Е.С.: Знаете, как я обычно работаю с учениками? Я знаю, что даже капля зависти может выбить человека из колеи, а кто-то может в конец расстроиться из-за того, что у кого-то голос сильнее, мощнее или лучше резонирует... И поэтому говорю: "Я люблю букеты из разноцветных цветов, я люблю, чтобы цветы в моем букете не были похожи прут на друга, пусть будут в нем самые разные цветы: разного размера, разного цвета, разного аромата, это хтя меня самый чудесный букет. Каждый цветок смотрится лучше рядом с не похожими на него. И то же самое с голосами! Каждый голос уникален и вы должны ценить свою уникальность и развивать ее..."
Ш.Дж: Но знаете, сегодня этого мало! Я имею в виду, что далеко не все педагоги согласятся с вами. Меня всегда потрясают такие ученицы, как Патриция, Элеонора или Надя, в разных городах у меня разные ученики... В Венеции у меня есть ученица по имени Паола, которая всегда говорит: "О, мы так хотим заниматься с вами.", а я ведь никогда не веду занятия по принципу: "Хорошо ли это?" или "Запомнят ли они что-нибудь?" Я не знаю! Но, похоже, что-то остается от моих уроков, потому что ученики приглашают меня приехать вновь, и мы становимся друзьями. Не знаю, как это объяснить, может быть, вы это знаете? Я не терзаюсь такими вопросами.
Е.С.: Мне кажется, вы прямо сейчас демонстрируете, как это получается. Это происходит, потому что Вы прямой и честный человек. Вот поэтому они и ждут Вашего возвращения, таких, как Вы — мало.
В разговор вступает Джованни: Музыка и политики, отношения между ними... Различия между одним и другим политическим флангом, настолько ли они существенны, чтобы вызывать интерес у людей искусства и музыкантов?
Е.С.: Поддерживаются ли искусство и музыка американскими политиками?
Ш Дж.: Да, в основном левого толка...
Е.С.: А их оппоненты этого не делают?
Ш.Дж.: Не то что бы нет... Некоторые делают это. Есть политики правой ориентации, которые тоже слушают музыку, но большинство их любимцев, артистов и писателей не принадлежат к очень абстрактным и креативным направлениям... Люди, которые не делают большие деньги... И джаз. Настоящий джаз. Я не говорю о crossover или о коммерческом джазе... Я говорю о настоящих джазовых музыкантах, которых отвергает, буквально отвергает определенная группа людей. Как правило, это весьма состоятельные люди. (Улыбается.) Если они приглашают джазовое фортепьянное трио на вечер, они вовсе не собираются его слушать. Им просто нужна музыка для фона, и масса музыкантов готова его создавать. Прямо перед приездом в Милан мне довелось поработать со Стивом Кюном (Steve Kuhn), прекрасным пианистом. Мы работали в Harvard Club. Парень, который пригласил нас и устроил этот ангажемент, говорит: "О, я рад вас видеть! Мы столько слышали о вас!" А я и отвечаю ему: "Серьезно?" Знаете, в Гарварде мне вручили специальный сертификат, потому что я провела там мастер-классы и дала концерт. Президент Гарвардского университета вручил мне этот сертификат, украшенный особой красной лентой! И я сказала: "Ого! Похоже, нас начинают признавать!" И вот он встал перед всей этой публикой и произнес все что положено. А публика состояла в основном из людей среднего возраста или... моего возраста! (Смеется.) И все они были такие чинные... Но я решила: "Буду петь так, как пою всегда. Вряд ли это слишком понравится такой публике, но и Бог с ними!"
И я пела, как обычно, и все закончилось просто замечательно! Мне аплодировали стоя! Я была потрясена. Я сказала: "Знаете, я потрясена, потому что обычно мои концерты нравятся людям несколько иного типа!" Но в целом, большинство исполнителей free music, авангардной музыки, джазовой музыки, художники авангардных и свободных направлений не очень поддерживаются. Их больше поддерживают бедные. Когда к власти приходит демократическая партия, обычно начинается поддержка искусства, когда приходит республиканская партия, поддержка прекращается. А когда вновь возвращаются демократы типа Джона Ф. Кеннеди, или того же Клинтона, того же Картера, вновь расширяется поддержка искусства. Среди некоторых людей в Америке бытует представление о джазе, как о довольно грязном занятии. Они сразу воображают наркотики, алкоголь, неразборчивые связи и так далее... В обществе еще очень много предрассудков. И потом, очень часто люди становятся алкоголиками и попадают в наркосети именно из-за отсутствия признания... Потому и я так легко покатилась вниз. От этого умер и Чарли Паркер... Он умер от недостаточного признания, понимаете... Так случилось и с Билли Холидэй, со всеми этими великими людьми. Все эти величайшие афроамериканские артисты яростно боролись и одновременно разрушали себя из- за недостатка признания.
