От переводчика
На тот концерт меня занесло в 1995 году. Сразу признаюсь, что о The Popes и их лидере я тогда ничего не знал. И не удивительно, что реакция у меня была (не обойтись без банальности) — шок. Группа добросовестно отыгрывала самый настоящий ирландский фолк а вот на все эти до боли знакомые народные мелодии накладывался... Вокал? Прямо не знаю, как это назвать: парень на сцене импульсивно и самозабвенно выдавал что-то наподобие звериного рыка. Не меньший шок вызвала реакция толпы: десятки тысяч обкуренных и напивенных дрэдо-растаманов в рваных джинсах и стоптанных солдатских ботинках разбились парами и принялись отплясывать... ну в общем то, что у нас называется полькой. Причем голландец хватал норвежку, швед — датчанку; ирландец—англичанку и т.п. И у всех одинаково спорилось. Вряд ли мне еще когда-нибудь доведется увидеть подобные "вечерки". Густое облако пыли поднялось метров на пятнадцать, так что сцена даже не проглядывалась, лишь мощные разноцветные прожекторы пробивали мглу. Я так и не разглядел бы вокалиста, если б не огромный экран, предусмотрительно установленный позади башни звукооператоров: в микрофон хрипел и орал лохматый чувак, с оттопыренными ушами и ужасными зубами, между которыми, как говаривали у нас в школе, может спичечный коробок пролезть. С этого выступления Шейна МакГована и началось, в принципе, мое знакомство с world music.
Поток виски (слово о The Pogues)
Хотя The Pogues уже несколько лет не существуют (группа распалась в 1996 году—прим. переводчика), их продолжают ставить в пример как образец панкфолковой группы и называют самой лучшей из групп, играющих в этом стиле. Я знаю несколько ее фанатиков и не скрываю, что тоже люблю послушать их записи, и мне безразлично, с фронт-мэном и создателем бэнда — Шейном МакГованом — или без него. Но д ля многих диски с записями The Pogues после ухода МакГована уже не являются полноценными альбомами The Pogues. Так же и сольные работы Шейна, несмотря на то, что они весьма интересны и тематически совпадают с работами его родного коллектива—уже не то, что так сильно некогда электризовало фанов. Стоит отметить, что The Pogues, в принципе, были первой группой, которая "программно" соединила панковую энергию с фольклорными мелодиями. Остальные (...) подобные группы имели в своих репертуарах лишь единичные песни, в которых они обращались к фольклору, либо вставляли в свои композиции аранжировки отдельных фольклорных кусков.
Много людей ассоциируют The Pogues с ирландской музыкой, не зная, что группа, :обственно, была образова- га в Лондоне, в среде ирландских эмигрантов. Они настолько доминировали в северо-западной части Лондона, что люди с типичным британским акцентом имели повод чувствовать себя там чужаками. Независимо от того, кто чем занимался, ирландцы в Лондоне держались вместе. Ходили в свои пабы, пили там ирландское пиво или виски и слушали ирландскую музыку Это можно сказать и о молодых, снесенных, как Шейн МакГован, волной панк-рока. Его The Nips распались, оставив после себя единственный LP-диск и несколько синглов. Однако в атмосфере ирландских пабов родилась идея создать что-то новенькое, то, чего в ирландской музыке еще не существовало. Это должен был быть проект, направленный на широкие слои общественности, основанный главным образом на кельтской музыке, но с крутой рок-секцией. Сам МакГован высказывался об этом так "Нужно было, чтобы вскормленый попсовым месивом народ подавился бы чем-то, что торчит глубоко в традиции, в чем больше традиции, больше гнева".
Название The Pogues получено искусственно, поэтому его тяжело перевести. Первоначально группа носила название Pogue Mahone, что с ирландского переводится как "поцелуй меня в ж..", однако это предвещало больше хлопот, чем популярности, и название сократили. Музыка The Pogues безусловно могла шокировать. Благопристойным телевизионным группкам Pogues противопоставили свою панковско-балаганную картинку. Со временем и внешний вид и музыка The Pogues претерпели определенные изменения. Однако до конца существования группы в ней был бунт и грубый, панковский взгляд на традиционную музыку. Не имело значения, обращаются ли они к традиционным композициям (а таких сыграли немало) или исполняют собственные произведения — их звучание было характерным и узнаваемым. Позже появилось множество последователей, некоторые сильно приблизились к звучанию Pogues, но о них — позже.
