«Литовский» альбом белорусского музыканта можно было бы высокопарно назвать творческим отчетом о двух его поездках в Литву в мае и июне 2014 года с занявшими затем почти год редактированием и обработкой записанного там материала. Но, как мне представляется, корни этой работы более глубоки. Для многих белорусских интеллигентов Литва – это не просто страна-соседка. Большую часть своей документированной истории Беларусь и Литва были вместе: в Великом Княжестве Литовском, в Речи Посполитой, в Российской империи, в Советском Союзе. Лишь обретя независимость в результате коллапса СССР, страны пошли каждая своим путем (прибавим и 22 года литовской независимости между мировыми войнами). Вильнюс (Вильня) – город, воздух которого пронизан для белоруса совершенно особыми биотоками.
И центральной композицией диска я назвал бы финальную и самую объемную Vilnius Axis («Вильнюсская ось»), исполненную Виктором Семашко вместе с вильнюсскими музыкантами Вадимом Коротаевым и Мильдой Арчикаускайте в Užupis Art Incubator, на территории творческой республики Ужупис в литовской столице. После инструментальной части здесь звучат стихи Виктора, посвященные этому городу и, как признается автор, написанные непосредственно перед выступлением. Это и пейзаж-зарисовка с меткими наблюдениями, и признание в любви, и философское обобщение: не случайно здесь возникает образ оси гончарного круга, объясняющий во многом и мотивы появления картины В.Семашко-старшего «Гончар» на обложке альбома. И не успевают отзвучать последние строки стихов, как их сменяет голос Мильды Арчикаускайте, чья вокальная импровизация без слов стала ярким завершением этого восемнадцатиминутного триптиха.
А до этого вы прослушаете одиннадцать композиций, которые Виктор Семашко исполнил в дуэте с Романом Ярошем на концертах в Друскининкае (Друскениках), Лейпалингисе (Лейпунах) и в вильнюсском доме-музее семьи Венцлова, удивительной семьи, давшей Литве двух талантливых людей, двух поэтов – коммуниста-отца Антанаса и диссидента-сына Томаса. Думаю, они не разочаруют. Удивительный и очень точный по названию Epigraph, в котором в трех минутах Семашко демонстрирует чуть ли не весь свой арсенал выразительных средств – тут и клавишные, и духовые, и конкретные звуки, и электроника, и этнические мотивы. Необычайно образная пьеса Through the grove to the sea – голоса певчих птиц, уханье совы и нежный, вибрирующий голос флейты, словно возвещающий рассвет после долгой ночи. Белорусский фольклор в Seance (with the Cossack)и литовский – в Ant kalno mūrai (вобравшей, кстати, и фрагмент упомянутой выше Through the grove to the sea). Сыгранный словно на одном дыхании Kamaryn с его маршевым ритмом в начале и на финише и яркой импровизацией между. Фри-джазовый коктейль из электроники и духовых в Libertango. Элегический кларнет в Rūta-mėta. Головокружительный Gesims с его парадоксальным открытым финалом. Пожалуй, остановлюсь, хотя и не упомянутые несколько пьес слушал с не меньшим энтузиазмом.
Альбом большой, почти полтора часа звучания, но ни одну пьесу я не назвал бы здесь проходной, включенной в альбом просто «до кучи». Мне кажется, литовские слушатели Виктора с удовольствием воспринимали его импровизационную музыку. HAZE дает возможность разделить эти чувства с ними всем желающим.
Со времен незабвенного Джимми Смита в джазе закрепилось понятие «классическое органное трио». Даже дерзкие эксперименты Джона Медески не смогли поколебать его устойчивость. Имена мастеров исполнения джазового мэйнстрима на Хэммонд-органе ...
Первый релиз лейбла много говорит о тенденциях в его издательской политике, направлении, в котором она будет развиваться и, наконец, о вкусах создателей лейбла. Альбом, названный просто именами участников этой записи, Payne / Lindal / Liebowitz, ...
Что бы ни говорили о падении интереса американцев к джазу, особенно традиционному, The Great American Songbook, коллекция стандартов, ставших классическими и глубоко проникшими в сознание среднего американца, по-прежнему остается для многих и многих ...
Для любителей гитарной музыки особым деликатесом всегда служат совместные работы двух или нескольких мастеров этого инструмента. И действительно, трудно не восхититься такими гитарными альянсами, как «саммит» МакЛафлина, Ди Меолы и Де ...
Положа руку на сердце, Питер Гордон – не самый известный в музыкальном мире композитор и исполнитель. Это столь же странно, сколь и несправедливо. Дело в том, что идеи синтеза различных музыкальных направлений, пронизывающие его творческий ...
Филипп Пети – известнейший французский мастер электронной экспериментальной музыки. В этой сфере музыкант из Марселя работает уже более тридцати лет. Впрочем, Пети по отношению к самому себе предпочитает не использовать термины ...
Гостевой участник этого проекта, известный джазовый гармошечник Хендрик Меркенс, риторически вопрошает: « Как можно было не стать сильным исполнителем самба-джаза с таким бэкграундом?» (его слова цитируются в liner notes альбома). И с ...
- Рабинович, Вы любите помидоры? -Кушать – да, а так – нет… Впервые начинаю обзор диска с эпиграфа в виде хорошо известного анекдота. Сподвигла меня на такую вольность музыка рэгги, основной музыкальный контент этой работы. ...
Очень «горячий» - во всех отношениях – альбом. Во-первых, к моменту, когда пишутся эти строки, Made In New York только-только (16 октября) поступил в продажу в США, а во-вторых, под обложкой, сверкающей огнями большого города, вас ...
Рэчел Кэсуэлл начинала с изучения джаза и искусства игры на виолончели в Университете Индианы, а затем все же остановилась на джазовом вокале, основы которого постигала в Консерватории Новой Англии. Известна совместными выступлениями и записями с ...
Дуэт – весьма специфичный формат. Про комбо любого иного состава всегда можно сказать: «N является безусловным лидером группы» или «NN несколько не дотягивает до уровня своих партнеров». В дуэте не так. Хороший ...
Термин saudade не поддается однозначному переводу. Приблизительно, это что-то вроде переполняющего душу любого бразильца чувства сладко-щемящей грусти о несбывшемся. Saudade присутствует в любом виде бразильской музыки. Опять-таки приблизительно его ...