Певица Пегги Ли, одна из наиболее популярных поп-джазовых вокалисток прошлого века, скончалась поздно вечером 21 января 2002 года на 82-м году жизни. Она умерла в своем доме в Бел-Эйре близ Лос-Анджелеса от сердечного приступа. По словам врачей, всю жизнь она страдала от проблем, связанных с диабетом, а в 1998 г. перенесла инсульт.
Настоящее имя Пегги Ли — Норма Делорис Энгстром. Она родилась 26 мая 1920 г. в Джеймстауне, Северная Дакота. В четырехлетием возрасте она потеряла мать, а ее отец бросил детей, и она стала приемным ребенком в семье, где практиковались физические наказания. В начале 80-х, готовя автобиографические песни для своего единственного бродвейского шоу "Пег", она написала об этом периоде своей жизни песню "Побои раз в день". С ранних лет она вынуждена была работать — сперва разносила молоко, а в подростковом возрасте начала петь и быстро обнаружила, что может неплохо этим зарабатывать. Когда она выступала на радио в городе Фарго, программный директор станции сказал, что ей стоит взять звучный псевдоним, и предложил "Пегги Ли", что и стало ее сценическим именем на следующие шесть десятилетий. Из Фарго она перебралась в Миннеаполис, оттуда — в Сент-Луис, дважды пыталась найти работу в Голливуде, но до 1941 г. ее известность не переступала границ городов, где она жила. Все изменилось, когда она выступала в составе вокальной группы в Чикаго. Одно из ее выступлений услышал кларнетист и бэндлидер Бенни Гудмен, который предложил ей войти в состав его легендарного оркестра: оттуда как раз уходила вокалистка Хелен Форрест. Уже первые записи Ли с Гудменом, I Got It Bad (And That Ain't Good) и Winter Weather, пользовались значительной популярностью. Песня Why Don't You Do Right?, записанная с оркестром Гудмена в 1943-м, имела большой коммерческий успех, но в том же году Пегги Ли вышла замуж за гудменовского гитариста Дейва Барбаура и на год с небольшим перестала заниматься музыкой вообще.
Вернувшись к работе, она не пришла опять в оркестр Гудмена, а подписала сольный контракт с Capitol, совершив значительный дрейф от джаза к поп-музыке. Больше двадцати ее песен входили в хит-парады тех лет, a Manana (Is Soon Enough For Me) стала самой популярной песней в 1948 г.. Впрочем, в ее поп-работах всегда ощущались джазовые корни, а когда в 1952 г. Пегги на пять лет перешла в стан Decca, она стала вновь записывать и чисто джазовые работы. Достаточно упомянуть альбом с музыкой из фильма Pete Kelly’s Blues, который включает песни в исполнении двух певиц — Пегги Ли и Эллы Фиццжералд. Вернувшись в 1957 г. на Capitol, она еще усилила стилистическое разнообразие своих работ: альбом 1957 г. The Man I Love был записан с биг-бэндом под управлением... Фрэнка Синатры, концертная запись 1959 г. Beauty And The Beat — с квартетом пианиста Джорджа Ширинга, а альбом 1961 г. If You Go — с Куинси Джонсом в качестве аранжировщика и бэндлидера.
В те годы она много работала в Голливуде: помимо роли певицы-пьянчуги в "Блюзе Пита Келли" (1955 г., номинация на "Оскара"), она написала и спела ряд песен для классического диснеевского мультфильма "Леди и Бродяга". Ее голосом в мультфильме разговаривает собака Пег, чья вызывающая походка была скопирована диснеевскими мультипликаторами с чувственных сценических движений самой Пегги.
Приход эры рок-музыки неожиданно встретил в лице Пегги Ли горячее сочувствие новым стилям и идеям, что отразилось в ее записях 1960-х. Она стала меньше записывать джазовых пьес и больше — песен модных: Берта Бакараха, Рэнди Ньюмена и даже популярного авторского дуэта Гоффин- Кинг. Только в 1972 г. она выпустила полностью джазовый альбом, автобиографически называвшийся Norma Deloris Engstrom From Jamestown, Dakota. Последовал еще ряд ориентированных на поп- джаз записей, выходивших на разных лейблах. После этого в 1983 г. 62-летняя Пегги Ли в течение одного сезона показала на Бродвее автобиографический мюзикл, где в течение всего шоу находилась на сцене одна, и на несколько лет полностью оставила музыку. Только на рубеже 80-90х она сделала еще несколько записей, последней из которых был альбом 1992 г. Moments Like This на Chesky Records. Затем она ушла на покой, а лишивший ее речи инсульт в 1998 г. перечеркнул все надежды на ее возможное возвращение на сцену.
