"В те времена мы не слушали ничего, кроме блюза, а Джон был первым белым парнем, который пел блюз, да еще так замечательно. Это был настоящий блюз, и все стремились подражать ему."
Род Стюарт
Помимо журналистики "бумажной" я занимаюсь еще и журналистикой электронной: веду раздел новостей для англоязычного сайта нашего журнала. Каждый день просматриваешь пресс-релизы и с каждым новым "кликом" перед тобой появляются все новые и новые имена. Десятки, сотни, за месяц — тысячи имен.
За каждым — своя судьба, свои стремления, своя жизнь, свои драмы. И иногда, чаще, чем хотелось бы, этот будничный поток имен и событий резко, как завизжавшие тормоза внезапно остановившейся машины, прерывает черная новость: умер... Подчас это люди совершенно тебе неизвестные, о которых узнаешь только из строчек некролога. Иногда же такая весть натурально обжигает, и становится больно, словно теряешь близкого тебе человека. Хотя почему "словно"? Если его музыка была с тобой рядом со времен молодости, то это действительно близкий человек, пусть ты никогда в жизни воочию его не видел...
Длинного Джона Болдри я не могу отнести ни к той, ни к другой категории. Разумеется, это имя не могло остаться неизвестным для тех, кто "подсел" на рок и блюз в конце 60-х и начале 70-х годов. Кое-что из его тогдашних работ я слышал, но потрясением они тогда не стали, в кумирах у меня тогда ходили другие люди. Имя Болдри, тем не менее, в памяти осело, поскольку оно часто упоминалось в связи с какими-то иными музыкантами, группами, событиями. Тогда я еще не знал, что подобное отношение к этому человеку сложилось слишком у многих, что ярлык "Болдри — это тот, с кем работал N" станет на долгие годы источником серьезнейшей драмы в творческой жизни этого незаурядного человека. Эта драма сродни драме ученого, чьи эксперименты привели к достойному нобелевки открытию, но сам он не сумел увидеть и должным образом оценить результаты, вследствие чего нобелевка уплыла к более удачливым и внимательным последователям; сродни драме спортсмена, который в двадцать лет купался в лучах славы, а уже в тридцать оказался прочно всеми забыт.
...И о Болдри я долгое время ничего не слышал. Услышать довелось 21 июля прошлого года, когда новостные ленты крупнейших информационных агентств принесли весть о его смерти. Этот факт и связанная с ним просьба одного из наших активных корреспондентов, послужили толчком к началу' работы над материалом о Болдри, к несколько запоздалой попытке оценить подлинный масштаб личности Длинного Джона, разобраться в его странном творческом пути, который начинался, как широкий удобный хайуэй, а закончился, в об- щем-то, не самым приметным проселком. Хотелось бы, чтобы эта статья стала прощальным салютом в честь легендарного британского музыканта, гремевшего в те годы, когда закладывался фундамент рок-блюзовой славы Альбиона. Удалось ли это — судить не мне.
Задолго до того, как я увидел первые фотографии Болдри, он, из-за своего прозвища, ассоциировался у меня с другим Длинным (или Долговязым, если вам так больше нравится) Джоном, одноногим пиратом Силвером из "Острова сокровищ". Потом, когда я увидел его снимки, длинноволосого, с мягких очертаний бородкой и в широкополой шляпе, как, например, на обложке альбома 1971-го года It Ain't Easy, то и в облике его оказалось нечто мушкетерско-пиратское, в духе Дюма, Саббатини и иже с ними.
Что и говорить, внешностью Длинный Джон обладал эффектной и запоминающейся. Да и прозвище свое он получил не зря,- как-никак рост у него был просто величественный — 6 футов 7 дюймов (2 м 7 см). Если бы этот парень не увлекся музыкой, любая баскетбольная команда приняла бы его с распростертыми объятиями. Ко всему прочему. Длинный Джон был большим модником и старался одеваться элегантно и изысканно — в пятидесятые и шестидесятые годы — в безукоризненные классические костюмы, обязательно при галстуке, а позже, уже на излете движения хиппи, перешел к вышеописанным нарядам. Как вы понимаете, вниманием молодых девушек Болдри в молодости был не обделен.
