Певица Пегги Ли, одна из наиболее популярных поп-джазовых вокалисток прошлого века, скончалась поздно вечером 21 января 2002 года на 82-м году жизни. Она умерла в своем доме в Бел-Эйре близ Лос-Анджелеса от сердечного приступа. По словам врачей, всю жизнь она страдала от проблем, связанных с диабетом, а в 1998 г. перенесла инсульт.
Настоящее имя Пегги Ли — Норма Делорис Энгстром. Она родилась 26 мая 1920 г. в Джеймстауне, Северная Дакота. В четырехлетием возрасте она потеряла мать, а ее отец бросил детей, и она стала приемным ребенком в семье, где практиковались физические наказания. В начале 80-х, готовя автобиографические песни для своего единственного бродвейского шоу "Пег", она написала об этом периоде своей жизни песню "Побои раз в день". С ранних лет она вынуждена была работать — сперва разносила молоко, а в подростковом возрасте начала петь и быстро обнаружила, что может неплохо этим зарабатывать. Когда она выступала на радио в городе Фарго, программный директор станции сказал, что ей стоит взять звучный псевдоним, и предложил "Пегги Ли", что и стало ее сценическим именем на следующие шесть десятилетий. Из Фарго она перебралась в Миннеаполис, оттуда — в Сент-Луис, дважды пыталась найти работу в Голливуде, но до 1941 г. ее известность не переступала границ городов, где она жила. Все изменилось, когда она выступала в составе вокальной группы в Чикаго. Одно из ее выступлений услышал кларнетист и бэндлидер Бенни Гудмен, который предложил ей войти в состав его легендарного оркестра: оттуда как раз уходила вокалистка Хелен Форрест. Уже первые записи Ли с Гудменом, I Got It Bad (And That Ain't Good) и Winter Weather, пользовались значительной популярностью. Песня Why Don't You Do Right?, записанная с оркестром Гудмена в 1943-м, имела большой коммерческий успех, но в том же году Пегги Ли вышла замуж за гудменовского гитариста Дейва Барбаура и на год с небольшим перестала заниматься музыкой вообще.
Вернувшись к работе, она не пришла опять в оркестр Гудмена, а подписала сольный контракт с Capitol, совершив значительный дрейф от джаза к поп-музыке. Больше двадцати ее песен входили в хит-парады тех лет, a Manana (Is Soon Enough For Me) стала самой популярной песней в 1948 г.. Впрочем, в ее поп-работах всегда ощущались джазовые корни, а когда в 1952 г. Пегги на пять лет перешла в стан Decca, она стала вновь записывать и чисто джазовые работы. Достаточно упомянуть альбом с музыкой из фильма Pete Kelly’s Blues, который включает песни в исполнении двух певиц — Пегги Ли и Эллы Фиццжералд. Вернувшись в 1957 г. на Capitol, она еще усилила стилистическое разнообразие своих работ: альбом 1957 г. The Man I Love был записан с биг-бэндом под управлением... Фрэнка Синатры, концертная запись 1959 г. Beauty And The Beat — с квартетом пианиста Джорджа Ширинга, а альбом 1961 г. If You Go — с Куинси Джонсом в качестве аранжировщика и бэндлидера.
В те годы она много работала в Голливуде: помимо роли певицы-пьянчуги в "Блюзе Пита Келли" (1955 г., номинация на "Оскара"), она написала и спела ряд песен для классического диснеевского мультфильма "Леди и Бродяга". Ее голосом в мультфильме разговаривает собака Пег, чья вызывающая походка была скопирована диснеевскими мультипликаторами с чувственных сценических движений самой Пегги.
Приход эры рок-музыки неожиданно встретил в лице Пегги Ли горячее сочувствие новым стилям и идеям, что отразилось в ее записях 1960-х. Она стала меньше записывать джазовых пьес и больше — песен модных: Берта Бакараха, Рэнди Ньюмена и даже популярного авторского дуэта Гоффин- Кинг. Только в 1972 г. она выпустила полностью джазовый альбом, автобиографически называвшийся Norma Deloris Engstrom From Jamestown, Dakota. Последовал еще ряд ориентированных на поп- джаз записей, выходивших на разных лейблах. После этого в 1983 г. 62-летняя Пегги Ли в течение одного сезона показала на Бродвее автобиографический мюзикл, где в течение всего шоу находилась на сцене одна, и на несколько лет полностью оставила музыку. Только на рубеже 80-90х она сделала еще несколько записей, последней из которых был альбом 1992 г. Moments Like This на Chesky Records. Затем она ушла на покой, а лишивший ее речи инсульт в 1998 г. перечеркнул все надежды на ее возможное возвращение на сцену.
