Около года назад — еще до выхода альбома "Come Away With Me" "Джаз-квадрат" написал о том, что где-то в нашем чудесном мире появилась джазовая певица Нора Джонс, которая подписала контракт с Blue Note и совсем скоро порадует слушателей дебютным альбомом. В этом контексте было, ясное дело, упомянуто доброе имя ситар- гуру Рави Шанкара — отца Норы — и еще какая-то условная информация. Удивительно, но это был практически первый раз, когда имя Норы Джонс появилось на страницах прессы. Спустя год вся музыкальная журналистика мира была поднята на уши — "Кто такая Нора Джонс?". Оказывается, поп-культурная общественность практически ничего не знала о сенсационной победительнице последней, сорок пятой церемонии "Грэмми" — джазовый же мир, судя по всему, ликовал и обливался шампанским. Потому что достижение Норы — это не только ее замечательный альбом. Скорей — разрушение условных границ между несколько обособленной джазовой Вселенной и стремительными "масс-культурными" ценностями. Если раньше в рамках "Грэмми" джаз совершенно по-индейски загонялся, как в резервацию, в отдельную категорию, то уж теперь-то он рассматривается в общем контекстуально-музыкальном потоке.
И — побеждает. Побеждает в номинации "Альбом год", "Запись года" (песня "Don't Know Why"), Лучший Новый Исполнитель, Лучший Женский Поп-Вокал, Лучший Поп-Вокальный Альбом, Песня Года (та же "Don't Know Why"), Лучший Продюсер (она же) и Лучший Звукоинженер" (лучшими звукоинженерами оказались Husky Huskolds, Arif Mardin и Jay Newland, работавшие над альбомом Норы Джонс). Согласитесь, более чем внушительно.
То, что делает Нора Джонс, совершенно не ассоциируется с классическими схемами — для того, чтобы получить восемь граммофонных статуэток, всякая юная леди должна обладать как минимум десятком развесистых имиджей, сочными формами, блондинистым каскадом непослушных волос и несколькими лоснящимися MTV-хитами. В крайнем случае — нацепить имидж бунтующей девочки- подростка вроде Аврил Ла- винь. В итоге же бунтующий подросток с подведенными черной тушью глазами "пролетел" по всем пяти номинациям, в коих был отмечен (довольно честный провал, если учитывать, что юная Аврил на самом деле — домашняя девочка из хорошей семьи, а имидж мрачной оторвы — коммерческий ход), а малоизвестная в поп-мире дебютантка Нора Джонс становится законным героем церемонии "Грэмми".
Америка на высоте — музыкальная история про Золушку — оказывается, чтобы победить, вовсе не нужно быть длинноногим секс-символом. Оказывается, можно записать альбом качественной и порядочной музыки — и ты станешь Номером Один. На самом деле все гораздо проще, и никаких просчитанных манифестаций и демонстраций политкорректности тут нет — на самом деле американцы просто любят такую музыку, которую делает Нора Джонс. И можно сколько угодно обвинять массовое американское сознание в порочности, ограниченности и поп-ангажированности, но факт остается фактом: эти люди слушают только свое. И чем глубже корни, тем выше небеса над головой и тем ярче звезды белесые на флаге разноцветном. Альбом Норы Джонс — это глубокая, корневая американская музыка, где есть настоящий аутентичный фолк, отголоски кантри, прозрачная джазовая основа и совершенно блюзовый воздух вокруг. Если учитывать, что практически самая массово обожаемая американская группа — это любопытный черно-белый мини-оркестр Dave Matthews Band, смешивающей в своей музыке ямайские веяния, блюзовую эстетику и джазовые импровизации, становится понятно, что иначе и быть не могло — Нора Джонс действительно являет собой удивительную квинтэссенцию пристрастий "штатовской" аудитории и получила все свои граммофончики совершенно заслуженно. Пусть особого новаторства в ее музыке нет — это просто очень хороший и искренний поп-блюз-соул с джазовым вокалом.