Физические немощи сопровождали ее всю жизнь — помимо ряда тяжелых заболеваний, она в 197бг.перенесла тяжелое падение, едва не стоившее ей жизни. Не клеилась и ее личная жизнь: все четыре ее брака закончились разводом.
Пегги Ли считалась одним из самых последовательных и удачливых борцов с произволом киностудий и лейблов грамзаписи по отношению к артистам. Ее иск к диснеевской студии, которая недоплатила ей два с лишним миллиона отчислений с продаж видеокассеты с "Леди и Бродягой", стал классическим прецедентом для множества дел того же рода. Более того, даже незадолго до смерти она участвовала в процессе трехсот музыкантов против корпорации Vivendi Universal, по которому буквально несколько недель назад было принято предварительное решение о выплате артистам почти пяти миллионов долларов, утаенных лейблами корпорации.
Пегги Ли считалась одной из самых значительных певиц в джазе XX века, несмотря на многолетнюю работу в поп- музыке. Легендарный джазовый критик Леонард Фэзер ставил ее в один ряд с Эллой Фиццжералд, Билли Холидей и Бесси Смит, причем в этом ряду она была единственной белой, и определял ее талант следующим образом: "Если тебя не заводит, когда поет Пегги Ли, — значит ты мертвый, чувак".
Так назывался великолепный долгоиграющий альбом с "вечнозелеными" балладами, который выдающийся негритянский певец Нэт "Кинг" Коул записал летом 1958 года в голливудской студии фирмы "Capitol". Этот стройный симпатичный негр всегда был любимым ...
Поскольку блюз - личная музыка, рассказ о нем имеет смысл только в лицах. Из лиц современного блюза Пол Блэк, американский певец-гитарист, - один из наиболее оригинальных исполнителей 90-х в технике "слайд", которую он сам характеризует как ...
Историю блюза можно расчертить как генеалогическое древо. Люди, составляющие его ветви, частенько бывали и кровными родственниками. Но на деле родство их кроется глубже: на генетическом уровне, в их крови, в ДНК, в неопределенном наукой качестве ...
Вот и настал момент, долгожданный для всех любителей этнической музыки: Хадья Нин возвращается к нам, и возвращается с новым, блестящим альбомом "YA..."... Что же особенного в этой темнокожей женщине, приехавшей покорять Европу из далеких ...
"Я вовсе не хотела петь, пока не стала немного старше, — любит повторять девятнадцатилетняя блюзовая певица Шемекия Коупленд, — но мой папа всегда знал, что я приду к этому". Ее отец, знаменитый техасский блюзовый гитарист Джонни Клайд Коупленд, ...
В четверг, 14 мая 1998 года, в Лос-Анджелесе от сердечного приступа умер легендарный певец и киноактер, который еще в сороковые годы был кумиром американской молодежи и позже никогда не утрачивал своей уже поистине всемирной популярности. Ему было ...
О музыканте могут сказать, что он исполняет джаз. В один прекрасный день становится известно, что этот же музыкант играет рок, потом — поп-музыку, а затем — классику... Очень немногим удается преуспеть во всех жанрах. Сложен путь этих артистов. В ...
В анналах истории джаза 21 августа 1935 года считается точкой отсчета, с которой началась эпоха биг-бэндов — день, когда оркестр Бенни Гудмэна выступил в лос-анджелесском "Пэломэр". Этот период закончился 19 января 1942 года, когда Фрэнк Синатра ...
«…Музыка врачует раны, а слова совершают чудо – пробуждают совесть силой колдовства, ибо в них Мапуто барабаны, той земли, откуда бабка черная моя». (Ноэмия Де Соуза, поэтесса из Мозамбика) Черная Африка – это не ...
"Величайшая в мире певица блюза, которая никогда не перестанет петь — Бесси Смит 1895 — 1937" (надпись на надгробном камне) Джазовый мир положительно помешался на вокалистках. После громкого коммерческого успеха Дайаны Кролл последовал ...
" Я никогда не отзывалась плохо ни об одном музыкальном стиле, потому что я сама слушаю их все. Большинство артистов серьезно относятся к своей музыке, какой бы она ни была, и я поступаю так же. Если вы выступаете в шумных барах, это не значит, что ...
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи из немецкого журнала "Штерн* четвертьвековой давности, но тем не менее интересной и сегодня. — Прим. ред. Фрэнк Синатра — о нем говорили, его обсуждали как никого другого. Бесчисленные любовные истории, ...