nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Bobby McFerrin - голос - это Свобода

Bobby McFerrin - голос - это Свобода  О музыканте могут сказать, что он исполняет джаз. В один прекрасный день становится известно, что этот же музыкант играет рок, потом — поп-музыку, а затем — классику... Очень немногим удается преуспеть во всех жанрах. Сложен путь этих артистов. В пути им помогает только целеустремленность, верность своим целям, жесткость, а иногда и жестокость по отношению к самому себе. Конечно, раз на раз не приходится, если говорить о таланте того или иного исполнителя. А чтобы в мире музыки считаться профессионалом, нужно оттачивать талант, развивать мастерство.

Одним из музыкантов, соединивших в себе верность традициям, новаторское мышление и многожанровость, можно назвать прекрасного джазового вокалиста, дирижера оркестра и разнопланового пианиста Бобби Макферрина. Кого, как не его, можно было увидеть по MTV с жизнерадостной песенкой "Don't Worry, Be Happy"? Ведь MTV не тот канал, по которому можно услышать джаз.

Это было в 1988-м. Всего несколько лет спустя после этого события Бобби Макферрин уже дирижировал одним из самых больших американских оркестров. А ведь когда-то в 70-х он начинал простым пианистом. А завоеванные за эти годы 10 премий "Грэмми" чего-нибудь да стоят, не так ли? А миллионы записей, разошедшихся по всему миру? А выступления по телеканалам в совершенно разных амплуа — ведущего, исполнителя, преподавателя? Все говорит о том, что мы имеем дело с талантливым музыкантом, который не просто развивается от песни к песне, но является многосторонним человеком, каждая грань которого есть творчество в музыке и в жизни.

Бобби Макферрин не сразу стал одним из наиболее известных и талантливых исполнителей в мировой музыке. Успешная карьера его была основана на использовании широкого диапазона музыкальных стилей и форм, с помощью которых он воплощал свои идеи и фантазии. Легко узнаваемый по характерному вокалу и по своим работам с оркестром, Бобби стал известен в основном благодаря новаторскому подходу к музыке в целом. Его записи пользуются неизменным спросом. Известность ему принесли как сольные проекты, так и работа с ведущими современными джазменами и симфоническими оркестрами.

Родившись в Нью-Йорке 11 марта 1950 года, Бобби Макферрин начал изучать музыку в возрасте 6 лет, незадолго до того, как его семья переехала в Лос-Анджелес. Основным его инструментом в то время было фортепиано. Фортепианную технику он изучал и в школе, и в Калифорнийском университете Сакраменто, и в колледже Серритос. После того, как Бобби получил образование, он начал выступать вместе с группой "Ice Follies", а также в кабаре вместе с танцевальными коллективами. В 1977 году Макферрин начинает карьеру вокалиста. Вот как он сам говорил о себе, вспоминая то время: "Я достаточно долго не признавал себя певцом. Я перебрал уйму идей и не находил ничего, чем хотел бы заниматься. Я играл на кларнете, фортепиано, флейте, изучал технику игры на виолончели, записывался и делал аранжировки для биг-бэнда. Только поcле всего этого я обнаружил, что мне нравится петь, потому что я мог воплотить все свои замыслы с помощью пения". В Новом Орлеане Бобби пел в группе "Astral Projection", но надолго это не затянулось, потому что вскоре он переехал на западное побережье Штатов, в Сан-Франциско. Здесь Бобби встречает Билла Косби (Bill Cosby), который помогает ему не только в аранжировках и организации дебюта в зале "Hollywood Bowl", но и добивается его проведения в рамках джазового фестиваля "Playboy" в 1980 году. Дебют новичка-вокалиста не прошел незамеченным. Успех Макферрина на "Cool Jazz Festival" в 1981 году в Нью-Йорке способствует появлению заинтересованности у лейбла "Elektra/Musician". Заключается контракт, и в 1982 году появляется дебютный альбом "Bobby McFerrin".