Если у читателей за неимением достаточного количества информации все же возникает тот же вопрос, что и у массовой музыкальной прессы — "так кто же такая эта Нора?" — ниже все ответы. Впрочем, биография Норы пока не годится для зеленого трехтомника с суперобложкой — уж очень она молоденькая.
Нора Джонс родилась тридцатого марта 1979 года в Нью- Йорке, но росла и воспитывалась в Техасе. "Как и большинство маленьких девочек — рассказывает она, — я с детства мечтала стать знаменитой. Но это только до тринадцати лет. Потом я с головой ушла в джаз и поняла, что хочу стать джазовой певицей. Уже тогда я точно знала, что если я буду петь джаз, это не сделает меня всемирно известной — только это было уже не важно". А началось все с фортепианных уроков — Норе тогда было шесть лет и она была обречена на всестороннее музыкальное образование: семейные обстоятельства, сами понимаете. Ее мать, Сью Джонс, была огромной поклонницей музыки и в свое время довольно долго работала концертным звукорежиссером в Нью- Йорке. Отец Норы- ну, это уже все знают — индийский мастер ситара и духовный учитель Джорджа Харрисона, Рави Шанкар. Правда, на момент рождения Норы девятилетний гражданский брак Рави и Сью находился в критическом состоянии и вскоре распался, так что единственным по-настоящему близким Норе человеком была ее мать. Вокальное мастерство будущая звезда оттачивала, как это водится в Штатах, в церковном хоре — и у нее уже там были проблемы с самоопределением — она была жутко застенчивой, но, тем не менее, пела громче всех. "Учитель сказал мне, чтобы я пела громко, а я восприняла это буквально. Вообще, пение у меня было вроде хобби, потому что это было так легко. Я думаю, что пение находится где-то в твоем теле, внутри, это что-то физиологическое почти — или ты можешь это делать, или нет". Главными учителями Норы были в основном джазовые пластинки из обширной материнской коллекции. Знаменитого же папочку она видела крайне редко, и во избежание ненужной публичности даже не указала его имени при составлении своего первого пресс-релиза. Позже, когда пресса радостно разнюхала всю правду, Нору тут же обвинили в том,что она сознательно отреклась от отца за то, что он жил с матерыо в гражданском браке, а потом и вовсе сбежал.
"Это неправда, — говорит Нора, — Я люблю своего отца. И не хочу, чтобы на этот счет возникали какие- нибудь неправильные суждения. Мы с ним очень близки". Сам же Шанкар ужасно горд за дочь: "Я всегда знал, что Нора была очень музыкальна — с самого ее младенчества. После развода я увидел ее только спустя восемь лет, и был изумлен тому, как сильно она выросла в музыкальном плане".
Нора воспитывалась в довольно лояльной атмосфере. Мать никогда не контролировала ее творческих порывов (помимо музыки, например, Нора довольно много времени уделяла живописи) — и когда девочке вдруг смертельно надоели уроки фортепиано и она забросила это дело, никто особенно не возмущался. Правда, позже она решила-таки взять несколько уроков у джазовой пианистки Джулии Бонк. Эта проницательная джазовая тетенька очень быстро заметила, что на самом деле девочка больше всего любит именно петь! "Я заметила, что Нора постоянно напевает, когда играет. И поет очень своеобразно — не прямо и откровенно, а с чувством, с интонациями. Я рассказывала ей о том, как Элла Фитцджеральд и другие великие вокалистки заставляли каждое слово звучать особенным образом и как они думают о внутреннем смысле песни во время исполнения...". Преподавательница была так восхищена Норой, что помогла ей устроиться в престижную арт-школу в районе Далласа — ту самую, которую посещала сама Эрика Баду Преподаватели школы были в шоке — у Норы было изумительное чувство построения музыкальных фраз, как будто она десятилетиями только и делала, что обучалась джазовому интонированию!
