Стокгольмский архипелаг — тысячи необитаемых и обитаемых островов, на четырнадцати крупнейших из которых и раскинулся город-красавец. Город красавиц, муз, добрых фей, порхающих на велосипедах по его уютным улицам и переулкам. Острова —- от мала до велика — соединены мостами. Один из которых, деревянный, увенчанный золотистыми коронами, ведет на остров-цитадель искусств — Шеппсхольмен. Оказавшись на нем, вы попадаете в плен его архитектурно-скульпторной магия. Окна древних замковых строений, утопающих в зелени, с удивлением взирают на ряд замысловатых, окрашенных в яркие цвета, скульптур и "живые" механические конструкции, лопасти которых издают странные звуки — скрежет и хлопанья при малейшем дуновении ветра.
Вы подниметесь на холм и видите длинную стеклянную галерею Музея современного искусства, возведенного на месте променада два года назад. Галерея находится на возвышенном каменном утесе, у подножья которой и расположилась v легендарная джаз- площадка Штеппсхольмен. Именно тут, в 1980 году состоялся первый международный Стокгольмский фестиваль джаза и блюза, за десятилетие ставший одним из самых престижных в Европе. Юбилейный, 1989 года, собрал рекордное число звезд: от Стэна Гетца до Лайонела Хэмптона, от Астора Пьяццоллы до Чика Кориа, от Аструд Жильбарто до Чарлза Ллойда. Фестиваль стал праздником музыки, где каждый находил свою отдушину.
Впрочем, некая звуковая солянка, где после бибопа идет салса, аргентинское танго предваряет ритм-энд-блюз, а свингующий биг-бэнд передает эстафету камерному трио, может вызвать недоумение: совместимо ли это эстетически, не грузит ли многослойностью?
То то и оно, что нет: каждый смертный, купив билет на дневной прогон (пять-семь сетов-концергов) волен в выборе: кайфанул от Гиллеспи — пошел погулять по окрестностям с печатью-сертификатом на руке. Тебя, пренебрегшего, скажем, выступлением блюз-моистра Рольфа Викстрема, всегда пропустят на сет Мэйнарда Фергюсона.
Галерея смогла разместить в просторных и уютных залах ценную коллекцию холстов и скульптур, а в старое здание переехал архитектурный музей. Из застекленной веранды ресторана Монео (названного в честь испанского архитектора, автора проекта музея) и прилегающего к нему кафе на открытом воздухе открывается прекрасный вид не только на шеппсхольменскую джаз-плошадку, со сиеной, забранной полусферическим шатром, но и на бухту и набережную Страндвэген с ее величествен ными зданиями.
...Даже если бы не был Стокгольм одной из джазовых столиц мира (а здесь выступали и выступают мастера архисуперэкстракласса, да всегда с большим вдохновением) сам его облик — звуконосен, а архитектоника — музыкальна. Гудки речных, точнее, озерных трамвайчиков, переносящих горожан, туристов с острова на остров, радостные крики взмывающей по американским горкам детворы на соседнем острове Юргорден, цокот конной королевской стражи, крики чаек и других пернатых, скрип мачт на прифрахтованных шхунах — все это создает неповторимую ауру, лучше которой для джаза не сыскать...
Стокгольмцы — люди хоть и продвинутые, но в известной мере консерваторы, поэтому не стал для них временным (с 95 по 98) — "Фестиваль джаза и блюза" в Скансене равноценной заменой. Дело в том, что на нескольких площадках в парке подле Зоосада не смогла родится та атмосфера, к которой стокгольмские джаз- фзны привыкли за пятнадцать лет Скажем так, те места, где собираются моложавые пожилые шведы — вовсе не для хип-бопа, а для того, чтобы покружиться в вальсе, вальсе-бостоне, сплясать по старинке полечку, как это делают у нас ветераны в Сокольниках.
