Dave Douglas - Мой любимый альбом - это всегда тот, который предстоит выпустить
13.07.2013
Имя Дэйва Дугласа, одного из лучших джазовых трубачей мира, блестящего композитора и бэнд-лидера, многократного победителя различных журналистских опросов и номинанта премии Грэмми, довольно часто гостит на наших страницах. Это имя могло встретиться вам и в разделе новостей, и в CD- Обзоре, а два года назад Jazz- Квадрат напечатал и большую обзорную статью о творческом и жизненном пути этого выдающегося музыканта (см. № 6/03). Но впервые за довольно долгую, уже восьмилетнюю историю существования журнала (время-то как летит!) Дэйв дает эксклюзивное интервью для Jazz-Квадрата. Это большое событие и для журнала, и, надеемся, для наших читателей.
Готовя вопросы для Дэйва, мы старались не углубляться слишком далеко в прошлое, памятуя о вышеупомянутом портрете Дугласа, опубликованном на страницах журнала и вполне доступном для читателей. Хотелось больше поговорить с Дэйвом о дне сегодняшнем и о ближайших перспективах Те два года, которые прошли со времени того обзорного материала, стали для Дэйва годами интенсивной и успешной работы.
Главным событием 2004 года надо, наверное, признать создание Дугласом собственной фирмы звукозаписи, Greenleaf Music, которую он основал после целой серии очень удачных альбомов для Bluebird / RCA. 25 января 2005 года новый лэйбл праздновал свой первый релиз: им стал очередной альбом Дэйва Mountain Passages, записанный с его новой группой Nomad. Альбом собрал много лестных отзывов у критиков и журналистов и неплохо продавался. Со 2 по 27 августа в Нью-Йорке проходил третий ежегодный фестиваль Новой музыки для трубы (Festival of New Trumpet Music) или, как его еще называют по английской аббревиатуре, FONT Music. Дэйв Дуглас стоял у истоков создания этого фестиваля три года назад, и сейчас, вместе с Роем Кэмпбеллом и Джоном Нелсоном, курировал проведение этого крупного форума трубачей, собравшего 45 видных мастеров этого инструмента из разных стран, которые играют не только джаз, но и world music, академический авангард и др. Дэйв занимался на FONT Music 2005 не только организаторской деятельностью и проводил мастер-классы, но и представил две большие полномасштабные программы.
В рамках проекта Dave Douglas Brass Ecstasy музыканты исполняли произведения самого Дугласа, Отиса Рэддинга, Марлы Уэйнрайт, Джона Майера, а также мелодии из репертуара старых духовых оркестров. Другой программой, также встреченной на фестивале с большим интересом, стал проект Dave Douglas Keystone, в котором Дэйв, уже с другой командой музыкантов, играл музыку из новейшего своего студийного альбома Keystone. Этот диск должен появиться 20 сентября, и станет уже двадцать третьим альбом в дискографии музыканта (для тех, кто прочтет этот текст в печатном варианте журнала, это событие станет уже свершившимся фактом). Keystone — первый для Дугласа альбом, который издается по технологии Dual-Disc и выйдет в формате CD/DVD. Как видите, конец лета и начало осени стали очень горячим временем для Дэйва. Тем приятнее, что он в этот период (август-сентябрь 2005 г.) нашел возможность ответить на наши вопросы. Одновременно хочется выразить искреннюю признательность Джейсону Бирну (Yason Byrne) и фирме Red Cat Publicity, New York, за помощь в организации этого интервью.
Леонид Аускерн: Мой первый вопрос касается FONT Music. Как родилась идея фестиваля такого рода? Были ли вы среди кураторов фестиваля с самого начала?
Дэйв Дуглас: Нью-йоркский клуб Tonic попросил меня в 2003 году подготовить клубную программу на август того года. В то время мы играли вместе с Роем Кэмпбеллом (Roy Campbell), и, обсуждая этот вопрос, пришли к выводу, что мы оба склоняемся к тому, чтобы организовать серию концертов, представляющих широкой публике трубачей, играющих новую, необычную музыку для трубы. Так родился фестиваль FONT Music.
В период подготовки первой программы в 2003 году я осознал, КАК МНОГО ВОКРУГ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ РАБОТ, и как мало мы их знаем. Хотелось бы представить публике очень многих, и рамки одной программы оказались слишком тесны. Мы договорились продолжать устройство таких фестивалей и в будущем, показывая каждый год как можно больше новых направлений в музыке для трубы. С каждым годом наш фестиваль растет и становится все масштабнее.