Два года Нора прилежно изучает фортепиано и джазовую теорию в Университете Северного Техаса и ведет себя очень примерно. До тех пор, пока на территории университетского городка не знакомится с какими-то разбитными нью-йоркскими джазистами (один из них — Джесс Харрис, будущий автор хиta "Don't Know Why"), которые рассказали ей о том, какая замечательная андерграундная джазовая сцена существует в Нью-Йорке, как здорово можно заработать, распевая песни в клубах, а еще о том, что если Нора продолжит сиднем сидеть в провинции, жизнь стремительно промчится мимо нее. Нора тут же проникается рассказами о клубной атмосфере и настоящей джазовой жизни, бросает ко всем чертям надоевший колледж и отправляется на историческую родину, в Манхэттэн.
Именно там проходят ее первые концерты — вместе с музыкантами Lee Alexander и Adam Levy, которые позже станут постоянными участниками ее группы. Помимо исполнения джазовых стандартов, Нора пела в кантри и поп-клубах — возможно, поэтому ее дебютный альбом оказался довольно поп-ориентированным (в принципе, он мог выйти и не на Blue Note, просто сама Нора пожелала быть прикрепленной именно к этому "подразделению"). Потом вместе с Джессом Харрисом и Ли Александером девушка организовывает постоянный состав — и они начинают исполнять композиции собственно сочинения (именно тогда Нора вдруг открыла в себе недюжинный композиторский талант).Чужие композиции Нора поет только в том случае, если они соответствуют ее внутреннему миру и жизненному опыту — она любит быть честной. Об одном из негативных опытов в подобной сфере она до сих пор вспоминает с ужасом — "Я пела джазовые стандарты в одном ресторане. Толпе почему-то очень нравятся песни Синатры, и мне приходилось их петь. Отовсюду кричали — спой "Му Way."! И это была единственная песня, которую я просто не могу петь! Она звучит прекрасно, когда ее поет Синатра, но я, исполняя ее, выглядела бы как идиотка — "Я пойду своим путе-е-ем..." Я стояла на сцене и думала — какой такой свой путь? Мне же двадцать лет! Мне еще даже алкоголь употреблять нельзя! Да у меня просто не было ничего такого в жизни, чтобы я могла честно спеть эту песню!"...
Однажды, в 2000 году, Нору услышал один из продюсеров EMI и 'познакомил ее с Bruce Lundvall, главой Blue Note Records. Глава послушал ровно три песенки с демо-кассеты и мгновенно подписал с Норой контракт. А в феврале 2002 появляется тот самый альбом "Come Away With Me", где очень своеобразный и душевный подход Норы к музыке соединяется с влияниями ее любимых вокалисток — Билли Холидэй и Нины Саймон. Музыка на этом альбоме самая, на первый взгляд, обыкновенная. И, возможно, главное в ней — голос. Сейчас многие спорят — является ли этот талант врожденным или тщательно развивался и культивировался. Мать девушки и ее техасские учителя утирают слезы умиления и рассказывают о юных годах Норы, о том, как цвел и развивался ее талантище при помощи их мудрого руководства — специальные студии, профессиональные учителя, кропотливая работа. На момент подписания Норой контракта с Blue Note ее образовательная платформа была довольно внушительной — больше тысячи часов фортепианных уроков. Правда, основная загвоздка в том, что на эту благословенную тысячу не приходилось НИ ОДНОГО часа обучения вокальному мастерству! Никто не учил ее петь. Еще ее никто не учил дипломатическим стратегиям — но когда Норе в один прекрасный день пришлось выбирать, с кем работать — с Blue Note или с "сестринским", более поп-ориентированным (и богатым) Virgin Records, она выбрала первый, потому что знала, что там не будет никакого давления и принуждения.
