О музыканте могут сказать, что он исполняет джаз. В один прекрасный день становится известно, что этот же музыкант играет рок, потом — поп-музыку, а затем — классику... Очень немногим удается преуспеть во всех жанрах. Сложен путь этих артистов. В пути им помогает только целеустремленность, верность своим целям, жесткость, а иногда и жестокость по отношению к самому себе. Конечно, раз на раз не приходится, если говорить о таланте того или иного исполнителя. А чтобы в мире музыки считаться профессионалом, нужно оттачивать талант, развивать мастерство.
Одним из музыкантов, соединивших в себе верность традициям, новаторское мышление и многожанровость, можно назвать прекрасного джазового вокалиста, дирижера оркестра и разнопланового пианиста Бобби Макферрина. Кого, как не его, можно было увидеть по MTV с жизнерадостной песенкой "Don't Worry, Be Happy"? Ведь MTV не тот канал, по которому можно услышать джаз.
Это было в 1988-м. Всего несколько лет спустя после этого события Бобби Макферрин уже дирижировал одним из самых больших американских оркестров. А ведь когда-то в 70-х он начинал простым пианистом. А завоеванные за эти годы 10 премий "Грэмми" чего-нибудь да стоят, не так ли? А миллионы записей, разошедшихся по всему миру? А выступления по телеканалам в совершенно разных амплуа — ведущего, исполнителя, преподавателя? Все говорит о том, что мы имеем дело с талантливым музыкантом, который не просто развивается от песни к песне, но является многосторонним человеком, каждая грань которого есть творчество в музыке и в жизни.
Бобби Макферрин не сразу стал одним из наиболее известных и талантливых исполнителей в мировой музыке. Успешная карьера его была основана на использовании широкого диапазона музыкальных стилей и форм, с помощью которых он воплощал свои идеи и фантазии. Легко узнаваемый по характерному вокалу и по своим работам с оркестром, Бобби стал известен в основном благодаря новаторскому подходу к музыке в целом. Его записи пользуются неизменным спросом. Известность ему принесли как сольные проекты, так и работа с ведущими современными джазменами и симфоническими оркестрами.
Родившись в Нью-Йорке 11 марта 1950 года, Бобби Макферрин начал изучать музыку в возрасте 6 лет, незадолго до того, как его семья переехала в Лос-Анджелес. Основным его инструментом в то время было фортепиано. Фортепианную технику он изучал и в школе, и в Калифорнийском университете Сакраменто, и в колледже Серритос. После того, как Бобби получил образование, он начал выступать вместе с группой "Ice Follies", а также в кабаре вместе с танцевальными коллективами. В 1977 году Макферрин начинает карьеру вокалиста. Вот как он сам говорил о себе, вспоминая то время: "Я достаточно долго не признавал себя певцом. Я перебрал уйму идей и не находил ничего, чем хотел бы заниматься. Я играл на кларнете, фортепиано, флейте, изучал технику игры на виолончели, записывался и делал аранжировки для биг-бэнда. Только поcле всего этого я обнаружил, что мне нравится петь, потому что я мог воплотить все свои замыслы с помощью пения". В Новом Орлеане Бобби пел в группе "Astral Projection", но надолго это не затянулось, потому что вскоре он переехал на западное побережье Штатов, в Сан-Франциско. Здесь Бобби встречает Билла Косби (Bill Cosby), который помогает ему не только в аранжировках и организации дебюта в зале "Hollywood Bowl", но и добивается его проведения в рамках джазового фестиваля "Playboy" в 1980 году. Дебют новичка-вокалиста не прошел незамеченным. Успех Макферрина на "Cool Jazz Festival" в 1981 году в Нью-Йорке способствует появлению заинтересованности у лейбла "Elektra/Musician". Заключается контракт, и в 1982 году появляется дебютный альбом "Bobby McFerrin".
