Этот проект не отнесешь напрямую к world music, но джаз здесь звучит с сильнейшим этническим акцентом. И акцент этот — африканский.
Разумеется, Африка — это прежде всего ритм, но предположение, что рождается он исключительно с помощью звуков там-тама достойно разве что участника телеигр типа «Поле чудес». В Западной Африке чаще играют на балафоне, довольно громоздком ударном инструменте, где двумя специальными колотушками бьют по узким деревянным пластинкам, под которыми размещены резонаторы - тыквы.
Али Кейта, родившийся в Кот-Дивуаре и выросший в Мали музыкант, играет на самых разных балафонах собственной конструкции, в 1999г. он вместе со своим братьями соорудил даже самый большой в мире балафон. Немецкий пианист Ханс Людеманн, джазмен и педагог, человек уже давно и целенаправленно интересующийся африканской музыкой, познакомился с ним во время своего африканского турне, спонсированного институтом Гете. Так родилась идея совместного проекта. Когда Ханс пригласил еще и своего старого партнера по различным европейским джазовым составам, английского ударника каталонского происхождения Стива Аргуэллеса, Trio Ivoire начало воплощаться в жизнь. В двух треках Людеманн, безусловно главный организатор проекта, пригласил еще одного своего африканского партнера, певца и исполнителя на коре гамбийца Тату Диндина.
Получилось довольно интересно. Джазовый опыт Людеманна, самобытность и свежесть Кейты и тонкая, ненавязчивая игра Аргуэллеса в сочетании дали образчик какой-то глобалистской музыки, где сошлись влияния трех континентов (не забудем, что помимо Африки и Европы, есть еще и Америка, где, собственно, и родился джаз). Антиглобалисты крушат «Макдональдсы», одинаковые во всем мире, но этот альбом, думаю, им бы пришелся по душе: у этой музыки очень индивидуальны и внешность, и суть. Такой афроевроджаз — товар штучный и редкостный.
Весьма приятный альбом для любителей традиционной бэндовой музыки. 18 номеров программы — почти сплошь проверенная годами классика жанра, которая представляется Эриком Кунцелем и оркестром с непростым названием в оригинальных аранжировках Нелсона ...
Тяжело-басовый, гитарно-хардовый блюз-рок Крэйга Эриксона, похоже, не претендует ни на что, кроме мускульной энергетики на контрасте лирических отступлений. В основном он демонстрирует железные мышцы своих атлетических песен. Электрогитарные ходы ...
Джо Моррис — один из самых бескомпромиссных авангардных джазовых гитаристов. Его стихия — тотальный фри-джаз, свободный от каких бы то ни было структур и внешних схем. Спонтанная коллективная импровизация, выражающая мгновенные смены эмоционального ...
Третий по счету альбом молодого техасского блюзмена Криса Дуарте вышел самым ярким, мощным и хардовым из всех его работ. Крис слегка растерял доверие своих фанов после облегченного, с фанковым оттенком, предыдущего проекта "Tailspin Headwhak", но ...
Вот же случается: и вроде музыкант с солидным послужным списком, и партнеры у него во время записи — можно только мечтать, и запись преотличного качества, и репертуар разнообразный. А общее впечатление от работы — среднее. Идти на баррикады не ...
При всем уважении к замечательному певцу Кевину Мэхогэни, одному из самых сильных джазовых вокалистов мира, не он, на мой взгляд, стал главным героем этого альбома. И не ветеран-тромбонист Джимми Неппер, и не альт-саксофонист Чарльз Макферсон. И ...
"Спасибо Господу Всемогущему за то, что он позволил этим песням высоко, подобно орлам, взлететь над блюзовым миром и достичь сердец всех подлинных любителей блюза," — так высокопарно открывает свой новый альбом гитарист и певец Рой Гэйнс, ...
При желании можно провозгласить этот альбом, появившийся на грани веков, синтетической музыкой будущего, можно — предвестником конца джаза, а можно — неудачной и претенциозной халтурой. Все зависит от точек зрения, а они по поводу этого ...
У нового альбома Джона Скофилда короткое, как резкий выдох, название. По нему очень легко предположить, что здесь, как и в предыдущем, весьма успешном альбоме Скофилда "A Go Gо" (см. "Jazz-квадрат", № 9-10/ 98) царят фанковые настроения, которые ...
На самом деле это не Верхний Египет, а Нижний Нью-Йорк. Или так называемый Down Town, махровейший представитель которого Уэйн Хорвиц считается одним из наиболее передовых мультиклавишников современности. Если бы где-то в 70-х годах увидели этот его ...
Завершающая часть гигантского фри-джазового триптиха, созданного канадским пианистом Гленом Холлзом и его коллегами. С первыми двумя частями этого проекта "Jazz-Квадрат" уже знакомил своих читателей в №1-2/2000. Если во главу угла в понятии ...
Разумеется, столь экзотическое имя автор этого проекта получил не при крещении. Просто в 1959 г., в возрасте 11 лет, неизгладимое впечатление оставил у него концерт африканского ансамбля барабанщиков и танцоров под названием "Babatunde Olatunji And ...