Ловано, только что прилетевший — на следующий день после того, как ему была вручена "Grammy" в категории "Лучшая запись большого ансамбля". И он тоже сыграл только одну композицию, приветствуемый своими поклонниками. Вот оно в чем дело! Пономарев и Бутман вернулись на сцену, чтобы сыграть вместе с Ловано! Грянула "Au Privave", и Игорь сыграл совершенно невероятное соло, после которого Аркадий Шилклопер за кулисами пробормотал: "А я ведь не знаю, кто из тенористов в мире мог бы сыграть лучше". Зал встал. Соло Пономарева. Совершенно стратосферное. Техника, выразительность и музыкальность игры этого превосходного трубача тоже знают мало равных. В зале опять овация. Играет Джо Ловано и... Нет, он отлично сыграл, но сделал одну стратегическую ошибку; после сногсшибательного, захватываюшего дух фейерверка, устроенной'! Бутманом, ему следовало бы сыграть на контрасте, пойти от противного, показать мудрость и проникновенность. Но увы: он попытался переиграть Игоря, а это даже чисто технически совсем не так легко. Жаль: могла бы выйти очень хорошая музыка, а получилось какое-то соревнование по прыжкам в ширину. Но всем все равно понравилось.
Очень забавно сыграл женский состав из Нью-Йорка — четыре барышни 20-25 лет и их профессор, барабанщица. Называется "Five Play". Все вместе как-то чрезмерно заученно и выстроенно, но индивидуальное мастерство барышень поражает (особенно отличилась саксофонистка из Израиля Анат Кохен).
Ветеран, ас и мастер контрабаса Рэй Браун ожидался со своим прежним трио, но и юный чудо-барабанщик Карим Ригганс, и исключительный по глубине и силе пианист Джефф Кизер покинули коллектив. В результате 73-летний Браун выступал с совершенно новым составом трио (Ларри Фуллер - фортепьяно и Джордж Фледес - барабаны), который не то чтобы слаб, но, во всяком случае, несколько уступает всем прежним его составам. То ли новые участники еще не притерлись, то ли что, но, во всяком случае, сумма трех разных ярких индивидуальностей сменилась ровным подлеском ритм- секции, над которым, как скала, возышается теперь могучий контрабас Рэя Брауна.
Вечер завершал трубач Рой Харгроув, вновь (подчеркну, одним из немногих) приехавший со своим постоянным ансамблем (саксофонист Шерман Ирби, пианист Ларри Уиллис, басист Джералд Кэннон и барабанщик Уилли Джонс III). Как и в прошлом году, он бью бесподобен, показав, что по-прежнему является одним из наиболее значимых музыкантов своего поколения, но ощущение незабываемого открытия куда-то ушло — программу он показал практически ту же, что и год назад.
Третий день фестиваля открылся церемонией презентации будущего Центра Лайонела Хэмптона. После того, как будут набраны потребные для того 42 миллиона долларов, в крохотной Москоу будет воздвигнут крупнейший на Северо-Западе США джазовый центр (впрочем, для этого региона факт неудивительный — так, единственное на тысячу миль круглосуточное джазовое радио работает не в Сиэттле и не в Портланде, а в маленьком Спокэне, в ста километрах к северу от Москоу). Центр будет включать зал на 1200 мест, крупный научный архив (который уже создается) и институт по изучению джазового наследия. Он будет построен прямо возле здания нынешней Школы музыки имени Лайонела Хэмптона (музыкального факультета Университета Айдахо). Будущий Центр представлял президент университета Боб Хувер, сам Лайонел Хэмптон (который, несмотря на свои 93 года, явную немощь и последствия двух инсультов, сказал двадцатиминутную речь с шутками и прибаутками и конгрессмен Джон Кониерс, демократ от Мичигана, главный пропагандист джаза в конгрессе США Кроме того, было показано видеообращение большого друга Хэмптона, бывшего президента США Джорджа Буша-старшего (он тоже должен был приехать в Айдахо, но не смог). Все сошлись на том, что затеяно большое и стоящее дело.
