Певица Пегги Ли, одна из наиболее популярных поп-джазовых вокалисток прошлого века, скончалась поздно вечером 21 января 2002 года на 82-м году жизни. Она умерла в своем доме в Бел-Эйре близ Лос-Анджелеса от сердечного приступа. По словам врачей, всю жизнь она страдала от проблем, связанных с диабетом, а в 1998 г. перенесла инсульт.
Настоящее имя Пегги Ли — Норма Делорис Энгстром. Она родилась 26 мая 1920 г. в Джеймстауне, Северная Дакота. В четырехлетием возрасте она потеряла мать, а ее отец бросил детей, и она стала приемным ребенком в семье, где практиковались физические наказания. В начале 80-х, готовя автобиографические песни для своего единственного бродвейского шоу "Пег", она написала об этом периоде своей жизни песню "Побои раз в день". С ранних лет она вынуждена была работать — сперва разносила молоко, а в подростковом возрасте начала петь и быстро обнаружила, что может неплохо этим зарабатывать. Когда она выступала на радио в городе Фарго, программный директор станции сказал, что ей стоит взять звучный псевдоним, и предложил "Пегги Ли", что и стало ее сценическим именем на следующие шесть десятилетий. Из Фарго она перебралась в Миннеаполис, оттуда — в Сент-Луис, дважды пыталась найти работу в Голливуде, но до 1941 г. ее известность не переступала границ городов, где она жила. Все изменилось, когда она выступала в составе вокальной группы в Чикаго. Одно из ее выступлений услышал кларнетист и бэндлидер Бенни Гудмен, который предложил ей войти в состав его легендарного оркестра: оттуда как раз уходила вокалистка Хелен Форрест. Уже первые записи Ли с Гудменом, I Got It Bad (And That Ain't Good) и Winter Weather, пользовались значительной популярностью. Песня Why Don't You Do Right?, записанная с оркестром Гудмена в 1943-м, имела большой коммерческий успех, но в том же году Пегги Ли вышла замуж за гудменовского гитариста Дейва Барбаура и на год с небольшим перестала заниматься музыкой вообще.
Вернувшись к работе, она не пришла опять в оркестр Гудмена, а подписала сольный контракт с Capitol, совершив значительный дрейф от джаза к поп-музыке. Больше двадцати ее песен входили в хит-парады тех лет, a Manana (Is Soon Enough For Me) стала самой популярной песней в 1948 г.. Впрочем, в ее поп-работах всегда ощущались джазовые корни, а когда в 1952 г. Пегги на пять лет перешла в стан Decca, она стала вновь записывать и чисто джазовые работы. Достаточно упомянуть альбом с музыкой из фильма Pete Kelly’s Blues, который включает песни в исполнении двух певиц — Пегги Ли и Эллы Фиццжералд. Вернувшись в 1957 г. на Capitol, она еще усилила стилистическое разнообразие своих работ: альбом 1957 г. The Man I Love был записан с биг-бэндом под управлением... Фрэнка Синатры, концертная запись 1959 г. Beauty And The Beat — с квартетом пианиста Джорджа Ширинга, а альбом 1961 г. If You Go — с Куинси Джонсом в качестве аранжировщика и бэндлидера.
В те годы она много работала в Голливуде: помимо роли певицы-пьянчуги в "Блюзе Пита Келли" (1955 г., номинация на "Оскара"), она написала и спела ряд песен для классического диснеевского мультфильма "Леди и Бродяга". Ее голосом в мультфильме разговаривает собака Пег, чья вызывающая походка была скопирована диснеевскими мультипликаторами с чувственных сценических движений самой Пегги.
Приход эры рок-музыки неожиданно встретил в лице Пегги Ли горячее сочувствие новым стилям и идеям, что отразилось в ее записях 1960-х. Она стала меньше записывать джазовых пьес и больше — песен модных: Берта Бакараха, Рэнди Ньюмена и даже популярного авторского дуэта Гоффин- Кинг. Только в 1972 г. она выпустила полностью джазовый альбом, автобиографически называвшийся Norma Deloris Engstrom From Jamestown, Dakota. Последовал еще ряд ориентированных на поп- джаз записей, выходивших на разных лейблах. После этого в 1983 г. 62-летняя Пегги Ли в течение одного сезона показала на Бродвее автобиографический мюзикл, где в течение всего шоу находилась на сцене одна, и на несколько лет полностью оставила музыку. Только на рубеже 80-90х она сделала еще несколько записей, последней из которых был альбом 1992 г. Moments Like This на Chesky Records. Затем она ушла на покой, а лишивший ее речи инсульт в 1998 г. перечеркнул все надежды на ее возможное возвращение на сцену.
Физические немощи сопровождали ее всю жизнь — помимо ряда тяжелых заболеваний, она в 197бг.перенесла тяжелое падение, едва не стоившее ей жизни. Не клеилась и ее личная жизнь: все четыре ее брака закончились разводом.
Пегги Ли считалась одним из самых последовательных и удачливых борцов с произволом киностудий и лейблов грамзаписи по отношению к артистам. Ее иск к диснеевской студии, которая недоплатила ей два с лишним миллиона отчислений с продаж видеокассеты с "Леди и Бродягой", стал классическим прецедентом для множества дел того же рода. Более того, даже незадолго до смерти она участвовала в процессе трехсот музыкантов против корпорации Vivendi Universal, по которому буквально несколько недель назад было принято предварительное решение о выплате артистам почти пяти миллионов долларов, утаенных лейблами корпорации.
Пегги Ли считалась одной из самых значительных певиц в джазе XX века, несмотря на многолетнюю работу в поп- музыке. Легендарный джазовый критик Леонард Фэзер ставил ее в один ряд с Эллой Фиццжералд, Билли Холидей и Бесси Смит, причем в этом ряду она была единственной белой, и определял ее талант следующим образом: "Если тебя не заводит, когда поет Пегги Ли, — значит ты мертвый, чувак".
Кирилл Мошков
JAZZ-КВАДРАТ №1/2002