Вот поэтому безумно обрадовался Стокгольм возрождению в прошлом 99- ом Шеппсхольменской фиесты. На ней блистали и Рэй Чарлз, и Кларк Терри, и Чик Кориа с Гэри Бертоном. На этот раз город решил закрепить успех и провозгласил Стокгольмский фестиваль просто джазовым, потому что джаз — это основа, а помимо блюза, по мнению его нового директора Гуннара Веннеборга есть и салса, и фанк, и ритм-энд-блюз, и соул и многое другое.
Сейчас звезд было не меньше, да и днем фестиваль — нынче шестидневный -— прирос.
После небольшой свинговой разминки, фестиваль стартовал выступлением "Niveau Big Band" Йеркера Линдстрема, композитора, аранжировщика и тенор-саксофониста, развивающего традицию шведского '‘фэбуд-джаза". (Этот термин придумал еще в 50-е знаменитый шведский баритон-саксофонист Ларе Гуллин, черпающий свое вдохновение в деревенском фольклоре. Фэбуд — это хутор, усадьба). Йеркер собрал для этой премьеры весь цвет стокгольмских джазменов в возрастной категории между тридцатью и сорока, технически искушенных и креативных музыкантов. Линдстрем, нашедший свой профиль в стилистически многообразном шведском джазе, продемонстрировал искусство режиссера звукового движения, мастерство компоновки фрагментов в 20-минутной пьесе. Ностальгическая, даже скорбная ламентация (видимо, дань ушедшим джазменам), переходила в танго и завершалась стремительным свингом в финале. Были и лиричные номера — боссановы и баллады, где блеснули вокалистки Линда Петтерссон и Ригмор Густавссон.
Швеция богата джазовыми пианистами, и ее скандинавские соседи считают фортепианную школу Тре Крунур самой сильной. Это немудрено, ведь основоположниками ее еще в 50-60-е были такие всемирно известные музыканты как Ян Йоханссон и Бенгт Хальберг. Сейчас джазовый пианизм в Швеции охватывает весь стилистический спектр. Причем в секторах его мало быть просто виртуозом, коим нет числа. Просто техническое владение инструментом, если у тебя нет идей, ничего не дает. Условие успеха предопределено не только блестящим знанием всех фортепианных стилей, но, главное — самостоятельным мышлением. Если последнее отсутствует — ты обречен пребывать на обочине. Я знал многих шведов, '‘прошедших" Джарретта, Эванса, Питерсона к 25-ти, которые стали зрелыми и ищущими мастерами. а поэтому были востребованы и публикой и критикой. Таков и Эсбьерн Свенсон. Ею трио, взошедшее на сцену после Неркера Линдстрема, еще задолго до первой ноты вызвало радостный гул. Его любят и знают, он часто гастролирует, пластинки его раскупаются А быть всенародно любимым, играя джаз, да еще в трио - это дорогого стоит! Свенссон - 35-летний пианист неуемной энергии, экстраверт, не лишенный (в балладах) тонкого импрессионистского подхода. В фаст-темпе он импульсивно порывист, а в ритм-энд-блюзовых темах просто "вгрызчив" в клавиатуру. Пианист смелый, любитель разных динамических планов и занятных эксцентрических трюков-приемов, проделываемых им и его коллегами по ходу импровизации (игра на хордах фортепьяно,похлопывание смычком контрабаса по струнам и корпусу и т.п.). Все это прекрасно ложится на джазовый драйв, электризует контакт с аудиторией. Впрочем, это лишь аксессуары его искусства в сердцевине глубокого, образного. Таким он предстал и сейчас стокгольмской публике, исполнив джазовую фантазию "С точки зрения Гагарина", а лучше перевести "Глядя на мир глазами Гагарина". Образ человека, ставшего кумиром шведского джазмена, наконец- то воплощен в джазе.
