"Кэти — мое фантастическое открытие. Я всегда прослушивал вокалисток в поисках способных петь джаз и блюз в необычной манере, но никогда не надеялся найти столь уникальную, — совершенно очевидную в своем величии. Она — одна из наиболее способных певиц из всех, с кем мне доводилось работать на протяжении очень долгого времени. В ее голосе присутствуют те же едва уловимые нюансы, что и в голосах таких певиц, как Эрта Китт и Эдит Пиаф, которых она никогда не слышала. Ее отличает сдержанная стойкость, абсолютная уверенность в себе и зрелость, сильно выделяющая ее среди ровесников. Она — харизматичный исполнитель, и у нее прекрасные, гипнотизирующие глаза" Mike Batt
Два года назад ранним восьмомартовским утром я брел куда-то по безлюдному проспекту Скарыны и издали заметил чувака, пристающего к редким прохожим с микрофоном в руке. Издали распознав одного из корреспондентов радио "Свабода", я попытался обойти его, но было поздно: репортер ринулся мне наперерез. Внутренне скривившись в ожидании "провокационного" вопроса о празднике суфражисток- феминисток, я приготовился его отшить, но голос чувака заставил меня остановиться: "Кого вы можете назвать женщиной года?" Притормозив, я подумал несколько секунд и ответил: "Королеву Великобритании".
Весь нижеприведенный текст, в принципе, есть развернутым комментарием к озвученному тогда выбору. Слово Елизаветы II дорогого стоит. А похвала — тем более. Одной фразы Ее Величества, оброненной якобы невзначай, но прилюдно, достаточно для того, чтобы в корне изменить судьбу любого творческого человека, вырвать из рутины бытовых проблем и дать возможность в полной мере реализовать собственный талант. И нестареющая душой монархиня, всегда открытая свежему бризу современности, с метапсихологической тонкостью способная распознавать "креатив", всю жизнь совершает эти, казалось бы ничего не стоящие, "капиталовложения". Вспомним эксцентричную Вивьен Вествуд, на которую поборники добропорядочных нравов набросились из-за придуманной ею мини-юбки. "А мне нравится, — сказала тогда королева, провоцируя секс-революцию, возможно, и совершенно определенно — рождение панк-эстетики и раскрепощение сознания, — я бы сама носила, если б могла". Список рождавших новые стили и направления в искусстве музыкантов, художников, режиссеров, литераторов, совершивших это благодаря моральной поддержке королевы, велик. И список тех, чьи заслуги перед искусством были официально признаны присуждением дворянского звания — тоже. Отметим, что в отличие от знаменитого Мецената, который, словно Мефистофель, в обмен на усадьбы и рабов покупал у литераторов лояльность к императору Августу, Елизавета II ничего взамен не требует. И если убеленный сединами сэр Пол Маккартни исполняет "Боже, храни королеву!", то делает это, уверен, по собственному' убеждению и от всей души.
Извините за столь долгое вступление. Дело в том, что Кэти Мелуа в этом смысле — не исключение. Когда в ноябре 2003 на независимом лэйбле вышел ее первый диск Call Of The Search, проданный в количестве пару тысяч копий, 19-летнюю певицу пригласили поучаствовать в телевизионном шоу Royal Variety. После исполнения песни Кэти подвели к самой королеве, и Елизавета II в присутствии журналистов произнесла лишь одну фразу: "Я слышала вашу запись по радио, мне очень понравилось".
Извините, но мне трудно представить Ее Величество за прослушиванием FМ. Но я вовсе не собираюсь уличать королеву в неискренности: в то, что пение Кэти ей очень понравилось, поверить совсем не трудно. Через три месяца Call Of The Search стал платиновым, а вскоре пришла и мировая известность.