Уже первый долгоиграющий диск The Pogues — альбом Red Roses For Me, вышедший в 1984 году, содержал в себе большие дозы панкфолкового звучания. Это — смесь песен традиционных (The Auld Triangle, Waxie Dargle или хотя бы Greenland Whale Fisheries) и композиций группы (в большинстве — авторские песни Шейна, как те же Boys From County Hell, Dark Streets Of London или первый большой хит The Pogues — Streams of Whiskey). Песни эти, переполненные молодежным бунтом, весельем и виски завоевали большой круг поклонников. Некоторые куски из The Pogues довольно часто исполнялись молодыми группами как традиционные ирландские песни На волне той популярности, уже в 1985 году, вышел следующий альбом Pogues Rum, Sodomy & the Lash. Своим названием этот диск отсылает к словам Уинстона Черчиля, который таким образом обозначил жизнь в британском военно-морском флоте. Это работа более зрелая, в некоторых песнях поется о войне и смерти (Billy's Bones, The Sick Bed of Cuchulainn). Естественно, с ними соседствуют и типичные для ирландских скандалистов песни о любви и алкоголе (Pair of Brown Eyes, Sally MacLennane). Альбом содержит также две переработки. Одна — это песня известного австралийского "фолксингера" Эрика Богла (Eric Bogle) The Band Played Waltzing Matilda, а вторая — знаменитая Dirty Old Town Ивана МакКолла (Ewan MacColl). В этом последнем случае исполнение The Pogues превзошло по популярности оригинал и, несмотря на некоторые различия, их версия является в настоящее время основой для новых аранжировок Следующего диска фаны The Pogues вынуждены были ожидать аж три года. Альбом оказался еще более зрелый и лучше изготовленный. If I Should Fall From Grace With God сегодня часто признается лучшим диском Pogues. Не подлежит сомнению, что это были их первые песни,приобревшие сверхпопулярность.
Титульная композиция — это квинтэссенция стиля, выработанного группой на предыдущих пластинках Это отчетливая фольклорная вещь с панковским когтем. На If I Should Fall From Grace With God группа впервые стала оглядываться не только на ирландскую музыку. Мелодия Turkish Song of Damned, например, может ассоциироваться с Востоком. Есть там и композиция Metropolis, рождение которой инспирировано одноименным старым фильмом. Веселая Fiesta окунает в мексиканскую атмосферу, с отменно аранжированными "самбреро", однако все это — музыка Pogues. Есть тут и великолепная праздничная Fairytale of New York, исполняемая дуэтом Шейна и английской вокалистки Кристи МакКолл (Kristy McColl), дочери того самого пролетарского барда Ивана МакКолла. Это первый подобный дуэт Шейна, но, как оказалось, не последний. Конструкция композиции по принципу "красавица и чудовище" была снова использована в песнях You're The One с вокалисткой группы Clannad Мэри Бреннэн (Marie Brennan) и в Haunted с Шинед О'Коннор (Sinead O'Connor). Однако эти две композиции —уже новая история и другая группа Что интересно, на той пластинке Шейн дописал свои слова к нескольким традиционным песням. Теперь много польских исполнителей поступают также с песнями самих Pogues.
После If I Should Fall From Grace With God пришла пора доя альбома более слабого, но по-прежнему интересного. Изданный в 1989 году диск Peace & Love не пользовался таким успехом, как его предшественник Однако это не означает, что здесь нет хороших песен. Наверно, стоит послушать хотя бы кавер композиции Young Ned Of The Hill Рона Кэвэна (Ron Kavanagh) — в версии The Pogues она стала по-настоящему зажигательной! Есть здесь и одна из красивейших баллад группы "Mistyr Morning Albert Bridge", доказывающая, что музыканты хорошо чувствуют себя и в "тихих" композициях. Стоит также обратить внимание на USA, Cotton Fields или Tombstone.
Если Peace & Love — диск более спокойный, а может даже меланхоличный, то следующий альбом — Hell's Ditch 1990 года — это возвращение к веселым ритмам, известным хотя бы по If I... или по Red Roses For Me. Тут есть много действительно хороших песен. Открывает альбом веселая Sunnyside of the Street, после нее идет такая ж задорная Sayonara. В Ghost of Smile можно обнаружить элементы ска. Давшая название диску Hell's Ditch—одна из самых интересных композиционно песен группы с долгим, разрастающимся инструментальным вступлением.
Интересна с музыкальной точки зрения и поддержанная саксофоном Summer In Siam. А классную Rain Street вполне можно упомянуть вместе с If I Should Fall From Grace With God и Streams of Whiskey как визитную карточку группы. Это наивысшее достижение The Pogues! И последний альбом, записанный с Шейном МакГованом в качестве вокалиста. Конфликты между лидером и группой возникали из-за проблем Шейна с алкоголем. Когда в очередной раз у него случился запой, и группа была вынуждена отменить концерты, коллеги поблагодарили его за сотрудничество. Шейн через какое-то время основал новую группу' — надо признать, что не только название напоминало предыдущую. Я имею в виду The Popes. В первоначальный, сильно роковый состав группы входил Брайэн Робертсон (Brian Robertson) — гитарист легендарных Thin Lizzy.
