«Литовский» альбом белорусского музыканта можно было бы высокопарно назвать творческим отчетом о двух его поездках в Литву в мае и июне 2014 года с занявшими затем почти год редактированием и обработкой записанного там материала. Но, как мне представляется, корни этой работы более глубоки. Для многих белорусских интеллигентов Литва – это не просто страна-соседка. Большую часть своей документированной истории Беларусь и Литва были вместе: в Великом Княжестве Литовском, в Речи Посполитой, в Российской империи, в Советском Союзе. Лишь обретя независимость в результате коллапса СССР, страны пошли каждая своим путем (прибавим и 22 года литовской независимости между мировыми войнами). Вильнюс (Вильня) – город, воздух которого пронизан для белоруса совершенно особыми биотоками.
И центральной композицией диска я назвал бы финальную и самую объемную Vilnius Axis («Вильнюсская ось»), исполненную Виктором Семашко вместе с вильнюсскими музыкантами Вадимом Коротаевым и Мильдой Арчикаускайте в Užupis Art Incubator, на территории творческой республики Ужупис в литовской столице. После инструментальной части здесь звучат стихи Виктора, посвященные этому городу и, как признается автор, написанные непосредственно перед выступлением. Это и пейзаж-зарисовка с меткими наблюдениями, и признание в любви, и философское обобщение: не случайно здесь возникает образ оси гончарного круга, объясняющий во многом и мотивы появления картины В.Семашко-старшего «Гончар» на обложке альбома. И не успевают отзвучать последние строки стихов, как их сменяет голос Мильды Арчикаускайте, чья вокальная импровизация без слов стала ярким завершением этого восемнадцатиминутного триптиха.
А до этого вы прослушаете одиннадцать композиций, которые Виктор Семашко исполнил в дуэте с Романом Ярошем на концертах в Друскининкае (Друскениках), Лейпалингисе (Лейпунах) и в вильнюсском доме-музее семьи Венцлова, удивительной семьи, давшей Литве двух талантливых людей, двух поэтов – коммуниста-отца Антанаса и диссидента-сына Томаса. Думаю, они не разочаруют. Удивительный и очень точный по названию Epigraph, в котором в трех минутах Семашко демонстрирует чуть ли не весь свой арсенал выразительных средств – тут и клавишные, и духовые, и конкретные звуки, и электроника, и этнические мотивы. Необычайно образная пьеса Through the grove to the sea – голоса певчих птиц, уханье совы и нежный, вибрирующий голос флейты, словно возвещающий рассвет после долгой ночи. Белорусский фольклор в Seance (with the Cossack)и литовский – в Ant kalno mūrai (вобравшей, кстати, и фрагмент упомянутой выше Through the grove to the sea). Сыгранный словно на одном дыхании Kamaryn с его маршевым ритмом в начале и на финише и яркой импровизацией между. Фри-джазовый коктейль из электроники и духовых в Libertango. Элегический кларнет в Rūta-mėta. Головокружительный Gesims с его парадоксальным открытым финалом. Пожалуй, остановлюсь, хотя и не упомянутые несколько пьес слушал с не меньшим энтузиазмом.
Альбом большой, почти полтора часа звучания, но ни одну пьесу я не назвал бы здесь проходной, включенной в альбом просто «до кучи». Мне кажется, литовские слушатели Виктора с удовольствием воспринимали его импровизационную музыку. HAZE дает возможность разделить эти чувства с ними всем желающим.
Я оставляю за рамками этого текста впечатляющую историю успеха московского хирурга-уролога Александра Гершмана, ставшего очень востребованным врачом в США и, одновременно и не менее профессионально играющего джаз со своей группой Sasha's Bloc. Об ...
Звуки музыки из Новой Зеландии редко долетают до наших краев, и, уже поэтому каждую музыкальную новинку из этой очень далекой страны встречаешь с особым интересом. Но Helios Forsaken квартета из Окленда Shepherds Of Cassini привлекает отнюдь не ...
Первый альбом индонезийского ансамбля simakDIALOG для фирмы из Нью-Йорка MoonJune Records был концертным (Patahan, 2007), потом последовали два студийных альбома (Demi Masa, 2009 и The 6th Story, 2013), и вот в своем четвертом релизе на лейбле ...
Четыре года спустя я вновь слушаю альбом с длинноухим непарнокопытным на обложке – фирменный знак итальянской группы Slivovitz. После Bani Ahead (рецензию на этот диск можно найти на сайте) неаполитанцы вновь выпускают свою новую работу на ...
Англо-норвежский ансамбль Spin Marvel впервые заявил о себе еще в 2006 году, дебютировав с одноименным альбомом на британском лейбле Babel Label, специализирующемся преимущественно на авангардном джазе. Тогда это был квартет с участием гитариста ...
Не знаю, есть ли в Индонезии специальные награды за заслуги перед индонезийской культурой, как это принято в некоторых других странах, например, в Польше, но если таковые имеются, то шеф MoonJune Records Леонардо Павкович давно заслуживает быть ...
Для итальянского трио из Турина Stearica поступивший в продажу в апреле альбом Fertile стал вторым полноформатным диском в истории группы. Первый диск был выпущен еще в 2008 году. Как видите, Stearica – не из тех коллективов, которые штампуют ...
Стив Слэгл и Билл О’Конелл. Саксофон и фортепьяно. Восемьдесят лет в джазе на двоих. Огромный опыт – концертный, гастрольный, сессионный. Солидные дискографии. Высокий авторитет у коллег и джазфэнов. Старые знакомые, не раз ...
Стивен МакГилл – вибрафонист и перкуссионист, играющий на различных инструментах, но, в первую очередь, конгейро, а среди его любимых музыкантов значатся имена Монго Сантамарии, Пончо Санчеса и других выдающихся мастеров этого инструмента и ...
Работы двух голландских музыкантов, пианиста Стевко Буша (он родился в Германии, но уже давно живет в Нидерландах) и саксофониста Пауля ван Кеменаде не раз освещались на наших страницах. В 2010 году мне довелось писать и об их первом совместном ...
Black Violin – это осень скрипичного патриарха Стаффа Смита (1909-1967). Альбом был записан за пару лет до смерти одного из самых видных джазовых скрипачей своего времени. И как осень порой радует нас неделькой-другой погожих, изумительно ...
Можно только поблагодарить компанию MPS Records, переиздавшую в сетевом варианте один из самых знаковых альбомов за всю историю джаза, если речь идет о джазовой скрипке. На этом инструменте играют в джазе давно, скрипачи пробовали себя практически в ...