Но обо всем по порядку. Кэти родилась в 1984 году в Грузии. Официальная биография намекает на столицу Тбилиси, но ее родной дядя Зураб говорил мне, что будущая суперзвезда появилась на свет в Батуми, на берегу Черного моря. Девочка была совсем маленькой, когда отец — врач-кардиохирург — переехал с семьей в Москву (это — тоже не из официальной биографии певицы), а в 1992-м эмигрировал в столицу Северной Ирландии Белфаст. Как потом выразилась сама Кэти, "из огня да в полымя". Она политкорректно объясняет эту фразу тем, что встретила в Северной Ирландии горячий прием и необычайно теплое дружеское отношение. Но мы то понимаем, откуда в ее глазах столько мудрости, словно у человека, много повидавшего на жизненном пути.
Но ведь это так и есть: танки на улицах Москвы и на проспекте Руставели в Тбилиси, гражданская война в Грузии да война с Абхазией, когда над головами загорающих на пляжах людей разворачивались выкрашенные в розовый цвет только что отстрелявшиеся вертолеты. А потом — военные патрули и БТРы на улицах Белфаста.
Обстановка в Северной Ирландии как в зеркале отразилась на ее семье: младший брат Кэти учился в протестантской школе, в то время как она — в начальной католической школе Св. Катерины, а затем — в Доминиканском колледже.
Кэти не собиралась становиться музыкантом. Подростком она мечтала стать либо политиком, либо историком: "Я на самом деле чувствовала себя способной добиться мира во всем мире... Если я буду им управлять". Тогда она еще не знала, что вполне способна им управлять, что способна вносить мир в души людей одним лишь своим пением...
Устав от постоянной войны, в 1997 году семья Кэти переезжает в Юго-Восточный Лондон, где и суждено было произойти всем тем "сказочным" событиям. Здесь Кэти начала учиться музыке. Первым ее инструментом было фортепиано. В пятнадцать лет она приняла участие в телевизионном конкурсе под смешным названием Stars Up Their Nose ("Звезды задирают носы"), где спела песню Мэриа Кэри Without You. Назло конкурентам, конкурс этот она выиграла (одним из призов было кресло для ее любимого дэди), получив бесценный опыт живого выступления перед публикой и телевизионной камерой. Конечно, этот успех повлиял на выбор будущей профессии: Кэти поступила в Brit School for Perfoming Arts и взяла в руки гитару. Какую музыку она предпочитала слушать? Самую разную: Queen, Joni Mitchell, Bob Dylan, ирландский фолк, индийскую музыку. A Eva Cassidy своими песнями заставляла ее просто трепетать, затаив дыхание... Когда Кэти узнала, что Евы больше нет в живых (певица умерла незадолго до этого — 2 ноября 1996-го), она написала посвящение ей — Faraway Voice. Так Кэти начала писать песни сама...
Как-то в Brit School появился известнейший продюсер Майк Бэтт... Стоп, про него обязательно надо сказать пару слов отдельно, иначе ход мыслей будет не совсем понятен. Дело в том, что это человек особенный. Когда-то Майк сам пел, но затем решил, что писать и аранжировать для других исполнителей у него получается лучше. И не ошибся: его песни для Арта Гарфанкела и Дэвида Эссекса достигали вершин чартов, а в записи первого сольного альбома Майка Snark кроме прочих звезд принимали участие Клифф Ричард, Джордж Харрисон, Стэфэн Грапелли, Джулиан Леннон. Затем Майк с головой окунулся в классическую музыку. Он был продюсером первой постановки "Призрака оперы" Вэббера, сам дирижировал оркестром и написал слова к хиту №1 (при одном воспоминании об этой музыке мурашки пробегают по спине). Майк обладатель пяти премий Ivor Novello. дважды получав их за "Лучшую песню или музыку к фильму" (Watership Down и Caravans к одноименной экранизации романа James A Michener'a с Энтони Куинном в главной роли). В последние пару десятилетий Майк Бэтт дирижировал такими всемирно известными оркестрами, как London Symphony, The London Philharmonic, The Royal Philharmonic, The Sydney Symphony Orchestra, The State Orchestra of Victoria и The National Symphony Orchestra Of Ireland.
