nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Peggy Lee (1920 - 2002)

Peggy Lee (1920 - 2002)  Певица Пегги Ли, одна из наибо­лее популярных поп-джазовых во­калисток прошло­го века, скончалась поздно вечером 21 января 2002 года на 82-м го­ду жизни. Она умерла в своем до­ме в Бел-Эйре близ Лос-Анджелеса от сердечного при­ступа. По словам врачей, всю жизнь она страдала от проблем, связан­ных с диабетом, а в 1998 г. перенесла инсульт.

Настоящее имя Пегги Ли — Норма Делорис Энгстром. Она родилась 26 мая 1920 г. в Джеймстауне, Северная Дако­та. В четырехлетием возрасте она потеряла мать, а ее отец бросил детей, и она стала при­емным ребенком в семье, где практиковались физические наказания. В начале 80-х, гото­вя автобиографические песни для своего единственного бродвейского шоу "Пег", она написала об этом периоде сво­ей жизни песню "Побои раз в день". С ранних лет она вынуж­дена была работать — сперва разносила молоко, а в подрост­ковом возрасте начала петь и быстро обнаружила, что может неплохо этим зарабатывать. Когда она выступала на радио в городе Фарго, программный директор станции сказал, что ей стоит взять звучный псевдо­ним, и предложил "Пегги Ли", что и стало ее сценическим именем на следующие шесть десятилетий. Из Фарго она пе­ребралась в Миннеаполис, от­туда — в Сент-Луис, дважды пыталась найти работу в Голливу­де, но до 1941 г. ее известность не переступала границ горо­дов, где она жила. Все измени­лось, когда она выступала в со­ставе вокальной группы в Чи­каго. Одно из ее выступлений услышал кларнетист и бэндлидер Бенни Гудмен, который предложил ей войти в состав его легендарного оркестра: от­туда как раз уходила вокалист­ка Хелен Форрест. Уже первые записи Ли с Гудменом, I Got It Bad (And That Ain't Good) и Winter Weather, пользовались значительной популярностью. Песня Why Don't You Do Right?, записанная с оркестром Гудмена в 1943-м, имела большой коммерческий успех, но в том же году Пегги Ли вышла замуж за гудменовского гитариста Дейва Барбаура и на год с не­большим перестала занимать­ся музыкой вообще.

Вернувшись к работе, она не пришла опять в оркестр Гудмена, а подписала сольный кон­тракт с Capitol, совершив зна­чительный дрейф от джаза к поп-музыке. Больше двадцати ее песен входили в хит-парады тех лет, a Manana (Is Soon Enough For Me) стала самой по­пулярной песней в 1948 г.. Впрочем, в ее поп-работах все­гда ощущались джазовые кор­ни, а когда в 1952 г. Пегги на пять лет перешла в стан Decca, она стала вновь записывать и чисто джазовые работы. Доста­точно упомянуть альбом с му­зыкой из фильма Pete Kelly’s Blues, который включает песни в исполнении двух певиц — Пегги Ли и Эллы Фиццжералд. Вернувшись в 1957 г. на Capitol, она еще усилила стилистичес­кое разнообразие своих работ: альбом 1957 г. The Man I Love был записан с биг-бэндом под управлением... Фрэнка Синатры, концертная запись 1959 г. Beauty And The Beat — с кварте­том пианиста Джорджа Ширинга, а альбом 1961 г. If You Go — с Куинси Джонсом в качестве аранжировщика и бэндлидера.

В те годы она много работа­ла в Голливуде: помимо роли певицы-пьянчуги в "Блюзе Пи­та Келли" (1955 г., номинация на "Оскара"), она написала и спела ряд песен для классичес­кого диснеевского мультфиль­ма "Леди и Бродяга". Ее голосом в мультфильме разговаривает собака Пег, чья вызывающая походка была скопирована диснеевскими мультипликато­рами с чувственных сценичес­ких движений самой Пегги.

Приход эры рок-музыки не­ожиданно встретил в лице Пег­ги Ли горячее сочувствие но­вым стилям и идеям, что отра­зилось в ее записях 1960-х. Она стала меньше записывать джа­зовых пьес и больше — песен модных: Берта Бакараха, Рэнди Ньюмена и даже популярного авторского дуэта Гоффин- Кинг. Только в 1972 г. она выпу­стила полностью джазовый альбом, автобиографически называвшийся Norma Deloris Engstrom From Jamestown, Dakota. Последовал еще ряд ориентированных на поп- джаз записей, выходивших на разных лейблах. После этого в 1983 г. 62-летняя Пегги Ли в те­чение одного сезона показала на Бродвее автобиографичес­кий мюзикл, где в течение все­го шоу находилась на сцене од­на, и на несколько лет полно­стью оставила музыку. Только на рубеже 80-90х она сделала еще несколько записей, по­следней из которых был аль­бом 1992 г. Moments Like This на Chesky Records. Затем она ушла на покой, а лишивший ее речи инсульт в 1998 г. перечеркнул все надежды на ее возможное возвращение на сцену.