А молодость его пришлась на 50-е годы. Джон Уильям Болдри родился 12 января 1941 года. По мнению большинства источников, это произошло в Лондоне, хотя встречался мне и такой адрес: Хэддон, графство Дербишир. По сути, это не столь важно. Важнее то, что уже к 56-му году долговязый подросток начал петь и играть на гитаре в различных любительских и полупрофессиональных ансамблях, исполнявших английскую фольклорную музыку. Конечно же, музыкальные вкусы Джона тогда еще не сформировались окончательно, он пробовал играть и блюз, и джаз, ездил в концертные туры с Рэмблин Джеком Эллиотгом. Уже тогда, в конце 50-х, Джон исколесил всю Англию, играл во множестве самых разных клубов и познакомился с массой будущих звезд, тогда таких же молодых и честолюбивых, как и он. Бывал он и в ливерпульской "Пещере", завязав приятельские отношения с Полом МакКартни и Джоном Ленноном, познакомился в 1958 году и с Алексисом Корнером. Сильно сомневаюсь в технической виртуозности Болдри — гитариста в те годы, но вот Болдри — вокалист уже тогда привлекал внимание сильным глубоким голосом, который делал выразительным выступление даже не очень сильной команды. Ну а уж в команде сильной он тем более пришелся ко двору. Я имею в виду Blues Incorporated Алексиса Корнера, куда он попал в 1961 году.
Не может быть ни одной статьи о британском блюзе и его людях без упоминания имени Алексиса Корнера. Автор этих строк в других материалах тоже неоднократно вспоминал этого человека. А сейчас снова приходится повторяться. Самые знаменитые гвардейцы местного блюза и ритм-энд-блюза начинали в Blues Incorporated: Мик Джеггер, Чарли Уоттс, Дик Хикстолл-Смит, Сайрил Дэвис, Джинджер Бейкер, Джек Брюс, Эрик Бердон, Грэм Бонд. Если продолжить военную тематику в сравнениях, то Blues Incorporated стал для этих будущих знаменитостей своего рода 'учебкой", где под присмотром папаши Корнера, умудренного по сравнению с ними годами и опытом, они проходили школу молодого бойца, чтобы затем перейти в "действующие части" под названиями Rolling Stones, Animals, Cream и так далее. Прошел эту школу и Длинный Джон Болдри. Его имя значится и среди участников "выпускного экзамена" — голос и гитара Джона звучат на знаменитом альбоме Rhythm & Blues From The Marquee (1962), который стал своего рода манифестом британского ритм-энд-блюза. Увековечена здесь и одна из его ранних композиций I Thought I Heard That Train Whistle Blow. Как и для многих вышеупомянутых звезд, его пребывание в Blues Incorporated было недолгим, хотя придало потрясающий импульс дальнейшему творческому развитию.
Кстати говоря, гитара Джона к этому времени зазвучала уже так, что Эрик Клэптон, как он сам неоднократно признавался, именно игре Болдри, восхитившей его на одном из концертов в начале бО-х годов, обязан решением играть блюз. А в июле того же 1962 года уже заслуживший широкую известность в кругах лондонских поклонников ритм-энд-блюза Длинный Джон давал очередной концерт в клубе Marquee. Для разогрева публики он пригласил выступить в первой части концерта еще никому не известный коллектив под названием The Rolling Stones. Это было первое в истории публичное выступление ставшей впоследствии великой группы и имя Длинного Джона Болдри оказалось таким образом неразрывно связано с концертным дебютом Джеггера и его коллег.
Сам же Болдри неожиданно для многих вскоре почти на год самоустранился с британской сцены, уехав туда, откуда Beatles уже вернулись — в Германию. Сегодня, спустя много лет это удивительно нелогичное решение — восходящая звезда вдруг добровольно исчезает из поля зрения — кажется первой в цепи многочисленных ошибок Длинного Джона в построении собственной карьеры, но эта ошибка тогда оказалась все же тактической, а не стратегической.