Но становится ли лучше? Не знаю. Относительно себя могу сказать только: для того, чтобы сохранить музыку в своей душе и в своем сердце, должна нести ее людям. И я это делаю, с помощью концертов и преподавания. И не хочу ничего иного. Никогда не думаю в категориях: "Нет, вот это я им не покажу"... Никогда так не думаю (усмехается). Чтобы сохранить что-то важное в жизни, надо обязательно делиться этим с людьми.
(Ученицы Шейлы согласно кивают.)
Э.Д.: Как Вы начинаете работать над новой песней?
Ш.Дж.: Впервые слушая песню, я прежде всего обращаю внимание на мелодию. Если она мне нравится, то уж тогда начинаю разбираться с текстом. Если он не очень удачен, его всегда можно поменять. Но вначале — всегда мелодия, хотя некоторые вокалисты ставят на первое место тексты. Потом репетирую в точном соответствии с написанным. Мне необходим хороший пианист, и на этом этапе мы собираемся вместе и начинаем работать. Я люблю репетировать в доме Стива Кюна, всегда открытом для меня. Раз в неделю, если все мы не на гастролях, собираемся еще и с Кэмероном Брауном. Мы всегда сотрудничаем с ним в вариантах "голос — контрабас". Э Д.: А как Вы подходите к аранжировкам?
Ш.Дж: Они просто появляются. Много своих аранжировок я отдаю и другим певцам. Меня не смущает, что кто-то запишет песню с моей аранжировкой. Я говорю: "Бери и попробуй, это сделано чуть по- другому". Это словно переставить куплет из финала в середину и тому подобное... С песней надо прожить какой-то период времени. Поначалу всегда трудно, трудно разучивать песню... первое время ты ясно чувствуешь, что еще не готова, ты еще не прожила с этой вещью достаточно долго... Когда же такой момент наступает, стихи словно сами всплывают, ты даже не беспокоишься о том, верно ли поешь. Все уже на своих местах. Но при этом надо на зубок знать мелодию.
Е.С.: И тогда, наверное, и возникает магия...
Ш.Дж: О да... я в это верю. И никогда не планирую импровизации. Не решаю: "Так, вот здесь я поступлю этак., изменю вот это, а потом вон то". Я так не делаю. Это получается само по себе, когда ты хорошо распелась, удачно чередуются аккорды и ты в ладах с мелодией и текстом. Я понимаю смысл текста и знаю оригинальную мелодию, вот тогда все и получается. Я ничего не делаю нарочито. Е.С.: Возможно, из-за хорошего контакта с Вашей публикой... или музыкантами...
Ш Дж.: По большей части — со своими музыкантами. Я внимательно слушаю партию каждого из них и постоянно контролирую наше взаимодействие. Я всегда внимательно слушаю их соло. Для певца очень важно чувствовать взаимосвязь со своей ритм-секци- ей или инструментальной секцией. Никогда не сбиваться. Меня спрашивают: "Ну как ты определяешь, когда вступать, если вас с ударником разделяет только одна четвертная или шаю мелодию, знаю, как она начиналась, как развивается, когда закончится. Надо слушать... И не только это! Слушая, получаешь вдохновение. Иногда партнер своей игрой просто зажигает тебя. Такой теснейший контакт может возникнуть только когда все внимательно слушают друг друга. Это очень важно. Теперь о мелодии. Я учу ее точно по нотам, никогда не слушаю, как эту вещь пели до меня. Никогда. Я люблю слушать других певцов, вдохновляюсь их мастерством, но никогда не пытаюсь разучивать песню по чужим образцам... "О, я знаю, как это петь! Бла, бла, бла... Так пела Билли Холидэй..." Нуи кто, Бога ради, может спеть, как Билли? Пожалуйста! Или Сара Воэн! У кого голос, как у Сары Воэн? Давайте!.. Не думаю, что кто-то сможет петь так! Или Элла Фитцджеральд? Бесполезно!