В восьмидесятых Макферрин начинает развивать концепцию группы, состоящей из одного человека. Контрастные (низкий и высокий) регистры его вокала создавали иллюзию звучания нескольких голосов. Аккомпанирующие инструменты отсутствовали вообще. Ритм-секция была заменена на щелчки пальцами, притоптывание ног, хлопки ладоней. "Я люблю петь, люблю приключения. И то и другое похоже на первый опыт полета, когда ты стоишь на самой вершине горы и готов прыгнуть вниз, потому что веришь, что за твоей спиной большой бумажный змей. Со мной приключилась подобная история, особенно когда я начал петь a cappella". Это был очень важный творческий шаг музыканта, когда в 1983 году он начал давать вокальные концерты без сопровождения. В 1984 году проходит успешное турне по Германии, и, как итог, выходит концертный альбом "The Voice", который продемонстрировал уникальную способность Макферрина очаровывать аудиторию без поддержки инструментов, а во многих случаях — и без слов. В то же самое время Бобби участвует в проектах со многими джазменами. Два "Грэмми" он получает за альбом "Another Night In Tunisia", а в 1986 году лейбл "Blue Note" выпускает "Spontaneous Inventions" — совместную работу с Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), Ионом Хендриксом (Jon Hendricks), Уэйном Шортером (Wayne Shorter) и Робином Уильямсом (Robin Williams). Все это время он продолжает совершенствовать свое вокальное мастерство и улучшать знания по теории музыки и дирижированию.

С сольным альбомом "Simple Pleasures" ("EMI/Manhattan", 1988) и топ-чартовым синглом и видеоклипом "Don't Worry, Be Happy" успех Макферрина стал полным: вокальный ансамбль из одного человека достиг беспрецедентного уровня. Параллельно со своей концертной и студийной деятельностью он участвует в популярных программах телевизионных компаний. Тема для еженедельной передачи "Cosby Show" теперь начинается с его песни. Съемки видео "Spontaneous Inventions" приводят его еще к одной награде. Макферрина можно услышать и в кинофильме "Round Midnight" Бертрана Тавернье (Bertrand Tavernier), где он cпел тему и завоевал еще один приз "Грэмми". Не правда ли, целый поток граммофончиков? Но ведь они не просто так заработаны! Выпуск "Medicine Music" в 1990 показал способности Макферрина-аранжировщика, особенно в его сотрудничестве с группой "Voisestra" из десяти голосов.

В 1992 Бобби Макферрин записывает "Hush", дуэт с виолончелистом Yo-Yo Ma, для "Sony Classical", который остается бестселлером по данным билбордовских чартов классической музыки в течение двух лет. В том же году был выпущен джазовый "Play" ("Blue Note"), представляющий собой дуэт Макферрина и пианиста Чика Кориа (Chick Corea). Сам по себе, диск —оригинальная компиляция из стандартов и совместных произведений. Диск завоевал десятую награду "Грэмми".

Дальше мистера Макферрина (именно так обращаются к нему сейчас) привлекло дирижирование оркестром. Не надо забывать о том, что он очень много времени посвятил изучению дирижирования, в частности, интенсивно учился у Густава Мейера (Gustav Meier) и вместе с ним провел в 1990 году концерт с симфоническим оркестром Сан-Франциско.

В 1994 году Макферрин работает вместе с St. Paul Chamber Orchestra (SPCO) в качестве художественного руководителя. Однако он не просто руководит оркестром, но и создает программу обучения, в которой реализуется его талант организатора и преподавателя. С тех пор он работает вместе с этим коллективом и продлевает свой контракт до сезона 1997-98 года. В самый первый сезон он возглавляет SPCO в турне по штату Mиннесота и предстает перед публикой как дирижер и солист.

В начале 1996 года Макферрин дирижирует на концертах и опять отправляется вместе с SPCO в двухнедельное турне. В течение концертного сезона 1996-97 года возглавляет SPCO и "Dale Warland Singers" в оратории Генделя "Мессия". Альбом "Paper Music", вышедший на "Sony Classical" и записанный в сотрудничестве с SPCO в июле 1995, отметил студийный дебют Бобби Макферрина в качестве дирижера оркестра. "Paper Music" до сих пор остается в топе чартов классической музыки журнала "Биллборд".

Весь февраль 1996 года передача "Nightline" одного из американских телеканалов была посвящена работе мистера Макферрина в классической музыке. Были показаны концерты с SPCO и с джазовым пианистом Чиком Кориа, вместе с которым был записан альбом "Mozart Sessions", выпущенный "Sony Classical" в октябре 1996-го. Работы Макферрина с симфоническими оркестрами крупных городов Соединенных Штатов образуют впечатляющий список.