В отличие от тех же битлов. шлифовавших до седьмого пота в гамбургских клубах свой стартовый репертуар. Болдри в Германии заиграл совсем другую музыку. Здесь он попал в джазовое комбо неистового авангардиста Гюнтера Хампеля. Замечательный музыкант, вибрафонист и духовик Хампель всю свою жизнь играл (и играет) импровизационную музыку свободной формы. И сегодня, и тогда, в начале 60-х, он предпочитает работать с молодыми партнерами, заряжая их своей энергией и подпитыва- ясь энтузиазмом молодых Поэтому я, хоть и очень приблизительно, но представляю, какую музыку довелось играть у Хампеля Длинному Джону (а как было бы здорово услышать их вместе!). Но зато гораздо более определенно, исходя из всей последующей карьеры Болдри, можно предположить, что это, как говорят англичане, была не его чашка чая. И действительно, этот творческий союз очень разных по духу музыкантов так и остался для Длинного Джона случайным эпизодом.
Болдри успел вернуться в Англию до того, как его забыли, и сделал это очень вовремя. Его карьера в следующие пару лет круто пошла вверх. События сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой. Сразу по возвращении Длинный Джон начал выступать с бывшим коллегой по Blues Incorporated Сайрилом Дэвисом в его Cyril Davies' R & В All Stars. Однако уже в начале 1964 года этот коллектив распался в связи с безвременной смертью его молодого и очень талантливого лидера Почти сразу же после этого Болдри впервые выступает в качестве лидера собственного коллектива, организуя на обломках R & В All Stars ансамбль The Нооchie Coochie Man. В качестве второго вокалиста здесь впервые появляется человек по имени Род Стюарт. История их встречи — это совершенно особый сюжет, словно взятый напрокат из какой-нибудь мыльной оперы. Болдри и Стюарт познакомились совершенно случайно. Однажды поздним вечером ( или ранней ночью, если хотите) Болдри увидел на какой-то из станций метро молодого человека, который играл на губной гармонике. Длинный Джон был уже музыкантом с именем, молодой человек был никем. Однако Джон безошибочно определил наличие искры Божьей в этом уличном музыканте Младший его на четыре года Стюарт получил приглашение в The Hoochie Coochie Мап. Так началась карьера будущей звезды британской рок и поп-музыки.
1964-й год определенно стал самым удачным для Длинного Джона. С огромным интересом был воспринят на Альбионе его первый альбом Long John’s Blues. Интересна что он вышел именно как сольный проект, а не под маркой Hoochie Coochie Мan, хотя в записи диска Джону ассистировали его коллеги по ансамблю — Клифф Бартон. Иэн Армит и Джефф Брэдфорд (последний, кстати. до сих пор является действующим музыкантом). Под впечатлением от этого диска журналисты влиятельного New Musical Express назвали Болдри лучшим блюзовым вокалистом 1964 года в Великобритании. Позже Long John's Blues переиздавался еще в США и Канаде. В американскую версию альбома вошел и дуэт Болдри и Рода Стюарта с песней Up Above My Head ранее выпущенной в виде сингла. Несмотря на то, что в целом для британской сцены этот год прошел под знаком Beatles, Болдри также стал знаменитостью национального масштаба. Этот статус подтверждается и еще одним фактом. Когда для Beatles, впервые в их истории, в апреле 1964 года была организована специальная телепрограмма, транслировавшейся по всему миру (Around the World With The Beatles), они, наряду с Пи Джей Проби и Циллой Блэк (интересно, помнит ли кто-нибудь сегодня эти имена?), пригласили поучаствовать в этой программе именно Длинного Джона. Он исполнял перед миллионами телезрителей композицию I Got My Mojo Workin.