Э.Д.: Вы правы... Но и Вы тоже! Никто не поет так, как Вы!
Ш.Дж.: Да, это уникально. Очень странно... (Тепло усмехается.)
Э.Д.: Вы уже частично ответили на вопрос, который мне хотелось задать: как вы открыли свою индивидуальность и в связи с открытым Вами новым направлением, контрабас и голос, как возникла эта идея и почему именно контрабас?
Ш.Дж.: О, это хороший вопрос, Элеонора! Я выработала свой индивидуальный саунд потому что с молодых лет, с очень раннего возраста поняла, что никогда мой голос не будет звучать, как у этих великих певиц, а быть жалким имитатором я не хотела! Пусть лучше мой голос звучит так, как есть. Фразировке и счету я училась у Чарли Паркера. Именно поэтому он был моим кумиром. Я обожала бибоп. Я вставала по утрам с музыкой и ложилась спать с музыкой... музыка весь день! По ночам я мечтала общаться с ним 24 часа в сутки, нон-стоп! Это первое. А по второму вопросу могу сказать, что все началось, когда я работала в одном небольшом клубе со Стивом Суоллоу (Steve Swallow). В то время я еще училась у Ленни Тристано. Я всегда с удовольствием слушала звучание контрабаса и в душе всегда сама хотела играть на этом инструменте... Я люблю контрабас. Я слышу его и я люблю звучание, его свободу... Когда он играет, не нужны ударные, всю необходимую свободу создает он сам. Я искала пути, как приспособить мой голос к его звучанию, я чувствовала себя так, будто кроме меня и контрабаса вокруг больше ничего не существует... У нас с ним возникло очень интимное взаимопонимание... И у меня получилось! Это прекрасно! Мне это нравится!
Я всех призываю поэкспериментировать с такой музыкой! Абсолютно! Для меня это самый невероятный способ пения, не знаю, как для других... Некоторым нужно многообразие. Одни вокалисты любят богатые мелодии, другие предпочитают петь с большим оркестром... Но мне достаточно контрабаса, это был первый инструмент, который я начала различать в ритм- секциях, сопровождавших Берда. Всегда рада послушать, как Томми Поттер (Tommy Potter) или Карли Расселл (Curly Russel) аккомпанируют Чарли Паркеру. Всегда- Когда я начала исполнять "bass and voice"... это было где- то в 1950-м. Тогда я начала работать и тогда все началось... все эти отклики... Но я начала это делать вовсе не для того, чтобы чем-то кого-то перещеголять, или чтобы все говорили: "Как это уникально!" Я пошла к Ленни Тристано... Я училась у него, присутствовала на его сессиях, там был и Питер Инд (Peter Ind). И я решилась попытаться что-нибудь сделать в комбинации голоса и контрабаса. Все глядели на меня, словно говоря: "О! Зачем тебе это, когда мы все здесь..." Ноя сказала: "Мне так хочется!" (Усмехается.) И Ленни меня поддержал, он сказал: "Вперед! Делай то, во что веришь, то, что ты чувствуешь". Это было здорово! А вот как я впервые выступила на публике с этим экспериментом. Я рассказывала эту историю в Кремоне, там было несколько басистов, и их она просто потрясла... Я приехала в Толедо погостить у своих родственников. Там в это время играл Чарли Мингус (Charlie Mingus) с Ли Коницем (Lee Konitz) и ударником. Мингус на контрабасе, ударник и Ли Кониц. Возможно был еще и трубач, не помню, но Ли помню хорошо. Я сидела среди публики, когда Мингус, заметив меня, крикнул: "Эй, Шейла! Иди сюда и спой что-нибудь!" А тепьяно . на что чарли возразил: "Но на сессиях тебя это не смущает ' Я растерялась: "Tai то на сессиях понимаешь..." V вот тогда я впервые пела пере/ публикой в сопровождение контрабаса, и мне ассистиро вал Чарли Мингус! Пела я тогд; Yesterdays... Никогда не забуд ни ту мелодию, ни тональ ность... Это был соль минор Как это было здорово! Потом: начала работать в клубе в Вил ледж, по понедельникам та? проходили сешнз и играл Сти: Суоллоу. Он уже тогда бы. весьма популярен. Я пела ним. Это было замечательно.
