"Спустя более 20 лет после ее дебютного альбома All Out ("Все") Клэйтон — все еще самая предприимчивая певица в джазе, специалист бессловесной импровкзации, а также является экспертом по поиску и нахождению новых значений в мелодиях и словах классической популярной песни". Фрэнсис Дэвис, The Village Voice, 14 июля 2004
Джэй Клэйтон — всемирно известная певица, композитор и педагог, чья деятельность смело охватывает весь спектр от джаза до новой музыки. Передовые исследования Клэйтон в области вокала выдвинули ее на передний край фри-джазового движения лофт-сцены 70-х, где она числилась среди первых вокалистов, включивших поэзию и электронику в свои импровизации. Она создала просущесгвовавший долгие годы союз с известным приверженцем минимализма композитором Стивом Рейчем (Steve Reich).
Имея более 40 альбомов — сольных и в соавторстве — в своем арсенале, Клэйтон выступает в одном ряду с такими великими музыкантами, как Muhal Richard Abrams, Kirk Nurock, Stanley Cowell, Lee Konitz и Fred Hersch, a также собратьями по вокальному искусству Jeanne Lee, Norma Winstone, Urszula Dudziak и Bobby McFerrin. Клэйтон в настоящее время записывается для Sunnyside, и один из ее последних альбомов Brooklyn 2000 был восторженно встречен музыкальной критикой. Среди ее многочисленных достижений — предоставление грантов от National Endowment for the Arts, Meet the Composer и Chamber Music America (2004). Она преподавала основы вокала тысячам студентов в Соединенных Штатах и во всем мире.
"Я прошла долгий путь и получила крещение. - говорит Джэй. — Мои дети выросли. У меня теперь есть возможность путешествовать и проводить мастер-классы, а не занимать профессорскую должность. И я действительно лишилась энергии Нью- Йорка".
Ее задача состоит пока в том, чтобы восстановить многочисленное творческие альянсы, в которых расцвела ее карьера, и создать в ближайшее время новые. Согласно ее цитате из великого саксофониста Эрика Долфи, который признавал важность игры со многими музыкантами разных направлений, Клэйтон любит пробовать себя в самом широком разнообразии музыкальных течений. Для нее диалог с талантливыми партнерами из оркестра — неисчерпаемый источник вдохновения.
Сольные выступления Клэйтон обозначает на афишах как Jay Clayton Project, в то время как совместную работу с другими именитыми вокалистами — Different Voices. Она является одним из лидеров трио Outskirts ("Предместья") с барабанщиком Джерри Гранелли (Jerry Granelli) и саксофонисткой Джэйн Айрой Блум (Jane Ira Bloom), такими же новатором в сфере электроники. Ее сотрудничество с обоими музыкантами продолжается уже 30 лет. Кроме того, Клэйтон часто выступает с пианистом Кирком Нероком (Kirk Nurock), в дуэтах с гитаристом Джэком Уилкинсом (Jack Wilkins) и пианистом Арменом Донеляном (Armen Donelian). Среди других частых ее партнеров по сцене — пианисты Джордж Кэблз (George Cables) и Фриц Пауэр (Fritz Pauer), саксофонист Гэри Томас (Gary Thomas), басист Майк Формэйнек (Mike Formanek), тромбонист Эд Меистер (Ed Meister) и знаменитая стэп-танцовщица Бренда Бафэлино. Кроме того, Клэйтон получает удовольствие от приглашений на рискованные сольные выступления.
Итало-американка во втором поколении, Джэй Клэйтон (a.k.a. Judith Colantone) родилась в Янгстауне, Огайо, в 1941 году. "Моя мама была разочаровавшейся джазовой певицей эпохи биг бэндов, — говорит Клэйтон. —
Она выступала, пока была молода, но потом для замужней женщины с детьми уже не было никакой возможности делать карьеру". Юная Джуди начала собирать записи стандартов, которые она слышала повсюду, и училась играть на аккордеоне. Вскоре она переключилась на фортепьяно и занималась им в течение нескольких лет. Директор ее средней школы убедил ее пойти в музыкальный колледж, и она потратила лето после окончания школы на поступление в St. Louis Institute of Music.
