Около года назад — еще до выхода альбома "Come Away With Me" "Джаз-квадрат" написал о том, что где-то в нашем чудесном мире появилась джазовая певица Нора Джонс, которая подписала контракт с Blue Note и совсем скоро порадует слушателей дебютным альбомом. В этом контексте было, ясное дело, упомянуто доброе имя ситар- гуру Рави Шанкара — отца Норы — и еще какая-то условная информация. Удивительно, но это был практически первый раз, когда имя Норы Джонс появилось на страницах прессы. Спустя год вся музыкальная журналистика мира была поднята на уши — "Кто такая Нора Джонс?". Оказывается, поп-культурная общественность практически ничего не знала о сенсационной победительнице последней, сорок пятой церемонии "Грэмми" — джазовый же мир, судя по всему, ликовал и обливался шампанским. Потому что достижение Норы — это не только ее замечательный альбом. Скорей — разрушение условных границ между несколько обособленной джазовой Вселенной и стремительными "масс-культурными" ценностями. Если раньше в рамках "Грэмми" джаз совершенно по-индейски загонялся, как в резервацию, в отдельную категорию, то уж теперь-то он рассматривается в общем контекстуально-музыкальном потоке.
И — побеждает. Побеждает в номинации "Альбом год", "Запись года" (песня "Don't Know Why"), Лучший Новый Исполнитель, Лучший Женский Поп-Вокал, Лучший Поп-Вокальный Альбом, Песня Года (та же "Don't Know Why"), Лучший Продюсер (она же) и Лучший Звукоинженер" (лучшими звукоинженерами оказались Husky Huskolds, Arif Mardin и Jay Newland, работавшие над альбомом Норы Джонс). Согласитесь, более чем внушительно.
То, что делает Нора Джонс, совершенно не ассоциируется с классическими схемами — для того, чтобы получить восемь граммофонных статуэток, всякая юная леди должна обладать как минимум десятком развесистых имиджей, сочными формами, блондинистым каскадом непослушных волос и несколькими лоснящимися MTV-хитами. В крайнем случае — нацепить имидж бунтующей девочки- подростка вроде Аврил Ла- винь. В итоге же бунтующий подросток с подведенными черной тушью глазами "пролетел" по всем пяти номинациям, в коих был отмечен (довольно честный провал, если учитывать, что юная Аврил на самом деле — домашняя девочка из хорошей семьи, а имидж мрачной оторвы — коммерческий ход), а малоизвестная в поп-мире дебютантка Нора Джонс становится законным героем церемонии "Грэмми".
Америка на высоте — музыкальная история про Золушку — оказывается, чтобы победить, вовсе не нужно быть длинноногим секс-символом. Оказывается, можно записать альбом качественной и порядочной музыки — и ты станешь Номером Один. На самом деле все гораздо проще, и никаких просчитанных манифестаций и демонстраций политкорректности тут нет — на самом деле американцы просто любят такую музыку, которую делает Нора Джонс. И можно сколько угодно обвинять массовое американское сознание в порочности, ограниченности и поп-ангажированности, но факт остается фактом: эти люди слушают только свое. И чем глубже корни, тем выше небеса над головой и тем ярче звезды белесые на флаге разноцветном. Альбом Норы Джонс — это глубокая, корневая американская музыка, где есть настоящий аутентичный фолк, отголоски кантри, прозрачная джазовая основа и совершенно блюзовый воздух вокруг. Если учитывать, что практически самая массово обожаемая американская группа — это любопытный черно-белый мини-оркестр Dave Matthews Band, смешивающей в своей музыке ямайские веяния, блюзовую эстетику и джазовые импровизации, становится понятно, что иначе и быть не могло — Нора Джонс действительно являет собой удивительную квинтэссенцию пристрастий "штатовской" аудитории и получила все свои граммофончики совершенно заслуженно. Пусть особого новаторства в ее музыке нет — это просто очень хороший и искренний поп-блюз-соул с джазовым вокалом.