На первом диске, представленном как альбом Shane MacGowan & The Popes и названном The Snake, содержался материал, очень близкий к тому, что делал вокалист с коллегами из The Pogues. Альбом этот вышел в 1994 году и на нем записаны такие хиты, как The Church of the Holy Spook, Victoria и I’ll Be Your Handbag. На диске много аналогий с другими песнями. Так, почти панковская I'll Be Your Handbag напоминает I Wanna Be Your Dog (Iggy Pop). У Victoria можно обнаружить связь с Gloria Вана Мориссона. Song With No Name основывается на мелодической линии шотландской песенки Trumps & Hawkers (ирландская ее версия известна как Paddy West), a Rising Of The Moon — это старая народная мелодия. Her Father Didn't Like Me Anyway - кавер Джерри Рэфферти. Интересно отметить участие в записи альбома Спайдера Стэйси из The Pogues и актера Джонни Деппа, который сыграл на гитаре. Переиздание этого альбома (осуществлено в 1995 году) включает упомянутые выше песни с Шинед О'Коннор и Мэри Бреннэн. Через два года после этого nepеиздания Shane MacGowan & Тhe Popes подарили фанам новый альбом. Он намного мощнее по звучанию, но одновременно с этим музыканты довольно1 часто обращаются к музыке кантри (Lonesome Highway, Ceilidh Cowboy и Truck Man). МакГован отмечал в интервью, что считает кантри второй музыкой ирландцев1 Якобы в Ирландии она очень популярная, и даже назвал Джорджа Джонса одним из лучших полнителей... для прослушивания в автомобиле. Но альбом The Croc of Gold несмотря на то, что отлично продавался в Штатах, все-таки не является диском в стиле кантри. Куски, такие, как Rock'n' Roll Paddy (построенная на мелодической линии The Hills of Connemara), Back In The County Hell, традиционные песни Come To The Bower и Spanish Lady предопределяют фольклорный характер диска. Хватает на нем и "панково-алкогольных" "сонгов" МакГована, так характерных для этого музыканта.
Все эти диски, о которых говорилось выше, как The Pogues так и SMG & The Popes в Польше довольно доступны, а вот достать следующий диск — проблематично. Появился он в 2000 году и носит название Holloway Boulevard. Представлен он только The Popes, а МакГован выступает на нем лишь в качестве гостя. То же самое и с концертными выступлениями этого коллектива — группа стала самостоятельной. В то же время Шейн принял участие в записи диска своей сестры — Себэн МакГован (Siobhan MacGowan). Этот альбом также очень трудно достать, я пока не видел, чтобы какой-ни5удь магазин имел его в своем ассортименте. А конец 2001 ода отмечен концертником МакГована и The Popes, на котором большинство песен — из репертуара... The Pogues.
Пока Шейн МакГован брел крутыми тропинками сольной карьеры, его коллеги из The Pogues не "закапывали груши в золу". Что правда, с того времени, как они расстались со своим лидером, группа несколько раз приостанавливала деятельность, но перед тем, как распасться окончательно, записала еще два диска. Первый из них, названный Waiting for Herb — главным образом поиск нового стиля. Несмотря на несколько очень хороших песен, альбом нельзя назвать удачным. Диск этот вышел в 1993 году, раньше первого "сольного" альбома МакГована. Фронт- мэном вместо Шейна стал Спайдер Стэйси. Он пробовал петь в 'пьянчужной' манере Шейна. Однако это было не то, чего ожидали фаны группы. Не подлежит сомнению, что музыканты The Pogues — профессионалы, и что им нравилась играть в панкфолковой манере. В конце концов они расстались с Шейном для блага группы. Трудно сегодня сказать, что могло бы быть, не случись этого. Несмотря ни на что, на диске записан один из самых знаменитых хитов The Pogues, очень хорошая композиция Tuesday Morning. Возможно, она стала такой популярной потому, что звучит на звуковой дорожке к популярному фильму "Взрыв" (Blown Away) с Джеффом Бриджисом (Jeff Bridgis) и Томми Ли Джонсом (Tommy Lee Jones). К другим интересным песням относятся Sitting on Top of the World, Big City, Girl from the Wadi Hammamat и My Baby’s Gone.
