Печальный диск с неоднозначным, особенно в русском переводе, названием, которое, к сожалению, тоже несет именно печальный оттенок. "Последние записи" — это действительно последние прижизненные записи выдающегося гитариста венгерского происхождения Аттилы Золлера (1927 — 1998). С 1948 года он жил за пределами своей родной страны, сначала в Западной Европе, затем, с 1959 г. в США, но в джазовом мире Золлер всегда оставался одним из самых крупных мастеров венгерского джаза. Золлер знал мало равных в технике владения инструментом, в благородной отточенности каждого звука, что придавало особый блеск его исполнению медленных, балладного плана композиций. Аттила не чурался электроинструмента, особенно в годы подъема джаз-рока, но больше любил акустическую гитару. Он не только блестяще играл сам, но и умел передавать свои секреты другим. В Брэттлборо, маленьком городке в штате Вермонт, где он жил, Золлер основал крупную джазовую школу: Vermont Jazz Center.
К концу 1997 года музыкант понял, что проигрывает тяжелую, длившуюся почти год, борьбу с неизлечимой болезнью. И тогда он решил попрощаться с Родиной. Аттила Золлер отправился в Венгрию, где дал два концерта: в своем родном Вышеграде и в студии Венгерского радио в Будапеште в сопровождении своих старых друзей, ведущих джазменов Венгрии. Шесть композиций, записанных 5 декабря 1997 г. в Будапеште, вошли в данный альбом. Но Аттила не выпускал гитару из рук практически до конца. 7 января 1998 г. он вновь входит в студию, уже нью-йоркскую. Вместе с Томми Флэнеганом и другим европейским эмигрантом, Джорджем (Иржи) Мразом? изнуренный химиотерапией и облучениями Золлер записывает еще три пьесы, также вошедшие в эту программу. На большее сил у него уже не хватило. 25 января он умер.
Разумеется, за долгие годы Золлер издал немало более ярких и эффектных дисков. Но даже в этих, предсмертных записях мастерство осталось с ним до конца. Верная гитара не подвела руки, ласкавшие ее более пятидесяти лет. Особенно убеждают в этом три сольные композиции: "When It’s Time", "Alicia’s Lullaby" и финальная пьеса диска "Dream Bells", посвященная колоколам храмов его родного города.
Буклет к альбому "Enja" полностью отдала выдающимся джазменам, друзьям, коллегам и ученикам Золлера. С Аттилой прощаются здесь Джим Холл, Джон Аберкромби, Херби Мэнн, Джон Скофилд и многие другие музыканты. Особенно теплые слова нашли для Золлера его самый знаменитый ученик, Пэт Мэтини и Маттиас Винкельман, шеф "Enja", фирмы, с которой Золлер был связан в течение более тридцати лет и которая весьма достойно почтила его память.
(с) & ℗ 2000 Enja Records
9 tks/55 mins
(A.Zoller — g; Tommy Flanagan — p (6, 7, 8); George Mraz — b (6, 7, 8); Szakcsi (Bela Lakatos) — p (1-5, 9); Aladar Pege — b (1-5, 9); Imre Koszegi — dr (1-5,9))
Представьте себе пожилого слепого темнокожего блюзмена. Представили? А теперь вспомните характерный облик козлинобородого Дяди Сэма, как его любили изображать советские карикатуристы. Затем попытайтесь объединить эти два образа. Не получается? Тогда ...
Очень интересная, тонкая работа швейцарского комбо! Несмотря на то, что альбом имеет подзаголовок "acoustic ambient jazz", определяющий момент эмбиента присутствует в этой спокойной, но полной внутренней энергии музыке скорее скрыто. В целом же она ...
Все-таки мы привыкли к тому, что традиционный, "корневой", миссиссипский блюзовый стиль сразу же ассоциируется у нас с несколько однообразными, заунывными песнями под достаточно простой, "подвывающий" гитарный аккомпанемент. Однако многие ...
Джон Вуббенхорст — великолепный американский флейтист, ученик знаменитого индийского мастера игры на бамбуковой флейте бансури — Хари Прасада Чаурасьи (Hariprasad Chaurasya). Джон играет в основном индийскую музыку и является виртуознейшим мастером ...
Ох, не верьте этим нежным прикосновениям пальцев к клавишам рояля, этим ленивым пощипываниям струн контрабаса, этим трепетным поглаживаниям щеточками тарелок, которые вы услышите в самом начале альбома! Японка Сатоко Фудзии с чисто азиатским ...
Судя по всему, пример Дайаны Кролл оказался сильно заразительным для еще более молодых по сравнению с ней и куда менее (пока!) известных исполнителей эдакого слегка салонного, мягкого, изящного джаза. Уж больно Тирни Саттон напоминает то, что делает ...
Кенни Нил — блюзмен потомственный. И вышел он из обширного блюзового семейства Нилов из Батон-Ружа, городка, что утопает в болотной топи, в самом сердце тех самых болот Дельты. Блюз Кенни Нила носит звуковой оттиск земли, напоенной песней отчаяния и ...
Такое нечасто услышишь. Уж больно сложно закрученная смесь всего, чего только можно. Нью-Орлеанские традиции и карибские ритмы, прямолинейный джаз-рок, панк, кантри и душераздирающий саксофоновый блюз. Иногда кажется, что такое уже слышал на записях ...
Одна из крупнейших американских независимых звукозаписывающих компаний Rounder Records Group издала в прошлом году несколько интересных альбомов, в том числе и новый очень красивый альбом американского композитора, виолончелиста и клавишника Мартина ...
Новый шедевр всемирно известного синтезаторного гения. Обращаясь к истокам доисторических культур, Джон Серрье продолжает соединять в своей музыке Землю и Космос, на этот раз в соавторстве с флейтистом Гари Строутсосом. Тематически альбом "Hidden ...
Слишком много на сегодняшний день развелось королей блюза. Зато вот блюзовая королева только одна — и зовут ее Коко Тейлор. Так считает (с незначительным преувеличением) американский "Boston Globe". Все, кто не поверит в это, и возьмется слушать ...