Предлагаем вашему вниманию перевод статьи из немецкого журнала "Штерн* четвертьвековой давности, но тем не менее интересной и сегодня. — Прим. ред.
Фрэнк Синатра — о нем говорили, его обсуждали как никого другого. Бесчисленные любовные истории, скандальная хроника, предполагаемые связи с мафией — все это порой затмевало в сознании читающей публики тот факт, что певец был фанатично трудолюбив и безмерно талантлив. Однако тут ничего не поделаешь — одно настолько тесно переплелось с другим, что отделить зерна от плевел теперь, даже после Смерти артиста, почти невозможно. Да и не нужно.
Он уже три месяца дедушка, но чувствует себя молодым. Всегда в джинсовой куртке с надписью "Тренер команды алкоголиков США*, всегда с ’Лаки Страйк" во рту, всегда с хулиганскими мыслями в голове, всегда в погоне за женщинами, всегда готовый хамить. Вообще говоря, летом 1971 пода он "окончательно и бесповоротно" ушел из шоу- бизнеса и переехал в свою помпезную богадельню, построенную в Палм-Стрингс (Калифорния) рядом с площадкой для гольфа. Но прошлой осенью он, в возрасте 58 лет, вышел из состояния покоя и вновь стал петь и хулиганить. Таков Фрэнсис Альберт ("Фрэнк") Синатра, величаемый также Фрэнки или "Голос".
Его возвращение, торжественно отмеченное в "Цезарь Паласе" в Лас-Вегасе, стало сенсацией. Его стареющие "фэны" платили бешеные деньги за билеты; таких цен этот транжирный город еще не видывал. Публика пыталась аплодировать до утра. Вслед за этим нью-йоркская публика в Карнеги Холле отбивала ладони до крови, выпрыгивая в восторге из кресел, которые стоили в тот вечер 150 долларов. И это несмотря на то, что их идол несколько раз забывал тексты песен. Так начинались гастроли Синатры, сопровождаемые невиданной доселе в Соединенных Штатах истерикой. Вновь появился на сцене этот юнец с хохолком и пролетарским акцентом, этот мерзавец с неизменным шармом, хулиган с красивым голосом, человек с прошлым, запутанным, как кулисы в театрах Лас-Вегаса, босс с сетью ангажементов, о которой может только мечтать журнал "Роллинг Стоун" — библия рок-поколения.
Конечно, была заготовлена пластинка по поводу возвращения Синатры. Она называется "Старые голубые глаза вернулись". При этом, разумеется, речь могла бы идти о тех самых голубых глазах, которые сверкали в уютном "Беверли-Хиллз" — отеле в Голливуде, когда он устроил драку с абсолютно незнакомым мужчиной и пробил последнему череп; речь могла бы идти о тех злых искорках в этих голубых глазах, когда их владелец оказался вторым в баккара в 1970 году в "Цезарь Паласе", и, конечно, пустил в ход руки. Возможно, речь идет о тех голубых глазах, которые несколько охладели в Неваде, когда полицейский двинул Синатре по голове после того, как "Голос" стал приставать к его супруге. Возможно, это те голубые глаза, которые пришлось скромно опускать вниз после неприличной потасовки на приеме у французской аристократии в Монте- Карло.
Эти голубые глаза замешаны еще в целом ряде скандалов, которые, конечно же, помогли продать новый альбом. Лишь один инцидент мог существенно помешать выходу пластинки — это знаменитая драка Фрэнки (вес — 62 кг, рост — 1, 67 м) в отеле "Sands" ("Пески") в Лас-Вегасе. Тогда на глазах у восхищенной публики Фрэнки получил по зубам от директора отеля (108 кг, 1,94 м). Директор специально целился в зубы, дабы нанести певцу ущерб. Правый и левый верхние зубы тут же вывалились изо рта знаменитого драчуна на инкрустированную полировку салонной мебели отеля, и "Голос" на два месяца смолк.
Тогда Синатра покинул увеселительное заведение в пустыне, оставив после себя шокированных гостей, разрушенную телефонную станцию и запустив в знойный воздух несколько серьезных угроз. Директору он обещал переломать все конечности, но тут Фрэнка свалила болезнь Дюпюитрена — это болезненное состояние рук помешало ему взять реванш.
С тех пор, как его свалила болезнь, Фрэнки уже лез в драки меньше. Однако для таких дел у него появилась команда из 75 человек. В этом сборище есть мастера на все руки — и личный парикмахер, завертывающий в пикантный хохолок 60 жиденьких волосков, и способные воротилы Эд Пуччи, Джилли Риццо и Джери Арвенидас. Последний с гордостью носит звание "Уничтожитель". Он гораздо сильнее любого вышибалы из гамбургского ночного притона. На что способны эти люди, было доказано в Мельбурне, где они отгоняли от Фрэнки назойливых австралийских репортеров. А певец запустил им вдогонку несколько отборных ругательств — всех репортеров он назвал "задницами", а журналисток — " полуторадолларовыми шлюхами". Сразу можно было почувствовать, что Фрэнки снова в форме.