Если у читателей за неимением достаточного количества информации все же возникает тот же вопрос, что и у массовой музыкальной прессы — "так кто же такая эта Нора?" — ниже все ответы. Впрочем, биография Норы пока не годится для зеленого трехтомника с суперобложкой — уж очень она молоденькая.
Нора Джонс родилась тридцатого марта 1979 года в Нью- Йорке, но росла и воспитывалась в Техасе. "Как и большинство маленьких девочек — рассказывает она, — я с детства мечтала стать знаменитой. Но это только до тринадцати лет. Потом я с головой ушла в джаз и поняла, что хочу стать джазовой певицей. Уже тогда я точно знала, что если я буду петь джаз, это не сделает меня всемирно известной — только это было уже не важно". А началось все с фортепианных уроков — Норе тогда было шесть лет и она была обречена на всестороннее музыкальное образование: семейные обстоятельства, сами понимаете. Ее мать, Сью Джонс, была огромной поклонницей музыки и в свое время довольно долго работала концертным звукорежиссером в Нью- Йорке. Отец Норы- ну, это уже все знают — индийский мастер ситара и духовный учитель Джорджа Харрисона, Рави Шанкар. Правда, на момент рождения Норы девятилетний гражданский брак Рави и Сью находился в критическом состоянии и вскоре распался, так что единственным по-настоящему близким Норе человеком была ее мать. Вокальное мастерство будущая звезда оттачивала, как это водится в Штатах, в церковном хоре — и у нее уже там были проблемы с самоопределением — она была жутко застенчивой, но, тем не менее, пела громче всех. "Учитель сказал мне, чтобы я пела громко, а я восприняла это буквально. Вообще, пение у меня было вроде хобби, потому что это было так легко. Я думаю, что пение находится где-то в твоем теле, внутри, это что-то физиологическое почти — или ты можешь это делать, или нет". Главными учителями Норы были в основном джазовые пластинки из обширной материнской коллекции. Знаменитого же папочку она видела крайне редко, и во избежание ненужной публичности даже не указала его имени при составлении своего первого пресс-релиза. Позже, когда пресса радостно разнюхала всю правду, Нору тут же обвинили в том,что она сознательно отреклась от отца за то, что он жил с матерыо в гражданском браке, а потом и вовсе сбежал.
"Это неправда, — говорит Нора, — Я люблю своего отца. И не хочу, чтобы на этот счет возникали какие- нибудь неправильные суждения. Мы с ним очень близки". Сам же Шанкар ужасно горд за дочь: "Я всегда знал, что Нора была очень музыкальна — с самого ее младенчества. После развода я увидел ее только спустя восемь лет, и был изумлен тому, как сильно она выросла в музыкальном плане".
Нора воспитывалась в довольно лояльной атмосфере. Мать никогда не контролировала ее творческих порывов (помимо музыки, например, Нора довольно много времени уделяла живописи) — и когда девочке вдруг смертельно надоели уроки фортепиано и она забросила это дело, никто особенно не возмущался. Правда, позже она решила-таки взять несколько уроков у джазовой пианистки Джулии Бонк. Эта проницательная джазовая тетенька очень быстро заметила, что на самом деле девочка больше всего любит именно петь! "Я заметила, что Нора постоянно напевает, когда играет. И поет очень своеобразно — не прямо и откровенно, а с чувством, с интонациями. Я рассказывала ей о том, как Элла Фитцджеральд и другие великие вокалистки заставляли каждое слово звучать особенным образом и как они думают о внутреннем смысле песни во время исполнения...". Преподавательница была так восхищена Норой, что помогла ей устроиться в престижную арт-школу в районе Далласа — ту самую, которую посещала сама Эрика Баду Преподаватели школы были в шоке — у Норы было изумительное чувство построения музыкальных фраз, как будто она десятилетиями только и делала, что обучалась джазовому интонированию!
