Печальный диск с неоднозначным, особенно в русском переводе, названием, которое, к сожалению, тоже несет именно печальный оттенок. "Последние записи" — это действительно последние прижизненные записи выдающегося гитариста венгерского происхождения Аттилы Золлера (1927 — 1998). С 1948 года он жил за пределами своей родной страны, сначала в Западной Европе, затем, с 1959 г. в США, но в джазовом мире Золлер всегда оставался одним из самых крупных мастеров венгерского джаза. Золлер знал мало равных в технике владения инструментом, в благородной отточенности каждого звука, что придавало особый блеск его исполнению медленных, балладного плана композиций. Аттила не чурался электроинструмента, особенно в годы подъема джаз-рока, но больше любил акустическую гитару. Он не только блестяще играл сам, но и умел передавать свои секреты другим. В Брэттлборо, маленьком городке в штате Вермонт, где он жил, Золлер основал крупную джазовую школу: Vermont Jazz Center.
К концу 1997 года музыкант понял, что проигрывает тяжелую, длившуюся почти год, борьбу с неизлечимой болезнью. И тогда он решил попрощаться с Родиной. Аттила Золлер отправился в Венгрию, где дал два концерта: в своем родном Вышеграде и в студии Венгерского радио в Будапеште в сопровождении своих старых друзей, ведущих джазменов Венгрии. Шесть композиций, записанных 5 декабря 1997 г. в Будапеште, вошли в данный альбом. Но Аттила не выпускал гитару из рук практически до конца. 7 января 1998 г. он вновь входит в студию, уже нью-йоркскую. Вместе с Томми Флэнеганом и другим европейским эмигрантом, Джорджем (Иржи) Мразом? изнуренный химиотерапией и облучениями Золлер записывает еще три пьесы, также вошедшие в эту программу. На большее сил у него уже не хватило. 25 января он умер.
Разумеется, за долгие годы Золлер издал немало более ярких и эффектных дисков. Но даже в этих, предсмертных записях мастерство осталось с ним до конца. Верная гитара не подвела руки, ласкавшие ее более пятидесяти лет. Особенно убеждают в этом три сольные композиции: "When It’s Time", "Alicia’s Lullaby" и финальная пьеса диска "Dream Bells", посвященная колоколам храмов его родного города.
Буклет к альбому "Enja" полностью отдала выдающимся джазменам, друзьям, коллегам и ученикам Золлера. С Аттилой прощаются здесь Джим Холл, Джон Аберкромби, Херби Мэнн, Джон Скофилд и многие другие музыканты. Особенно теплые слова нашли для Золлера его самый знаменитый ученик, Пэт Мэтини и Маттиас Винкельман, шеф "Enja", фирмы, с которой Золлер был связан в течение более тридцати лет и которая весьма достойно почтила его память.
(с) & ℗ 2000 Enja Records
9 tks/55 mins
(A.Zoller — g; Tommy Flanagan — p (6, 7, 8); George Mraz — b (6, 7, 8); Szakcsi (Bela Lakatos) — p (1-5, 9); Aladar Pege — b (1-5, 9); Imre Koszegi — dr (1-5,9))
"Итальянский непостоянный оркестр" 10 лет назад основал известный трубач (понятно, итальянец) Пино Минафра. Он и сейчас руководит этим ансамблем, который постепенно превратился из бэнда, собирающегося только для отдельных выступлений, что ...
Еще одно интересное коллекционное издание, специально адресованное преданным господа Рамы и господа Шивы, людям, занимающимся медитацией и просто любителям индийской духовной музыки. Известный американский певец и мультиинструменталист Jai ...
Дженни Эванс — урожденная англичанка, с 20 лет живущая в Мюнхене, дипломированный лингвист, актриса, владелица джаз-клуба, лидер ансамбля, автор текстов ко многим песням и, несомненно, одна из лучших европейских джазовых певиц. Обладательницу ...
Первый собственный проект молодого, но далеко уже не начинающего тромбониста Джоша Роузмена ясно показывает, в какую сторону движется современный джаз. А идет он ко все большей эклектике и размыванию всяческих границ. Роузмен поработал с такими ...
Этот проект не отнесешь напрямую к world music, но джаз здесь звучит с сильнейшим этническим акцентом. И акцент этот — африканский. Разумеется, Африка — это прежде всего ритм, но предположение, что рождается он исключительно с помощью ...
Кенни Баррон принадлежит к числу тех весьма известных музыкантов, которые чаще выступают в роли участников малых групп, нежели как лидеры собственного коллектива. Дуэты, трио без явного лидерства кого-либо из их участников — вот, пожалуй, та ...
Что ж, послушаем, как человек из Питера делает блюз. Исполняет он и собственные вещи, и аранжировки известных тем Питера Грина, Джими Хендрикса, Джуниора Уэллса, Джона Ли Хукера, Альберта Коллинза и некоторых других. И тут, когда предоставляется ...
Kodo — сотрясающие сердца барабанщики из Японии. Группа Kodo была образована в начале 70-х годов, в период разрушения традиционных ценностей и преобладания западной материалистичной культуры в жизни японского общества. Создатели группы ...
К моменту записи этого альбома, изданного в России по лицензии, Кристи Джонстон было 28 лет. Для блюза возраст совсем молодой. И слушая That Would Be Fine, работу вполне зрелую и цельную, трудно поверить, что Кристи впервые взяла в руки гитару всего ...
Шеф лэйбла Майкл Дорф сам выступил в качестве продюсера этого альбома, разительно непохожего на знакомые мне другие издания «Knitting Factory». Что это, изменение репертуарной политики фирмы, что-то иное? Не знаю, но сама необычность ...
«Польский институт» — организация, пропагандирующая достижения польской культуры в других странах. В силу высокого международного авторитета польского джаза, он занимает в программах института значительное место. Работает ...
В 2000 году известное своим лояльным отношением к электронным экспериментам трио в составе John Medeski (кпавишные), Chris Wood (бас-гитары), Billy Martin (ударные) порадовало слушателей двумя полноформатными работами: записью концерта в ...