2000 год — год 100-летия Армстронга. Первые его соотечественники, появившиеся на острове, отметили событие музыкой... Телониуса Монка. На музыке этого гения выросло уже не одно поколение джазменов еще при его жизни, монковская Вселенная продолжает расширяться. Сколько программ-посвящений сделали его последователи в разных странах, статистика еще не зафиксировала. 8 самих Штатах это началось с группы "Sphere", где играли его сподвижники Бен Райли и Чарли Раус. В Норвегии дело Монка продолжает Кнут Кристенсен, в Дании — Ян Касперсен, в Польше — Пиотр Родович, диск сына Телониуса Монка — ударника Т.С. Монка-младшего был признан лучшим диском года. Здесь, в Стокгольме, выступил тентет "имени" Монка с участием звезд первой величины, таких как альт-саксофонист Фил Вуде, сопрано-саксофонист Стив Лэйси, и ударник Билли Хиггинс, сотрудничавших с ним еще при жизни.
Первый фестивальный день закончился весело, раскрепощенно-отвязанно: на сцене пел, приплясывал, человек с редкой мимикой и столь же редким голосом -— Эл Жарро. Пусть это фанк-соул, пусть это не джаз, скорее поп, но душа пела вместе в ним, а ноги пускались впляс... После концерта быстрая, как метеор, пресс-атташе Кристина Глэсер была рада зазвать всю журналистскую братию на маленькую пресс- конференцию с Элом. Король сцены оказался душой общества, и мой единственный вопрос — "Отпразднуете пи вы юбилей Сатчмо?" — вызвал у Жарро умиротворенную улыбку. "О, да вы, пожалуй, подали мне идею, такой безграничный миру Луи!" Надеюсь, что Жарро "огпортретирует" своего Армстронга, и еще как! Тем паче, что посвящения Армстронгу на фестивале были хоть и классные, но не такие бесшабашно-бедовые, от каких бы у Луи сразу улетела душа в рай. Ведь, он-то смеялся над смертью, ведь он-то был один из тех, которые любили, когда на похоронах радуются жизни, тем самым утверждая ее бессмертие, бессмертие души.
Конечно, блистательный негр-трубач Николас Пэйтон с его биг-бэндом, а потом и ’’саммит" трубачей — R Брекер, Л. Солоф, Д. Фаддис, Т. Стаффорд демонстрировали чудеса виртуозности, выдумки, не говоря о телепатической сыгранности. Особенно зычно, по-армстронговски прозвучал в их исполнении "Уэст-энд-блюз". И все же полного погружения в стихию легендарного Сатчмо не состоялось. Может быть, это удастся Жарро?
Лучшей джазовой публики, чем на Шеппсхольмене, пожалуй, и не сыскать. Сюда приходят, как на праздник души (да и для гастрономических услад тоже — кухни Индии, Китая, Малайзии и т.д. к вашим услугам — спуженью муз поможет гастроном!) Сюда приходят, как на джазовый пикник, на партии под открытым небом. За рядами все тех же первозданно-обшарпанных (с первых фестивалей) скамеек, не подкрашенных специально, отведено небольшое мощеное пространство для тех, кто желает поваляться на пледах., вынуть бутылку вина и, закусив ее из дома принесенной снедью, посвинговать до потери пульса. Секьюрити никогда не трогает здесь даже сильно перебравших, пусть люди балдеют. Аудитория — всевозрастная, всех социальных срезов, от преклонных старцев до младенцев.
Да и программа фестивальных гала-прогонов выстроена так, чтобы кому-то вспомнились старые добрые 40-50-е. Даже самые шведские именитые джазмены, скажем Бернт Русенгрен, обратился недавно к песенной эстрадной классике — песенному циклу Эверетта Тоба. Ну разве это не прекрасно — звучал джаз со шведским, опять же акцентом, и это всех радовало. Кто возьмется у нас за классику Дунаевского, Мурадели? Ну чем не прекрасный мелодический материал? А Соловьев-Седой? Да мало ли? Нет, стесняемся, как бы не выглядеть смешными в глазах мирового (читай, американского) джаз-сообщества. А ведь наша джазовая культура имела и имеет свои
уникальные корни.
Юное поколение шведских джазменов все чаще выбирает дороги Мелодии. Такова, например МЕЛОС, группа трубача Петера Асплунда, играющего музыку, наполненную сочной синевой балтийского неба и утренним восходящим солнцем.
