Представьте себе пожилого слепого темнокожего блюзмена. Представили? А теперь вспомните характерный облик козлинобородого Дяди Сэма, как его любили изображать советские карикатуристы. Затем попытайтесь объединить эти два образа. Не получается? Тогда взгляните на обложку альбома, выпущенного фирмой "Blues Beacon", блюзовым отделением мюнхенской "Enja". Экстравагантная внешность американца по имени Брайан Ли словно вобрала в себя и то, и другое.
Главным каналом связи с внешним миром для потерявшего зрение в восемь лет Брайана (р. 1943 г.) было радио. Оно и познакомило мальчика с блюзом. Потом у него появилась своя гитара, потом он начал работать в местном ансамбле своего родного городка Ту Риверс в штате Висконсин, а потом прошел высшую школу блюза в Чикаго, слушая Коллинза, Эллисона, Элберта Кинга. Чикагская энергия была заметно разбавлена южной терпкостью, когда Брайан переехал в Новый Орлеан и стал одним из самых примечательных блюзменов местной сцены.
С "Blues Beacon" он связан уже давно, издал под этим знаком четыре альбома, но нынешний диск появился после солидного, почти пятилетнего перерыва.
По мнению самого музыканта, этот альбом — квинтэссенция всего его творчества. Если так, то главным его компонентом я бы назвал агрессивную гитарную работу в духе весьма жесткого рок-блюза в сочетании с несколько отстраненным, "черным" по окраске, вокалом. Напор и динамика песен Брайана Ли (а он является автором девяти композиций из двенадцати) может быть не дают времени прочувствовать каждую ноту, но зато властно и грубовато тащат ошеломленного слушателя за собой. Если уж ты поставил этот диск, то бросай, приятель, прочие дела, потому что Ли не даст тебе заниматься чем-то посторонним: при внешней простоте есть в его вещах нечто завораживающее. Этот блюз словно вышел из новоорлеанских кабаков начала века, пропитавшись в пути энергией темнокожих чикагских виртуозов и неистовых белых рокеров, хлебнувших волшебного блюзового зелья. Блюз никогда не был рафинированной музычкой для благородных девиц из консерваторских залов, это музыка хорошо смешивается с прокуренным воздухом набитых толпой работяг пивных, когда к гитарному риффу примешивается ленивое жужжание вентилятора, с трудом расталкивающего тягучую смесь алкогольных паров, никотина и людского пота. Этот блюз не выбирает выражений, свидетельством чему, словно эффектный росчерк в конце альбома, песня с малопристойным названием "Kiss My Ass For A Change". Что вы хотите: это не подделка, это подлинник, это блюз.
℗ 2000 Enja Records
(с) 2000 Justin Time Records
12 tks/59 mins
(B.Lee — g, voc; Andre Maritato — b; Sammy Neal — dr; Marc Adams — org; George Rossy — p; Ward Smith — ts; Barney Floyd — tp; Jody Golick — ts; Ranee Lee — background voc;)
Гитарист Александр Виницкий, который родился в Омске, в джаз пришел достаточно легко, но вот издание этого альбома предваряли многие события. Он сначала начал играть джаз, а потом — ему учиться, что было, в целом, актом достаточно формальным. ...
Никогда бы не подумал, что от спонтанной импровизации, по- джазовому говоря, "собаки", можно получать такую гамму чувств и эмоций, как от дуэта Вапиров-Кузнецов. Современный фри-джаз в подавляющем большинстве своем либо сух и рационален, либо ...
Второй альбом Антона Шварца отчасти похож на первый, однако... только с первого взгляда. Та же легкость восприятия, но музыка стала глубже и мудрее, ее уже сложно назвать поверхностной, как во многих фрагментах того альбома 1998 года "When Music ...
Почти два года назад (см. «Jazz-Квадрат», №1/99) мы говорили о дебютном альбоме итальянского пианиста Антонио Фарао на Enja. И вот вслед за Black Inside пришел черед Thorn. За прошедшие пару лет Фарао укрепил свою репутацию одного из ...
Фердинандо Ардженти (р.1954) — музыкант италоамериканского происхождения, как и Чик Кориа или Джо Ловано. Но в отличие от них, Ардженти родился не в Штатах, а на своей исторической родине, в старинном городе Пиза и лишь с середины 90-х, уже ...
Вряд ли в наших краях кто-нибудь слышал о певице и гитаристке с техасского побережья Мексиканского залива Барбаре Линн. Она дебютировала во времена по нынешним меркам просто доисторические – в 1962 году. И довольно громко – песня You'll ...
Стены наших подъездов пестрят граффити, где ожесточенно отстаивают достоинства своих любимцев рэпперы, металлисты и панки. Жив ли, умер ли, рок-н-ролл, похоже никого уже не интересует. Но на самом деле это не так, просто большинство рок-н-ролльщиков ...
Хорошо все-таки, что на джазовую сцену нельзя попасть «по блату». Здесь тоже существует понятие раскрутки, но оно носит совершенно иной смысл, чем, скажем, в российской поп-музыке, где чадолюбивые «папы Карло» с туго набитыми ...
Необычная творческая судьба у кубинского басиста и композитора Качао (подлинное имя — Израэль Лопес). Музыкантом он стал и большую часть своей долгой жизни (р.1918г.) провел на родном острове, оставаясь практически неизвестным за его ...
Необычная творческая судьба у кубинского басиста и композитора Качао (подлинное имя — Израэль Лопес). Музыкантом он стал и большую часть своей долгой жизни (р.1918г.) провел на родном острове, оставаясь практически неизвестным за его ...
Квартет итальянского саксофониста и бас-кларнетиста Карло Актиса Дато — постоянный гость нашего журнала в последнее время. И альбомы, и участие в Каунасском джаз-фестивале — казалось бы, отчего такое внимание к музыканту, откровенно говоря, ...
•Qosed Mountains" = два француза + два украинца + разговор каждого самим с собой. Слушатель допускается, но не навязывается. Музыка самодостаточна, и что бы ни происходило там у них, четверых путешественников, я слышал не рассказ о путешествии, ...