Вечерний концерт был посвящен памяти тромбониста Ала Грея, скончавшегося в возрасте 74 лет одиннадцать месяцев назад, всего через месяц после предыдущего Хэмптоновского фестиваля. Его память чтили как тромбонисты (Билл Уотрус, Карл Фонтана, Бенни Пауэлл и сын Ала — Майк Грей), так и другие музыканты: саксофонист Бенни Голсон, вокалистка из Италии Роберта Гамборини и еще один суперветеран — флюгельгорнист Кларк Терри. Последний выступал на фестивале два года назад и был тогда не очень убедителен — чувствовался возраст, рыхлый звук, потеря беглости... А теперь — откуда что взялось? — хоть и не вставал с кресла, но был точен, ярок, виртуозен, полон юмора и сил, как в былые годы,
Наконец, финальный концерт фестиваля — в субботу — традиционно собрал наибольшую аудиторию: во-первых, выходной, а во вторых — это традиционно концерт биг-бэнда Лайонела Хэмптона, а биг-бэнд здесь любят. И хоть нынешний бэнд — уже далеко не тот, что существовал даже ще в первой половине 90-х (не говоря уж про 40-е!), стадион Kibbie Dome был полнехонек. Но оркестр уже совсем не тот. Если еще даже в прошлом году бэнд был полностью укомплектован нью- йоркскими музыкантами (большннство из которых входило в его состав и тогда, когда он существовал как постоянный коллектив), то теперь в составе уже появились "заместители": так, в группе тромбонов был замечен преподаватель местного университета Ал Гемберлинг, а среди труб — руководитель джазовых программ в университете Айдахо Роб Маккерди... Но концерт все равно удался: во-первых, оркестр играл все старые хиты Хэмптона, а во-вторых — Лайонел Хэмптон и сам был на сцене! 93-летний мастер сидел за вибрафоном, то и дело принимался играть, а в промежутках помахивал маллетами, как бы дирижируя оркестром, и в финалах композиций вскидывал руку, по знаку которой музыканты "снимали" коду. Но этим дело не ограничилось. Настала очередь "Hamp's Boogie Woogie", в которой Лайонел не только играл на вибрафоне — оркестр и зал хором повторяли его кличи и зовы: 'hey ba-ba-re-bop", "wah-wah- wah", "yeh-yeh-yeh" и т.п. И, наконец, финал: оркестр негромко играет сопровождение к "What A Wonderful World"... заминка: Хэмптон не может сам достать очки. Саксофонист Андрес Боярски, в свое время много лет игравший в оркестре и даже четыре года бывший его музыкальным руководителем, бросается на помощь и водружает на нос Хэмпа профессорские очки. Тот заглядывает в листочек с текстом и трогательно поет, умиляя души, пожалуй, всех находящихся в зале. Всеобщая овация. Всем хорошо, а главное — Хэмп доволен. Кажется, что этот крохотный старичок счастлив только тогда, когда может играть. Что ж, Господи, дай ему здоровья...
Кирилл МОШКОВ
Автор выражает благодарность за помощь в организации поездки д-ру Линну Скиннеру и Кэроли Уэбб (дирекция фестиваля Лайонела Хэмптона).
Все, что происходит в первый раз, оставляет в жизни неизгладимый след. Такой след оставил в жизни моей и, уверен, других страстных поклонников джаза грандиозный по размаху таллиннский джазовый фестиваль. Нахожу в своем архиве толстый блокнот, листаю ...
Каждый из нас, если он достаточно сильно чувствует желание и потребность что-то сделать, должен просто решиться и делать! Делать, а не сидеть и думать, получится или нет. Вот так и я: взял и сделал фестиваль. Эти слова директора вильнюсского ...
И это истинная правда. Полный пессимизма, наш человек с трудом вынимал из загашника немалые деньги на билет в ГЦКЗ "Россия" на концерт джазовых звезд 5 февраля. Но недаром один джазовый гений говаривал — на такой случай деньги надо копить заранее. ...
В 1969 году мне исполнилось 17 лет. Я окончил девятый класс средней школы. Начинались последние в моей жизни летние школьные каникулы. "Хватит валять дурака!" - сказали мне родители - Хочешь иметь модный плащ, иди и работай!" Так я оказался на ...
Норвегия славится своими джаз-фестивалями, во многом благодаря успеху которых норвежский джаз вышел на мировую арену. Один из старейших, фестиваль в Мельде, вступив в критический сорокалетний возраст, ежегодно собирает весь цвет мирового джаза. Не ...
Лодзь — русское название города: по-польски оно звучит как "Луджь". Это большой промышленный город, второй по населению в Польше — свыше 830 тыс.чел., находящийся в 130 км. к юго-западу от Варшавы. Он существует с 1423 г., однако превратился из ...
Это был 52-ой фестиваль в Ницце. Три последних года директором фестиваля являлся Мишель Лееб (Michel Leeb). Чем отличается этот фестиваль от других? Мне кажется, одним: как большинство фестивалей на юге Франции, он не очень богат музыкой из соседних ...
От редакции сайта: не первый год наш сайт плодотворно сотрудничает с редакцией ежегодного "Альманаха "Эрмитаж" Jazz: серьезное и курьезное". Коллеги уже подготовили пятый по счету выпуск Альманаха. Его презентация состоится на фестивале "Джаз в саду ...
...Сердцу хочется ласковой песни И хорошей, большой любви... В. Ле€едев-Кумач. На лодке (Из к/ф "Первая перчатка") Автор сих заметок М.М. — известный пессимист в восприятии и максималист в требовательности, но в данном случае я во многом ...
Стокгольмский архипелаг — тысячи необитаемых и обитаемых островов, на четырнадцати крупнейших из которых и раскинулся город-красавец. Город красавиц, муз, добрых фей, порхающих на велосипедах по его уютным улицам и переулкам. Острова —- от мала до ...
Заметки о конференции по интуитивной музыке, Дания, 17-19.08.2001 Предыстория. Об этой конференции я узнал где-то в мае — копаясь в недрах Интернета, обнаружил ссылку на известном музыкальном сайте www.gaudeamus.nl и очень заинтересовался этим ...