Так назывался великолепный долгоиграющий альбом с "вечнозелеными" балладами, который выдающийся негритянский певец Нэт "Кинг" Коул записал летом 1958 года в голливудской студии фирмы "Capitol". Этот стройный симпатичный негр всегда был любимым певцом и пианистом многих фэнов, знатоков и профессионалов джаза. Слушателям неизменно нравилась его особая манера, как будто он пел своим обаятельным баритоном лично для тебя и умел рассказать историю о любви так, словно этого не было никогда, нигде и ни с кем - только с тобой. Он создавал лирический образ, который был исключительно естественным и в то же время романтичным. Наконец, из всех англоязычных вокалистов, каких только доводилось слышать, он обладал непревзойденной дикцией - под него можно было просто писать диктант.
Но таким он стал не сразу, хотя потом оказалось, что на самом верху есть лишь одно место - именно для такого певца, как он. Родившись в Монтгомери (штат Алабама) 17 марта 1917 года как Натаниэль Адаме Коулс, он вскоре оказался в Чикаго, куда переехала семья. У него был старший брат Эдди и сестра Эвелин, а в Чикаго родились еще младшие братья Айзек (Айк) и Фред. Его отец, преподобный Эдвард Дж. Коулс, являлся священником баптистской церкви, в хоре которой пела мать Перлина. Все остальные, кроме Нэта, тоже пели и играли на фортепиано, у них были очень похожие по тембру голоса. В семье царила счастливая атмосфера и никогда не было ссор, все они любили друг друга до конца жизни, особенно Нэта.
Его ранним кумиром был пианист Эрл Хайнс. "Наша квартира в Чикаго была завалена пластинками Хайнса, - вспоминал Нэт. - Он направил меня в музыкальном отношении, тогда как отец оказал духовное влияние, я часто пел с ним госпел. Кроме того, в доме были записи Эрскина Хокинса, Джо Лиггинса, Рузвельта Сайкса, а также Джея Макшэнна, Коулмена Хокинса и Фэтса Уоллера". Отсюда и берут свое начало его джазовые истоки.
Начав работать профессионально с 19 лет, Нэт сократил свою фамилию (стал просто Коул без "с") и в 1936 году отправился в поездку как пианист (тогда он еще не пел со сцены) с гастрольным ревю "Shuffle Along" Нобла Сиссла, которое через год развалилось, и он остался на мели в Лос-Анджелесе. Там Нэт в первый раз женился на танцовщице Надин Робинсон из этого шоу, а потом у него начались проблемы с работой, и ему приходилось играть в разных местных клубах буквально за пять долларов за вечер. В это время ему пришла в голову очень удачная мысль - создать свое собственное комбо в виде квартета, но на первое же выступление ударник не пришел, и так осталось трио - бас, гитара и фортепиано. Это был 1937 год, эра биг-бэндов, и менеджеры сомневались, что такой малый состав сможет заинтересовать посетителей, но, тем не менее, трио Нэта оказалось достаточно привлекательным для слушателей.
Далее легенда гласит, что Коул запел совершенно случайно. Якобы какой-то подвыпивший посетитель в одном из клубов, где Нэт играл, попросил его спеть песню "Sweet Lorraine". Музыкант ответил, что я - пианист, я могу вам сыграть эту тему, но я не пою. Клиент настаивал, тогда вмешался хозяин заведения: "Ты же знаешь эту песню, спой, чтобы он от тебя отстал". Конечно, Коул ее знал, это была главная тема кларнетиста Джимми Нуна, одна из любимых песен Нэта, и он ее спел. Посетитель был так доволен, что заявил: "Ты теперь действительно Нэт "Кинг" Коул", - и так появилось это прозвище, ставшее его вторым именем. Это было в 1940 году, и с тех пор "King Cole Trio" быстро пошло в гору. Видимо, этот человек был не так уж пьян.
В 1948 году трио (Коул за фортепиано, Оскар Мур на гитаре и Уэсли Принс на контрабасе) подписало контракт с только что созданной тогда композитором Джонни Мерсером компанией "Capitol Records", где почти сразу же записало свой первый великий хит "Straighten Up And Fly Right", пьесу Коула (права на которую он тогда продал за 50 долларов), после чего он стал привлекать к себе более широкое внимание как солист и пианист. В последнем качестве он потом очень высоко ценился среди джазменов и впоследствии во время работы в Нью-Йорке участвовал в сессиях записи (типа "джем-сейшн") с такими известными музыкантами, как Лестер Янг, Лайонел Хэмптон и Бадди Рич (1945). Именно как пианист он был отмечен золотой наградой журнала "Эсквайр" в 1946 году. Но к концу 40-х он практически полностью отказался от трио, за исключением редких разовых сессий, и стал преимущественно певцом, делая свои записи под аккомпанемент больших студийных оркестров Нельсона Риддла, Билли Мэя, Гордона Дженкинса, Ральфа Кармайкла, Белфорда Хендрикса и других.