К чему это я ? Да к тому, что человек такого масштаба вряд ли появился в Юго-Восточном Лондоне, районе, населенном главным образом эмигрантами, случайно. (Я, конечно, отдаю себе отчет в том, что их хватает и в Северном Лондоне, и в Западном, а про Южный просто помолчим.) Что-то мне подсказывает, что именно королевский департамент направил его туда, чтобы найти кандидата среди молодых музыкан- тов-эмигрантов, достойного той одной фразы Елизаветы II, которая была-таки произнесена. В общем, не обошлось без политики.
То, что тем кандидатом оказалась грузинка Мелуа, случайность. Но какая счастливая случайность! Когда Кэти робко исполнила перед Бэттом под гитару одну из его песен, Майк просто обалдел. Он тут же пригласил девушку к себе домой, где посмотреть на маленькое чудо собрались его друзья-музыканты. Да еще какие музыканты! Послужной список у каждого — на полстраницы, а в списке — одни звезды первой величины. Вместе они отобрали песни для дебютного альбома Кэти и вместе его записали, тут же, на домашней студии Майка. Что из этого получилось, мы уже знаем.
Очень похоже на сказку о Золушке, согласитесь. Вот только назвать Золушкой Кэти — язык не поворачивается. У отца — прекрасная профессия, в эмиграцию он поехал без понижения социального статуса. Кэти росла в обеспеченной семье, все у нее было хорошо, и было бы среднестатистически хорошо, если бы... Если б не ее голос. Голос, который открывает перед ней двери дворцов коронованных особ во всем мире. Которых, правда, "не так уж много". (Это — из истории пpo датскую королеву, посетившую как-то КНР. Когда она вошла в Колонный зал партийного дворца в Пекинe, Цзянь Цзе-минь или Дэн СяопПин, не помню точно, отметил, что она — первая юронованная особа, переступившая этот порог, на что Маргретта сказала, что нe велика, мол, честь, "нас в мире не так уж много".) Так что ж это за голос такой? Да просто свингующий. Свингующий так, как этому не научишься. С та- ким голосом можно только родиться (пусть родиться во второй, третий раз, но — родиться).
Когда нам в редакцию прислали дебютный альбом Кэти, я, посмотрев на обложкy, насторожился. Слишком уж похожей на Нору Джонс показалась мне Мелуа. И слишком уж горячи были воспоминания об экспериментах по музыкальному клонированию покойного Юрия Айзеншписа. Например, с неким Арамисом, как две капли воды похожим на Виктора Цоя. Но глаза... У "Арамиса" того они ничего не выражали. В глазах же Кэти можно было утонуть. В них была... Нет, не тоска, а грусть, словно в глазах настоящего — не шарлатана! — гуру, постигшего суетность мирскую. Когда же я поставил диск в проигрыватель, он "завис" там надолго. И было не совсем понятно — почему? Вроде бы совсем простенькие песни, музыкальное сопровождение сдержанное, "без особых изысков", голос юный, почти детский. Но, черт побери, были в нем какие-то "едва уловимые нюансы", которые заставляли слушать пластинку вновь и вновь!
Но, единожды возникнув, аналогия с Норой Джонс (похоже, что они с Кэти вполне поладили и даже выступают вместе) давала о себе знать. А именно: с нетерпением и почти с волнением ожидал появления нового альбома Кэти Мелуа — слишком большим разочарованием был второй диск Норы Джонс (ни в коем случае ее за это не упрекаю: Нора имеет полное право на эксперименты и поиски, тем более, что у нее есть на это деньги). Когда появился Piece by Piece, я купил его сразу, не слушая. Для чистоты эксперимента...