Кроме того, для нас это способ в некотором роде отдавать долги сообществу музыкантов. Мы, уже добившиеся успеха, разделяем его со многими другими музыкантами, которые идут на риск в поиске новых путей и заслуживают того, чтобы быть услышанными.
Одна из фестивальных программ этого года посвящена Лестеру Боуи. Принадлежит ли он к вашим любимым трубачам? Что вы думаете о его роли в истории джаза?
Мне кажется, что очень важно вспоминать всех великих трубачей. Для меня лично в такой список входят Букер Литтл (Booker Little), Майлс Дэвис, Вуди Шоу (Woody Shaw), Клиффорд Браун (Clifford Brown), Ли Морган (Lee Morgan), Фредди Хаббард, Диззи Гиллеспи, Лестер Боуи (Lester Bowie), Лео Смит, Баикида Кэрролл (Baikida Carroll) и ЕЩЕ ОЧЕНЬ МНОГИЕ!
Для меня и для всех тех, кто работал на фестивале в этом году, было важно отметить достижения и значимость работ одного из наших предшественников. Мы осознавали, что, потеряв чувство общности, неразрывной связи явлений в истории музыки, сложно понять и новые достижения.
Понимали мы также, что очень важно оценить уникальность художественных достижений КАЖДОЙ ЛИЧНОСТИ. Мы не собирались раскладывать разную музыку по разным ящичкам с ярлычками. Мы осознавали, что такой подход помешал бы нам оценивать достоинства музыки и ограничивал объективность восприятия художественных достижений разных мастеров. Каждого артиста, которого мы представляем в фестивальных программах, мы просим только об одном: играть их собственную музыку, не идти на компромиссы и не готовить "специальные проекты", если им этого не хочется.
Для меня Лестер Боуи—это воплощение идеи одновременного сосуществования самой разной музыки. Ему была интересна любая музыка, и его вдохновляли музыканты самых разных направлений, если только их творчество затрагивало его душу. Для него не существовало различий между так называемыми "низкими" и "высокими" формами Лестер годами вырабатывал свое звучание и свой индивидуальный подход к музыке. А затем он применял все это в самых разных областях музыкального искусства, и дух его творчества — это торжество истинной музыки. В его музыке есть благородство, юмор и элегантность.
Вот по этим причинам мы и сочли уместным посвятить ему отдельную фестивальную программу.
В дни раннего джаза сложилась целая группа блистательных исполнителей: Болден, Оливер, Кеппард, Джонсон, чуть позже молодой Сачмо и Бикс. Мне кажется, труба была в те дни ведущим инструментом в джазе. Имеет ли место такая ситуация в наши дни?
Труба уникальна, и дело тут в том, что ее звук очень напоминает голос человека, он тоже обнажен. Уникален и тот факт, что, как и голос, звук здесь создается с помощью вибраций человеческого тела, с помощью губ. Как мне кажется, здесь приходится преодолевать очень много технических проблем, но зато результаты напряженного труда выглядят особенно привлекательными и всегда очень индивидуальными.
Сегодня музыку уже очень трудно подвести под какие-то стилистические категории. Возможно, в этом никогда не было необходимости. Мне интересны многочисленные безымянные музыкальные миры, которые инициированы трубачами.
Инструмент сам выдвигает себя на передний план. Будь то джаз, contemporary music, world music или что-то иное, вы очень часто обнаруживаете, что лидирующим голосом является труба. Сегодня можно наблюдать очень интересную тенденцию, когда многие трубачи стремятся к тому, чтобы голос их инструмента НЕ БЫЛ лидирующим голосом. Это одновременно очень ново, необычно и привлекательно.
Многие наши поклонники джаза связывают ваше имя с термином "downtown music". Что вы думаете о перспективах нью-йоркской downtown music?
Забавно, что ваши любители джаза знают мое имя! Меня это радует.
Я не разбираюсь в том, что такое uptown или downtown. Но мои музыкальные вкусы всегда вели меня к чему-то необычному и отличающемуся от общепринятых стандартов. Это не зависело от того, выступал я в качестве лидера или сайдмэна. В начале своей карьеры мне больше доводилось играть музыку, которую вы могли бы назвать джазовым мэйнстримом. Но я обнаружил, что наибольшее удовлетворение получаю, когда играю музыку новую и разнообразную. Я последовал за своим внутренним голосом и попал при этом в самые необычные тусовки. И очень этим доволен.