Два года Нора прилежно изучает фортепиано и джазовую теорию в Университете Северного Техаса и ведет себя очень примерно. До тех пор, пока на территории университетского городка не знакомится с какими-то разбитными нью-йоркскими джазистами (один из них — Джесс Харрис, будущий автор хиta "Don't Know Why"), которые рассказали ей о том, какая замечательная андерграундная джазовая сцена существует в Нью-Йорке, как здорово можно заработать, распевая песни в клубах, а еще о том, что если Нора продолжит сиднем сидеть в провинции, жизнь стремительно промчится мимо нее. Нора тут же проникается рассказами о клубной атмосфере и настоящей джазовой жизни, бросает ко всем чертям надоевший колледж и отправляется на историческую родину, в Манхэттэн.
Именно там проходят ее первые концерты — вместе с музыкантами Lee Alexander и Adam Levy, которые позже станут постоянными участниками ее группы. Помимо исполнения джазовых стандартов, Нора пела в кантри и поп-клубах — возможно, поэтому ее дебютный альбом оказался довольно поп-ориентированным (в принципе, он мог выйти и не на Blue Note, просто сама Нора пожелала быть прикрепленной именно к этому "подразделению"). Потом вместе с Джессом Харрисом и Ли Александером девушка организовывает постоянный состав — и они начинают исполнять композиции собственно сочинения (именно тогда Нора вдруг открыла в себе недюжинный композиторский талант).Чужие композиции Нора поет только в том случае, если они соответствуют ее внутреннему миру и жизненному опыту — она любит быть честной. Об одном из негативных опытов в подобной сфере она до сих пор вспоминает с ужасом — "Я пела джазовые стандарты в одном ресторане. Толпе почему-то очень нравятся песни Синатры, и мне приходилось их петь. Отовсюду кричали — спой "Му Way."! И это была единственная песня, которую я просто не могу петь! Она звучит прекрасно, когда ее поет Синатра, но я, исполняя ее, выглядела бы как идиотка — "Я пойду своим путе-е-ем..." Я стояла на сцене и думала — какой такой свой путь? Мне же двадцать лет! Мне еще даже алкоголь употреблять нельзя! Да у меня просто не было ничего такого в жизни, чтобы я могла честно спеть эту песню!"...
Однажды, в 2000 году, Нору услышал один из продюсеров EMI и 'познакомил ее с Bruce Lundvall, главой Blue Note Records. Глава послушал ровно три песенки с демо-кассеты и мгновенно подписал с Норой контракт. А в феврале 2002 появляется тот самый альбом "Come Away With Me", где очень своеобразный и душевный подход Норы к музыке соединяется с влияниями ее любимых вокалисток — Билли Холидэй и Нины Саймон. Музыка на этом альбоме самая, на первый взгляд, обыкновенная. И, возможно, главное в ней — голос. Сейчас многие спорят — является ли этот талант врожденным или тщательно развивался и культивировался. Мать девушки и ее техасские учителя утирают слезы умиления и рассказывают о юных годах Норы, о том, как цвел и развивался ее талантище при помощи их мудрого руководства — специальные студии, профессиональные учителя, кропотливая работа. На момент подписания Норой контракта с Blue Note ее образовательная платформа была довольно внушительной — больше тысячи часов фортепианных уроков. Правда, основная загвоздка в том, что на эту благословенную тысячу не приходилось НИ ОДНОГО часа обучения вокальному мастерству! Никто не учил ее петь. Еще ее никто не учил дипломатическим стратегиям — но когда Норе в один прекрасный день пришлось выбирать, с кем работать — с Blue Note или с "сестринским", более поп-ориентированным (и богатым) Virgin Records, она выбрала первый, потому что знала, что там не будет никакого давления и принуждения.