В восьмидесятых Макферрин начинает развивать концепцию группы, состоящей из одного человека. Контрастные (низкий и высокий) регистры его вокала создавали иллюзию звучания нескольких голосов. Аккомпанирующие инструменты отсутствовали вообще. Ритм-секция была заменена на щелчки пальцами, притоптывание ног, хлопки ладоней. "Я люблю петь, люблю приключения. И то и другое похоже на первый опыт полета, когда ты стоишь на самой вершине горы и готов прыгнуть вниз, потому что веришь, что за твоей спиной большой бумажный змей. Со мной приключилась подобная история, особенно когда я начал петь a cappella". Это был очень важный творческий шаг музыканта, когда в 1983 году он начал давать вокальные концерты без сопровождения. В 1984 году проходит успешное турне по Германии, и, как итог, выходит концертный альбом "The Voice", который продемонстрировал уникальную способность Макферрина очаровывать аудиторию без поддержки инструментов, а во многих случаях — и без слов. В то же самое время Бобби участвует в проектах со многими джазменами. Два "Грэмми" он получает за альбом "Another Night In Tunisia", а в 1986 году лейбл "Blue Note" выпускает "Spontaneous Inventions" — совместную работу с Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), Ионом Хендриксом (Jon Hendricks), Уэйном Шортером (Wayne Shorter) и Робином Уильямсом (Robin Williams). Все это время он продолжает совершенствовать свое вокальное мастерство и улучшать знания по теории музыки и дирижированию.
С сольным альбомом "Simple Pleasures" ("EMI/Manhattan", 1988) и топ-чартовым синглом и видеоклипом "Don't Worry, Be Happy" успех Макферрина стал полным: вокальный ансамбль из одного человека достиг беспрецедентного уровня. Параллельно со своей концертной и студийной деятельностью он участвует в популярных программах телевизионных компаний. Тема для еженедельной передачи "Cosby Show" теперь начинается с его песни. Съемки видео "Spontaneous Inventions" приводят его еще к одной награде. Макферрина можно услышать и в кинофильме "Round Midnight" Бертрана Тавернье (Bertrand Tavernier), где он cпел тему и завоевал еще один приз "Грэмми". Не правда ли, целый поток граммофончиков? Но ведь они не просто так заработаны! Выпуск "Medicine Music" в 1990 показал способности Макферрина-аранжировщика, особенно в его сотрудничестве с группой "Voisestra" из десяти голосов.
В 1992 Бобби Макферрин записывает "Hush", дуэт с виолончелистом Yo-Yo Ma, для "Sony Classical", который остается бестселлером по данным билбордовских чартов классической музыки в течение двух лет. В том же году был выпущен джазовый "Play" ("Blue Note"), представляющий собой дуэт Макферрина и пианиста Чика Кориа (Chick Corea). Сам по себе, диск —оригинальная компиляция из стандартов и совместных произведений. Диск завоевал десятую награду "Грэмми".
Дальше мистера Макферрина (именно так обращаются к нему сейчас) привлекло дирижирование оркестром. Не надо забывать о том, что он очень много времени посвятил изучению дирижирования, в частности, интенсивно учился у Густава Мейера (Gustav Meier) и вместе с ним провел в 1990 году концерт с симфоническим оркестром Сан-Франциско.
В 1994 году Макферрин работает вместе с St. Paul Chamber Orchestra (SPCO) в качестве художественного руководителя. Однако он не просто руководит оркестром, но и создает программу обучения, в которой реализуется его талант организатора и преподавателя. С тех пор он работает вместе с этим коллективом и продлевает свой контракт до сезона 1997-98 года. В самый первый сезон он возглавляет SPCO в турне по штату Mиннесота и предстает перед публикой как дирижер и солист.
В начале 1996 года Макферрин дирижирует на концертах и опять отправляется вместе с SPCO в двухнедельное турне. В течение концертного сезона 1996-97 года возглавляет SPCO и "Dale Warland Singers" в оратории Генделя "Мессия". Альбом "Paper Music", вышедший на "Sony Classical" и записанный в сотрудничестве с SPCO в июле 1995, отметил студийный дебют Бобби Макферрина в качестве дирижера оркестра. "Paper Music" до сих пор остается в топе чартов классической музыки журнала "Биллборд".
Весь февраль 1996 года передача "Nightline" одного из американских телеканалов была посвящена работе мистера Макферрина в классической музыке. Были показаны концерты с SPCO и с джазовым пианистом Чиком Кориа, вместе с которым был записан альбом "Mozart Sessions", выпущенный "Sony Classical" в октябре 1996-го. Работы Макферрина с симфоническими оркестрами крупных городов Соединенных Штатов образуют впечатляющий список.