На фестивале были и посвящений "Черному магу — Майлсу Дэвису". Это стало уже своего рода традицией. Майлс появлялся в Стокгольме не так уж редко, да и сам автор этих строк ухитрился послушать одну из последних его групп е стокгольмском "Grona Land" е 1989 г. На фестивале были две программы, посвященные покойному трубачу. Группа Марка Айшема вызвала у меня противоречивое чувство. С одной стороны, хорошо, когда к кумиру относишься с пиететом, и неплохо ввели в вукодер его голос, но с другой — не формально ли такое почитание, когда в музыканте как бы сидит внутренний цензор и шепчет: "Майлс - это нерушимый канон, это твой Бог! Ни нотой дальше!" Сам-то Майлс был из тех, кто забегал впврсд, увлекая других. Он будто завещал уходить от него, искать, дерзать. Стал он непроизвольно искренним отцом всего современного джаза: "Сводка Погоды", "Headhunters" Хэнкока, даже Чик Кориа с его "Вернись навсегда" — все, пройдя через его лабораторию, ступили на свою борозду
Другая программа была идеальным примером того, как творят ' свое" с оглядкой на Майлса — группа ОЖИВЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ Тима Хаганса и Боба Белдена Лето 2000 года стало особенно важным для воссоединения двух Скандинавии — полуостровной (Шведской и Норвежской) и Континентальной — датской. Этому помог перекинутый через пролив Эресунн многокилометровый мост между Копенгагеном и столицей южной шведской провинции Сконе г. Мальме, джазмены двух стран поэтому решили отпраздновать воссоединение мощным джазовым залпом. Никогда на Шеппсхольмене не было такого обилия датскич джазистов. Я насчитал более десятка и мирового класса Ну что ж, они подарили аудитории прекрасную музыку Би- оэмд Ларса Беибума-Эрлиша Крунера - это чудо музыкальной Природы. Музыканты-лидеры столь же мастеровиты, академично подкованы, сколь и эксцентричны. Прогнозы джазовой погоды и веяния моды им нипочем. Они создают свои джазовый микроклимат. Творят, будто балансируют над пропаглью, заигрывая, подшучивая над джазовыми банальностями, искрятся юмором. Будучи высококлассиыми музыкантами, даруют людям то, что называется на их языке ’‘гпздепель", игра с рздостью. Фанк-ритмы, танго, искрометный езинг, 6ешенная энергия и бездна юмора, В бэнде были две девушки, одна другой красивее, и мощнее, и стройнее — Пернил Беворт и Кристина Нильсен: С последней автор беседовал в Копенгагене в '95 году и сейчас она неимоверно выросла: звучание тенора напоминает Джо Фаррелла и Майкла Бре кера одновременно. Достаточно было небольшого соло, чтобы это прочувствовать Дания — страна очень большая — 5 миллионов, поэтому саксофонисток там немало. Помню, еще в далеком 91-ом меня восхитил женский квартет САКСМАШИН, выступивший в копенгагенском Джаз-доме.
Мэйнстрим и свинг был представлен шведской знаменитостью — кларнетистом Путте Викманом, трио пианиста Класа Круиз и дат ско-шведскими вокальным дуэтом знамени того шведского певца Крунера Свантетурессона и лучшей среди равных --- датской королевой Катрин Мадсен. Голос у нее глубокий, сочный, не педалирующий чистоту, хрипотцу, тонкий интонационно. Свинг играли ветераны - вибрафонист Ларс Эрстранд и саксофонист старой закваски датчанин Йеспер Тилло. Им аккомпанировало трио пианиста-виртуоза, знакомого московской публике по гастролям - Яна Лундгрена.
