В детстве я не любил губную гармонику, так как она ассоциировалась у меня с кадрами кинохроники начала войны, на которых солдаты фюрера беззаботно ехали по завоеванным землям, пиликая на этих незатейливых инструментах. Попозже, спасибо Бобу Дилану и другим фолк-рокерам, отношение к губной гармонике стало совсем иным. Ну а с возрастом стало понятно, что в блюзе гармоника является одним из главных (после гитары и фортепиано) солирующих инструментов и в устах больших мастеров способна творить просто чудеса.
Джеймс Коттон — один из таких кудесников. Родился он давно, аж в 1925 году, в штате Миссисипи, учился азам блюза у самого Сонни Бой Уильямсона, работал и с Хаулин Вулфом, и с Мадди Уотерсом (который пригласил его в свою группу после ухода Джуниора Уэллса). С 1960 года, т.е. уже сорок лет он работает самостоятельно, записал не один десяток дисков и снискал себе заслуженную известность как блестящий мастер губной гармоники и сильный вокалист.
В своей новейшей программе Джеймс подготовил две композиции в стиле буги и восемь крепчайших, терпких и виртуозно сыгранных блюзов, инструментальных и вокальных. Мне понравились здесь все десять треков, но не могу не познакомить вас с мнением автора "liner notes", блюзового музыканта и критика Кьюба Коды (Cub Koda), назвавшего "Something To Remember You By" "самой пробирающей до мозга костей блюзовой записью конца ХХ века". Вот даже так!
В свои 75 Джеймс Коттон выдает на своем "карманном саксофоне" такие соло, что не знаю, как там насчет "мозга костей", но мурашки по коже начинают бегать, это точно. С вокалом дело обстоит несколько иначе... В паре треков Коттон отдал вокальную партию Дарреллу Ньюлишу, а там, где он поет сам, хриплый голос Армстронга мог бы показаться по сравнению с его голосом образцом итальянского бельканто. На то есть свои причины, и чисто возрастные, и значительно более печальные...
У Коттона рак горла. Он продолжает борьбу. За жизнь и за возможность творить. Альбом — это беспрецедентный акт человеческого и творческого мужества, гимн стойкости духа этого музыканта. Беседуя с Кьюбом Кодой по телефону, Коттон сказал: "Мое горло снова заработало после лазерной хирургии и сегодня вернулось все, что еще можно было вернуть. Я надеюсь на большее, но если все и останется на таком уровне, как сейчас, я буду продолжать, понимаешь? Мне только хотелось бы, чтобы люди узнали, что я продолжаю работать, что я счастлив работать, что я держусь и работаю".
Я рад, что мне была предоставлена возможность донести эти слова до вас, наши читатели. Очень хочется, чтобы вы услышали и эту работу Джеймса Коттона.
Еще один запевший инструменталист. Вы замечали, как охотно и легко берутся петь на сцене опытные джазмены-духовики? Неиграющие вокалисты редко могут сравниться с ними в импровизационной свободе и выигрывают за счет природных вокальных данных. Это, ...
С ансамблем "Ritual Trio" барабанщика и перкуссиониста Кахиля эль-Забара читатели уже встречались в № 6/98. У нынешнего их альбома, скоренько переизданного в России, не меньше достоинств. Очередной гость трио, знаменитый тенорист Фарао Сандерс ...
Альбом начинается с такой обезоруживающе-красивой мелодии, что кажется невозможным что-то об этом еще говорить, тем более, комментировать творчество, декларированное как романтическое. Попытаюсь лишь дать представление об этой музыке. К тому же, ...
Один из лучших европейских биг-бэндов своей лучшей программой представляет слушателям джазовую прогулку по Европе. Причем как тематически, так и по исполнителям. В оркестре собраны музыканты из восьми стран мира, которые волей композитора и ...
Двое старых блюзовых друзей встретились на одной клубной сцене в Сан-Франциско и припомнили свои молодые чикагские годы. Один из них — белый и более знаменитый Элвин Бишоп. Другой — черный Смоуки Смозерс. Он ныне не так знаменит, но зато был первым ...
Немецкий гитарист Андреас Виллерс сочиняет музыку, которая близка ко всем стилям сразу. Вернее, в ней есть элементы всех стилей — от диксиленда, блюза и рока до современной классики, но тем не менее суть всех композиций подлинно джазовая или, если ...
Первые три композиции фортепиано и саксофон играют только дуэтом, ударные подключаются позже. Половину альбома занимает самое объемное произведение: сюита в шести частях "Шесть заметок для нового тысячелетия", написанная по мотивам неоконченного ...
Если абстрагироваться от музыки, то названия программы и отдельных композиций этого проекта читаешь, как трактат по физике: "Закон преломления", "Стоячая волна", "Релятивистский момент" и так далее. Непросто и воспринимать музыку с этого диска, если ...
) Завораживающая, назойливая, мрачная, почти гипнотическая музыка. Если попытаться ее классифицировать, то она вынужденно попадает куда-то на границу между эмбиентом, электронным хаусом и минималистическим авангардом. Если пытаться ассоциировать ...
Мгновенно узнаваемое среди сотен других лицо великана джаза Луиса Армстронга в этом году особенно часто мелькает на обложках компакт-дисков. Столетие Сатчмо словно повторяет дискуссии по поводу встречи миллениума: для одних эта дата приходится на 4 ...
Типично классический, профессионально-виртуозно сработанный фламенко — как раз то, что сегодня в фаворе и широко популярно как на Западе, так и здесь. Это, конечно, гитарный дуэт, но в обрамлении разных экзотических перкуссионных конгос, бонгос и ...
Настоящее имя Рэя Армандо — Реймонд Орчард, а псевдоним "Армандо" он взял, чтобы подчеркнуть уважение к своему кумиру — кубинскому перкуссионисту Армандо Перазе. Рэй родился не в Южной Америке, а в Бруклине, районе Нью-Йорка, и начинал в 50-е годы, ...