В его голосе на сцене и в жизни, иногда, конечно, звучат дружеские нотки, но скандалов он, избегать все-таки не любит. В прошлом году он был приглашен на банкет высших кругов вашингтонского общества в чудесный отель "Фэйрфакс". И вдруг там он встретил журналистку Мэксин Чесшайр, написавшую статью о связи Синатры с гангстерским миром. Месть Фрэнки была ужасной. Сначала трубадур схватил журналистку за бедра, приложил свою физиономию к области половых органов 43-х-летней женщины и матери четверых детей. Когда его, наконец,удалось вырвать из этой жуткой позы, он тут же заявил окружающим, что от женщины исходит страшнейший запах. Затем он обозвал ее проституткой и презрительно кинул долларовую монету в ее стакан.
Но он способен заполнить публикой любой зал.
Таков Фрэнк Синатра. Таков он со времени своей первой весны, когда более чем 30 лет назад он начал выступать с оркестрами Гарри Джеймса и Томми Дорси. С тех пор женщины всегда подпрыгивали на стульях, когда он пел о любви. 40 миллионов американцев стали членами "Клуба поклонников Синатры". А Фрэнки лобызался попеременно то со своими молодыми поклонницами, то с верхушкой итало-американской мафии.
Таким же знаменитым был он во время своей второй весны, которую пережил в неудавшемся браке с Авой Гарднер — "чудеснейшим зверьком нашего мира". Уже почти потеряв голос от алкоголя и будучи наполовину трупом из-за крупных нервных потрясений, он прекрасно сыграл роль солдата ДиМаджио в фильме "Отсюда в вечность" (1953 г., гонорар — 8000 долларов). За исполнение этой роли он получил "Оскара" и начал свою блестящую карьеру кинозвезды. Через некоторое время он снова начал петь и драться.
Ничто не изменилось и во время его так называемой третьей весны. Только в пении он признает средние тона. В жизни же — только крайние. Ему удалось укрепить свой голос специальным курсом ныряния. После этого его вокальные данные стали столь хороши, что даже сегодня ни один певец в мире не рискует петь песню, спетую Синатрой. Он и сегодня принадлежит к тем редким феноменам в искусстве, которые способны вызывать крайний ажиотаж и заполнить любой зал на планете до отказа. Этот маленький человек, начавший свой жизненный путь официантом в третьеразрядном ресторане в Нью-Джерси, никогда не учившийся пению и до сих пор не умеющий читать ноты, получил в июле в Австралии за каждый концерт по 350 000 западногерманских марок. В Советском Союзе его пластинки продаются на черном рынке по неслыханным ценам. В Японии он удостоился, по словам редактора одного токийского музыкального журнала, "приема, достойного божества". А в ФРГ менеджеры постарались соединить певца с оркестром Каунта Бэйси и притащить его за 200 000 марок (за концерт) в Берлин, Франкфурт-на-Майне и Гамбург.
Фрэнк Синатра—это явление. В своей жизни он устроил столько скандалов, что их хватило бы для того, чтобы засадить за решетку дюжину отпетых преступников. Но Фрэнки устоял и лишь приумножил свою славу. Не только серьезный "Уолл-Стрит Джорнел" утверждает, чтр его лучшие друзья — гангстеры. И в самом деле, Фрэнки пообедал как-то с руководителем мафии Сальваторе Лучиано (по прозвищу "Везучий Сальваторе"), а через несколько дней он также сидел за одним столом с Джоном Ф. Кеннеди. Первому он подарил золотой портсигар с надписью "Моему другу Везучему от Фрэнка Синатры", а новоиспеченному тогда президенту Кеннеди он выделил 1,5 миллиона долларов, чтобы оплатить один из самых дорогостоящих обедов во время только что закончившейся предвыборной кампании.
Синатра был совладельцем тотализатора вместе с другим руководителем мафии Партриарчей, затем был помощником в предвыборной кампании Ричарда Никсона. В своей вилле "Кал-Нива-Лодж" в Лас-Вегасе он прятал Сэма Джианчано, объявленного вне закона не только в Неваде. Он также помогал Рональду Рейгану, этому решительному защитнику порядка в американской политике, стать вторично губернатором Калифорнии.
Однажды Синатра принял участие в организационной встрече верхушки американской мафии на Кубе, когда еще на Кубу был доступ; а потом ему пришлось из-за запятнанной репутации продать свои акции в игорных домах Невады. И, тем не менее, сегодня он заявляет: "Кто говорит, что я общаюсь с гангстерами, тот нагло лжет".
Но он может быть верным.