Первая в семье, кто окончил колледж, Клэйтон поступила на учебу по музыкальной программе в Miami University of Oxford, Огайо. В итоге она сосредоточилась на образовании, рассчитывая на "безопасную" карьеру для женщины. Естественно, как во многих колледжах в то время, единственно доступным было обучение классической музыке. Однако негласно Клэйтон изучала саунд Джона Колтрэйна и Майлза Дэвиса. "Мы очень серьезно слушали джаз, — объясняет она. — Я видела Колтрэйна в крошечном баре в Цинциннати. Способ, которым он соединял каждые две ноты - брал мелодию и совсем незначительно ее изменял, усиливая или упрощая, — поразил меня. И то, что делал Майлз, когда пел в трубу. Эти исполнители на духовых глубоко запали мне в душу".
Хотя она не могла знать, что ждет ее впереди, образование Клэйтон проявилось неожиданно, когда она приехала в Нью-Йорк в 1963 году, время беспрецедентного экспериментирования. В то время, когда она зарабатывала на жизнь дневной работой в офисе, по вечерам Клэйтон исследовала эту волнующую новую сцену. Она продолжала учиться пению, беря частные уроки; Пол Бэйн (Paul Bain), фолк- сингер и мастер классической техники, занимался с нею в течение пяти лет. Еще одним ее учителем был саксофонист Стив Лэйси (Steve Lacy). Благодаря ему Клэйтон постепенно стала понимать, что она вовсе не нуждается в выборе между ста ндартами и фри-музыкой, а может сохранять влияние традиции и все же не ограничиваться этим. Лэйси помог ей познакомиться со своими единомышленниками: благодаря его басисту Луису Уореллу (Louis Worell), Джэй встретила трубача Марка Левина (Marc Levin) и своего будущего мужа барабанщика Франка Клэйтона (Frank Clayton). (Записи самых ранних ее импровизаций можно услышать на Songs, Dances, and Prayers — "Песни, танцы и молитвы" — Левина).
Поскольку клубная джазовая сцена приходила в упадок с расцветом интереса к рок-н-роллу, лофты стали важными сценами для музыкантов. В 1967 году Клэйтон и ее муж Франк организовали Jazz at the Loft в их доме на Lispenard Street. Это был один из первых в серии лофт-концертов. Среди выступавших там музыкантов были Sam Rivers, Cecil МсВее, JoAnne Brackeen, Dave Liebman, Pete Yellin, Hal Galper, Jeanne Lee, Bob Moses, Jiunie Booth, John Gilmore и Jane Getz. Клэйтон также стала зарабатывать репутацию авангардной певицы, развивая свой собственный бессловесный словарь.
В 1971 Клэйтон начала проводить собственные семинары по вокальной импровизации и исследованиям вокала, а также семинары по звуку и ритмике совместно с Мишель Берн (Michelle Berne) и Джин Ли (Jeanne Lee). Она выступала с Мьюэлом Ричардом Эбрэмсом (Muhal Richard Abrams) в Joseph Рарр Public Theater, записала проект под названием Spihumonesty (Black Saint, 1979) с группами Interface Джона Фишера (John Fischer) и Unity Байрона Морриса (Byron Morris). Поскольку независимая артистка уже имела опыт проведения собственных шоу, Клэйтон выступила в качестве художественного руководителя самого первого фестиваля Women in Jazz Festival, организованного Коби Нэритой (Cobi Narita) в 1979 году. Она же была консультантом одноименного телефильма Women in jazz для канала ABC Cable, отбирая отснятый материал для сериала. В 1980 году состоялся выпуск ее первого сольного альбома All Out ("'Все До Конца"), записанный с участием таких музыкантов, как Jane Ira Bloom, Harvie Swartz, Larry Karush и Frank Clayton.
