Karrin Allyson - Свой голос, традиция и американская мечта
08.04.2013
Кэррин Эллисон родилась в небольшом городке Грэйт Бенд, затерянном в прериях Канзаса где-то на берегу реки Миссури. Сейчас она живет в джазовой столице мира — Нью-Йорке, в ее арсенале десяток сольных альбомов, изданных знаменитым джазовым лэйблом, номинации на премию Грэмми, верхние ступени чартов, которые она занимает после выхода ее последнего диска. Плюс мировая известность. Кроме того, Эллисон, трепетно относясь к джазовой традиции, обладает собственным неповторимым голосом и, по мнению критиков, необычайно современна. Ну чем не воплощение американской мечты?
Эллисон poслa в Омахе, куда ее родители — отец был лютеранским священником, а мать психологом, школьным учителем и классической пианисткой — переехали, когда дочери исполнилось шесть лет. Она начала всерьез заниматься классическим фортепиано, и в итоге поступила на эту же специальность в колледж. Там она впервые выстуйила на профессиональной сценe, играя на студенческом интроспективном концерте по исполнителям 70-х (Joni Mitchell. Carole King. Janis Ian) как вокалистка и пианистка. К тому же Эллисон выступала с фанк-роковым репертуаром в бэнде с прикольным названием Тоmboy, в состав которою входили одни девчонки. Вскоре она переняла одержимость джазом от приятелей студентов и начала слушать Nancy Wilson, Cannonball Adderley, Carmen McRae, Billie Holiday, Dinah Washington, Bill Evans, Thelonious Monk... Эллисон запоем читала книги о джазе, изучала его, сидя за фортепиано, а затем применяла полученные знания на местных джэм сешнз. "Я любила все те прекрасные истории, которые рассказываются в джазовых песнях, — признается она, — но скоро начала думать о том, как волнующе было бы уметь импровизировать и свинговать, изменяя мелодии в поисках собственного стиля. Пение начинало выходить для меня на первое место".
Эллисон переехала в Миннеаполис, где продолжала учебу на протяжении трех последующих лет. А затем ей позвонил ее дядя Ron Schooniver, которому принадлежал Phoenix - джаз-клуб, расположенный в даунтауне Канзас-Сити. "Мой отец и дедушка просили его дать мне работу с испытательным сроком, и мои переезды прекратились, — рассказывает Эллисон. — Канзас-Сити оказался очень приятным городом, и я всегда чувствовала себя там как дома Здесь выступали музыканты, которые играли в фильме The Last Of The Blue Devils, и здесь я встретила таких замечательных парней, с которыми стала играть вместе: басист Bob Bowman, пианист Paul Smith, гитаристы Danny Embrey и Rod Fleeman, а также барабанщик Tоdd Strait, Я стала их бэндли- дером".
Подписав контракт с джазовым лэйблом Concord, Эллисон в 1992 издала свой дебютный альбом I Didn't Know About You, который получил весьма лестные отзывы. Так, например, в ежегодном опросе читателей журнала Playboy ее назвали почти такой же великой, как Элла Фитцджеральд и Ширли Хорн.
Эллисон продолжала регулярно издавать диски на протяжении всего десятилетия Это были альбомы Sweet Home Cookin’ (1993), Azure-Te (1994), двойной Collage and Daydream (1996). Для последнего релиза 90-х— From Pans То Rio (1999)—Эллисон попыталась сделать что-нибудь необычное И она издала альбом, на котором спела песни на французском и португальском языках. Альбом был выполнен в многонациональной стилистике, здесь звучат мелодии от самбы, до босса новы.
Несмотря на то, что в 2000 году Элиисон переехала в Нью-Йорк, все ее проекты вплоть до последнего диска построены на принципе блюз-как-катарсис, который опирается на традицию Канзас-Сити.
Следующее предложение от Эллисон — альбом 2001 года Ballads: Remembering John Coltrane был по-настоя- щему одним из наиболее горячо встреченных критикой и слушателями. И наиболее успешным во всей ее карьере, поскольку заработал две номинации на премию Грэмми. Для альбома 2002 года In Blue Эллисон отобрала материал таких исполнителей, как Mose Allison, Joni Mitchell, George & Ira Gershwin, Blossom Dearie, Abbey Lincoln, Oscar Brown jr., Bonnie Raitt.
На протяжении последних лет Эллисон выступала во многих престижнейших концертных залах Америки, включая трибьют всех звезд Элле Фитцджеральд в нью-йоркском Карнеги-Холл. Также в ее творческую биографию вписаны выступления с симфоническими оркестрами Канзас-Сити и Омахи.