На волне растущей популярности Болдри не очень огорчил распад Hoochie Coochie Man, пришедшийся на осень 1965 года. Почти сразу же перед ним замаячили перспективы создания новой группы, но уже на совсем других условиях Steampacket стал союзом равных. Болдри объединился под этой маркой с музыкантом, уже тогда весьма известным — пианистом и органистом Брайаном Огером. В новый коллектив Болдри взял с собой Рода Стюарта и гитариста Вика Бриггса, а Огер привел талантливейшую вокалистку Джулию Дрисколл. За ударную установку в ансамбле сел Майк Уоллер. О короткой истории Steampacket мне уже доводилось писать в статье, посвященной Огеру (см. Jazz- Квадрат, № 5/05), и сейчас повторяться не хочется. Одна из первых британских супергрупп стала жертвой амбиций ее участников, как и другая, более знаменитая супергруппа Cream. Но если история Cream осталась богато документированной записями, то материальные следы Steampacket практически отсутствуют. Все те же амбиции привели к тому, что официальных альбомов группа так и не выпустила, хотя концертировала с большим успехом и музыку играла весьма интересную. Прощальным приветом от Steampacket осталась фотография на обложке второго сольного альбома Болдри Looking At Long John, сделанная во Франции во время финального концертного тура группы. Болдри очень любил этот свой альбом, позже неоднократно называл его лучшим своим диском. В нем он впервые исполнил песню You've Lost That Loving Feeling, один из своих хитов, в нескольких версиях повторенный им и впоследствии. И в чисто музыкальном смысле Looking At Long John оказался интереснее своего дебютного предшественника. При по- прежнему блюзовой основе, в нем стало заметно больше джазовых, импровизационных элементов, в чем большая заслуга принадлежит ярким гитарным соло Джимми Пейджа, позже одного из столпов великих Led Zeppelin. Как видим, и это имя также связано с историей Длинного Джона, непревзойденного открывателя талантов...
Таланты обнаружились и в группе Bluesology, сформированной им осенью 1966 года, почти ровно через год после распада Hoochie Coochie Man. В новом коллективе пела вокалистка Марша Хант (явная попытка Болдри подыскать конкурентку для Джулии Дрисколл), играл на саксофоне Элтон Дин, а за клавишными сидел молодой провинциальный паренек с академическим образованием по имени Реджинальд Дуайт. И если имя Марши Хант так и кануло в Лету, подобно именам многих других вокалисток, мечтавших о большой карьере, то Дуайт карьеру все же сделал, да еще какую! Правда, для этого ему пришлось взять псевдоним. "Крестными отцами" стали Элтон Дин и сам Длинный Джон Болдри. Объединив их имена, Per Дуайт превратился в ... Элтона Джона, будущую мега-звезду мировой поп-сцены. "Стартовую скорость" его взлету придал опять-таки Длинный Джон. К чести и Элтона Джона, и Рода Стюарта, надо сказать, что оба они всегда с благодарностью вспоминали человека, выведшего их в люди, и, уже в ранге знаменитостей, всячески старались помочь и поддержать Длинного Джона.
Но трудно было помочь человеку, который упорно выбирал самые непоследовательные и нелогичные решения. Bluesology в кратчайший срок последовала вслед за Hoochie Coochie Man и Steampacket. Определенно, роль лидера и организатора в коллективе плохо удавалась Длинному Джону. Болдри решил посвятить себя исключительно сольной карьере. При этом он круто изменил курс. Блюз и рок-н-ролл были оставлены, а Болдри совершенно неожиданно для всех вдруг ринулся в сферу чистой поп-музыки, вслед за Томом Джонсом и Энгельбертом Хампердинком. Поначалу в новой ипостаси его ждал громкий, пожалуй, самый громкий за всю его карьеру успех Баллада Let the Heartaches Begin, написанная для него композитором и продюсером Тони МакОлеем в соавторстве с Джоном МакЛеодом взлетела в октябре 1967 года на первое место в британском хит-параде. По всем законам жанра вслед за успешным синглом вышел в 1968 году и одноименный альбом, продолженный аналогичными по стилистике дисками Let There Be Long John (1968) и Wait For Me (1969). Репертуар этих альбомов был достаточно пестрым. Помимо лиричных медленных баллад, Болдри исполнял и композиции, основанные на блюзовых мотивах, и известные поп-стандарты, и модные песни в стиле популярной в те годы за океаном музыки соул. Возможно, именно эта излишняя пестрота репертуара и привела к тому что Длинный Джон так и не смог состояться как звезда поп-музыки. При нехватке жанровой чистоты в репертуаре, он ни для одного из сегментов своей потенциальной аудитории так и не стал до конца своим, несмотря на все достоинства голоса и манеры исполнения. Во всяком случае, в дальнейшем он и близко не подошел в хит-парадах к повторению успеха Let the Heartaches Begin. Второй по значению относительной удачей дня Болдри стало лишь 15-е место сингла Mexico, изданного в октябре 1968 года специально к открытию летних олимпийских игр в Мексике.
