
В детстве я не любил губную гармонику, так как она ассоциировалась у меня с кадрами кинохроники начала войны, на которых солдаты фюрера беззаботно ехали по завоеванным землям, пиликая на этих незатейливых инструментах. Попозже, спасибо Бобу Дилану и другим фолк-рокерам, отношение к губной гармонике стало совсем иным. Ну а с возрастом стало понятно, что в блюзе гармоника является одним из главных (после гитары и фортепиано) солирующих инструментов и в устах больших мастеров способна творить просто чудеса.
Джеймс Коттон — один из таких кудесников. Родился он давно, аж в 1925 году, в штате Миссисипи, учился азам блюза у самого Сонни Бой Уильямсона, работал и с Хаулин Вулфом, и с Мадди Уотерсом (который пригласил его в свою группу после ухода Джуниора Уэллса). С 1960 года, т.е. уже сорок лет он работает самостоятельно, записал не один десяток дисков и снискал себе заслуженную известность как блестящий мастер губной гармоники и сильный вокалист.
В своей новейшей программе Джеймс подготовил две композиции в стиле буги и восемь крепчайших, терпких и виртуозно сыгранных блюзов, инструментальных и вокальных. Мне понравились здесь все десять треков, но не могу не познакомить вас с мнением автора "liner notes", блюзового музыканта и критика Кьюба Коды (Cub Koda), назвавшего "Something To Remember You By" "самой пробирающей до мозга костей блюзовой записью конца ХХ века". Вот даже так!
В свои 75 Джеймс Коттон выдает на своем "карманном саксофоне" такие соло, что не знаю, как там насчет "мозга костей", но мурашки по коже начинают бегать, это точно. С вокалом дело обстоит несколько иначе... В паре треков Коттон отдал вокальную партию Дарреллу Ньюлишу, а там, где он поет сам, хриплый голос Армстронга мог бы показаться по сравнению с его голосом образцом итальянского бельканто. На то есть свои причины, и чисто возрастные, и значительно более печальные...
У Коттона рак горла. Он продолжает борьбу. За жизнь и за возможность творить. Альбом — это беспрецедентный акт человеческого и творческого мужества, гимн стойкости духа этого музыканта. Беседуя с Кьюбом Кодой по телефону, Коттон сказал: "Мое горло снова заработало после лазерной хирургии и сегодня вернулось все, что еще можно было вернуть. Я надеюсь на большее, но если все и останется на таком уровне, как сейчас, я буду продолжать, понимаешь? Мне только хотелось бы, чтобы люди узнали, что я продолжаю работать, что я счастлив работать, что я держусь и работаю".
Я рад, что мне была предоставлена возможность донести эти слова до вас, наши читатели. Очень хочется, чтобы вы услышали и эту работу Джеймса Коттона.
© ℗ 2000 Telarc
10 tks / 52 min
(J.Cotton - voc, harm; Rico McFarland - g; David Maxwell - p; Darrell Nulisch - voc;)
Леонид АУСКЕРН