Э.Д.: И поэтому Вы записали Номе?
Ш.Дж.: Мой первый альбом — это Portrait Of Sheila, а первая запись — You Are My Sunshine с Джорджем Расселом...
П.С.: Это очень авангардно...
Ш.Дж: О, для своего времени это было очень необычно!
П.С.: Да и сегодня тоже!
Ш. Дж: Я знаю... Это была одна из тех вещей... Джордж сьграл тему и говорит: "О.К, пой!" А я отвечаю: "А аккомпанемент?" А Джордж кричит: 'Что? Ребенком ты пела сама для себя без всякого аккомпанемента! Давай, пой!" И тогда я сказала: "О! О.К!" (Шейла улыбается, ее зеленые глаза горят.) И я cnела Sunshine, эта песня была написана для шахтеров в тех местах, откуда я родом... Вы знаете эту историю. Забавно получилось и с моей первой записью для Blue Note. Я работала со Суоллоу во все том же небольшом клубе, развивая идеи "ваss and voice" и поначалу даже эти великие гуру из Blue Note говорили: "Н-да... Не думаем... Может быть лучше добавить... Попробуйте, конечно, но, может быть, лучше все же добавить чуть-чуть ударных и немного гитары".
Э.Д.: А как реагировала публика на эти эксперименты? Для нее это бьло внове...
Ш.Дж: Мне помнится, прекрасно... Публика очень отзывчива и сегодня!
П.С.: Сегодня трудно реагировать иначе...
Ш.Дж.: Когда я начинала, это было уникально. Мне аплодировали стоя... Особенно когда я пела целый час! Или два часа! Мне приходилось выступать по два часа, и у меня хватит репертуара, чтобы выступать с программой для голоса и контрабаса и три часа. Это прекрасный способ пения. Несколько лет назад я выступала с концертом в Эдмонтоне, Канада. Именно там продюсер познакомил меня с Аттилио Занчи (Attilio Zanchi) и предложил выступить на фестивале с Аттилио. Я опасалась: Мы ведь никогда не работали вместе", имея ввиду именно программу "bass and voice". Я готовила выступления в таком стиле целый год. Но Аттилио оказался молодцом. Мы репетировали в номере отеля два дня, только "bass and voice". И : угадайте, перед кем мы выступали? Перед Херби Хэнкоком и Уэйном Шортером. Мы открывали концерт. Это было незабываемое зрелище... О нас писали такие восторженные рецензии, что я не верила глазам! У меня тогда было такое настроение: "Я здесь, я в отличной форме, я выйду на сцену и все сделаю хорошо!" Так и случилось... Такого не было никогда до и никогда после! Поверьте, я очень искренна, я влюблена в контрабас и работаю. пока только это возможно. Так, с Харви Суорцем мы делали программы "bass and voice" 18 лет, пока ему не надоел мой голос.
Э Д.: Почему?
Ш.Дж.: Ему просто надоели эти программы... Он сказал, что они не способствуют его карьере, он хотел бы заняться чем-то другим. Я поняла его. Всe нормально... Но это был словно брачный союз! Со мной развелись! Теперь я работаю с Кэмероном и многие басисты предлагают мне поработатъ вместе, а я отвечаю: Знаете... Маловероятно... Вот если Кэмерон решится на развод, если его контрабас разведется с моим голосом, тогда давайте поговорим!" (Мы все смеемся.) Такой творческий союз больше напоминает брак чем трио. Вы знаете, bass and voice — это моя изюминка! Я была пионером этого направления, я стала это делать впервые в мире, еще до Пегги Ли (Peggy Lee)...
Мы все хором: Fever!
Ш.Дж.: Это единственная вешь. которую она спела под аккомпанемент контрабаса! Но я помню, что к тому времени когда она спела Fever, я уже несколько лет пела таким образом! Но я не расстроилась! Я 'была очень рада, я говорила: Посмотрите... Они это признали!" Эта песня стала хитом!