Будучи в Нью-Йорке, Нэт встретил там свою будущую вторую жену - это была Мария Хокинс, родом из Бостона, сценическая фамилия которой была Эллингтон, так как она тогда работала певицей в оркестре Дюка. В своей автобиографии Дюк вспоминал: "Мария была настолько красивой, что публика не сразу понимала, что она вышла на сцену петь, а не только для того, чтобы на нее смотрели. Нэт "Кинг" Коул был сражен с первого взгляда и вскоре повел ее в церковь". Их свадьба в 1948 году стоила 45 000 долларов, одна из самых шикарных, которые видел Гарлем. Всего у них потом было пятеро детей (в том числе двое приемных), а первой 6 февраля 1950 года родилась дочь, ныне известная певица Натали Коул, создавшая в 1991 году блестящую концертную программу памяти своего отца.
В дальнейшем они жили в Беверли Хиллс, фешенебельном районе Лос-Анджелеса, в элегантном доме в английском стиле, но вначале там возникли расовые проблемы из-за отношения белых соседей, правда, потом все утряслось. В Калифорнии Нэт постоянно записывался только на фирме "Capitol", и однажды там произошло примечательное событие. Согласно еще одной легенде, в том же 1948 году какой-то хипповый бородатый и босой йог из Бруклина по имени Иден Абез (1908 г.), по совместительству композитор (или наоборот), который оказался на Западном побережье в поисках тепла и фруктов, принес и оставил ноты своей песни "Nature Boy" на служебном входе в одном театре, где тогда выступал Коул, с просьбой передать ему и с пожеланием сделать ее запись. Коул именно так и поступил, и эта песня стала его первым "золотым диском". Она мгновенно приобрела огромную популярность, очевидно, потому что в ней говорилось о самом главном в жизни каждого человека - любить и быть любимым.
Позднее Коул имел немало других знаменитых "золотых" хитов - "Mona Lisa" (1950), "Too Toung" и "Unforgettable" (1951), "Pretend" (1953), "Answer Me, My Love" (1954), "A Blossom Fell" (1955), "Ballerina" (1957), "Ramblin Rose" (1962), и каждая песня превращалась в его собственный шедевр. Впервые мне довелось услышать его голос в песне "Walking My Baby Home" (в записи на "ребрах", конечно) с оркестром Билли Мэя в 1952 году, он поразил своей глубиной, обаянием, дикцией, чувственностью, необыкновенным тембром, неизгладимым блюзовым настроением. Журнал "Лук" в 1956 году назвал его "монархом меланхолии".
Тем не менее, интересно, что сам Коул как-то заявлял: "Я не умею петь, люди просто сошли с ума". Но его сестра Эвелин говорила: "Нэт знал, что он велик. Он просто скромничал. Он знал, что издатели и продюсеры не стали бы бегать за ним толпами, если бы это было не так. Но он никогда не хвастался". У него действительно был диапазон не более двух октав, поэтому основной упор он всегда делал на свой талант рассказчика любовных историй. "Я просто интерпретатор таких историй, - говорил он в интервью "Нью-Йорк таймс", - и когда я что-то исполняю, это подобно тому, что я сижу за роялем и рассказываю слушателям волшебные сказки". "Он всегда был спокойным и застенчивым, - говорит Эвелин. - Даже когда он стал невероятно знаменит, то придя в какое-либо место, он старался оставаться незамеченным, пока кто-нибудь его не узнавал. Он никогда не пытался привлечь к себе особое внимание".
В те годы время от времени возникали споры, является ли Нэт "Кинг" Коул популярным или джазовым певцом. Уже с конца 40-х он использовал чисто коммерческий стиль при исполнении множества своих балладных хитов. Но в 1956 году он выпустил бесподобный альбом записей под названием "After Midnight" со своим трио и гостями, инструментальными солистами, где налицо был несомненный свинговый джаз. Здесь он также пел под собственный аккомпанемент на рояле, и все критики тут же признали его возвращение в джазовую сферу. Но даже его первый популярный хит "Nature Boy" ясно показывал его джазовое происхождение. Вряд ли найдется больший авторитет, чем Диззи Гиллеспи, который однажды сказал: "Нэт Коул - это джазовый певец", - что устраняет все противоречия и споры.
В 50-е годы Нэт "Кинг" Коул стал одним из самых популярных (в смысле известности и славы) артистов в своей стране и во всем мире, то было время его величайшего успеха: толпы поклонников, повсюду полные залы, гастроли в Австралии и Южной Америке (где он пел по-испански, выступал на огромных стадионах). В 1957 году он был первым и единственным негритянским артистом, имевшим свою программу на телестудии NBC. За 15 лет он записал более 60 долгоиграющих альбомов и снялся в десятке фильмов, в частности, сыграл роль "отца блюза" У. К. Хэнди в картине "St. Louis Blues" (1958).
"Его интересы распределялись так: музыка, семья, спорт, политика, - говорит жена Мария. - Его любили и Труман и Кеннеди, а он любил бейсбол". Его близким другом был выдающийся боксер Шугар Рэй Робинсон, которого Нэт иногда приглашал с собой в студию во время своих сессий записи.
