О музыканте могут сказать, что он исполняет джаз. В один прекрасный день становится известно, что этот же музыкант играет рок, потом — поп-музыку, а затем — классику... Очень немногим удается преуспеть во всех жанрах. Сложен путь этих артистов. В пути им помогает только целеустремленность, верность своим целям, жесткость, а иногда и жестокость по отношению к самому себе. Конечно, раз на раз не приходится, если говорить о таланте того или иного исполнителя. А чтобы в мире музыки считаться профессионалом, нужно оттачивать талант, развивать мастерство.
Одним из музыкантов, соединивших в себе верность традициям, новаторское мышление и многожанровость, можно назвать прекрасного джазового вокалиста, дирижера оркестра и разнопланового пианиста Бобби Макферрина. Кого, как не его, можно было увидеть по MTV с жизнерадостной песенкой "Don't Worry, Be Happy"? Ведь MTV не тот канал, по которому можно услышать джаз.
Это было в 1988-м. Всего несколько лет спустя после этого события Бобби Макферрин уже дирижировал одним из самых больших американских оркестров. А ведь когда-то в 70-х он начинал простым пианистом. А завоеванные за эти годы 10 премий "Грэмми" чего-нибудь да стоят, не так ли? А миллионы записей, разошедшихся по всему миру? А выступления по телеканалам в совершенно разных амплуа — ведущего, исполнителя, преподавателя? Все говорит о том, что мы имеем дело с талантливым музыкантом, который не просто развивается от песни к песне, но является многосторонним человеком, каждая грань которого есть творчество в музыке и в жизни.
Бобби Макферрин не сразу стал одним из наиболее известных и талантливых исполнителей в мировой музыке. Успешная карьера его была основана на использовании широкого диапазона музыкальных стилей и форм, с помощью которых он воплощал свои идеи и фантазии. Легко узнаваемый по характерному вокалу и по своим работам с оркестром, Бобби стал известен в основном благодаря новаторскому подходу к музыке в целом. Его записи пользуются неизменным спросом. Известность ему принесли как сольные проекты, так и работа с ведущими современными джазменами и симфоническими оркестрами.
Родившись в Нью-Йорке 11 марта 1950 года, Бобби Макферрин начал изучать музыку в возрасте 6 лет, незадолго до того, как его семья переехала в Лос-Анджелес. Основным его инструментом в то время было фортепиано. Фортепианную технику он изучал и в школе, и в Калифорнийском университете Сакраменто, и в колледже Серритос. После того, как Бобби получил образование, он начал выступать вместе с группой "Ice Follies", а также в кабаре вместе с танцевальными коллективами. В 1977 году Макферрин начинает карьеру вокалиста. Вот как он сам говорил о себе, вспоминая то время: "Я достаточно долго не признавал себя певцом. Я перебрал уйму идей и не находил ничего, чем хотел бы заниматься. Я играл на кларнете, фортепиано, флейте, изучал технику игры на виолончели, записывался и делал аранжировки для биг-бэнда. Только поcле всего этого я обнаружил, что мне нравится петь, потому что я мог воплотить все свои замыслы с помощью пения". В Новом Орлеане Бобби пел в группе "Astral Projection", но надолго это не затянулось, потому что вскоре он переехал на западное побережье Штатов, в Сан-Франциско. Здесь Бобби встречает Билла Косби (Bill Cosby), который помогает ему не только в аранжировках и организации дебюта в зале "Hollywood Bowl", но и добивается его проведения в рамках джазового фестиваля "Playboy" в 1980 году. Дебют новичка-вокалиста не прошел незамеченным. Успех Макферрина на "Cool Jazz Festival" в 1981 году в Нью-Йорке способствует появлению заинтересованности у лейбла "Elektra/Musician". Заключается контракт, и в 1982 году появляется дебютный альбом "Bobby McFerrin".