Неутомимый в свои 60 Херби Хэнкок (сорок лет творческой активности!) просто сиял от счастья, представляя свой новый секстет: шутил, перебрасывался репликами с публикой, хохотал. Этот мастер - вечный новатор, но никогда не забывающий корней, какой бы антураж он не выбрал, какими бы солистами себя не окружал. Хэнкок всегда играл свою музыку: Бще в 1962 гоцу он прославился своим знаменитым "Продавцом арбузоа" и обрел удельный вес в джазе. Сколько было лотом всего: почти десятилетние работы с М. Дэйвисом, элекгро-фьюжн группы начиная с "Хэдхантере ", фортепианные дуэты с Чиком Кориа. 8 80-х акустическое комбо VJ.RS, в 90-е гопы изощренная сэмплированная электроника, и еще акустическая группа "Новый стандарт", посвящения Гершвину, наконец блистательный квартет с Дэйвом Холандом...
£сть поклонники периода его творчества, начиная с середины 60-х. Это квартеты и квинтеты с Фредди Хаббардом, Уэйном Шор тером. Именно такая музыка, только приправленная бразильской перкуссией (а перкуссионист Чиро Батиста Чкара просто колдовал за своей установкой), звучала со сцены. Так нежданно-негаданно Шеппсхольмен посетил хэндкоковский мираж 60-х. Да и часть пьес, усладивших слух меломанов были из его пластинки "Имперские острова», 1964".
И в былые времена стокгольмский фестиваль наполняли звуки доминиканских, ямайских, африканских (и не только джазовых) ансамблей Сейчас здесь появилась фолк- группз из Гондураса, бразильско-аргентинский дуэт Амадео и Белинда, карибский джазовый проект (я бы назвал его салса-боповым) саксофониста Дэвида Санчеса.
Давний кумир стокгольмцев, джаз-соул- зеезда Дэвид Сэнборн уже давно завоевал свое место на олимпе "smooth-jazz Его страстный, нежно-шепчуший и пламенный альт парил в ночном небе Стокгольма на фоне чувственных фраз и мощных аккордов другой знаменитости - пианиста Джо Сэмпла. И пусть сентиментально-романтичный Сэнборн играет разновидность коммерческого соул- джаза, все же это ближе к искусству чем к фоновой попсе. Мощная ритм-поддержка басиста Ричарда Бона и ударника Брайана Блэйда обеспечили этой группе неимоверный успех.
На фоне легкого Сэнборна другой знаменитый, но уже тенор-саксофонист Джо Ловано предстал стокгольмцам и джазовым мудоецом. Его мощный вулканирующий тенор выстраивал головокружительные пассажи. Тембровое богатство и Лёгкость фразировки, стремительные взлеты и падения через октавы выдавали в нем невиданного колосса. Для выступления в Стокгольме он пригласил партнера-альтиста Стива Слэгла, который успешно "полифoниpoэaл,, с Ловано и сам выходил на соло. Этой забавной паре — пританцовывавшему и извивающемуся в ритме американскому итальянцу и похожему на Чекасина Стиву помогала упругая ритм-секция — басист Деннис Ирвин и ударник Йорон Израэли. Одним из лучших номеров их программ была "Well, You" Монка. Казалось бы, Ловано истратил весь запас своей физической энергии за полтора часа выступления, ан нет! Он продолжал парить на джем-сейшне в ресторане *Монео, где ему помогали канадский тенорист Джон Наджент, шведский саксофонист Ларс Гулликсон, исландский барабанщик Петур Эстлунд. Темы были славные — "Invitation", "Hot House", "There", "Be Not Another You".
Успешно выступила на фестивале и фри- фанковая группа из США Уэйна Кранца. В Музее современного искусства звучал камерный джаз в исполнении пианиста Бубу Стенсона и саксофонистов Леннарта Оберга и Йоакима. Мильдара. А в клубе шведской джазовой федерации "Fasching" (Фэшинг) не прекращались джем-сейшны с участием молодежи.