Последний проект Бобби Макферрина называется "Circlesongs" (1997). Он получился больше импровизационным, нежели сочиненным заранее. Альбом был задуман как импровизация Макферрина в песнях с помощью группы вокалистов. У альбома нет главенствующей темы, просто ведущий вокалист подает свою идею и развивает ее. По ходу действия композицию дополняют певцы с разными голосами, развивая и изменяя ее на ходу. "Circlesongs" похож на сольные работы певца, отличие лишь в том, что, кроме своего голоса, он еще использует дополнительные. Импровизация, введение специфических приемов вокала делает каждую песню неповторимой и оригинальной. В данном случае студия не совсем подходила для записи этих песен, создаваемых как бы на глазах. Ведь моменты, которыми так восхищается публика, проявляются лучше всего на концертах, в концертных записях: тут импровизация присутствует непосредственно при процессе создания произведения, и это есть самое интересное явление на джазовом концерте.

Закончить эту небольшую статью можно словами музыканта: "С помощью вокальной импровизации можно легко сочинять собственные песни. Каждый так или иначе хоть раз в жизни пел, и совершенно не важно, была ли эта музыка когда-то записана или услышана по радио или просто появилась Бог знает откуда".

Герман ЛЮБЕНСКИЙ

1998


стиль
джаз
страна
США
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела вокалисты

  • стиль: блюз, блюз
Историю блюза можно расчертить как генеалогическое древо. Люди, составляющие его ветви, частенько бывали и кровными родственниками. Но на деле родство их кроется глубже: на генетическом уровне, в их крови, в ДНК, в неопределенном наукой качестве ...
  • стиль: этно, этно
Вот и настал момент, долгожданный для всех любителей этнической музыки: Хадья Нин возвращается к нам, и возвращается с новым, блестящим альбомом "YA..."... Что же особенного в этой темнокожей женщине, приехавшей покорять Европу из далеких ...
  • стиль: блюз, блюз
"Я вовсе не хотела петь, пока не стала немного старше, — любит повторять девятнадцатилетняя блюзовая певица Шемекия Коупленд, — но мой папа всегда знал, что я приду к этому". Ее отец, знаменитый техасский блюзовый гитарист Джонни Клайд Коупленд, ...
  • стиль: джаз, джаз
В четверг, 14 мая 1998 года, в Лос-Анджелесе от сердечного приступа умер легендарный певец и киноактер, который еще в сороковые годы был кумиром американской молодежи и позже никогда не утрачивал своей уже поистине всемирной популярности. Ему было ...
  • стиль: джаз, джаз
В анналах истории джаза 21 августа 1935 года считается точкой отсчета, с которой началась эпоха биг-бэндов — день, когда оркестр Бенни Гудмэна выступил в лос-анджелесском "Пэломэр". Этот период закончился 19 января 1942 года, когда Фрэнк Синатра ...
  • стиль: этно, этно
«…Музыка врачует раны, а слова совершают чудо – пробуждают совесть силой колдовства, ибо в них Мапуто барабаны, той земли, откуда бабка черная моя». (Ноэмия Де Соуза, поэтесса из Мозамбика) Черная Африка – это не ...
  • стиль: блюз, блюз
"Величайшая в мире певица блюза, которая никогда не перестанет петь — Бесси Смит 1895 — 1937" (надпись на надгробном камне) Джазовый мир положительно помешался на вокалистках. После громкого коммерческого успеха Дайаны Кролл последовал ...
  • стиль: джаз, джаз
" Я никогда не отзывалась плохо ни об одном музыкальном стиле, потому что я сама слушаю их все. Большинство артистов серьезно относятся к своей музыке, какой бы она ни была, и я поступаю так же. Если вы выступаете в шумных барах, это не значит, что ...
  • стиль: джаз, джаз
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи из немецкого жур­нала "Штерн* четвертьвековой давности, но тем не менее инте­ресной и сегодня. — Прим. ред. Фрэнк Синатра — о нем говорили, его обсуждали как никого другого. Бесчисленные любовные истории, ...
  • стиль: блюз, блюз
Мне однажды уже приходи­лось писать, что я не био­граф, а сегодня скажу, что я и не географ. "Причем здесь эпго?" — спросите вы. Да при­том, что не знаю, какова гус­тота населения блюзовиков на один квадратный кило­метр, или какой их процент ...
  • стиль: джаз, джаз
"Спустя более 20 лет после ее дебютного альбома All Out ("Все") Клэйтон — все еще самая предприимчи­вая певица в джазе, специалист бессловесной импровкзации, а также является экспертом по поиску и на­хождению новых значений в мелодиях и словах ...
  • стиль: блюз, блюз
Впервые я прочел это имя в прошлом году на сайте Jazz- Квадрата. Не придал значе­ния. Потом еще раз увидел это имя уже на страницах журнала. А потом вал инфор­мации в прессе и в интернете начал нарастать с угрожаю­щей быстротой, увеличи­ваться в ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com