Последний проект Бобби Макферрина называется "Circlesongs" (1997). Он получился больше импровизационным, нежели сочиненным заранее. Альбом был задуман как импровизация Макферрина в песнях с помощью группы вокалистов. У альбома нет главенствующей темы, просто ведущий вокалист подает свою идею и развивает ее. По ходу действия композицию дополняют певцы с разными голосами, развивая и изменяя ее на ходу. "Circlesongs" похож на сольные работы певца, отличие лишь в том, что, кроме своего голоса, он еще использует дополнительные. Импровизация, введение специфических приемов вокала делает каждую песню неповторимой и оригинальной. В данном случае студия не совсем подходила для записи этих песен, создаваемых как бы на глазах. Ведь моменты, которыми так восхищается публика, проявляются лучше всего на концертах, в концертных записях: тут импровизация присутствует непосредственно при процессе создания произведения, и это есть самое интересное явление на джазовом концерте.
Закончить эту небольшую статью можно словами музыканта: "С помощью вокальной импровизации можно легко сочинять собственные песни. Каждый так или иначе хоть раз в жизни пел, и совершенно не важно, была ли эта музыка когда-то записана или услышана по радио или просто появилась Бог знает откуда".
— Блюз — мои корни, — говорит Коко Тейлор. И эта фраза совсем не дежурная блюзовая банальность, а чистая и теперь уже редкая правда. Время беспощадно уносит тех, чьи корни питались в блюзовой земле американского Юга блюзовых времен 30-х и 40-х. Коко ...
В феврале в некоторых городах России выступит американская джазовая и блюзовая певица Отелла Даллас. Сегодня мы представляем вам небольшой очерк о жизни и творчестве этой легенды "черной" музыки XXвека — ей довелось выступать с теми, о ком сейчас ...
"Когда я услыхал его, я сказал: вот это по мне. Это то, в чем душа человеческая никогда не умирает… Он, бывало, сиживал у меня, вытянув свои ножищи, так что не пройти, наигрывая что-то на губной гармошке, и скажу я вам: лучшее шоу, которое можно ...
Давным-давно, когда я еще был старшеклассником, а потом первокурсником, рок-музыка переживала свои золотые дни. Тогда она была действительно креативной - постоянно появлялись новые имена, новые музыкальные направления, свежие идеи. И хотя информация ...
При жизни все как-то стеснялись признать, что личность Чеслава Немена, безусловно, является ключевой не только для истории польской популярной музыки, но и во всеобщей истории популярных жанров музыки той части Европы, которую ранее называли ...
"На свете бесчисленное множество музыкантов, которые любят себя показать. Во всем блеске пластики, телодвижений, очаровательных улыбок. Понять их можно. В шоу-бизнесе продается все – от голоса до сверхмодной одежды или отсутствия ее. Но вот что ...
Остался в прошлом двадцатый век. Негритянский народ Америки обогатил его многими художественными удачами. И добился свободы: расизм остался в прошлом. В оба этих несомненных достояния нашего столетия внесла весомый вклад Лена Хорн . Она родилась в ...
Так назывался великолепный долгоиграющий альбом с "вечнозелеными" балладами, который выдающийся негритянский певец Нэт "Кинг" Коул записал летом 1958 года в голливудской студии фирмы "Capitol". Этот стройный симпатичный негр всегда был любимым ...
Поскольку блюз - личная музыка, рассказ о нем имеет смысл только в лицах. Из лиц современного блюза Пол Блэк, американский певец-гитарист, - один из наиболее оригинальных исполнителей 90-х в технике "слайд", которую он сам характеризует как ...
Историю блюза можно расчертить как генеалогическое древо. Люди, составляющие его ветви, частенько бывали и кровными родственниками. Но на деле родство их кроется глубже: на генетическом уровне, в их крови, в ДНК, в неопределенном наукой качестве ...
Вот и настал момент, долгожданный для всех любителей этнической музыки: Хадья Нин возвращается к нам, и возвращается с новым, блестящим альбомом "YA..."... Что же особенного в этой темнокожей женщине, приехавшей покорять Европу из далеких ...
"Я вовсе не хотела петь, пока не стала немного старше, — любит повторять девятнадцатилетняя блюзовая певица Шемекия Коупленд, — но мой папа всегда знал, что я приду к этому". Ее отец, знаменитый техасский блюзовый гитарист Джонни Клайд Коупленд, ...