Тем не менее, девушка жутко разволновалась и разозлилась, когда песенка "Don't Know Why", очаровательная романтическая история о потерянных возможностях, вдруг стала жутко массивным радио-хитом. Просто больше всего на свете Нора ненавидит, когда по радио постоянно крутят одну и ту же песню, и очень не хочет, чтобы люди испытывали такое же раздражение от ее собственной музыки. Когда альбом "Соте Away With Me" достиг миллионной отметки по продажам, Нора в панике прибежала к продюсеру и очень категорически поинтересовалась, можно ли приостановить продажу альбома. "Да, теперь я понимаю, что вела себя наивно, — говорит она, — Но я начала действительно паниковать — прибежала в студию и кричу — все, все, стоп! Пусть альбом больше не продается! Мало того — тогда же Virgin Records вдруг занялись радиораскручиванием моей песни и притащили мне ужасный ремикс на "Don't Know Why", сообщив, что на радио всем гораздо больше понравится не альбомная версия, а вот такая. Нет, у меня никаких предрассудков по поводу техномузыки и ремиксов, но тот был просто кошмарен! С уродливыми драм-машинами и каким-то дурацким ритмом вроде "Don't know why... why... why", тыц-тыц-тыц — это была самая абсурдная вещь, которую я вообще слышала в жизни!".
Продюсеры только разводят руками — откуда у молодой девушки такое тонкое и мудрое музыкальное чутье? — мистика. Когда Нору спрашивают, что она думает по поводу поп-див и в частности Бритни Спирс, она спокойно отвечает: "Она появилась, когда я еще училась в колледже. Вначале мне было немного противно. Я помню ее фотографии — мне было лет, ну, скажем, пятнадцать, и эти фото показались мне порнографическими. Это меня жутко разозлило. Я ведь тогда еще ничего не знала о музыкальном бизнесе. Все, что я знала тогда, это то, что мне очень нравится Билли Холлидей и что я буду джазовой пианисткой и вокалисткой, черт подери! Я была ужасно злая. А теперь мне как-то безразлично это. Я просто не слушаю такую музыку, и никак про нее не думаю. А эта Бритни — она же теперь взрослая и может делать все, что угодно".
Альбом "Come Away With Me" вышел больше года назад, но очень активно продается до сих пор. Почему? Возможно, потому что он действительно очень искренний и начисто лишенный шоу-бизнесных "заморочек". Первая же песня "Don't Know Why", написанная гитаристом Jesse Harris, являет собой квинтэссенцию всего альбома — предельно простого и почти минималистичного. Очень спокойные фортепианные пассажи, очень простые гитары и бас — эта музыка лишена истеризма и метаний, она спокойно и размеренно дышит. Красивые мелодии, мягкие и мудрые вокальные гармонии, акустические соло на гитаре. Ка- веры Hank Williams "Cold Cold Heart", Hoagy Charmichael "The Nearness of You" и J.D. Loudermilk 'Turn Me On", которые идеально вплетаются в оригинальный материал. Простота и спокойствие альбома могут создать эффект однообразности, но при многократном прослушивании эта чувственная медитатив- ность "затягивает". Потому что это очень вкусно, очень профессионально, вкрадчиво — главное! — эмоционально. Джонс немногословна в плане формы, но крайне разнообразна в интонациях и чувствах — тишина и паузы оправданно кажутся ей сверх- ценными, и она хорошо знает о важности свободного пространства в построении музыкальных фраз. Иногда ей достаточно только легкого выдоха или полушепота для эмоционального соответствия звукового полотна внутреннему миру. Она — искренняя. И ее голосу нельзя не верить.