Тем не менее, девушка жутко разволновалась и разозлилась, когда песенка "Don't Know Why", очаровательная романтическая история о потерянных возможностях, вдруг стала жутко массивным радио-хитом. Просто больше всего на свете Нора ненавидит, когда по радио постоянно крутят одну и ту же песню, и очень не хочет, чтобы люди испытывали такое же раздражение от ее собственной музыки. Когда альбом "Соте Away With Me" достиг миллионной отметки по продажам, Нора в панике прибежала к продюсеру и очень категорически поинтересовалась, можно ли приостановить продажу альбома. "Да, теперь я понимаю, что вела себя наивно, — говорит она, — Но я начала действительно паниковать — прибежала в студию и кричу — все, все, стоп! Пусть альбом больше не продается! Мало того — тогда же Virgin Records вдруг занялись радиораскручиванием моей песни и притащили мне ужасный ремикс на "Don't Know Why", сообщив, что на радио всем гораздо больше понравится не альбомная версия, а вот такая. Нет, у меня никаких предрассудков по поводу техномузыки и ремиксов, но тот был просто кошмарен! С уродливыми драм-машинами и каким-то дурацким ритмом вроде "Don't know why... why... why", тыц-тыц-тыц — это была самая абсурдная вещь, которую я вообще слышала в жизни!".
Продюсеры только разводят руками — откуда у молодой девушки такое тонкое и мудрое музыкальное чутье? — мистика. Когда Нору спрашивают, что она думает по поводу поп-див и в частности Бритни Спирс, она спокойно отвечает: "Она появилась, когда я еще училась в колледже. Вначале мне было немного противно. Я помню ее фотографии — мне было лет, ну, скажем, пятнадцать, и эти фото показались мне порнографическими. Это меня жутко разозлило. Я ведь тогда еще ничего не знала о музыкальном бизнесе. Все, что я знала тогда, это то, что мне очень нравится Билли Холлидей и что я буду джазовой пианисткой и вокалисткой, черт подери! Я была ужасно злая. А теперь мне как-то безразлично это. Я просто не слушаю такую музыку, и никак про нее не думаю. А эта Бритни — она же теперь взрослая и может делать все, что угодно".
Альбом "Come Away With Me" вышел больше года назад, но очень активно продается до сих пор. Почему? Возможно, потому что он действительно очень искренний и начисто лишенный шоу-бизнесных "заморочек". Первая же песня "Don't Know Why", написанная гитаристом Jesse Harris, являет собой квинтэссенцию всего альбома — предельно простого и почти минималистичного. Очень спокойные фортепианные пассажи, очень простые гитары и бас — эта музыка лишена истеризма и метаний, она спокойно и размеренно дышит. Красивые мелодии, мягкие и мудрые вокальные гармонии, акустические соло на гитаре. Ка- веры Hank Williams "Cold Cold Heart", Hoagy Charmichael "The Nearness of You" и J.D. Loudermilk 'Turn Me On", которые идеально вплетаются в оригинальный материал. Простота и спокойствие альбома могут создать эффект однообразности, но при многократном прослушивании эта чувственная медитатив- ность "затягивает". Потому что это очень вкусно, очень профессионально, вкрадчиво — главное! — эмоционально. Джонс немногословна в плане формы, но крайне разнообразна в интонациях и чувствах — тишина и паузы оправданно кажутся ей сверх- ценными, и она хорошо знает о важности свободного пространства в построении музыкальных фраз. Иногда ей достаточно только легкого выдоха или полушепота для эмоционального соответствия звукового полотна внутреннему миру. Она — искренняя. И ее голосу нельзя не верить.
