"Я никогда не отзывалась плохо ни об одном музыкальном стиле, потому что я сама слушаю их все. Большинство артистов серьезно относятся к своей музыке, какой бы она ни была, и я поступаю так же. Если вы выступаете в шумных барах, это не значит, что вы несерьезный музыкант".
Дайана Кролл
Оказывается, джазовые альбомы могут сейчас расходиться миллионными тиражами. При этом будучи действительно джазовыми, "без дураков". Дайану Кролл не причислишь ни к слегка приджазованной попсе, ни к smooth-джазу, ни к новомодному эйсид — она просто продолжает добрую старую традицию. Но делает это в стиле, близком не только одним джазовым фанатам, но всем, кто любит красивый меланхоличный женский вокал.
Канада почему-то никогда не считалась у нас особо джазовой страной. Первое (и зачастую единственное) имя, которое приходит на ум при упоминании об этой стране, — конечно же, Оскар Питерсон. Его чтят на poдине как национальное культурное достояние. На самом деле известных джазовых имен, связанных с Канадой, хватает, но сейчас, вне всякого сомнения, номер один среди них—Дайана Кролл.
На ее счету уже есть и премия Грэмми, и многочисленные номинации, и золотые с платиновыми тиражи ее пластинок в США, Канаде и Европе. Руководство компании Verve, издающей ее альбомы, похоже, радостно потирает руки — мало того, что предыдущий диск Дайаны, When i Loofc In Your Eyes, быстро стал платиновым, так и последний альбом, Look Of Love, идет к аналогичному успеху еще быстрее. Кстати, Кролл — вообще единственная, чьи диски достигли "платинового" тиража на Verve. {Это данные по США, в Канаде ее альбомы продаются еще лучше, а теперь она завовевала и Европу.)
А начиналось все довольно обычно, если не стандартно для музыкальной карьеры девочки из семьи музыкантов. Тридцать с лишним лет назад в канадской провинции British Columbia, в городе Нанаимо, родилась девочка и с самых ранних лет ее окружала Музыка. В четыре года (!) она начала заниматься классическим фортепиано — типичный вундеркинд. Но уже в школе Дайана "заболела" джазом. Она увлеченно разучивала вещи Фэтса Уоллера, который был тогда ее фаворитом (ни за что не догадаться, слыша ее теперешний стиль), играла в школьном джаз-бэнде, пробовала петь.
Ее первое профессиональное выступление состоялось в родном городе, когда ей было всего: пятнадцать. Целых три вечера она играла в местном ресторане под названием NHL (в Канаде от хоккея вообще трудно куда-нибудь скрыться). Как сейчас шутит сама Дайана: "Я думаю, это было даже символично именно для канадского артиста впервые выступить в заведении, посвященном хоккею".
Хоккей хоккеем, но молодой талант быстро бып замечен. И - отмечен: в 1981 году Кролл победила на Ванкуверском джазовом фестивале-конкурсе и получила стипендию для учебы в колледже Беркли. Там она прозанималась полтора года и вернуласъ в родную Британскую Колумбию.Выступала по различным ресторанам и клубам, в том числе и таким, где бывала задвинута со своим роялем в самый дальний угол. Хотя с одним клубом ей особенно повезло.Это был Urderground ’Railroad, владельцы которого опекали Дайану и заботились о ней как о родной дочери.
А потом ей опять повезло — впрочем, она везуча по жизни. В один из обычных вечеров ее услышал Рэй Браун, случайно попавший в Нанаимо и зашедший в ресторан. Рэй настолько впечатлился, что потратил несколько дней на уговоры и убедил-таки Дайану переехать в Лос-Анджелес для продолжения учебы. Он также посодействовап в получении ей гранта от канадского Совета по искусствам.
Занималась она у Джимми Роупза (Jimmy Rowles), переигравшего в свое время со многими знаменитостями от Бенни Гудмена до Эплы Фитцджеральд. Кстати, вплоть до того времени она была преимущественно чистой пианисткой и пела в основном не для публики, а для собственного удовольствия. Роулз услышал ее пение и настоял на том, чтобы Дайана занималась еще и вокалом. Тогда-то (в середине 80-х) и сложился ее джазовый образ, знакомый нам сейчас — слегка меланхоличный, задушевный и теппый. Никаких "скоростных" вокапьных упражнений, форсирования голоса — баллады, баллады и лишь иногда среднетемповые вещи.
И это оказалось именно тем, чего так хотелось подавляющему большинству простых любителей джаза. В манере Дайаны парадоксальным образом переплелись внешняя легкость подачи стандартов и глубокий, даже где-то умудренный смысловой оттенок. Слушатели удивлялись: молодая женщина, почти девчонка, а поет традиционный репертуар с таким чувством и пониманием, как опытнейший мастер. А она, всегда считавшая себя прежде всего пианисткой, также с некоторым изумлением обнаружила, что вдруг стала модной певицей.