Любого человека можно было бы пригвоздить к кресту за постоянное общение с гангстерами или политиками, но не Фрэнки. Он неутомим в своих похождениях. Это касается также и женщин. Даже Голливуд удивляется его аппетиту по отношению к женскому полу. Парень никогда не бывал сытым, он спал со всеми подряд — с голливудскими звездами и продавщицами сигарет, со стенографистками и чужими секретаршами. Он распространял свои милости направо и налево так же, как и в политике — он то поддерживал левых демократов, то правых республиканцев. После двух расторгнутых браков он попал в бесчисленные переделки с Миа Фэрроу. Ему было уже 50, а ей — 21, она была моложе его старшей дочери. В этом третьем браке Фрэнки явно "перебрал", и когда после 487 дней супружества юная Миа удрала от нареченного чуть ли не в нервный диспансер, он вел себя подобно оскорбленной добродетели и вскоре стал поносить свою бывшую возлюбленную на каждом углу.
Но все-таки он может быть верным, и в его верности есть что-то трогательное. Он долгие годы обожает бывшего вице-президента Спиро Агню, который вынужден был с позором покинуть американскую столицу и вообще не показываться на улице. В то время как все отвернулись от Агню, Синатра объявил себя его другом и стал оказывать ему финансовую поддержку.
"В случае Фрэнки", — говорит один музыкальный агент из Голливуда, "надо обращать внимание на каждый пустяк". Кстати, сам Фрэнки про себя говорит так: "Я — дорогостоящий маниакально-депрессивный тип".
Рольф Винтер
Журнал "Штерн", № 33, август 1974 г, Гамбург
Перевел с немецкого Владимир ФЕЙЕРТАГ
Поскольку блюз - личная музыка, рассказ о нем имеет смысл только в лицах. Из лиц современного блюза Пол Блэк, американский певец-гитарист, - один из наиболее оригинальных исполнителей 90-х в технике "слайд", которую он сам характеризует как ...
Историю блюза можно расчертить как генеалогическое древо. Люди, составляющие его ветви, частенько бывали и кровными родственниками. Но на деле родство их кроется глубже: на генетическом уровне, в их крови, в ДНК, в неопределенном наукой качестве ...
Вот и настал момент, долгожданный для всех любителей этнической музыки: Хадья Нин возвращается к нам, и возвращается с новым, блестящим альбомом "YA..."... Что же особенного в этой темнокожей женщине, приехавшей покорять Европу из далеких ...
"Я вовсе не хотела петь, пока не стала немного старше, — любит повторять девятнадцатилетняя блюзовая певица Шемекия Коупленд, — но мой папа всегда знал, что я приду к этому". Ее отец, знаменитый техасский блюзовый гитарист Джонни Клайд Коупленд, ...
В четверг, 14 мая 1998 года, в Лос-Анджелесе от сердечного приступа умер легендарный певец и киноактер, который еще в сороковые годы был кумиром американской молодежи и позже никогда не утрачивал своей уже поистине всемирной популярности. Ему было ...
О музыканте могут сказать, что он исполняет джаз. В один прекрасный день становится известно, что этот же музыкант играет рок, потом — поп-музыку, а затем — классику... Очень немногим удается преуспеть во всех жанрах. Сложен путь этих артистов. В ...
В анналах истории джаза 21 августа 1935 года считается точкой отсчета, с которой началась эпоха биг-бэндов — день, когда оркестр Бенни Гудмэна выступил в лос-анджелесском "Пэломэр". Этот период закончился 19 января 1942 года, когда Фрэнк Синатра ...
«…Музыка врачует раны, а слова совершают чудо – пробуждают совесть силой колдовства, ибо в них Мапуто барабаны, той земли, откуда бабка черная моя». (Ноэмия Де Соуза, поэтесса из Мозамбика) Черная Африка – это не ...
"Величайшая в мире певица блюза, которая никогда не перестанет петь — Бесси Смит 1895 — 1937" (надпись на надгробном камне) Джазовый мир положительно помешался на вокалистках. После громкого коммерческого успеха Дайаны Кролл последовал ...
" Я никогда не отзывалась плохо ни об одном музыкальном стиле, потому что я сама слушаю их все. Большинство артистов серьезно относятся к своей музыке, какой бы она ни была, и я поступаю так же. Если вы выступаете в шумных барах, это не значит, что ...
Мне однажды уже приходилось писать, что я не биограф, а сегодня скажу, что я и не географ. "Причем здесь эпго?" — спросите вы. Да притом, что не знаю, какова густота населения блюзовиков на один квадратный километр, или какой их процент ...
"Спустя более 20 лет после ее дебютного альбома All Out ("Все") Клэйтон — все еще самая предприимчивая певица в джазе, специалист бессловесной импровкзации, а также является экспертом по поиску и нахождению новых значений в мелодиях и словах ...