В восьмидесятых Макферрин начинает развивать концепцию группы, состоящей из одного человека. Контрастные (низкий и высокий) регистры его вокала создавали иллюзию звучания нескольких голосов. Аккомпанирующие инструменты отсутствовали вообще. Ритм-секция была заменена на щелчки пальцами, притоптывание ног, хлопки ладоней. "Я люблю петь, люблю приключения. И то и другое похоже на первый опыт полета, когда ты стоишь на самой вершине горы и готов прыгнуть вниз, потому что веришь, что за твоей спиной большой бумажный змей. Со мной приключилась подобная история, особенно когда я начал петь a cappella". Это был очень важный творческий шаг музыканта, когда в 1983 году он начал давать вокальные концерты без сопровождения. В 1984 году проходит успешное турне по Германии, и, как итог, выходит концертный альбом "The Voice", который продемонстрировал уникальную способность Макферрина очаровывать аудиторию без поддержки инструментов, а во многих случаях — и без слов. В то же самое время Бобби участвует в проектах со многими джазменами. Два "Грэмми" он получает за альбом "Another Night In Tunisia", а в 1986 году лейбл "Blue Note" выпускает "Spontaneous Inventions" — совместную работу с Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), Ионом Хендриксом (Jon Hendricks), Уэйном Шортером (Wayne Shorter) и Робином Уильямсом (Robin Williams). Все это время он продолжает совершенствовать свое вокальное мастерство и улучшать знания по теории музыки и дирижированию.
С сольным альбомом "Simple Pleasures" ("EMI/Manhattan", 1988) и топ-чартовым синглом и видеоклипом "Don't Worry, Be Happy" успех Макферрина стал полным: вокальный ансамбль из одного человека достиг беспрецедентного уровня. Параллельно со своей концертной и студийной деятельностью он участвует в популярных программах телевизионных компаний. Тема для еженедельной передачи "Cosby Show" теперь начинается с его песни. Съемки видео "Spontaneous Inventions" приводят его еще к одной награде. Макферрина можно услышать и в кинофильме "Round Midnight" Бертрана Тавернье (Bertrand Tavernier), где он cпел тему и завоевал еще один приз "Грэмми". Не правда ли, целый поток граммофончиков? Но ведь они не просто так заработаны! Выпуск "Medicine Music" в 1990 показал способности Макферрина-аранжировщика, особенно в его сотрудничестве с группой "Voisestra" из десяти голосов.
В 1992 Бобби Макферрин записывает "Hush", дуэт с виолончелистом Yo-Yo Ma, для "Sony Classical", который остается бестселлером по данным билбордовских чартов классической музыки в течение двух лет. В том же году был выпущен джазовый "Play" ("Blue Note"), представляющий собой дуэт Макферрина и пианиста Чика Кориа (Chick Corea). Сам по себе, диск —оригинальная компиляция из стандартов и совместных произведений. Диск завоевал десятую награду "Грэмми".
Дальше мистера Макферрина (именно так обращаются к нему сейчас) привлекло дирижирование оркестром. Не надо забывать о том, что он очень много времени посвятил изучению дирижирования, в частности, интенсивно учился у Густава Мейера (Gustav Meier) и вместе с ним провел в 1990 году концерт с симфоническим оркестром Сан-Франциско.
В 1994 году Макферрин работает вместе с St. Paul Chamber Orchestra (SPCO) в качестве художественного руководителя. Однако он не просто руководит оркестром, но и создает программу обучения, в которой реализуется его талант организатора и преподавателя. С тех пор он работает вместе с этим коллективом и продлевает свой контракт до сезона 1997-98 года. В самый первый сезон он возглавляет SPCO в турне по штату Mиннесота и предстает перед публикой как дирижер и солист.
В начале 1996 года Макферрин дирижирует на концертах и опять отправляется вместе с SPCO в двухнедельное турне. В течение концертного сезона 1996-97 года возглавляет SPCO и "Dale Warland Singers" в оратории Генделя "Мессия". Альбом "Paper Music", вышедший на "Sony Classical" и записанный в сотрудничестве с SPCO в июле 1995, отметил студийный дебют Бобби Макферрина в качестве дирижера оркестра. "Paper Music" до сих пор остается в топе чартов классической музыки журнала "Биллборд".
Весь февраль 1996 года передача "Nightline" одного из американских телеканалов была посвящена работе мистера Макферрина в классической музыке. Были показаны концерты с SPCO и с джазовым пианистом Чиком Кориа, вместе с которым был записан альбом "Mozart Sessions", выпущенный "Sony Classical" в октябре 1996-го. Работы Макферрина с симфоническими оркестрами крупных городов Соединенных Штатов образуют впечатляющий список.