Нору не трогает собственная популярность — в тот день, когда вся Америка бурлит по поводу восьми полученных ею "Грэмми", девушка спокойно пьет вино в одном из самых тихих и незаметненьких Нью-Йоркских ресторанчиков. Она одета в джинсы и футболку — обычно она в таком виде и выступает на сцене — и никаких телохранителей возле нее нет. Она избегает фотовспышек и высокобюджетных фотосессий, которые могли бы растиражировать ее улыбку на обложке какого-нибудь Rolling Stone. Она не думает об имидже, потому что ей интереснее думать о музыке. "Звукозаписывающая индустрия настолько глубоко зациклилась на имидже, что там имидж становится более важным, чем музыкант,—довольно мудро говорит Нора, — Я не знаю, возможно, сейчас просто меньше хороших вокалистов, чем раньше, а возможно, большинство из них просто не использует свой голос так, чтобы это было честно и правильно. Иногда кажется, что каждый просто стремится заработать как можно больше баксов, да поскорее...". Скромность и "анти-звездная" застенчивость Норы настолько умиляет, что на этом, кажется, тоже можно делать большие деньги — один из поп-журналов, например, неимоверно трогательно описывал историю о том, как Нора встретилась (вернее, не встретилась) со своим кумиром Райаном (не Брайаном, спокойно!) Адамсом. Она увидела его за соседним столиком в ресторане и буквально растаяла от восторга. Но так и не осмелилась подойти к нему и познакомиться. Вместо этого она написала записочку о том, как ей нравится его творчество, и незаметно подбросила ее Райану. Зато когда она говорит о музыке, ее застенчивость и свойственная юному возрасту наивность мгновенно тают — она становится взрослой и мудрой женщиной, чувствующей каждый звук. Правда, когда ее просят назвать пятерку своих любимых вокалисток, она теряется и тихим голосом говорит: "А можно — не пять, а шесть? Потому что как я могу пропустить Дину Уошингтон?".
А для более полного знакомства с этой девушкой и ее музыкальными вкусами можете полюбоваться на девятку любимых исполнителей Норы Джонс с ее небольшими комментариями.
1. Ray Charles. "Он может спеть практически все — от стандартов до кантри — и это звучит как Рэй Чарльз, и это прекрасно! Для меня он — идеал вокалиста".
2. Aretha Franklin. "Чистое, открытое сердце. Она вкладывает в музыку так много себя! Она находит тайный смысл песни и заставляет вас его почувствовать".
3- Willie Nelson. "Он — это что-то вроде Рэя Чарльза, который тоже может спеть все, но с отпечатком собственной неповторимой индивидуальности".
4. Joni Mitchell. "Каждый говорит о том необычном стиле, в котором она сочиняет, но она настолько же уникальна и как вокалистка — ее фразировка просто потрясающая! Я все еще люблю все, что она делает".
5. Billie Holiday. "Она была моей первой любимой джазовой вокалисткой. Она настолько обнажает свою душу, что иногда мне даже больно ее слушать, но в том, что она делает, так много красоты...".
6. Dinah Washington. "Это можно сказать тремя словами — "сырой соул" и "духовые"...
7. Sarah Vaughan. "Мне просто нравится то, как она может взять песню и интерпретировать ее совершенно по- своему. Чаще всего итог вообще не имеет ничего общего с оригиналом"...
8. Etta James. "Она как вокалистка очень душевная. На меня очень сильно повлияло то, как она обычно исполняет стандарты".
9. Otis Redding. "Когда я училась в одиннадцатом классе, у меня просто крыша ехала от кассетки с записью Отиса Реддинга! Его голос был просто сногсшибательным, особенно на песнях вроде "These Arms of Mine."
Итак, поводов для головокружения более чем достаточно. И для скандалов — тоже. Джазовые фанатики говорят, что Нора — это не "чистый джаз", а так — какая-то невнятная смесь фолка, кантри, соула и блюза. Поклонники поп-рока грязно ругаются и кричат, что всё заветные статуэтки отдали "какой-то совершенно джазовой певице, которая поет занудные песни о любви". А руководство Blue Note ведет себя очень спокойно и не собирается делать из Норы новый поп-символ. "Мы ведь джазовый лейбл, — говорят они, — У нас очень спокойная маркетинговая стратегия. Каждый слушатель хочет думать, что он — первый, кто открыл музыку, которая ему нравится. С Норой Джонс этот способ очень хорошо срабатывает. Даже после года в чартах и миллионных продаж альбома люди все еще думают, что они открывают что- то новое. Мы никому не навязываем ее музыку. Потому что это — не поп-музыка, которую запихивают тебе в глотку Эту музыку ты либо находишь сам, либо она проходит мимо — и случайностей тут быть не может".