У меня много дисков в "обменном фонде": послушал-надоело-поменял. Call Of The Search и Piece by Piece стоят на той полке, диски с которой не меняются. Кэти повзрослела. Собственные ее песни стали ярче, голос — гораздо увереннее, но при этом он ничуть не утратил того универсального магнетизма, который способен примирить всех: детей и взрослых, юных и пожилых, любителей рока и джаза, фанатов попсы и блюза, поклонников мэйн стрима и авангарда... Уверен, что ряд этот можно продолжать до бесконечности. Ее с трепетом слушают везде: в клубах и на приемах у королей, на фестивалях и на церемонии вручения Нобелевской премии, на телевизионных шоу и в студиях радио. "Аудитория слушала теплый, насыщенный джазом голос Мелуа в оглушающей тишине" (The Times). Ее присутствие поднимает престиж любого мероприятия. Ее диски — многократно платиновые, она продала их уже более шести миллионов. Она — самая популярная певица Великобритании. Ее слушают повсюду — от Южной Африки и Австралии, до Канады и Европы. Кэти правит миром как настоящая королева, неся миру умиротворение. Похоже, мечта ее детства сбылась.
Да, кстати, "женщиной года" я назвал тогда королеву именно за то, что она подарила всем нам возможность слышать голос Кэти Мелуа.
"На свете бесчисленное множество музыкантов, которые любят себя показать. Во всем блеске пластики, телодвижений, очаровательных улыбок. Понять их можно. В шоу-бизнесе продается все – от голоса до сверхмодной одежды или отсутствия ее. Но вот что ...
Остался в прошлом двадцатый век. Негритянский народ Америки обогатил его многими художественными удачами. И добился свободы: расизм остался в прошлом. В оба этих несомненных достояния нашего столетия внесла весомый вклад Лена Хорн . Она родилась в ...
Так назывался великолепный долгоиграющий альбом с "вечнозелеными" балладами, который выдающийся негритянский певец Нэт "Кинг" Коул записал летом 1958 года в голливудской студии фирмы "Capitol". Этот стройный симпатичный негр всегда был любимым ...
Поскольку блюз - личная музыка, рассказ о нем имеет смысл только в лицах. Из лиц современного блюза Пол Блэк, американский певец-гитарист, - один из наиболее оригинальных исполнителей 90-х в технике "слайд", которую он сам характеризует как ...
Историю блюза можно расчертить как генеалогическое древо. Люди, составляющие его ветви, частенько бывали и кровными родственниками. Но на деле родство их кроется глубже: на генетическом уровне, в их крови, в ДНК, в неопределенном наукой качестве ...
Вот и настал момент, долгожданный для всех любителей этнической музыки: Хадья Нин возвращается к нам, и возвращается с новым, блестящим альбомом "YA..."... Что же особенного в этой темнокожей женщине, приехавшей покорять Европу из далеких ...
"Я вовсе не хотела петь, пока не стала немного старше, — любит повторять девятнадцатилетняя блюзовая певица Шемекия Коупленд, — но мой папа всегда знал, что я приду к этому". Ее отец, знаменитый техасский блюзовый гитарист Джонни Клайд Коупленд, ...
В четверг, 14 мая 1998 года, в Лос-Анджелесе от сердечного приступа умер легендарный певец и киноактер, который еще в сороковые годы был кумиром американской молодежи и позже никогда не утрачивал своей уже поистине всемирной популярности. Ему было ...
О музыканте могут сказать, что он исполняет джаз. В один прекрасный день становится известно, что этот же музыкант играет рок, потом — поп-музыку, а затем — классику... Очень немногим удается преуспеть во всех жанрах. Сложен путь этих артистов. В ...
В анналах истории джаза 21 августа 1935 года считается точкой отсчета, с которой началась эпоха биг-бэндов — день, когда оркестр Бенни Гудмэна выступил в лос-анджелесском "Пэломэр". Этот период закончился 19 января 1942 года, когда Фрэнк Синатра ...
«…Музыка врачует раны, а слова совершают чудо – пробуждают совесть силой колдовства, ибо в них Мапуто барабаны, той земли, откуда бабка черная моя». (Ноэмия Де Соуза, поэтесса из Мозамбика) Черная Африка – это не ...
"Величайшая в мире певица блюза, которая никогда не перестанет петь — Бесси Смит 1895 — 1937" (надпись на надгробном камне) Джазовый мир положительно помешался на вокалистках. После громкого коммерческого успеха Дайаны Кролл последовал ...