Физические немощи сопро­вождали ее всю жизнь — поми­мо ряда тяжелых заболеваний, она в 197бг.перенесла тяжелое падение, едва не стоившее ей жизни. Не клеилась и ее личная жизнь: все четыре ее брака за­кончились разводом.

Пегги Ли считалась одним из самых последовательных и удачливых борцов с произво­лом киностудий и лейблов грамзаписи по отношению к артистам. Ее иск к диснеевской студии, которая недоплатила ей два с лишним миллиона от­числений с продаж видеокас­сеты с "Леди и Бродягой", стал классическим прецедентом для множества дел того же ро­да. Более того, даже незадолго до смерти она участвовала в процессе трехсот музыкантов против корпорации Vivendi Universal, по которому букваль­но несколько недель назад бы­ло принято предварительное решение о выплате артистам почти пяти миллионов долла­ров, утаенных лейблами кор­порации.
Пегги Ли считалась одной из самых значительных певиц в джазе XX века, несмотря на многолетнюю работу в поп- музыке. Легендарный джазо­вый критик Леонард Фэзер ставил ее в один ряд с Эллой Фиццжералд, Билли Холидей и Бесси Смит, причем в этом ря­ду она была единственной бе­лой, и определял ее талант сле­дующим образом: "Если тебя не заводит, когда поет Пегги Ли, — значит ты мертвый, чу­вак".

Кирилл Мошков



JAZZ-КВАДРАТ №1/2002


стиль
джаз
автор
Кирилл МОШКОВ
страна
США
музыкальный стиль
мэйнстрим, свинг


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела вокалисты

  • стиль: блюз, блюз
"Я вовсе не хотела петь, пока не стала немного старше, — любит повторять девятнадцатилетняя блюзовая певица Шемекия Коупленд, — но мой папа всегда знал, что я приду к этому". Ее отец, знаменитый техасский блюзовый гитарист Джонни Клайд Коупленд, ...
  • стиль: джаз, джаз
В четверг, 14 мая 1998 года, в Лос-Анджелесе от сердечного приступа умер легендарный певец и киноактер, который еще в сороковые годы был кумиром американской молодежи и позже никогда не утрачивал своей уже поистине всемирной популярности. Ему было ...
  • стиль: джаз, джаз
О музыканте могут сказать, что он исполняет джаз. В один прекрасный день становится известно, что этот же музыкант играет рок, потом — поп-музыку, а затем — классику... Очень немногим удается преуспеть во всех жанрах. Сложен путь этих артистов. В ...
  • стиль: джаз, джаз
В анналах истории джаза 21 августа 1935 года считается точкой отсчета, с которой началась эпоха биг-бэндов — день, когда оркестр Бенни Гудмэна выступил в лос-анджелесском "Пэломэр". Этот период закончился 19 января 1942 года, когда Фрэнк Синатра ...
  • стиль: этно, этно
«…Музыка врачует раны, а слова совершают чудо – пробуждают совесть силой колдовства, ибо в них Мапуто барабаны, той земли, откуда бабка черная моя». (Ноэмия Де Соуза, поэтесса из Мозамбика) Черная Африка – это не ...
  • стиль: блюз, блюз
"Величайшая в мире певица блюза, которая никогда не перестанет петь — Бесси Смит 1895 — 1937" (надпись на надгробном камне) Джазовый мир положительно помешался на вокалистках. После громкого коммерческого успеха Дайаны Кролл последовал ...
  • стиль: джаз, джаз
" Я никогда не отзывалась плохо ни об одном музыкальном стиле, потому что я сама слушаю их все. Большинство артистов серьезно относятся к своей музыке, какой бы она ни была, и я поступаю так же. Если вы выступаете в шумных барах, это не значит, что ...
  • стиль: джаз, джаз
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи из немецкого жур­нала "Штерн* четвертьвековой давности, но тем не менее инте­ресной и сегодня. — Прим. ред. Фрэнк Синатра — о нем говорили, его обсуждали как никого другого. Бесчисленные любовные истории, ...
  • стиль: блюз, блюз
Мне однажды уже приходи­лось писать, что я не био­граф, а сегодня скажу, что я и не географ. "Причем здесь эпго?" — спросите вы. Да при­том, что не знаю, какова гус­тота населения блюзовиков на один квадратный кило­метр, или какой их процент ...
  • стиль: джаз, джаз
"Спустя более 20 лет после ее дебютного альбома All Out ("Все") Клэйтон — все еще самая предприимчи­вая певица в джазе, специалист бессловесной импровкзации, а также является экспертом по поиску и на­хождению новых значений в мелодиях и словах ...
  • стиль: блюз, блюз
Впервые я прочел это имя в прошлом году на сайте Jazz- Квадрата. Не придал значе­ния. Потом еще раз увидел это имя уже на страницах журнала. А потом вал инфор­мации в прессе и в интернете начал нарастать с угрожаю­щей быстротой, увеличи­ваться в ...
  • стиль: джаз, джаз
Кэррин Эллисон родилась в небольшом городке Грэйт Бенд, затерянном в прериях Канзаса где-то на берегу ре­ки Миссури. Сейчас она жи­вет в джазовой столице мира — Нью-Йорке, в ее арсенале десяток сольных альбомов, изданных знаменитым джа­зовым ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com