Мессэдж ее последнего проекта, на котором записано много великого джаза, оптимистичный и возрождающий. "Я всегда отношусь к своим альбомам, как к собственным детям,—говорит Эллисон. —Этот проект мой десятый по счету, и я особенно горжусь им.Я была счастлива работать с некоторыми из действительно великих музыкантов, моими кумирами, и вместе мы дали рождение потрясающему диску. Тексты песен на нем — настоящая поэзия, а музыка — необычайно живая и наполненная энергией". "Как певица, я чувствую, что нахожусь под очень большим влиянием инструменталистов и множества классических инструментальных композиций, — признается Кэррин Эллисон. — Очень сложно положить слова на великую, иконоподобную мелодию, потому что хочется, чтобы они стали равноценными". Для работы над Footprints Эллисон объединила почитаемых знатоками джаза одного из пионеров джазового вокала Джона Хендрикса (Ion Hendricks), певицу из штата Орегон Нэнси Кинг (Nancy King) и известного тенор-саксофониста-флейтиста Фрэнка Весса (Frank Wess) — знаменитость из оркестра Count Basie. Всегда до безрассудности отважная Эллисон и на этот раз подтвердила свою репутацию наиболее талантливой и наиболее продаваемой джазовой вокалистки, работающей сегодня. Для альбома было записано 13 полностью равноценных классических ииструментальных трэка 50-х и 60-х, все отмеченные строгой мелодичностью, содержательной гармонической последовательностью и запоминающейся, хорошо отточенной поэзией текстов, восемь из которых их написал поэт Крис Кэсвелл (Chris Casweil).
Хендрикс внес свой вклад в представленную на альбоме поэзию словами к Strollin' Хорэса Сильвера и Everybody's Boppin' собственного сочинения, обе увековеченные трио Lambert, Hendricks & Ross. Сама Эллисон написала тонкие лирические стихи к классической боп-композиции.]огdu Дюка Джордана (Life Is a Groove). Завершают программу АТгее апd Ме и But I Was Cool Оскара Брауна младшего (Oscar Brown Jr.), который долгое время был главным героем для Эллисон и принимал самое активное участие в этом проекте. Но незадолго до выхода пластинки он умер в сентябре 2005 года. Надежную ритм- секцию обеспечили пианист Брюс Бэрт (Bruce Barth), Питер Уошингтон (Peter Washington), подолгу возглавлявшие списки лучших исполнителей Ныо-Йорка, и прибывший по приглашению из Портлэнда барабанщик Тодд Стрэйт (lodd Strait). Стрэйт — восходящая звезда, он играл с Эллисон еще в середине 90-х, когда оба они жили в Канзас-Сити, и записывался на большинстве ее дисков.
"Я люблю лирику Криса за то, что в ней присутствует все, из чего состоит наша жизнь, — говорит Эллисон о своем партнере по работе над диском, который поначалу работал музыкальным директором у поп-исполнителей Мелиссы Манчесгер и Пола Уилльямса. — В ней много сердечности и юмора, она совершенно не сентиментальна и обладает теми сладко-горькими качествами, которые, мне кажется, очень важны для настоящей поэзии. Они вполне подходят к стилю той эпохи, но привносят в него много и от современного мира".
Одн:окды покинув Рочестер, штат Нью-Йорк, Крис Кэсвелл созрел до того, чтобы играть джаз на органе Hammond В-3,а затем перешел на фортепиано. Кроме прочих, он сотрудничал и играл с такими знаменитостями, как Cannonball Adderlev, Sarah Vaughan, Jimmy Webb, Alan Bergman и Cv Coleman. Для альбома Footprints он предложил собственные тексты к трем классическим инструментальным композициям Эддерли — You Need Tо Say (Never Say Yes), 1 Can't Saу(Tea-neck) и Give Me a Break (Unit 7), к титульной композиции, написанную Wayne Shorter'oм, к Con Alma (Something Worth Waiting For) авторства Dizzy Gillespie, к двум композициям John’a Coltrane'a — Lazy Bird (Lightning) и Equinox (A L,ong Way To Go), а также к The Turnaround (I Find The Turnaround) Hank'a Mobley. "Это классные мелодии самого классного периода времени для джаза, — говорит Bill McGlaughlin, популярный ведущий National Public Radio, композитор и дирижер, который долгое время сотрудничал с Эллисон. — Но песни Криса греют даже без использования языка бопа. Они все необычайно искренни".
Что действительно выделяет Эллисон среди коллег- вокалисгов, так это ее способность передавать океан эмоций минимальными средствами. "Образ проникновенности наполняет ее музыку, — писал Ричард Кук автор Penguin Guide to Jazz Records, в рецензии на концерт Эллисон 2004 года. — Одна из наиболее притягательных черт ее пения — это отсутствие манерности. Нет глупого украшательства, никаких страданий и душевных чувсгв, которыми гак грешат молодые вокалисты. Она же не стараегся использовать всякую дурацкую клоунаду".
Все эти отличительные черты Эллисон полностью разделила на Footprints с Нэнси Кинг, с которой она исполняет красивый дуэт на титульной композиции "Когда начинали этот проект, мы переживали большие личные утраты, — признается Эллисон. — Умер Оскар Браун, а затем сын Нэнси разбился на мотоцикле, всего за две недели до того, как она приехала в Нью-Йорк для записи". Возможно, эта трагедия привела к сверхъестественно гармоничному сопровождению Нэнси Эллисоновсого идущего-прямо-от-сердца прочтения гимноподобной лирики Кэсвелла для этой песни: "Воспоминания - - это вехи, которые утешают и заверяют меня, что ты будешь со мной всегда. Следуя за отпечатками ног, оставшимися после нас, я найду тебя здесь, вре- мена, изменяющие ход событий, могут утопить тебя в потопе. Раскрашенная в безмолвие жизнь, прошлое становится прибежищем, свободным от боли и скорби. Следуя за отпечатками ног, оставшимися после нас, я найду тебя здесь".