Физические немощи сопровождали ее всю жизнь — помимо ряда тяжелых заболеваний, она в 197бг.перенесла тяжелое падение, едва не стоившее ей жизни. Не клеилась и ее личная жизнь: все четыре ее брака закончились разводом.
Пегги Ли считалась одним из самых последовательных и удачливых борцов с произволом киностудий и лейблов грамзаписи по отношению к артистам. Ее иск к диснеевской студии, которая недоплатила ей два с лишним миллиона отчислений с продаж видеокассеты с "Леди и Бродягой", стал классическим прецедентом для множества дел того же рода. Более того, даже незадолго до смерти она участвовала в процессе трехсот музыкантов против корпорации Vivendi Universal, по которому буквально несколько недель назад было принято предварительное решение о выплате артистам почти пяти миллионов долларов, утаенных лейблами корпорации.
Пегги Ли считалась одной из самых значительных певиц в джазе XX века, несмотря на многолетнюю работу в поп- музыке. Легендарный джазовый критик Леонард Фэзер ставил ее в один ряд с Эллой Фиццжералд, Билли Холидей и Бесси Смит, причем в этом ряду она была единственной белой, и определял ее талант следующим образом: "Если тебя не заводит, когда поет Пегги Ли, — значит ты мертвый, чувак".
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи из немецкого журнала "Штерн* четвертьвековой давности, но тем не менее интересной и сегодня. — Прим. ред. Фрэнк Синатра — о нем говорили, его обсуждали как никого другого. Бесчисленные любовные истории, ...
Мне однажды уже приходилось писать, что я не биограф, а сегодня скажу, что я и не географ. "Причем здесь эпго?" — спросите вы. Да притом, что не знаю, какова густота населения блюзовиков на один квадратный километр, или какой их процент ...
"Спустя более 20 лет после ее дебютного альбома All Out ("Все") Клэйтон — все еще самая предприимчивая певица в джазе, специалист бессловесной импровкзации, а также является экспертом по поиску и нахождению новых значений в мелодиях и словах ...
Впервые я прочел это имя в прошлом году на сайте Jazz- Квадрата. Не придал значения. Потом еще раз увидел это имя уже на страницах журнала. А потом вал информации в прессе и в интернете начал нарастать с угрожающей быстротой, увеличиваться в ...
Кэррин Эллисон родилась в небольшом городке Грэйт Бенд, затерянном в прериях Канзаса где-то на берегу реки Миссури. Сейчас она живет в джазовой столице мира — Нью-Йорке, в ее арсенале десяток сольных альбомов, изданных знаменитым джазовым ...
"Кэти — мое фантастическое открытие. Я всегда прослушивал вокалисток в поисках способных петь джаз и блюз в необычной манере, но никогда не надеялся найти столь уникальную, — совершенно очевидную в своем величии. Она — одна из наиболее способных ...
"В те времена мы не слушали ничего, кроме блюза, а Джон был первым белым парнем, который пел блюз, да еще так замечательно. Это был настоящий блюз, и все стремились подражать ему." Род Стюарт Помимо журналистики "бумажной" я занимаюсь еще и ...
Натали Коул (а.к.а. Natalie Maria Cole) родилась в Лос-Анджелесе 6 февраля 1950 года в "королевской" музыкаль- ной семье. Ее отец Nat "King" Соlе был одним из наиболее популярных и успешных эстрадных артистов 40-х и 50-х годов, а мать Maria Hawkins ...
Около года назад — еще до выхода альбома "Come Away With Me" "Джаз-квадрат" написал о том, что где-то в нашем чудесном мире появилась джазовая певица Нора Джонс, которая подписала контракт с Blue Note и совсем скоро порадует слушателей дебютным ...
От переводчика На тот концерт меня занесло в 1995 году. Сразу признаюсь, что о The Popes и их лидере я тогда ничего не знал. И не удивительно, что реакция у меня была (не обойтись без банальности) — шок. Группа добросовестно отыгрывала самый ...
Уникальный голос и проникновенная, эмоциональная манера пения сделали ее известной и очень уважаемой артисткой не только на родине и в США, но также в Европе и Азии. На счету этой немолодой уже статной женщины, обладающей густым и хрупким ...
Однажды, принимая участие в жаркой литературной дискуссии, я сравнил белорусскую культуру с паровозом, который, натужно пыхтя паром и брызжа из всех щелей кипятком, пытается угнаться за мировым культурным процессом. И ради продвижения этой лязгающей ...