Правда, эта ее известность в конце 80-х начале 90-х была, что называется, из разряда "в узких кругах*. Выручил все тот же ее давнишний поклонник (но с мировым именем) Рэй Браун. Он поддерживал и вдохновлял молодую исполнительницу как мог, особенно после ее переезда в 1991 году в Нью-Йорк. Да, как ни крути, а Нью-Йорк был трамплином для большинства нынешних джазовых знаменитостей. Хорошо это или плохо, вопрос сложный, спорить можно часами и не прийти к единому мнению. Но факт остается фактом — джаз по-настоящему развивается только в больших мегаполисах с соответствующей культурной "прослойкой". То же самое и у нас - все, кто сделал реальную карьеру, стремится в Москву. Джазу противопоказана "варка в собственном соку", если музыкант не пребывает постоянно в большой джазовой тусовке, он не развивается. Исключения крайне редки.
Дайана работала над собой и над своими программами с редкостным упорством. Что касается музыки, она не шла ни на какие компромиссы с совестью и скорее жертвовала деньгами или условиями. Вот что она сама сейчас говорит о том времени: "Я всегда считала, что артист прежде всего должен делать своих слушателей счастливее. Я никогда не отказывалась от выступлений, которые' могли мне помочь расти, как музыканту. Даже в тех случаях, когда владельцы заведений заставляли меня ужинать за свой счет в отдельном кафетерии и запрещали общаться с посетителями. Доходило до того, что они не давали мне выпить чашку кофе и торопили на сцену. Такое отношение к артисту часто коробило, но я стремилась к тому, чтобы сделать клуб "своим" местом и терпела. И еще я всегда старалась подобрать себе самую лучшую команду".
Короче, в 1993 году она записывает свой первый альбом Stepping Out на лейбле Justin Time Records вместе с Рэем Браком, Джеффом Гамильтоном и Джоном Клейтоном. Компания более,чем достойная для дебюта мало кому известной за пределами Нью-Йорка вокалистки. Впрочем, главную роль в успехе сыграл все же ее талант, иначе никакой Рэй Браун не вытянул бы.
Дебют был замечен. И не кем- то, а одним из ведущих джазовых продюсеров Томми Ли Пумой, работавшим на известнейшее трио лейблов GRP / Impulse / Verve. Он недолго присматривался к Дайане и предложил ей сотрудничество. В 199& году на 'GRP вышел ее альбом Only trust Your Heart. И опять c великолепным составом: Рэй Браун, Крисчен Maкбрайд; Льюис Нэш и Стенли Таррентайн.
Чтобы закрепить успех, опытный Ли Пума сразу же подводит Кролл к созданию еще одного альбома, на этот раз тематического. Диск All For You, вышедший в 1996 году на Impulse, Дайана посвятила одному из своих кумиров—Нат Кинг Коулу. Она спела песни из его репертуара настолько удачно, что джазовая критика внезапно встрепенулась и обратила пристальное внимание на исполнительницу. Все отметили тот факт, что она единственная из музыкантов своего поколения действительно адекватно передала то носталыгичное очарование, которое производил в свое время на слушателей Коул, но сделала это не подражая ему, а вполне в своем стиле. Единственный четкий общий штрих — это составы. Nat King Cole Trio — фортелиано/вокал, гитара (Oscar Moore) и бас (Johnny Miller). Diana Krall Trio — те же фортепьяно /вокал, гитара (Russell Malone) и бас (Paul Keller).
Этот альбом продержался в верхней десятке биллбордовского классического джазового чарта целых 70 недель и принес Кролп первую номинацию на "Грэмми". Неудивительно,'что следующий ее проект, Love Scenes, выщедший в 1997 году уже на Verve, был сделан тоже в формате трио без ударных. Только басиста Пола Келлера заменил молодой и близкий ей по духу Крисчен МакБрайд. Масса всевозможных призов и тираж, переваливший за 500 тысяч только в США - результат говорил сам за себя.
Трио Дайаны Кролл становится желанным гостем на многих джазовых фестивалях, все постепенно привыкают к тому, что малые составы - конек вокалистки. Однако, 1999 год приносит новый поворот в ее стиле, и, как всегда, удачный. Альбом When I Look In Your Eyes записан с симфоджазовым сопровождением. Правда, не целиком - в половине вещей к комбо присоединяется симфонический оркестр. В этом видна рука умудренного опытом Томми Ли Пумы - нечто вроде пробы пера: если не очень пойдет, неудача не должна быть полной.