Еще в начале 30-х Нэт "Кинг" Коул подвергся операции по поводу язвы желудка, часть которого была удалена. К сожалению, он обычно не выпускал сигарету изо рта, порой курил даже по две сразу и по несколько пачек в день. В 1964 году ему запретили курить, но он уже не мог отказаться от этой привычки. В декабре ему удалили левое легкое в связи с раковым заболеванием, но это не остановило процесс, и 15 февраля 1965 года он умер в госпитале Санта-Моники. Позже, в 70-х, Мария решила выйти замуж второй раз, но вскоре развелась и сейчас живет одна в своем родном Бостоне.
"Я до сих пор получаю письма от его поклонников, - говорит она. - Конечно, это просто ностальгия, а что еще остается? Ведь его больше нет".
Но у нас остались его песни...
Нэт "Кинг" Коул - это одни из очень немногих певцов, записи которого популярны и спустя 30 лет после того, как его не стало. По сей день десятки его альбомов можно встретить в самых разных современных каталогах долгоиграющих пластинок и компакт-дисков всех стран мира. В 1981 году наша фирма "Мелодия" выпустила по лицензии очень удачный сборный диск лучших песен "Короля". И все наши мысли с ним.
В своей книге "Brother Ray" (1978) Рэй Чарльз писал: "Да, был один человек, который так пел и играл на фортепиано, что полностью изменил мою жизнь. Это Нэт "Кинг" Коул. Он повлиял на меня превыше всех остальных. Его стиль включал все самое главное: джазовую импровизацию, приятные мелодии, прекрасную фразировку, ритмический пульс и неизменное чувство блюза". А Бинг Кросби утверждал, что никто из вокалистов не мог бы и близко сравниться с Коулом.
"Когда я услыхал его, я сказал: вот это по мне. Это то, в чем душа человеческая никогда не умирает… Он, бывало, сиживал у меня, вытянув свои ножищи, так что не пройти, наигрывая что-то на губной гармошке, и скажу я вам: лучшее шоу, которое можно ...
Давным-давно, когда я еще был старшеклассником, а потом первокурсником, рок-музыка переживала свои золотые дни. Тогда она была действительно креативной - постоянно появлялись новые имена, новые музыкальные направления, свежие идеи. И хотя информация ...
При жизни все как-то стеснялись признать, что личность Чеслава Немена, безусловно, является ключевой не только для истории польской популярной музыки, но и во всеобщей истории популярных жанров музыки той части Европы, которую ранее называли ...
"На свете бесчисленное множество музыкантов, которые любят себя показать. Во всем блеске пластики, телодвижений, очаровательных улыбок. Понять их можно. В шоу-бизнесе продается все – от голоса до сверхмодной одежды или отсутствия ее. Но вот что ...
Остался в прошлом двадцатый век. Негритянский народ Америки обогатил его многими художественными удачами. И добился свободы: расизм остался в прошлом. В оба этих несомненных достояния нашего столетия внесла весомый вклад Лена Хорн . Она родилась в ...
Поскольку блюз - личная музыка, рассказ о нем имеет смысл только в лицах. Из лиц современного блюза Пол Блэк, американский певец-гитарист, - один из наиболее оригинальных исполнителей 90-х в технике "слайд", которую он сам характеризует как ...
Историю блюза можно расчертить как генеалогическое древо. Люди, составляющие его ветви, частенько бывали и кровными родственниками. Но на деле родство их кроется глубже: на генетическом уровне, в их крови, в ДНК, в неопределенном наукой качестве ...
Вот и настал момент, долгожданный для всех любителей этнической музыки: Хадья Нин возвращается к нам, и возвращается с новым, блестящим альбомом "YA..."... Что же особенного в этой темнокожей женщине, приехавшей покорять Европу из далеких ...
"Я вовсе не хотела петь, пока не стала немного старше, — любит повторять девятнадцатилетняя блюзовая певица Шемекия Коупленд, — но мой папа всегда знал, что я приду к этому". Ее отец, знаменитый техасский блюзовый гитарист Джонни Клайд Коупленд, ...
В четверг, 14 мая 1998 года, в Лос-Анджелесе от сердечного приступа умер легендарный певец и киноактер, который еще в сороковые годы был кумиром американской молодежи и позже никогда не утрачивал своей уже поистине всемирной популярности. Ему было ...
О музыканте могут сказать, что он исполняет джаз. В один прекрасный день становится известно, что этот же музыкант играет рок, потом — поп-музыку, а затем — классику... Очень немногим удается преуспеть во всех жанрах. Сложен путь этих артистов. В ...
В анналах истории джаза 21 августа 1935 года считается точкой отсчета, с которой началась эпоха биг-бэндов — день, когда оркестр Бенни Гудмэна выступил в лос-анджелесском "Пэломэр". Этот период закончился 19 января 1942 года, когда Фрэнк Синатра ...