Когда ее карьера в джазе достигла расцвета, Клэйтон появилась одновременно и на сцене новой музыки. В 1971 году приверженец минимализма композитор Стив Рейч (Steve Reich) искал джазового певца, умеющего хорошо читать музыку. Клэйтон, чей лофт был удачно расположен за углом недалеко от квартиры Рейча, в самый раз подходила для его программы. Она появилась на записях нескольких его оригинальных работ, включая Drumming, Music for Eighteen Musicians и Tehillim. (Многие из этих записей были недавно переизданы на Nonesuch). Клэйтон совершала туры со Steve Reich and Musicians в течение более десяти лет и до сих пор иногда выступает на одной сцене с этим коллективом.
Многосторонность таланта Клэйтон повлияла также и на то, что она записала часть первых циклов вокальной музыки композитора Джона Кэджа (John Cage). Даже при том, что Кэдж в то время не особенно интересовался записями своих работ, он слышал, как Клэйтон исполнила She's Asleep. Эта запись была сделана под руководством продюсера Хейнера Стэддера (Heiner Stadler).
В 1982 году Клэйтон уехала вместе с семьей из Нью-Йорка ради профессорской деятельности в Cornish College в Сиэтле, где она открыла учебную вокальную джазовую программу. Несмотря на большое удаление от джазовой столицы восточного побережья, Клэйтон нашла новых партнеров среди своих коллег по факультету. Она организовала Quartette с тромбонистом Джулианом Пристером (Julian Priester), басистом Гэри Пикоком (Gary Peacock) и барабанщиком Джерри Гранелли (Jerry Granelli). Журналист Пол де Барростак написал об этой группе: "Они возносят мгновенную импровизацию группы до уровня, к которому всегда стремились — зрелого, звучного, диалогового и управляемого пониманием формы, которая является одновременно и логичной, и интуитивной".
Обучая вокалистов, выступающих в акапельных группах, в течение многих лет своей преподавательской деятельности, Клэйтон также сама организовала ансамбль мастеров вокальных импровизаций. В 1982 году она была приглашена на вокальный джазовый форум в Германии, организованный знаменитым европейским продюсером Йоахимом-Эрнсгом Берендтом (Joachim-Ernst Berendt), продемонстрировать то, что могут сделать импровизирующие голоса. В результате этой встречи родился международный акапельный ансамбль Vocal Summit. В разное время его членами были Urszula Dudiziak, Michele Hendricks, Jeanne Lee, Bobby McFerrin, Lauren Newton, Norma Winston и Bob Stoloff. Несмотря на то, что группа эта уже расформирована, Клэйтон видит потенциал для возрождения сотрудничества с Dudziak, Hendricks и Winstone, принимавшими участие в записи ее альбома Conference of the Birds.
В течение своей карьеры Джэй Клэйтон выступала и записывалась повсюду в Соединенных Штатах, Канаде и Европе. Начиная с 1990-х, она выпустила несколько альбомов, включая Live at Jazz Alley (ITM 1995), Beautiful Love (Sunnyside 1995), запись дуэта с известным пианистом Фредом Эршом (Fred Hersch), Circle Dancing (Sunnyside 1997) и Brooklyn 2000 (Sunnyside 2001), An American Garden (Solo Winds 2002), Beautiful Love (Sunnyside 2002). Она выступала на таких престижных площадках, как Lincoln Center, The Kennedy Center, Town Hall, Jazz Alley, The Kitchen, Sweet Rhythm, The Tin Palace, The Metropolitan Museum of Art и на главных европейских джазовых фестивалях, включая North Sea, Montmartre и Donaueschingen.