Неудачи не было. Наоборот: альбом стал платиновым и принес Дайане долгожданную "Грэмми". Все правильно. Ее голос идеально ложится на струнный аккомпанемент, а аранжировки ненавязчивы и вполне джазовы. Эдакая золотая середина между популярной классической эстрадой и собственно джазовым мэйнстримом. Главное достоинство песен в исполнении Дайаны Кролл — безупречный вкус. Она отсекает все лишнее — всяческие "красивости", музыкальные украшения, которые так любят использовать многие популярные исполнители. В ее версиях стандартов остается только то,без чего нельзя обойтись. В итоге то, что она поет, доступно всем, но при этом не опускается на уровень попсы. Очень редкое явление. Вот и последний ее альбом 2001 года The Look Of Love явился очень предсказуемым по стилю, но от этого стал не менее популярным, Теперь уже все аранжировки сделаны с участием Лондонского симфонического оркестра (плюс, разумеется, бессменные Рассел Мэлоун, Крисчен Макбрайд и еще несколько музыкантов). Но как здорово записано! Оркестр присутствует только фоном, где-то сзади, но при этом всегда отчетливо слышен, А аккомпанирующее Дайане комбо выставлено на первый ппан наравне с ее голосом и фортепиано—эти три звуковые пласта существуют как бы отдельно друг от друга, не смешиваясь, но существуя в почти идеальной гармонии друг с другом. Браво продюсеру Ли Пуме, а также, звукоинженеру, Элу Шмидту.
А еще Дайана сейчас делает то, о чем мечтала раньше - много путешествует. Выступает перед публикой всех пяти континентов. В прошлом году она даже дала несколько совместных концертов с вокалистом, которого считает одним из самых-самых в джазе — Тони Беннетом. Ее слова — это слова человека, которому пока все удается; "Я пою и играю только потому, что мне это нравится. Джаз — музыка моего сердца, она позволяет мне выразить себя целиком. Когда я только начинала, я не думала о славе и карьере. Но я счастлива, что любимая музыка дает мне столько новых возможностей, и я благодарна всем моим великим учителям — Рэю Брауну, Джимми Роулзу и Розмари Клуни. Я очень любознательна и люблю то, что делаю, —думаю, это и есть ключ к успеху".
В анналах истории джаза 21 августа 1935 года считается точкой отсчета, с которой началась эпоха биг-бэндов — день, когда оркестр Бенни Гудмэна выступил в лос-анджелесском "Пэломэр". Этот период закончился 19 января 1942 года, когда Фрэнк Синатра ...
«…Музыка врачует раны, а слова совершают чудо – пробуждают совесть силой колдовства, ибо в них Мапуто барабаны, той земли, откуда бабка черная моя». (Ноэмия Де Соуза, поэтесса из Мозамбика) Черная Африка – это не ...
"Величайшая в мире певица блюза, которая никогда не перестанет петь — Бесси Смит 1895 — 1937" (надпись на надгробном камне) Джазовый мир положительно помешался на вокалистках. После громкого коммерческого успеха Дайаны Кролл последовал ...
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи из немецкого журнала "Штерн* четвертьвековой давности, но тем не менее интересной и сегодня. — Прим. ред. Фрэнк Синатра — о нем говорили, его обсуждали как никого другого. Бесчисленные любовные истории, ...
Мне однажды уже приходилось писать, что я не биограф, а сегодня скажу, что я и не географ. "Причем здесь эпго?" — спросите вы. Да притом, что не знаю, какова густота населения блюзовиков на один квадратный километр, или какой их процент ...
"Спустя более 20 лет после ее дебютного альбома All Out ("Все") Клэйтон — все еще самая предприимчивая певица в джазе, специалист бессловесной импровкзации, а также является экспертом по поиску и нахождению новых значений в мелодиях и словах ...
Впервые я прочел это имя в прошлом году на сайте Jazz- Квадрата. Не придал значения. Потом еще раз увидел это имя уже на страницах журнала. А потом вал информации в прессе и в интернете начал нарастать с угрожающей быстротой, увеличиваться в ...
Кэррин Эллисон родилась в небольшом городке Грэйт Бенд, затерянном в прериях Канзаса где-то на берегу реки Миссури. Сейчас она живет в джазовой столице мира — Нью-Йорке, в ее арсенале десяток сольных альбомов, изданных знаменитым джазовым ...
"Кэти — мое фантастическое открытие. Я всегда прослушивал вокалисток в поисках способных петь джаз и блюз в необычной манере, но никогда не надеялся найти столь уникальную, — совершенно очевидную в своем величии. Она — одна из наиболее способных ...
"В те времена мы не слушали ничего, кроме блюза, а Джон был первым белым парнем, который пел блюз, да еще так замечательно. Это был настоящий блюз, и все стремились подражать ему." Род Стюарт Помимо журналистики "бумажной" я занимаюсь еще и ...
Натали Коул (а.к.а. Natalie Maria Cole) родилась в Лос-Анджелесе 6 февраля 1950 года в "королевской" музыкаль- ной семье. Ее отец Nat "King" Соlе был одним из наиболее популярных и успешных эстрадных артистов 40-х и 50-х годов, а мать Maria Hawkins ...
Около года назад — еще до выхода альбома "Come Away With Me" "Джаз-квадрат" написал о том, что где-то в нашем чудесном мире появилась джазовая певица Нора Джонс, которая подписала контракт с Blue Note и совсем скоро порадует слушателей дебютным ...