Нору не трогает собственная популярность — в тот день, когда вся Америка бурлит по поводу восьми полученных ею "Грэмми", девушка спокойно пьет вино в одном из самых тихих и незаметненьких Нью-Йоркских ресторанчиков. Она одета в джинсы и футболку — обычно она в таком виде и выступает на сцене — и никаких телохранителей возле нее нет. Она избегает фотовспышек и высокобюджетных фотосессий, которые могли бы растиражировать ее улыбку на обложке какого-нибудь Rolling Stone. Она не думает об имидже, потому что ей интереснее думать о музыке. "Звукозаписывающая индустрия настолько глубоко зациклилась на имидже, что там имидж становится более важным, чем музыкант,—довольно мудро говорит Нора, — Я не знаю, возможно, сейчас просто меньше хороших вокалистов, чем раньше, а возможно, большинство из них просто не использует свой голос так, чтобы это было честно и правильно. Иногда кажется, что каждый просто стремится заработать как можно больше баксов, да поскорее...". Скромность и "анти-звездная" застенчивость Норы настолько умиляет, что на этом, кажется, тоже можно делать большие деньги — один из поп-журналов, например, неимоверно трогательно описывал историю о том, как Нора встретилась (вернее, не встретилась) со своим кумиром Райаном (не Брайаном, спокойно!) Адамсом. Она увидела его за соседним столиком в ресторане и буквально растаяла от восторга. Но так и не осмелилась подойти к нему и познакомиться. Вместо этого она написала записочку о том, как ей нравится его творчество, и незаметно подбросила ее Райану. Зато когда она говорит о музыке, ее застенчивость и свойственная юному возрасту наивность мгновенно тают — она становится взрослой и мудрой женщиной, чувствующей каждый звук. Правда, когда ее просят назвать пятерку своих любимых вокалисток, она теряется и тихим голосом говорит: "А можно — не пять, а шесть? Потому что как я могу пропустить Дину Уошингтон?".
А для более полного знакомства с этой девушкой и ее музыкальными вкусами можете полюбоваться на девятку любимых исполнителей Норы Джонс с ее небольшими комментариями.
1. Ray Charles. "Он может спеть практически все — от стандартов до кантри — и это звучит как Рэй Чарльз, и это прекрасно! Для меня он — идеал вокалиста".
2. Aretha Franklin. "Чистое, открытое сердце. Она вкладывает в музыку так много себя! Она находит тайный смысл песни и заставляет вас его почувствовать".
3- Willie Nelson. "Он — это что-то вроде Рэя Чарльза, который тоже может спеть все, но с отпечатком собственной неповторимой индивидуальности".
4. Joni Mitchell. "Каждый говорит о том необычном стиле, в котором она сочиняет, но она настолько же уникальна и как вокалистка — ее фразировка просто потрясающая! Я все еще люблю все, что она делает".
5. Billie Holiday. "Она была моей первой любимой джазовой вокалисткой. Она настолько обнажает свою душу, что иногда мне даже больно ее слушать, но в том, что она делает, так много красоты...".
6. Dinah Washington. "Это можно сказать тремя словами — "сырой соул" и "духовые"...
7. Sarah Vaughan. "Мне просто нравится то, как она может взять песню и интерпретировать ее совершенно по- своему. Чаще всего итог вообще не имеет ничего общего с оригиналом"...
8. Etta James. "Она как вокалистка очень душевная. На меня очень сильно повлияло то, как она обычно исполняет стандарты".
9. Otis Redding. "Когда я училась в одиннадцатом классе, у меня просто крыша ехала от кассетки с записью Отиса Реддинга! Его голос был просто сногсшибательным, особенно на песнях вроде "These Arms of Mine."
Итак, поводов для головокружения более чем достаточно. И для скандалов — тоже. Джазовые фанатики говорят, что Нора — это не "чистый джаз", а так — какая-то невнятная смесь фолка, кантри, соула и блюза. Поклонники поп-рока грязно ругаются и кричат, что всё заветные статуэтки отдали "какой-то совершенно джазовой певице, которая поет занудные песни о любви". А руководство Blue Note ведет себя очень спокойно и не собирается делать из Норы новый поп-символ. "Мы ведь джазовый лейбл, — говорят они, — У нас очень спокойная маркетинговая стратегия. Каждый слушатель хочет думать, что он — первый, кто открыл музыку, которая ему нравится. С Норой Джонс этот способ очень хорошо срабатывает. Даже после года в чартах и миллионных продаж альбома люди все еще думают, что они открывают что- то новое. Мы никому не навязываем ее музыку. Потому что это — не поп-музыка, которую запихивают тебе в глотку Эту музыку ты либо находишь сам, либо она проходит мимо — и случайностей тут быть не может".