Являясь отличным преподавателем, Клэйтон создает такую атмосферу в аудитории, которая позволяет студентам испытывать музыкальную свободу, и дает им возможность создавать свои собственные звуковые словари. В дополнение к ее работе в Cornish College, Клэйтон в течение нескольких семестров преподавала в New ’fork's City College, Universitat fur Musik в Граце, Австрия, и Bud Shank Jazz Workshop. Она организовала вокальную программу для Banff Center, где преподает совместно со своей коллегой вокалисткой Шейлой Джордан (Sheila Jordan); Джордан, которую она встретила на нью- йоркской сцене в 1970-х, Джэй считает своим давним наставником. Кроме этого они вдвоем нашли возможность вместе преподавать в Vermont Jazz Workshop, Jazz in July (в Университете штата Массачусетс в Амхерсте) и на их собственном вокальном реабилитационном курсе в Willow Lane Farm в Berne, NY. Клэйтон проводит свои мастер-классы в Manhattan School of Music, Peabody Conservatory, а также в Кёльне, Берлине, Мюнхене, Милане. В 2001 году Advance Music издало ее книгу Sing Your Story: A Practial Guide for Learning and Teaching the Art of Jazz Singing.
«…Музыка врачует раны, а слова совершают чудо – пробуждают совесть силой колдовства, ибо в них Мапуто барабаны, той земли, откуда бабка черная моя». (Ноэмия Де Соуза, поэтесса из Мозамбика) Черная Африка – это не ...
"Величайшая в мире певица блюза, которая никогда не перестанет петь — Бесси Смит 1895 — 1937" (надпись на надгробном камне) Джазовый мир положительно помешался на вокалистках. После громкого коммерческого успеха Дайаны Кролл последовал ...
" Я никогда не отзывалась плохо ни об одном музыкальном стиле, потому что я сама слушаю их все. Большинство артистов серьезно относятся к своей музыке, какой бы она ни была, и я поступаю так же. Если вы выступаете в шумных барах, это не значит, что ...
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи из немецкого журнала "Штерн* четвертьвековой давности, но тем не менее интересной и сегодня. — Прим. ред. Фрэнк Синатра — о нем говорили, его обсуждали как никого другого. Бесчисленные любовные истории, ...
Мне однажды уже приходилось писать, что я не биограф, а сегодня скажу, что я и не географ. "Причем здесь эпго?" — спросите вы. Да притом, что не знаю, какова густота населения блюзовиков на один квадратный километр, или какой их процент ...
Впервые я прочел это имя в прошлом году на сайте Jazz- Квадрата. Не придал значения. Потом еще раз увидел это имя уже на страницах журнала. А потом вал информации в прессе и в интернете начал нарастать с угрожающей быстротой, увеличиваться в ...
Кэррин Эллисон родилась в небольшом городке Грэйт Бенд, затерянном в прериях Канзаса где-то на берегу реки Миссури. Сейчас она живет в джазовой столице мира — Нью-Йорке, в ее арсенале десяток сольных альбомов, изданных знаменитым джазовым ...
"Кэти — мое фантастическое открытие. Я всегда прослушивал вокалисток в поисках способных петь джаз и блюз в необычной манере, но никогда не надеялся найти столь уникальную, — совершенно очевидную в своем величии. Она — одна из наиболее способных ...
"В те времена мы не слушали ничего, кроме блюза, а Джон был первым белым парнем, который пел блюз, да еще так замечательно. Это был настоящий блюз, и все стремились подражать ему." Род Стюарт Помимо журналистики "бумажной" я занимаюсь еще и ...
Натали Коул (а.к.а. Natalie Maria Cole) родилась в Лос-Анджелесе 6 февраля 1950 года в "королевской" музыкаль- ной семье. Ее отец Nat "King" Соlе был одним из наиболее популярных и успешных эстрадных артистов 40-х и 50-х годов, а мать Maria Hawkins ...
Около года назад — еще до выхода альбома "Come Away With Me" "Джаз-квадрат" написал о том, что где-то в нашем чудесном мире появилась джазовая певица Нора Джонс, которая подписала контракт с Blue Note и совсем скоро порадует слушателей дебютным ...
Певица Пегги Ли, одна из наиболее популярных поп-джазовых вокалисток прошлого века, скончалась поздно вечером 21 января 2002 года на 82-м году жизни. Она умерла в своем доме в Бел-Эйре близ Лос-Анджелеса от сердечного приступа. По словам ...