Я слышу ее до сих пор! Я даже думаю, что многие из тех, кто делает такие программы сегодня, даже и не слышали, как это пою я! Они даже не ощущают, как далеко все продвинулось вперед. И вновь они завоевывают себе признание, вновь преодолевают недоуменные вопросы: "А где же ударные? А где фортепьяно?" Но в принципе такую музыку принимают очень хорошо. Это здорово, но при этом надо, чтобы вокруг не шумели, чтобы не жужжали затворы фотоаппаратов, чтобы фэны вели себя тихо, потому что атмосфера таких композиций — вещь очень хрупкая, и она может легко исчезнуть. Надо быть очень осторожным, контрабас постоянно должен поддерживать мелодию, но результат того стоит! Каждая минута дает отдачу! Я собираюсь сделать еще одну концертную запись для голоса и контрабаса.
Э.Д.: Вы контролируете Ваш голос и умеете использовать все его нюансы...
Ш.Дж.: О, мне даже не приходится напрягаться! Это особенность моего голосового диапазона, моего саунда, которую я не использую, когда пою с полным трио. Это особое звучание, которое возникает вместе со звуками контрабаса. Я слышу его, я люблю контрабас, и я люблю это звучание. Это прекрасно. Я люблю это.
Я благодарю Шейлу Джордан за это чудесное интервью, а ее миланских учениц за волнующий вечер... Мы с нетерпением ждем ее следующего релиза и следующего визита в Милан!
Чилийская певица Клаудиа Акунья — одно из самых интересных новых имен в женской джазовой вокалистике. Сравнительно недавно она переехала в Нью-Йорк и пока успела выпустить только один альбом — "Wind From The South" (Verve). Мы уже писали об этом ...
Вы, конечно, уловили в названии этого материала парафраз на тему известного фильма Вуди Аллена. Канадская джазовая вокалистка, а по совместительству композитор и педагог, Рита Ди Джент (Rita di Ghent), разумеется, вряд ли раскроет все тайны ...
У Сона Силса выдалось несколько очень тяжелых лет подряд. В 1997 году этот хриплоголосый могучий оракул чикагского блюза получил пулю в лицо от… собственной жены (теперь уже бывшей) и перенес тяжелейшую операцию по восстановлению челюсти. А в ...
В нашей традиционной рубрике мы хотим вас сегодня познакомить поближе с одним из самых интересных джазовых вокалистов, лишь недавно широко заявившим о себе 32-летним Куртом Эллингом (Kurt Elling). Эллинг, сын глубоко верующего музыканта — ...
Так уж получилось, что косвенным образом автор этих строк "повинен" в возникновении контактов между итальянской джазовой певицей и белорусским джазовым журналом. Лет пять назад, гуляя по Сети в поисках любопытных джазовых материалов, я наткнулся на ...
Сергей Манукян, безусловно, считается одним из лучших джазовых музыкантов не только в России. С его неподражаемым вокалом и виртуозной игрой на инструментах знакомы тысячи почитателей вечно молодого джазового искусства. Манукян всегда работает на ...
Мы пришли на выступление Джейн Монхейт и ее гастрольного бэнда 31 октября – в их последний перед возвращеним в Нью-Йорк вечер, проведенный в Милане после серии концертов, данных в клубе Blue Note. Несмотря на то, что музыканты выступали здесь в ...
Джуди Коллинс давно завораживает слушателей по всему миру уникальным коктейлем из собственных обработок фольклора и песен на современную тематику. Ее впечатляющая карьера продолжается уже более сорока лет. В тринадцать Джуди Коллинс дебютировала ...
Знакомство с музыкой у Кэррин Эллисон началось еще в детстве, когда она стала обучаться игре на фортепиано. Учась в колледже, Кэррин выступала в девичьей группе, в которой исполняла песни в стилях поп и фанк-рок. Благодаря участницам команды, Кэррин ...
Существует несколько факторов привлекательности артистов. Путь, которым они добиваются самореализации. Их способность притягивать массы, относящиеся к разным культурам. Уважение, которое они получают за свои способности. И, конечно, за вокальные ...
Мы беседуем в Blue Note с Куртом Эллингом, обладателем одного из самых интересных голосов на международной джазовой сцене. Мы разговариваем с артистом, сумевшим предложить собственные творческие интерпретации стандартов в совершенно оригинальном ...
Мэри Сетракян родилась и выросла в Сан-Франциско. В последние 20 лет своей профессиональной карьеры вокальной исполнительницы она живет в Нью-Йорке, при этом занимается преподаванием вокала для артистов в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, а также по всей ...