Этим альбомом "Enja Records" продолжает свою новую серию "Enja Nova", которая объединяет в себе современную академическую классику и симфо- джаз. "Хабанера" — самый сложный и амбициозный из последних проектов известнейшего кубинского музыканта Пакито Д'Риверы. Он задумал грандиозное музыкальное полотно в стиле "третьего течения", которое объединяет в себе и афрокубинскую тематику, и классические вещи Гершвина, и по-новому изложенные "вечнозеленые темы. Кроме известных джазовых исполнителей, он пригласил к сотрудничеству нью-йоркский камерный оркестр "Absolute Ensemble", славящийся своими работами с такими современными композиторами, как Джон Адамс и Джон Зорн.
Результат получился впечатляющий, но неоднородный. Уж очень большая стилистическая разница между сочинениями самого Д'Риверы, Гершвина и классиков джаза — Эллингтона и Гиллеспи — изложенных в разных версиях. Вещи Пакито, надо признаться, впечатлили наиболее сильно — непростые, очень изящные по форме, легко воспринимаемые, с почти неуловимым налетом "афрокубинскости*, они могут служить образцом модерн-классики с намеком на джаз. Только с намеком, поскольку Д'Ривера здесь выступает в той своей ипостаси, о которой не очень хорошо знают его поклонники времен "Иракере".
Дело в том, что кубинский саксофонист на протяжении всей своей карьеры колебался между джазом и симфоническим оркестром, да и начинал свой путь в музыке, кстати, в 17 лет кларнетистом в... Кубинском Национальном симфоническом оркестре — главном оркестре страны.
После собственных пьес Д'Риверы я бы обязательно выделил в его изложении два стандарта — "Birks Works" Гиллеспи и "Caravan* Тизола-Эллингтона. Они сыграны без камерного оркестра, но все равно с определенным духом академичности — строго и выверенно, прямо как какие-то сонаты. Самое странное, что это их совсем не испортило, напротив, приподняло до общего настроения альбома, торжественного и местами виртуозно-радостного. Несколько композиций Гершвина и перкуссиониста Мино Синелью завершают картину альбома.. Первые — чуть-чуть классически старомодные, а вторые — подчеркнуто модерновые по содержанию, они замыкают этот эклектичный круг в неожиданной гармонии. Целое оказывается составленным из разнородных, как мозаика, частей, но в то .же время вынуть из нее ничего не хочется.
Однако совершенно непонятно, как отнесутся к такой работе заядлые ценители собственно джаза. Смею надеяться, что хорошо, во всяком случае та их часть, что не чужда и классике в целом.
(с) & (p) 2000 Еnja Nova
14 tls/54 mins
(Paquito D'Rivera — d, as; Kenny Drew Jr. — p; Michael Formanek — b; Clarence Penn — dr, Mmo Cinelu - perc;; David Taylor — btb; with Absolute Ensemble /Kristjan Jarvi—conduct)
Весьма приятный альбом для любителей традиционной бэндовой музыки. 18 номеров программы — почти сплошь проверенная годами классика жанра, которая представляется Эриком Кунцелем и оркестром с непростым названием в оригинальных аранжировках Нелсона ...
Тяжело-басовый, гитарно-хардовый блюз-рок Крэйга Эриксона, похоже, не претендует ни на что, кроме мускульной энергетики на контрасте лирических отступлений. В основном он демонстрирует железные мышцы своих атлетических песен. Электрогитарные ходы ...
Джо Моррис — один из самых бескомпромиссных авангардных джазовых гитаристов. Его стихия — тотальный фри-джаз, свободный от каких бы то ни было структур и внешних схем. Спонтанная коллективная импровизация, выражающая мгновенные смены эмоционального ...
Третий по счету альбом молодого техасского блюзмена Криса Дуарте вышел самым ярким, мощным и хардовым из всех его работ. Крис слегка растерял доверие своих фанов после облегченного, с фанковым оттенком, предыдущего проекта "Tailspin Headwhak", но ...
Вот же случается: и вроде музыкант с солидным послужным списком, и партнеры у него во время записи — можно только мечтать, и запись преотличного качества, и репертуар разнообразный. А общее впечатление от работы — среднее. Идти на баррикады не ...
При всем уважении к замечательному певцу Кевину Мэхогэни, одному из самых сильных джазовых вокалистов мира, не он, на мой взгляд, стал главным героем этого альбома. И не ветеран-тромбонист Джимми Неппер, и не альт-саксофонист Чарльз Макферсон. И ...
"Спасибо Господу Всемогущему за то, что он позволил этим песням высоко, подобно орлам, взлететь над блюзовым миром и достичь сердец всех подлинных любителей блюза," — так высокопарно открывает свой новый альбом гитарист и певец Рой Гэйнс, ...
При желании можно провозгласить этот альбом, появившийся на грани веков, синтетической музыкой будущего, можно — предвестником конца джаза, а можно — неудачной и претенциозной халтурой. Все зависит от точек зрения, а они по поводу этого ...
У нового альбома Джона Скофилда короткое, как резкий выдох, название. По нему очень легко предположить, что здесь, как и в предыдущем, весьма успешном альбоме Скофилда "A Go Gо" (см. "Jazz-квадрат", № 9-10/ 98) царят фанковые настроения, которые ...
На самом деле это не Верхний Египет, а Нижний Нью-Йорк. Или так называемый Down Town, махровейший представитель которого Уэйн Хорвиц считается одним из наиболее передовых мультиклавишников современности. Если бы где-то в 70-х годах увидели этот его ...
Завершающая часть гигантского фри-джазового триптиха, созданного канадским пианистом Гленом Холлзом и его коллегами. С первыми двумя частями этого проекта "Jazz-Квадрат" уже знакомил своих читателей в №1-2/2000. Если во главу угла в понятии ...
Разумеется, столь экзотическое имя автор этого проекта получил не при крещении. Просто в 1959 г., в возрасте 11 лет, неизгладимое впечатление оставил у него концерт африканского ансамбля барабанщиков и танцоров под названием "Babatunde Olatunji And ...