У Норы впереди, хочется верить, достойное будущее — и, тем не менее, самый главный страх госпожи Джонс — это то, что она может "сгореть слишком быстро". Она боится, что ей не хватит времени, чтобы спеть все, что она считает нужным. Она живет настолько стремительно, что уже размышляет о собственной старости и о том, как она хочет жить потом. Ее мечта — огромный дом где-нибудь далеко от Нью-Йорка, где бы она могла жить всю свою жизнь вместе с Ли (Lee Alexander — не только ее коллега по группе, но еще и бой-френд), кататься по ночным шоссе на огромном "Кадиллаке", слушать и записывать прекрасную музыку и находиться в расслабленном покое. Как оно будет потом — посмотрим. Пока же девушку можно только поздравить с достойным взлетом и ждать от нее новых свершений.
Остался в прошлом двадцатый век. Негритянский народ Америки обогатил его многими художественными удачами. И добился свободы: расизм остался в прошлом. В оба этих несомненных достояния нашего столетия внесла весомый вклад Лена Хорн . Она родилась в ...
Так назывался великолепный долгоиграющий альбом с "вечнозелеными" балладами, который выдающийся негритянский певец Нэт "Кинг" Коул записал летом 1958 года в голливудской студии фирмы "Capitol". Этот стройный симпатичный негр всегда был любимым ...
Поскольку блюз - личная музыка, рассказ о нем имеет смысл только в лицах. Из лиц современного блюза Пол Блэк, американский певец-гитарист, - один из наиболее оригинальных исполнителей 90-х в технике "слайд", которую он сам характеризует как ...
Историю блюза можно расчертить как генеалогическое древо. Люди, составляющие его ветви, частенько бывали и кровными родственниками. Но на деле родство их кроется глубже: на генетическом уровне, в их крови, в ДНК, в неопределенном наукой качестве ...
Вот и настал момент, долгожданный для всех любителей этнической музыки: Хадья Нин возвращается к нам, и возвращается с новым, блестящим альбомом "YA..."... Что же особенного в этой темнокожей женщине, приехавшей покорять Европу из далеких ...
"Я вовсе не хотела петь, пока не стала немного старше, — любит повторять девятнадцатилетняя блюзовая певица Шемекия Коупленд, — но мой папа всегда знал, что я приду к этому". Ее отец, знаменитый техасский блюзовый гитарист Джонни Клайд Коупленд, ...
В четверг, 14 мая 1998 года, в Лос-Анджелесе от сердечного приступа умер легендарный певец и киноактер, который еще в сороковые годы был кумиром американской молодежи и позже никогда не утрачивал своей уже поистине всемирной популярности. Ему было ...
О музыканте могут сказать, что он исполняет джаз. В один прекрасный день становится известно, что этот же музыкант играет рок, потом — поп-музыку, а затем — классику... Очень немногим удается преуспеть во всех жанрах. Сложен путь этих артистов. В ...
В анналах истории джаза 21 августа 1935 года считается точкой отсчета, с которой началась эпоха биг-бэндов — день, когда оркестр Бенни Гудмэна выступил в лос-анджелесском "Пэломэр". Этот период закончился 19 января 1942 года, когда Фрэнк Синатра ...
«…Музыка врачует раны, а слова совершают чудо – пробуждают совесть силой колдовства, ибо в них Мапуто барабаны, той земли, откуда бабка черная моя». (Ноэмия Де Соуза, поэтесса из Мозамбика) Черная Африка – это не ...
"Величайшая в мире певица блюза, которая никогда не перестанет петь — Бесси Смит 1895 — 1937" (надпись на надгробном камне) Джазовый мир положительно помешался на вокалистках. После громкого коммерческого успеха Дайаны Кролл последовал ...
" Я никогда не отзывалась плохо ни об одном музыкальном стиле, потому что я сама слушаю их все. Большинство артистов серьезно относятся к своей музыке, какой бы она ни была, и я поступаю так же. Если вы выступаете в шумных барах, это не значит, что ...