Мне кажется (и я могу при этом ошибаться), что это как раз такие места, которые люди называют "даунтаун-сценой". Но перспективы здесь у каждого музыканта свои. И слава Богу.
В прошлом году Дэйв Дуглас и Майкл Фридман создали новую звукозаписывающую компанию, Greenleaf Music. Как развивается этот проект сегодня?
Спасибо. Приглашаю вас посетить наш сайт www. greenleafmusic.com.
Какие-то изменения и расширение деятельности нашего нового лэйбла происходят практически ежедневно. Мы представляем на нем новую музыку и новые идеи, связанные с музыкой и культурой в целом. Мы вкладываем средства в создание новой музыки и ставим своей целью искать новые пути для ее продвижения к слушателям.
Более всего мне здесь кажутся эффективными наши ежемесячные загрузки информации через Сеть. Каждый месяц новый трек отправляется к нашим подписчикам. Другими путями получить эту музыку невозможно — только по подписке и через Сеть. Кстати, такая практика предвещает закат традиционных способов распространения музыки. Мы выпускаем некий небольшой трек, который существует вполне самостоятельно и не связан с какими-то дополнительными носителями.
В этой сфере есть еще много других идей, и я надеюсь, ваши читатели посетят наш сайт и присоединятся к нам.
Вы работали с множеством музыкантов в разных ансамблях. Есть ли у вас любимые партнеры?
ХА! Я могу назвать многих. Гай Ключевсек (Guy Klu- cevsek), Джон Зорн, Винсент Херринг (Vincent Herring), Джой Бэрон (Joey Baron), Кларенс Пэнн, Билл Фризелл, Грег Коэн (Greg Cohen), Джеймс Джинус (James Genus), Марк Фельдман, Джош Роузмэн (Josh Roseman), Хан Беннинк (Han Bennink), Луис Склавис (Louis Sclavis), Дэвид Беркмэн (David Berkman), Мартиаль Соляль (Martial Solal), Рузвелл Радд (Roswell Rudd). Это я еще только начинаю перечислять...
А вот из тех, кто ушел, лучшим был Стив Лэйси (Steve Lacy).
Концертные записи или студийная работа — что вы предпочитаете?
Я предпочитаю студию, потому что целью для меня является сделать запись в самых удобных для этого условиях. Это не значит, что концертные записи совсем никудышны, отнюдь. Однако, как продюсер записи, если у меня есть выбор, я предпочитаю студию.
Ваша дискография выглядит весьма убедительно. Есть ли в ней ваш самый любимый альбом?
Мой любимый альбом — это всегда тот, который предстоит выпустить. В данном случае — Keystone. Он станет доступен на нашем сайте 20 сентября 2005 года.Я работал над этим проектом два года.
Этот альбом посвящен звезде немого кино Роско Арбайклу, комику с весьма трагической судьбой. Как вы пришли к такой теме для своей новой работы?
Закончив работу над Freak In (альбом, записанный септетом Дэйва Дугласа в 2003 году — прим. Л А), я решил приобрести программный пакет Pro Tools и обновить системное обеспечение своего компьютера. Мне хотелось быть ближе к процессу сочинения и издания электронной музыки. В ходе одной из последних сессий в студии Джейми Сафта (Jamie Saft), одной из последних моих записей в Бруклине, я записал около часа сольной музыки для трубы. Мне хотелось построить следующую запись на уже существующих звучаниях, и я начал трансформировать треки, превращая сырые звучания трубы в новые мелодии, структуры, придавая им грув. Я нашел реликтовую "drum machine" марки Univox, выпущенную в I960 году. Она принадлежала моему отцу и была похоронена в чулане среди груды других старых вещей. Я начал экспериментировать со звуками, которые мог издавать этот динозавр. Эти домашней работы миниатюры начали приобретать форму в смеси с сырыми треками с сольными партиями трубы.
Примерно в это же время мне позвонил Джон Яновски (Jon Yanofsky) из Paramount Center for the Arts и поинтересовался, не хочу ли я заняться озвучиванием фильма. Я немедленно вспомнил об упомянутых выше звуковых зарисовках, потому что в них уже присутствовал некий визуальный элемент. На самом деле оказалось, что речь в приглашении шла не об озвучивании какого-то определенного фильма, а ЛЮБОГО фильма, по моему выбору. Это открывало грандиозные возможности, но и было связано с обширной исследовательской работой. Первым делом я подумал о современной анимации, которая мне очень нравится, но в этой сфере стыковок с моей музыкой мне отыскать не удалось. Тогда я обратился к фильмам из ранней истории кино, так как в них меня привлекало техническое несовершенство и дух открытия, связанный с новизной этого вида искусства.