В этих условиях Болдри вновь разворачивается почти на сто восемьдесят градусов. Беда только, что мир рок-н- ролла и ритм-энд-блюза тоже не стоит на месте и не ожидает, когда Длинный Джон соизволит вернуться на круги своя. Тут тоже все меняется и меняется достаточно быстро. Туг наступает время расцвета хард-рока, арт-роковых и джаз-роковых экспериментов. Забыты аккуратные галстуки и тщательно отглаженные костюмы, Болдри, как уже упоминалось выше, облачается в джинсы, отпускает бороду и отращивает длинные волосы. Однако, как оказалось, чтобы дцгнать собственное прошлое этого мало. Один за другим, в 1971 и 1972 годах выходят два новых альбома Длинного Джона: It Ain't Easy и Everything Stops For Tea. Продюсерами обоих записей выступают совместно (редчайший случай!) два самых знаменитых музыканта из начинавших у Болдри — Род Стюарт и Элтон Джон. Для It Ain't Easy Элтон Джон дарит Болдри песню, написанную им вместе со своим основным соавтором Берни Топином — Rock Me When He's Gone. Сам он никогда ее не записывал, предоставив "право первой ночи" своему учителю. На альбоме Everything Stops For Tea Род Стюарт и сам поет дуэтом с Болдри песню Mother Ain't Dead. Среди других композиций этого диска выделяется интерпретация Болдри блюза Вилли Диксона You Can't Judge a Book. Предшествующий альбом украшает великолепная композиция с очень длинным названием — Don't Try То Lay No Boogie Woogie On The King of Rock and Roll, ставшая визитной карточкой Длинного Джона. В целом - оба диска крепкие, интересные, вполне свежо звучащие и сегодня, но... капризная фортуна не прощает измен. Успеха нет. Скажем сразу — его больше и не будет...
Все 70-е годы — это, наверное, самый тяжелый период в жизни Длинного Джона. Это время, когда начинавшие у него молодыми неопытными музыкантами Род Стюарт и Элтон Джон становятся фантастически популярными звездами, когда Led Zeppelin и Rolling Stones на глазах превращаются в классиков жанра. И это на фоне его безуспешных и мучительных попыток стать снова тем Длинным Джоном, которому рукоплескали переполненные залы и которому, наверное. втайне завидовали те же Джеггер или Пейдж А теперь о нем все чаще вспоминают лишь в связи с этими ребятами. А ведь он играет и поет ничуть не хуже, чем раньше. Его новые альбомы сделаны классно — об этом ему говорят коллеги и музыкальные журналисты — но, увы, только они. Можно только догадываться, что пережил и передумал Длинный Джон в эти годы, какой мощный психологический пресс давил на него все это время.
Ирония судьбы: последний раз имя Болдри попадает на первые страницы музыкальной (и не только музыкальной) прессы опять-таки не само по себе, а в связи с другим исполнителем. Событие это весьма печально: в 1977 году лидер группы T.Rex и звезда глэм-рока Марк Болан погибает в автомобильной катастрофе спустя несколько минут после того, как он покидает дом Болдри, к которому Марк заезжал с приятельским визитом. К концу 70-х терпение Длинного Джона иссякает. Непредсказуемый Болдри вновь удивляет всех своим решением - он бросает все и едет искать счастья за океаном. едет в никуда, поскольку там его никто не яедет. После нескольких тяжелых лет, заполненных безуспешными попытками закрепиться в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, Джон Болдри официально эмигрирует в Канаду' и в начале 80-х годов поселяется в Ванкувере, провинция Британская Колумбия.