Очередной, последний студийный альбом The Pogues называется Pogue Mahone. Это непосредственный отсыл к корням группы, а одновременно и закрытие его карьеры. Композиции, содержащиеся на диске (подписанные ради справедливости всей группой) содержат в себе много из атмосферы старых записей The Pogues. Даже вокал Слайдера, удерживаясь на границе между собственной манерой и вокалом Шейна, звучит здесь намного убедительней. А песня Дилана When the Ship Comes In и вовсе кажется написанной специально для The Pogues. Такие песни, как How Come, Living In a World Without Her, Bright Lights или Pont Mirabeau спокойно могли бы войти в ран- нии диски группы.
Так The Pogues смогли напомнить слушателям, что являются группой, породненной с традиционной музыкой. Великолепным событием для них стала рекорд- сешн со знаменитой ирландской группой The Dubliners. Даблинцы, наровне с The Chieftains — самая известная из старых фольклорных групп. Песни, записанные объединенным составом (две версии Whiskey in the Jar, Rare Old Mountain Dew, Jack O'Heroes и The Irish Rover) разошлись по самым различным аудио-сборникам и синглам. Раунд этих двух коллективов досконально докумен- тует видеоролик (записан на кассете Poguevision) к песне Jack O'Heroes, представляющий футбольный мяч между двумя группами. Стоит добавить, что дедки из The Dubliners не уступали поля своим противникам.
P.S. от переводчика
Остается только добавить, что в 2002 году Шейн МакГован вместе с The Popes выпустил Across the Broad Atlantic: Live on Paddy's Day-New, а на сегодняшний день график его гастролей расписан по дням на месяцы вперед.
Рафал Taclem" ХОЙНАЦКИ, Gadki z Chatki
Перевод с польского: Алесь ОСТРОВЦОВ
"Я вовсе не хотела петь, пока не стала немного старше, — любит повторять девятнадцатилетняя блюзовая певица Шемекия Коупленд, — но мой папа всегда знал, что я приду к этому". Ее отец, знаменитый техасский блюзовый гитарист Джонни Клайд Коупленд, ...
В четверг, 14 мая 1998 года, в Лос-Анджелесе от сердечного приступа умер легендарный певец и киноактер, который еще в сороковые годы был кумиром американской молодежи и позже никогда не утрачивал своей уже поистине всемирной популярности. Ему было ...
О музыканте могут сказать, что он исполняет джаз. В один прекрасный день становится известно, что этот же музыкант играет рок, потом — поп-музыку, а затем — классику... Очень немногим удается преуспеть во всех жанрах. Сложен путь этих артистов. В ...
В анналах истории джаза 21 августа 1935 года считается точкой отсчета, с которой началась эпоха биг-бэндов — день, когда оркестр Бенни Гудмэна выступил в лос-анджелесском "Пэломэр". Этот период закончился 19 января 1942 года, когда Фрэнк Синатра ...
«…Музыка врачует раны, а слова совершают чудо – пробуждают совесть силой колдовства, ибо в них Мапуто барабаны, той земли, откуда бабка черная моя». (Ноэмия Де Соуза, поэтесса из Мозамбика) Черная Африка – это не ...
"Величайшая в мире певица блюза, которая никогда не перестанет петь — Бесси Смит 1895 — 1937" (надпись на надгробном камне) Джазовый мир положительно помешался на вокалистках. После громкого коммерческого успеха Дайаны Кролл последовал ...
" Я никогда не отзывалась плохо ни об одном музыкальном стиле, потому что я сама слушаю их все. Большинство артистов серьезно относятся к своей музыке, какой бы она ни была, и я поступаю так же. Если вы выступаете в шумных барах, это не значит, что ...
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи из немецкого журнала "Штерн* четвертьвековой давности, но тем не менее интересной и сегодня. — Прим. ред. Фрэнк Синатра — о нем говорили, его обсуждали как никого другого. Бесчисленные любовные истории, ...
Мне однажды уже приходилось писать, что я не биограф, а сегодня скажу, что я и не географ. "Причем здесь эпго?" — спросите вы. Да притом, что не знаю, какова густота населения блюзовиков на один квадратный километр, или какой их процент ...
"Спустя более 20 лет после ее дебютного альбома All Out ("Все") Клэйтон — все еще самая предприимчивая певица в джазе, специалист бессловесной импровкзации, а также является экспертом по поиску и нахождению новых значений в мелодиях и словах ...
Впервые я прочел это имя в прошлом году на сайте Jazz- Квадрата. Не придал значения. Потом еще раз увидел это имя уже на страницах журнала. А потом вал информации в прессе и в интернете начал нарастать с угрожающей быстротой, увеличиваться в ...
Кэррин Эллисон родилась в небольшом городке Грэйт Бенд, затерянном в прериях Канзаса где-то на берегу реки Миссури. Сейчас она живет в джазовой столице мира — Нью-Йорке, в ее арсенале десяток сольных альбомов, изданных знаменитым джазовым ...