Вместе Эллисон и Кинг поют в унисон и в Never Say Yes, и в A Long Way То Go, и в Life Is а Groove, поддерживают собственным скэтом квадраты Хендрикса в Everybody's Bopping "По-моему, Нэнси— одна из лучших певиц на планете, обладающая собственным голосом, живая легенда, — говорит Эллисон. — И мне нравится поэзия Джона; я записала уже много его песен, с тех пор, как впервые услышала трио Lambert, Hendricks & Ross, когда училась в университете штата Небраска в Омахе. Эго случилось подобно тому, как я впервые услышала Оскара Брауна на альбоме Sin and Soul".
Кэррин Эллисон уверена, что главная цель в творчестве — бьпъ всегда искренним, когда играешь и поешь, всегда оставаться самим собой, не походить на кого-нибудь еще "У нас у всех есть люди, которые оказывают на нас влияние, и люди, которых мы любим, но мы все равно принадлежим самим себе".
Почти каждый джазовый вокалист говорит о поисках собственного уникального голоса. Эллисон добилась этого идеала. Но когда это произошло, к ней пришло и понимание необходимости наследования традиции. Многие из современных вокалистов находятся в плену своих заблуждений и полностью отвергают прошлое. Эллисон, напротив, джазовую традицию принимает, но не задерживается в ней. Как говорит она сама, "если вы исполняете мелодию Дюка Эллингтона, вам маленький респекг. Но, в то же время, получайте его и будьте креативны", Эта способность Кэррин Эллисон позволяет ей быть одной из самых современных и впечатляющих певиц, талант которых ярко расцвел на джазовом горизонте в 90-е годы.
"Я вовсе не хотела петь, пока не стала немного старше, — любит повторять девятнадцатилетняя блюзовая певица Шемекия Коупленд, — но мой папа всегда знал, что я приду к этому". Ее отец, знаменитый техасский блюзовый гитарист Джонни Клайд Коупленд, ...
В четверг, 14 мая 1998 года, в Лос-Анджелесе от сердечного приступа умер легендарный певец и киноактер, который еще в сороковые годы был кумиром американской молодежи и позже никогда не утрачивал своей уже поистине всемирной популярности. Ему было ...
О музыканте могут сказать, что он исполняет джаз. В один прекрасный день становится известно, что этот же музыкант играет рок, потом — поп-музыку, а затем — классику... Очень немногим удается преуспеть во всех жанрах. Сложен путь этих артистов. В ...
В анналах истории джаза 21 августа 1935 года считается точкой отсчета, с которой началась эпоха биг-бэндов — день, когда оркестр Бенни Гудмэна выступил в лос-анджелесском "Пэломэр". Этот период закончился 19 января 1942 года, когда Фрэнк Синатра ...
«…Музыка врачует раны, а слова совершают чудо – пробуждают совесть силой колдовства, ибо в них Мапуто барабаны, той земли, откуда бабка черная моя». (Ноэмия Де Соуза, поэтесса из Мозамбика) Черная Африка – это не ...
"Величайшая в мире певица блюза, которая никогда не перестанет петь — Бесси Смит 1895 — 1937" (надпись на надгробном камне) Джазовый мир положительно помешался на вокалистках. После громкого коммерческого успеха Дайаны Кролл последовал ...
" Я никогда не отзывалась плохо ни об одном музыкальном стиле, потому что я сама слушаю их все. Большинство артистов серьезно относятся к своей музыке, какой бы она ни была, и я поступаю так же. Если вы выступаете в шумных барах, это не значит, что ...
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи из немецкого журнала "Штерн* четвертьвековой давности, но тем не менее интересной и сегодня. — Прим. ред. Фрэнк Синатра — о нем говорили, его обсуждали как никого другого. Бесчисленные любовные истории, ...
Мне однажды уже приходилось писать, что я не биограф, а сегодня скажу, что я и не географ. "Причем здесь эпго?" — спросите вы. Да притом, что не знаю, какова густота населения блюзовиков на один квадратный километр, или какой их процент ...
"Спустя более 20 лет после ее дебютного альбома All Out ("Все") Клэйтон — все еще самая предприимчивая певица в джазе, специалист бессловесной импровкзации, а также является экспертом по поиску и нахождению новых значений в мелодиях и словах ...
Впервые я прочел это имя в прошлом году на сайте Jazz- Квадрата. Не придал значения. Потом еще раз увидел это имя уже на страницах журнала. А потом вал информации в прессе и в интернете начал нарастать с угрожающей быстротой, увеличиваться в ...
"Кэти — мое фантастическое открытие. Я всегда прослушивал вокалисток в поисках способных петь джаз и блюз в необычной манере, но никогда не надеялся найти столь уникальную, — совершенно очевидную в своем величии. Она — одна из наиболее способных ...