Думаю (возможно, ошибочно), что для Болдри эмиграция была в чем-то сродни известному порыву Чацкого из грибоедовской комедии: "Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!" В Канаде, в относительной 'глуши" (при всем уважении к Ванкуверу, с точки зрения его ранга в шоу-бизнесе, это далеко не Лондон или Нью- Йорк) он надеялся залечить болезненные душевные раны. Наверное, в какой-то степени ему это удалось. В какой — теперь никто уже не скажет. Длинный Джон смирился с тем фактом, что теперь площадкой для его выступлений стали не крупнейшие концертные залы, а относительно скромные клубные сцены. Возможно, ему льстило внимание и огромное уважение, с которым его встретили в кругах канадских любителей и исполнителей блюза. Само его появление в этой среде придало свежий импульс развитию блюза в Канаде. Недавно мне довелось работать над большой партией блюзовых дисков, присланных в редакцию журнала из Канады. Те из канадских блюзменов, кому доводилось играть с Болдри, с гордостью подчеркивали этот факт в своих пресс-релизах.
В Канаде Болдри продолжал пополнять и свою дискографию. Он записывался здесь для нескольких лэйблов, включая и EMI Music Canada, но особенно значительными представляются альбомы Длинного Джона, выпущенные независимым лэйблом Stony Plain Records из Эдмонтона. С этой компанией и ее шефом Хольгером Петерсеном Болдри начал сотрудничать в 1991 году, и их союз продолжался до конца его жизни. Дебютный альбом Болдри на Stony Plain появился ровно двадцать лет спустя после известного диска британского периода It Ain't Easy и получил знаменательное название It Still Ain't Easy. В перекличке времен Длинный Джон недвусмысленно продемонстрировал верность идеалам молодости, составив этот диск из классических блюзовых стандартов, включая Insane Asylum своего любимца и доброго приятеля Вилли Диксона. Постаревшие на двадцать лет поклонники Болдри в разных странах с удовольствием покупали этот диск, тешивший их ностальгические воспоминания. Нельзя не упомянуть и еще один "плэйновскнй" альбом Болдри — Right То Sing The Blues (1997). Этот диск был удостоен в Канаде премии Джюно — местного аналога американской премии Грэмми, что само по себе уже достаточно убедительно говорит об уровне этой работы Не хотел бы. чтобы у читателей создалось впечатление о потном запустении блюзовой жизни в Канаде до появления Болдри, и что он, как некий пророк все преобразил своим присутствием. Новый импульс — да, придал, но не более. В Канаде много интереснейших блюзовых исполнителей, эту музыку здесь любят, играют, записывают. И если диск Болдри получил Джюно —значит, он выи I рал в борьбе и действительно стоил того.
Сотрудничал Длинный Джон в эти годы с самыми разными музыкантами. Удачным было его трио с Батчем Коултером и британским гитаристом Мэттом Тейлором. Их концерт в Гамбурге в 1999 году был также увековечен соответствующим альбомом (Long John Baldry Trio, 2000) на Stony Plain. Но особенно плодотворно работалось Длинному Джону с вокалисткой Кэти МакДональд. Вместе они перепели много старых его хитов, а также и новые композиции. Джон довольно часто гастролировал — выступал не только в Канаде и США, но и в Европе, а также на родине, в Англии.
Помимо всей этой гастрольно — концертно — фонографической деятельности, Болдри довольно много времени, особенно с начала 90-х годов, уделял и чисто коммерческим проектам, позволившим ему не чувствовать себя стесненным в средствах. Его голос звучит в ряде компьютерных игр. В1998 года Джон принял участие в записи сказки про Винни-Пуха и его друзей для известной американской фирмы Walt Disney Records, озвучивая в этом проекте Рассказчика. В этой связи Болдри даже получил номинацию на Грэмми в Штатах, что тоже отдает довольно горькой иронией: да, номинация на Грэмми, но отнюдь не за то, что он всегда считал самым важным для себя...
