Мне однажды уже приходилось писать, что я не биограф, а сегодня скажу, что я и не географ. "Причем здесь эпго?" — спросите вы. Да притом, что не знаю, какова густота населения блюзовиков на один квадратный километр, или какой их процент припадает на примерно десятимиллионное население нашей страны. Впрочем, это совершенно и не важно, а важно то, что население США составляег около 250 (тоже, весьма приблизительно) миллионов человек. Вы все ровно ничего не noнимаете? Объясняю: если количество блюзовиков в Беларуси примем за число X, то их количество в США будет как минимум 25Х. Иногда узнаю о совершенно неизвестных белорусских блюзовых музыкантах, которые показывают совсем не банальный уровень игры. А поскольку количество иногда имеет тенденцию преобразовываться в качество, то в США я бы узнавал о них либо в 25 раз чаще, либо тот, о ком бы я узнавал, поражал меня в 25 раз сильнее.
К музыканту, о котором сегодня поговорим, вполне применим последний вариант. Все началось с того момента, когда узнал, что на главную блюзовую премию (бывшую W.C. Наndy Award) номинирована доселе неизвестная вокалистка Janiva Magness. Не долго думая, я зашел вечером в один очень интересный музыкальный магазин, к котором (в этом я был абсолютно уверен) можно было без труда найти ее пластинку. Так я приобрел последний альбом Джанивы Do I Move You? и не пожалел об этом. Затем из всемирной паутины узнал о ней много интересного. Поразительнее всего то, что Джанива совсем не новичок, а ветеран блюза. Но за свою уже более чем 30-летнюю карьеру она только недавно начала добиваться успеха. Однако обо всем по порядку, а то вы никогда не поймете, почему же я назвал статью "Хождение по проторенным путям".
Ровно 49 лет назад родилась Джанива в самом пролетарском городе Америки, в Детройте. Родители ее познакомились в Далласе. Там на местной радиостанции подрабатывала будущая мать Джанивы, которая в то время училась в университете. Bнешне этот брак может пюказаться счастливым, так как он продолжился удачными родами аж пятерых детей. Однако детишки не принесли счастья в семью. Мои скромные догадки ограничиваются предположением о разном социальном статусе родителей . Мать - интеллигентка, не знаю, правда, в каком колене, а отец был простым охранником.
Непрост отец был только в одном. Он играл на гармонике и даже принимал участие в музыкальном бэнде. Кроме того, у отца была большая коллекция пластинок, из которой Джанива почерпнула свои первые музыкальные пристрастия. А нравились ей тогда в основном всевозможные исполнители традиционной для белых американцев музыки кантри.
Когда Джаниве исполнилось 13 лет, мать покидает семью. Джанива комментирует это событие так: "Происшедшее особенно не обсуждалось. Мама просто начала новую жизнь". Первой не выдержала сама Джанива — через год убежала из дому. За два года скитаний она сменила около дюжины семей. Потом не выдержал отец — самовольно ушел из жизни. Уже подростком Джанива много пила, курила, и не мудрено, что принимала наркотики. В 17 лет она "залетела", но после родов ее лишили родительских прав, а ребенка отдали на воспитание приемным родителям. В довершение ко всему, ее забрали в психиатрическую клинику, поместив в отделение для "буйных".
Выйдя на свободу, Джанива записалась на подготовительные курсы звукотехников. Какое ни какое общение с музыкой разбудило то, что передалось ей по наследству от отца. Она прослышала о запланированном выступ лении Отиса Раша (Otis Rush) в Миннеаполисе, в заведении Union Ваг. Чтобы туда попасть, мало было просто заплатить два доллара за вход, Джаниве пришлось еще автостопом проехать не одну сотню километров. Зачем ей это нужно было? Вполне закономерный вопрос, но ответ на него пришел лишь спустя много лет. Джанива делится пережитым: "Я толком не знала, кто такой Отис, но я слышала, что он музыкант, и хотела на него взглянуть... От того, что он делал, мне просто снесло крышу. Отис заставил меня почувствовать вещи, с которыми я не знала, что делать. Его музыка обращалась к тем уголкам моего существа, которые раньше никто не тревожил. Словно в запечатанный склеп впервые впустили кислород".
Джанива стала зарабатывать кое-какую копейку, которою по вечерам "просаживала" в заведениях, где играли полюбившуюся ей музыку. Но один случай на работе стал знаковым в ее жизни. Она сидела поздно вечером за микшером, как вдруг тишину в студии нарушили "нежданные гости". Их просьба оказалась для Джанивы весьма неожиданной — ее попросили спеть. Это не был случай из разряда "и вдруг она запела!", а из разряда "эй, детка, нам тут кое-что напеть надо". Как бы там ни было, но Джанива осталась довольна собой. В начале восьмидесятых она переезжает в Феникс. Там Джанива познакомилась с Бобом Тейтом (Bob Tate), который помог ей сколотить свою первую группу. В конце концов, группа добилась некоторого успеха на клубных подмостках и положительных отзывов на газетных страницах. В прессе музыкантов наградили титулом "лучшей команды города".