И вот наступил финальный день, самый дождливый, но едва ли не самый яркий по музыке. Программа началась выступлением самобытного ансамбля из Гетеборга Юхана Боргпрема, интересно преломляющего черты современной академической музыки в джазе... V этого ансамбля большое будущее, черты оригинальности я ощутил с первых тактов. Интересно, что органично вписывается в звучание ансамбля виолончель, для джаза инструмент не совсем типичный. Появившийся на сиене европейский квартет Тутса Тильманса растопил сердца стокгольмцев — этот мастер бывал здесь неоднократно. Публика подсвистывала и подпевала Тутсу в его коронной "Bluesette". После мощного эйсид-соул посыла британца Джорджа Фэйма и его "Blue Flame.
;
Фестиваль завершился триумфальным выступлением знаменитого "Мингус биг Бэнда", признанного журналами "Даунбит* и "ДжазТаймс" третий год подряд лучшим оркестром США И наши замечательные музыканты — трубач Александр Сипятин и контрабасист Борис Козлов стали украшением этого оркестра. Приятно было покидать этот "плывущий по воде город" (меткое крещение писательниц^ Сельмы Лагерлеф) — с надеждой вернуться сюда в первый год следующего тысячелетия.
Все, что происходит в первый раз, оставляет в жизни неизгладимый след. Такой след оставил в жизни моей и, уверен, других страстных поклонников джаза грандиозный по размаху таллиннский джазовый фестиваль. Нахожу в своем архиве толстый блокнот, листаю ...
Каждый из нас, если он достаточно сильно чувствует желание и потребность что-то сделать, должен просто решиться и делать! Делать, а не сидеть и думать, получится или нет. Вот так и я: взял и сделал фестиваль. Эти слова директора вильнюсского ...
И это истинная правда. Полный пессимизма, наш человек с трудом вынимал из загашника немалые деньги на билет в ГЦКЗ "Россия" на концерт джазовых звезд 5 февраля. Но недаром один джазовый гений говаривал — на такой случай деньги надо копить заранее. ...
В 1969 году мне исполнилось 17 лет. Я окончил девятый класс средней школы. Начинались последние в моей жизни летние школьные каникулы. "Хватит валять дурака!" - сказали мне родители - Хочешь иметь модный плащ, иди и работай!" Так я оказался на ...
На крайнем Северо-Западе США среди обширной всхолмленной равнины с самой богатой в Америке почвой (эта местность на стыке штатов Вашингтон и Айдахо называется Палуза), всего в пяти милях от границы Штатов, лежит хорошо знакомый нашим читателям по ...
Норвегия славится своими джаз-фестивалями, во многом благодаря успеху которых норвежский джаз вышел на мировую арену. Один из старейших, фестиваль в Мельде, вступив в критический сорокалетний возраст, ежегодно собирает весь цвет мирового джаза. Не ...
Лодзь — русское название города: по-польски оно звучит как "Луджь". Это большой промышленный город, второй по населению в Польше — свыше 830 тыс.чел., находящийся в 130 км. к юго-западу от Варшавы. Он существует с 1423 г., однако превратился из ...
Это был 52-ой фестиваль в Ницце. Три последних года директором фестиваля являлся Мишель Лееб (Michel Leeb). Чем отличается этот фестиваль от других? Мне кажется, одним: как большинство фестивалей на юге Франции, он не очень богат музыкой из соседних ...
От редакции сайта: не первый год наш сайт плодотворно сотрудничает с редакцией ежегодного "Альманаха "Эрмитаж" Jazz: серьезное и курьезное". Коллеги уже подготовили пятый по счету выпуск Альманаха. Его презентация состоится на фестивале "Джаз в саду ...
...Сердцу хочется ласковой песни И хорошей, большой любви... В. Ле€едев-Кумач. На лодке (Из к/ф "Первая перчатка") Автор сих заметок М.М. — известный пессимист в восприятии и максималист в требовательности, но в данном случае я во многом ...
Заметки о конференции по интуитивной музыке, Дания, 17-19.08.2001 Предыстория. Об этой конференции я узнал где-то в мае — копаясь в недрах Интернета, обнаружил ссылку на известном музыкальном сайте www.gaudeamus.nl и очень заинтересовался этим ...