А важнее для него, безусловно, была музыка. Он не расставался с ней практически до конца жизни. В августе 2005 года Болдри должен был по просьбе Рода Стюарта открывать его концерты в ходе американского тура. Затем Джон собирался со своей последней группой The Mississippi Hippies на гастроли в Германию. В 2006 году должна была начаться работа над очередным диском. Всего этого не случилось.
Проблемы с легкими начались у Длинного Джона давно. Из-за них он на дух не переносил табачного дыма и не мог выступать в прокуренных залах. С годами проблемы прогрессировали. Раннюю весну 2005 года Болдри провел в Англии и промозглый, сырой британский воздух нанес ему решающий удар. С тяжелым легочным воспалением он вернулся со старой родины на новую и немедленно лег в больницу в Ванкувере. 21 июля, после четырех месяцев борьбы с болезнью, Длинный Джон скончался. Помните битловскую When I'm Sixty-Four? Джону Болдри было как раз шестьдесят четыре...
В четверг, 14 мая 1998 года, в Лос-Анджелесе от сердечного приступа умер легендарный певец и киноактер, который еще в сороковые годы был кумиром американской молодежи и позже никогда не утрачивал своей уже поистине всемирной популярности. Ему было ...
О музыканте могут сказать, что он исполняет джаз. В один прекрасный день становится известно, что этот же музыкант играет рок, потом — поп-музыку, а затем — классику... Очень немногим удается преуспеть во всех жанрах. Сложен путь этих артистов. В ...
В анналах истории джаза 21 августа 1935 года считается точкой отсчета, с которой началась эпоха биг-бэндов — день, когда оркестр Бенни Гудмэна выступил в лос-анджелесском "Пэломэр". Этот период закончился 19 января 1942 года, когда Фрэнк Синатра ...
«…Музыка врачует раны, а слова совершают чудо – пробуждают совесть силой колдовства, ибо в них Мапуто барабаны, той земли, откуда бабка черная моя». (Ноэмия Де Соуза, поэтесса из Мозамбика) Черная Африка – это не ...
"Величайшая в мире певица блюза, которая никогда не перестанет петь — Бесси Смит 1895 — 1937" (надпись на надгробном камне) Джазовый мир положительно помешался на вокалистках. После громкого коммерческого успеха Дайаны Кролл последовал ...
" Я никогда не отзывалась плохо ни об одном музыкальном стиле, потому что я сама слушаю их все. Большинство артистов серьезно относятся к своей музыке, какой бы она ни была, и я поступаю так же. Если вы выступаете в шумных барах, это не значит, что ...
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи из немецкого журнала "Штерн* четвертьвековой давности, но тем не менее интересной и сегодня. — Прим. ред. Фрэнк Синатра — о нем говорили, его обсуждали как никого другого. Бесчисленные любовные истории, ...
Мне однажды уже приходилось писать, что я не биограф, а сегодня скажу, что я и не географ. "Причем здесь эпго?" — спросите вы. Да притом, что не знаю, какова густота населения блюзовиков на один квадратный километр, или какой их процент ...
"Спустя более 20 лет после ее дебютного альбома All Out ("Все") Клэйтон — все еще самая предприимчивая певица в джазе, специалист бессловесной импровкзации, а также является экспертом по поиску и нахождению новых значений в мелодиях и словах ...
Впервые я прочел это имя в прошлом году на сайте Jazz- Квадрата. Не придал значения. Потом еще раз увидел это имя уже на страницах журнала. А потом вал информации в прессе и в интернете начал нарастать с угрожающей быстротой, увеличиваться в ...
Кэррин Эллисон родилась в небольшом городке Грэйт Бенд, затерянном в прериях Канзаса где-то на берегу реки Миссури. Сейчас она живет в джазовой столице мира — Нью-Йорке, в ее арсенале десяток сольных альбомов, изданных знаменитым джазовым ...
"Кэти — мое фантастическое открытие. Я всегда прослушивал вокалисток в поисках способных петь джаз и блюз в необычной манере, но никогда не надеялся найти столь уникальную, — совершенно очевидную в своем величии. Она — одна из наиболее способных ...