Последний проект Бобби Макферрина называется "Circlesongs" (1997). Он получился больше импровизационным, нежели сочиненным заранее. Альбом был задуман как импровизация Макферрина в песнях с помощью группы вокалистов. У альбома нет главенствующей темы, просто ведущий вокалист подает свою идею и развивает ее. По ходу действия композицию дополняют певцы с разными голосами, развивая и изменяя ее на ходу. "Circlesongs" похож на сольные работы певца, отличие лишь в том, что, кроме своего голоса, он еще использует дополнительные. Импровизация, введение специфических приемов вокала делает каждую песню неповторимой и оригинальной. В данном случае студия не совсем подходила для записи этих песен, создаваемых как бы на глазах. Ведь моменты, которыми так восхищается публика, проявляются лучше всего на концертах, в концертных записях: тут импровизация присутствует непосредственно при процессе создания произведения, и это есть самое интересное явление на джазовом концерте.
Закончить эту небольшую статью можно словами музыканта: "С помощью вокальной импровизации можно легко сочинять собственные песни. Каждый так или иначе хоть раз в жизни пел, и совершенно не важно, была ли эта музыка когда-то записана или услышана по радио или просто появилась Бог знает откуда".
Историю блюза можно расчертить как генеалогическое древо. Люди, составляющие его ветви, частенько бывали и кровными родственниками. Но на деле родство их кроется глубже: на генетическом уровне, в их крови, в ДНК, в неопределенном наукой качестве ...
Вот и настал момент, долгожданный для всех любителей этнической музыки: Хадья Нин возвращается к нам, и возвращается с новым, блестящим альбомом "YA..."... Что же особенного в этой темнокожей женщине, приехавшей покорять Европу из далеких ...
"Я вовсе не хотела петь, пока не стала немного старше, — любит повторять девятнадцатилетняя блюзовая певица Шемекия Коупленд, — но мой папа всегда знал, что я приду к этому". Ее отец, знаменитый техасский блюзовый гитарист Джонни Клайд Коупленд, ...
В четверг, 14 мая 1998 года, в Лос-Анджелесе от сердечного приступа умер легендарный певец и киноактер, который еще в сороковые годы был кумиром американской молодежи и позже никогда не утрачивал своей уже поистине всемирной популярности. Ему было ...
В анналах истории джаза 21 августа 1935 года считается точкой отсчета, с которой началась эпоха биг-бэндов — день, когда оркестр Бенни Гудмэна выступил в лос-анджелесском "Пэломэр". Этот период закончился 19 января 1942 года, когда Фрэнк Синатра ...
«…Музыка врачует раны, а слова совершают чудо – пробуждают совесть силой колдовства, ибо в них Мапуто барабаны, той земли, откуда бабка черная моя». (Ноэмия Де Соуза, поэтесса из Мозамбика) Черная Африка – это не ...
"Величайшая в мире певица блюза, которая никогда не перестанет петь — Бесси Смит 1895 — 1937" (надпись на надгробном камне) Джазовый мир положительно помешался на вокалистках. После громкого коммерческого успеха Дайаны Кролл последовал ...
" Я никогда не отзывалась плохо ни об одном музыкальном стиле, потому что я сама слушаю их все. Большинство артистов серьезно относятся к своей музыке, какой бы она ни была, и я поступаю так же. Если вы выступаете в шумных барах, это не значит, что ...
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи из немецкого журнала "Штерн* четвертьвековой давности, но тем не менее интересной и сегодня. — Прим. ред. Фрэнк Синатра — о нем говорили, его обсуждали как никого другого. Бесчисленные любовные истории, ...
Мне однажды уже приходилось писать, что я не биограф, а сегодня скажу, что я и не географ. "Причем здесь эпго?" — спросите вы. Да притом, что не знаю, какова густота населения блюзовиков на один квадратный километр, или какой их процент ...
"Спустя более 20 лет после ее дебютного альбома All Out ("Все") Клэйтон — все еще самая предприимчивая певица в джазе, специалист бессловесной импровкзации, а также является экспертом по поиску и нахождению новых значений в мелодиях и словах ...
Впервые я прочел это имя в прошлом году на сайте Jazz- Квадрата. Не придал значения. Потом еще раз увидел это имя уже на страницах журнала. А потом вал информации в прессе и в интернете начал нарастать с угрожающей быстротой, увеличиваться в ...