«Литовский» альбом белорусского музыканта можно было бы высокопарно назвать творческим отчетом о двух его поездках в Литву в мае и июне 2014 года с занявшими затем почти год редактированием и обработкой записанного там материала. Но, как мне представляется, корни этой работы более глубоки. Для многих белорусских интеллигентов Литва – это не просто страна-соседка. Большую часть своей документированной истории Беларусь и Литва были вместе: в Великом Княжестве Литовском, в Речи Посполитой, в Российской империи, в Советском Союзе. Лишь обретя независимость в результате коллапса СССР, страны пошли каждая своим путем (прибавим и 22 года литовской независимости между мировыми войнами). Вильнюс (Вильня) – город, воздух которого пронизан для белоруса совершенно особыми биотоками.
И центральной композицией диска я назвал бы финальную и самую объемную Vilnius Axis («Вильнюсская ось»), исполненную Виктором Семашко вместе с вильнюсскими музыкантами Вадимом Коротаевым и Мильдой Арчикаускайте в Užupis Art Incubator, на территории творческой республики Ужупис в литовской столице. После инструментальной части здесь звучат стихи Виктора, посвященные этому городу и, как признается автор, написанные непосредственно перед выступлением. Это и пейзаж-зарисовка с меткими наблюдениями, и признание в любви, и философское обобщение: не случайно здесь возникает образ оси гончарного круга, объясняющий во многом и мотивы появления картины В.Семашко-старшего «Гончар» на обложке альбома. И не успевают отзвучать последние строки стихов, как их сменяет голос Мильды Арчикаускайте, чья вокальная импровизация без слов стала ярким завершением этого восемнадцатиминутного триптиха.
А до этого вы прослушаете одиннадцать композиций, которые Виктор Семашко исполнил в дуэте с Романом Ярошем на концертах в Друскининкае (Друскениках), Лейпалингисе (Лейпунах) и в вильнюсском доме-музее семьи Венцлова, удивительной семьи, давшей Литве двух талантливых людей, двух поэтов – коммуниста-отца Антанаса и диссидента-сына Томаса. Думаю, они не разочаруют. Удивительный и очень точный по названию Epigraph, в котором в трех минутах Семашко демонстрирует чуть ли не весь свой арсенал выразительных средств – тут и клавишные, и духовые, и конкретные звуки, и электроника, и этнические мотивы. Необычайно образная пьеса Through the grove to the sea – голоса певчих птиц, уханье совы и нежный, вибрирующий голос флейты, словно возвещающий рассвет после долгой ночи. Белорусский фольклор в Seance (with the Cossack)и литовский – в Ant kalno mūrai (вобравшей, кстати, и фрагмент упомянутой выше Through the grove to the sea). Сыгранный словно на одном дыхании Kamaryn с его маршевым ритмом в начале и на финише и яркой импровизацией между. Фри-джазовый коктейль из электроники и духовых в Libertango. Элегический кларнет в Rūta-mėta. Головокружительный Gesims с его парадоксальным открытым финалом. Пожалуй, остановлюсь, хотя и не упомянутые несколько пьес слушал с не меньшим энтузиазмом.
Альбом большой, почти полтора часа звучания, но ни одну пьесу я не назвал бы здесь проходной, включенной в альбом просто «до кучи». Мне кажется, литовские слушатели Виктора с удовольствием воспринимали его импровизационную музыку. HAZE дает возможность разделить эти чувства с ними всем желающим.
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...
Пять лет назад мне доводилось писать об альбоме Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009, изданном немецкой фирмой Jan Matthies Records. Одним из героев того диска, в который вошли сольные сеты трех джазовых пианистов, был Боб ...
Кто вам сказал, что джаз в Америке живет сегодня только в Нью-Йорке и в Калифорнии? Послушайте, как его играют в Цинцинатти, штат Огайо, послушайте дебютник Брэда Майерса Prime Numbers и навсегда отбросьте иллюзии о провинциальности и вторичности ...
Двадцать лет назад джазовый пианист Брайан Филдинг покинул Нью-Йорк и перебрался в Монклер, штат Нью-Джерси. Двадцать лет он продолжает играть джаз, только делает это в обстановке неизмеримо более спокойной, чем в никогда не спящем «Большом ...
Очень коротко, в одну фразу, можно характеризовать этот альбом: образцовый чикагский блюз в исполнении живых классиков этого направления. Тогда живых. Сегодня никого из пяти звезд блюза, записавших альбом Loaded with the Blues уже нет живых. Сетевое ...
«Кларк Терри … создал полностью индивидуальный, оригинальный стиль, возможно, он является единственным современным трубачом периода, предшествовавшего возникновению фри-джаза, не втянутым в игру противоположностей между Диззи Гиллеспи и ...