У Норы впереди, хочется верить, достойное будущее — и, тем не менее, самый главный страх госпожи Джонс — это то, что она может "сгореть слишком быстро". Она боится, что ей не хватит времени, чтобы спеть все, что она считает нужным. Она живет настолько стремительно, что уже размышляет о собственной старости и о том, как она хочет жить потом. Ее мечта — огромный дом где-нибудь далеко от Нью-Йорка, где бы она могла жить всю свою жизнь вместе с Ли (Lee Alexander — не только ее коллега по группе, но еще и бой-френд), кататься по ночным шоссе на огромном "Кадиллаке", слушать и записывать прекрасную музыку и находиться в расслабленном покое. Как оно будет потом — посмотрим. Пока же девушку можно только поздравить с достойным взлетом и ждать от нее новых свершений.
«…Музыка врачует раны, а слова совершают чудо – пробуждают совесть силой колдовства, ибо в них Мапуто барабаны, той земли, откуда бабка черная моя». (Ноэмия Де Соуза, поэтесса из Мозамбика) Черная Африка – это не ...
"Величайшая в мире певица блюза, которая никогда не перестанет петь — Бесси Смит 1895 — 1937" (надпись на надгробном камне) Джазовый мир положительно помешался на вокалистках. После громкого коммерческого успеха Дайаны Кролл последовал ...
" Я никогда не отзывалась плохо ни об одном музыкальном стиле, потому что я сама слушаю их все. Большинство артистов серьезно относятся к своей музыке, какой бы она ни была, и я поступаю так же. Если вы выступаете в шумных барах, это не значит, что ...
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи из немецкого журнала "Штерн* четвертьвековой давности, но тем не менее интересной и сегодня. — Прим. ред. Фрэнк Синатра — о нем говорили, его обсуждали как никого другого. Бесчисленные любовные истории, ...
Мне однажды уже приходилось писать, что я не биограф, а сегодня скажу, что я и не географ. "Причем здесь эпго?" — спросите вы. Да притом, что не знаю, какова густота населения блюзовиков на один квадратный километр, или какой их процент ...
"Спустя более 20 лет после ее дебютного альбома All Out ("Все") Клэйтон — все еще самая предприимчивая певица в джазе, специалист бессловесной импровкзации, а также является экспертом по поиску и нахождению новых значений в мелодиях и словах ...
Впервые я прочел это имя в прошлом году на сайте Jazz- Квадрата. Не придал значения. Потом еще раз увидел это имя уже на страницах журнала. А потом вал информации в прессе и в интернете начал нарастать с угрожающей быстротой, увеличиваться в ...
Кэррин Эллисон родилась в небольшом городке Грэйт Бенд, затерянном в прериях Канзаса где-то на берегу реки Миссури. Сейчас она живет в джазовой столице мира — Нью-Йорке, в ее арсенале десяток сольных альбомов, изданных знаменитым джазовым ...
"Кэти — мое фантастическое открытие. Я всегда прослушивал вокалисток в поисках способных петь джаз и блюз в необычной манере, но никогда не надеялся найти столь уникальную, — совершенно очевидную в своем величии. Она — одна из наиболее способных ...
"В те времена мы не слушали ничего, кроме блюза, а Джон был первым белым парнем, который пел блюз, да еще так замечательно. Это был настоящий блюз, и все стремились подражать ему." Род Стюарт Помимо журналистики "бумажной" я занимаюсь еще и ...
Натали Коул (а.к.а. Natalie Maria Cole) родилась в Лос-Анджелесе 6 февраля 1950 года в "королевской" музыкаль- ной семье. Ее отец Nat "King" Соlе был одним из наиболее популярных и успешных эстрадных артистов 40-х и 50-х годов, а мать Maria Hawkins ...
Певица Пегги Ли, одна из наиболее популярных поп-джазовых вокалисток прошлого века, скончалась поздно вечером 21 января 2002 года на 82-м году жизни. Она умерла в своем доме в Бел-Эйре близ Лос-Анджелеса от сердечного приступа. По словам ...