«Литовский» альбом белорусского музыканта можно было бы высокопарно назвать творческим отчетом о двух его поездках в Литву в мае и июне 2014 года с занявшими затем почти год редактированием и обработкой записанного там материала. Но, как мне представляется, корни этой работы более глубоки. Для многих белорусских интеллигентов Литва – это не просто страна-соседка. Большую часть своей документированной истории Беларусь и Литва были вместе: в Великом Княжестве Литовском, в Речи Посполитой, в Российской империи, в Советском Союзе. Лишь обретя независимость в результате коллапса СССР, страны пошли каждая своим путем (прибавим и 22 года литовской независимости между мировыми войнами). Вильнюс (Вильня) – город, воздух которого пронизан для белоруса совершенно особыми биотоками.
И центральной композицией диска я назвал бы финальную и самую объемную Vilnius Axis («Вильнюсская ось»), исполненную Виктором Семашко вместе с вильнюсскими музыкантами Вадимом Коротаевым и Мильдой Арчикаускайте в Užupis Art Incubator, на территории творческой республики Ужупис в литовской столице. После инструментальной части здесь звучат стихи Виктора, посвященные этому городу и, как признается автор, написанные непосредственно перед выступлением. Это и пейзаж-зарисовка с меткими наблюдениями, и признание в любви, и философское обобщение: не случайно здесь возникает образ оси гончарного круга, объясняющий во многом и мотивы появления картины В.Семашко-старшего «Гончар» на обложке альбома. И не успевают отзвучать последние строки стихов, как их сменяет голос Мильды Арчикаускайте, чья вокальная импровизация без слов стала ярким завершением этого восемнадцатиминутного триптиха.
А до этого вы прослушаете одиннадцать композиций, которые Виктор Семашко исполнил в дуэте с Романом Ярошем на концертах в Друскининкае (Друскениках), Лейпалингисе (Лейпунах) и в вильнюсском доме-музее семьи Венцлова, удивительной семьи, давшей Литве двух талантливых людей, двух поэтов – коммуниста-отца Антанаса и диссидента-сына Томаса. Думаю, они не разочаруют. Удивительный и очень точный по названию Epigraph, в котором в трех минутах Семашко демонстрирует чуть ли не весь свой арсенал выразительных средств – тут и клавишные, и духовые, и конкретные звуки, и электроника, и этнические мотивы. Необычайно образная пьеса Through the grove to the sea – голоса певчих птиц, уханье совы и нежный, вибрирующий голос флейты, словно возвещающий рассвет после долгой ночи. Белорусский фольклор в Seance (with the Cossack)и литовский – в Ant kalno mūrai (вобравшей, кстати, и фрагмент упомянутой выше Through the grove to the sea). Сыгранный словно на одном дыхании Kamaryn с его маршевым ритмом в начале и на финише и яркой импровизацией между. Фри-джазовый коктейль из электроники и духовых в Libertango. Элегический кларнет в Rūta-mėta. Головокружительный Gesims с его парадоксальным открытым финалом. Пожалуй, остановлюсь, хотя и не упомянутые несколько пьес слушал с не меньшим энтузиазмом.
Альбом большой, почти полтора часа звучания, но ни одну пьесу я не назвал бы здесь проходной, включенной в альбом просто «до кучи». Мне кажется, литовские слушатели Виктора с удовольствием воспринимали его импровизационную музыку. HAZE дает возможность разделить эти чувства с ними всем желающим.
С появлением на сетевом лейбле HAZE этого альбома история участия «Князя Мышкина» в минском международном кинофестивале Лістапад в 2014 году оказалась полностью задокументированной. На том фестивале Леонид Нарушевич с ...
«Кут» - по-белорусски значит «угол». В домашнем хозяйстве Леонида Нарушевича имеется некий шкапчик, в котором основатель группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» хранит записи своего детища. В самом дальнем ...
Есть некая ирония в том, что в день, когда в Минске выпал первый снег и погода решительно повернула к зиме, я обнаружил в электронном почтовом ящике линк на новый альбом «Князя Мышкина» с оптимистичным названием No Cold. Появился альбом ...
Многое в выходных данных этого альбома требует пояснений. Начнем с того, что он действительно появился на сетевом лейбле HAZE в январе 2015 года, но запись эта архивная и сделана была минской группой «Князь Мышкин» еще в декабре 1993 ...
…Беременная крестьянка.Саша, чей муж арестован по обвинению в убийстве учителя, приезжает в город. Растерявшаяся в большом городе Саша попадает в милицию, но здесь ей приходят на помощь. Саша успешно рожает сына и успешно становится ...
Москвич Курт Лидварт (в миру – Влад Кудрявцев) – один из ведущих практиков, теоретиков и организаторов экспериментальной электронной музыкальной сцены в России, как правило, - импровизационной. Возможно, осторожное «один из ...
В 2012 году Курт Лидварт дал большое интервью журналу "Современная музыка". В нем Курт, в частности, назвал наиболее близким ему на тот момент направлением постредукционизм и насчитал в России всего лишь четверых музыкантов, включая себя, которые ...
Польский аккордеонист Роберт Кусёлек остался верен себе в уже третьем альбоме для лейбла Multikulti Project из Познани. И даже прибавив в Qui Pro Quo к своему инструментальному арсеналу бандонеон, он отнюдь не заиграл на нем в духе Дино Салуцци. Но ...
В год столетия со дня рождения великой джазовой певицы Билли Холидэй появление альбома-трибьюта в ее честь – дело вполне естественное. Но представляемый сегодня альбом – трибьют не совсем обычный, скорее наоборот. Волшебство искусства ...
Дебют на московском сетевом лейбле польского дуэта в сфере экспериментальной музыки. Понятие это очень условное, и чтобы сразу отсечь тех, кто случайно «набредет» на эту запись в Сети, скажу, что то, что делает дуэт из Познани Lata, ...
Джазовая вокалистка Лорин Уайт родилась в Далласе, Техас и училась искусству вокала в Университете Северного Техаса у Розанны Эккерт, того же педагога, что вырастила знаменитую Нору Джонс. Перебравшись в Калифорнию, Лорин довольно быстро завоевала ...
Как раз сегодня, в первый день наступившего 2016-го года, в день, когда я пишу эти строки, в официальную продажу поступает альбом квартета Ленни Сендерского и Тони Романо Intersection. Два года назад любители джаза уже имели возможность видеть эти ...