В 1986 году Джанива опять меняет прописку. Ее новым пристанищем становится Лос-Анджелес. Она продолжала жить в мире музыки: Джанива ходила по блюзовым клубам города ангелов, каждый раз испытывая на прочность своего "ангела хранителя". По прошествии года Джанива уже пела в нескольких составах.
Следующее поворотное событие произошло в самом начале девяностых, когда Джанива познакомилась с Джеффом Тормсом (Jeff Thorms). Этот творческий союз закончился женитьбой. А первым серьезным результатом стал альбом It Takes One То Know One, вышедший в 1997 году на лэйбле Fat Head. Затем пошли альбомы: My Bad Luck Soul, вышедший в 1999 году, Blues Ain't Pretty, увидевший свет в 2001 году, и Use What You Got, релиз которого состоялся в 2003-м. Эти пластинки выходили весьма ограниченными тиражами на небольшом лэйбле Blues Leaf, В 2004 году удалось подписать контракт со знаменитым лэйблом Nothern Blues. В том же году "из под пера" Джанивы выходит следующая пластинка Bury Him at the Crossroads. В марте 2006 года появилась на свет ее последняя запись Do I Move You?. Она оказалась "прорывной" не только с номинацией на премию, но и с подписанием первого контракта на гастрольный тур.
Вот такой был путь к успеху, к обретению собственного голоса у блюзовой певицы Джанивы Мэгнесс. Путь, проторенный до нее сотнями музыкантов. Хочешь петь блюз? Что ж, ничего не поделаешь, придется идти этой дорогой...
Джанива спрашивает: "Do I Move You? (Двигаю ли, задеваю ли я тебя?)". Могу сказать со всей уверенностью, что это вопрос риторический, так как я уже давно дергаюсь в ритме Джанивы Мэгнесс. И не хочу останавливаться. Алесь ОСТРОВЦОВ Jr.
JAZZ-Квадрат, №5/2006
В анналах истории джаза 21 августа 1935 года считается точкой отсчета, с которой началась эпоха биг-бэндов — день, когда оркестр Бенни Гудмэна выступил в лос-анджелесском "Пэломэр". Этот период закончился 19 января 1942 года, когда Фрэнк Синатра ...
«…Музыка врачует раны, а слова совершают чудо – пробуждают совесть силой колдовства, ибо в них Мапуто барабаны, той земли, откуда бабка черная моя». (Ноэмия Де Соуза, поэтесса из Мозамбика) Черная Африка – это не ...
"Величайшая в мире певица блюза, которая никогда не перестанет петь — Бесси Смит 1895 — 1937" (надпись на надгробном камне) Джазовый мир положительно помешался на вокалистках. После громкого коммерческого успеха Дайаны Кролл последовал ...
" Я никогда не отзывалась плохо ни об одном музыкальном стиле, потому что я сама слушаю их все. Большинство артистов серьезно относятся к своей музыке, какой бы она ни была, и я поступаю так же. Если вы выступаете в шумных барах, это не значит, что ...
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи из немецкого журнала "Штерн* четвертьвековой давности, но тем не менее интересной и сегодня. — Прим. ред. Фрэнк Синатра — о нем говорили, его обсуждали как никого другого. Бесчисленные любовные истории, ...
"Спустя более 20 лет после ее дебютного альбома All Out ("Все") Клэйтон — все еще самая предприимчивая певица в джазе, специалист бессловесной импровкзации, а также является экспертом по поиску и нахождению новых значений в мелодиях и словах ...
Впервые я прочел это имя в прошлом году на сайте Jazz- Квадрата. Не придал значения. Потом еще раз увидел это имя уже на страницах журнала. А потом вал информации в прессе и в интернете начал нарастать с угрожающей быстротой, увеличиваться в ...
Кэррин Эллисон родилась в небольшом городке Грэйт Бенд, затерянном в прериях Канзаса где-то на берегу реки Миссури. Сейчас она живет в джазовой столице мира — Нью-Йорке, в ее арсенале десяток сольных альбомов, изданных знаменитым джазовым ...
"Кэти — мое фантастическое открытие. Я всегда прослушивал вокалисток в поисках способных петь джаз и блюз в необычной манере, но никогда не надеялся найти столь уникальную, — совершенно очевидную в своем величии. Она — одна из наиболее способных ...
"В те времена мы не слушали ничего, кроме блюза, а Джон был первым белым парнем, который пел блюз, да еще так замечательно. Это был настоящий блюз, и все стремились подражать ему." Род Стюарт Помимо журналистики "бумажной" я занимаюсь еще и ...
Натали Коул (а.к.а. Natalie Maria Cole) родилась в Лос-Анджелесе 6 февраля 1950 года в "королевской" музыкаль- ной семье. Ее отец Nat "King" Соlе был одним из наиболее популярных и успешных эстрадных артистов 40-х и 50-х годов, а мать Maria Hawkins ...
Около года назад — еще до выхода альбома "Come Away With Me" "Джаз-квадрат" написал о том, что где-то в нашем чудесном мире появилась джазовая певица Нора Джонс, которая подписала контракт с Blue Note и совсем скоро порадует слушателей дебютным ...