После часов просмотра немых фильмов, я остановился на ранних комедиях, сделанных Роско Арбайклом (Roscoe Arbuckle) для Keystone. Из всех просмотренных мной немых фильмов, именно в них был самый быстрый темп, наиболее подходящий для глаза и уха современного человека. Я попытался вообразить, как бы выглядели эти фильмы в сочетании с современной музыкой, и мне показалось, что она здесь не очень подходит.
Когда я прочел о трагической жизни Арбайкла и несправедливом устранении этого человека из общественной жизни, заинтересовался еще больше. Первое, что приходит людям на ум при упоминании Арбайкла, это то, что он насильник и убийца, что он убил бутылкой женщину во время оргии в Сан-Франциско на День Труда в 1921 году.
И лишь немногие помнят, что он был совершенно невиновен. Он был не просто оправдан, он даже получил официальные извинения от судей! Но эти извинения, естественно, не могли стать жареными новостями для таблоидов, в отличие от чудовищных обвинений, которые они публиковали. Роско продолжил работу в кино, но до подлинного comeback он так и не дожил. Он умер десять лет спустя, его фильмы были изъяты из проката, и его имя все еще связано в первую очередь с ужасным скандалом. (Роско Арбайкл, выдающийся комик немого кино, был другом Бастера Китона и образцом для Чарли Чаплина. Снимаясь в комедиях, он, по-видимому, стал первым актером, по чьей физиономии размазали торт. Потом этот гэг был тысячекратно растиражирован. Его громкая карьера оборвалась 17 сентября 1921 года в связи со скандальной и так до конца не выясненной смертью молоденькой актрисы Вирджинии Раппе, в которой пресса, а затем и следствие обвинили Роско — прим. Л. А).
Стал ли Keystone вашим первым контактом с миром кино? Сочиняли ли вы саундтреки к каким-либо фильмам?
Нет. Мою музыку много раз использовали в кино, но меня никогда еще не приглашали специально сочинить музыку к фильму. А мне бы очень хотелось поработать в этой сфере.
Мой последний вопрос не связан с музыкой. Мы знаем, что вы критиковали политику американского правительства в отношении бывшей Югославии, Ирака. Что вы думаете о ситуации в мире сегодня? Как могут простые люди противостоять терроризму?
Прежде всего, надо уяснить, о чем идет речь. О преступлении. Необходимо схватить людей, которые это совершают, и выяснить причины их деяний, чтобы уберечь других от веры в то, что подобная тактика принесет успех. Мне отвратительно безумие тех, кто атакует школу в Беслане, театр в Москве, здание в Нью-Йорке, дискотеку на острове Бали или метро в Лондоне.
Я согласен со многими американцами, которые считают, что действия нашего нынешнего правительства, продекларировавшего «войну террору» были ошибочными и неэффективными. Они не затрагивают и не мешают тем силам, которые в действительности стоят за этими преступлениями.
Мы (я имею ввиду и себя, и многих американцев) хотим положить конец терроризму. Мы хотим задержания и наказания всех тех, кто ответственен за гибель невинных и искалеченные невинные жизни. Мы не считаем, что для этого необходима война за контроль над ключевыми регионами мира. Мы чувствуем, что нам надо, наконец, обратить внимание на самих себя. Очень тяжело наблюдать то, что творится в Новом Орлеане. Это очень больно.
Отвратительно, когда мое собственное правительство оправдывает смерть тысяч невинных людей. Идет ли речь об Ираке или о других местах, ужасно, когда результатом нашей политики становится смерть невинных. Это печальный факт. Это отвратительно. Мы не можем отворачиваться от этих печальных фактов во имя слепого патриотизма.
А я – большой патриот Америки. Эта страна дала нам Телониуса Монка, Генри Трэдгилла и Билла Фризелла. Я люблю ее, и хотел бы видеть нас объединенными в защите тех ценностей, которые нам дороги: семья, культура, образование, процветание, традиции, религиозные вероисповедания. И самая большая трагедия – видеть эту страну испорченной алчностью и властью.
Я верю, что поднимать свой голос и действовать с той степенью ответственности, какую мы хотели бы видеть у других, – это единственное, что мы могли, и что мы можем сделать. Это требует от каждого из нас работы над собой, и это изменение в общественном сознании изменит мир.
Большое спасибо! Желаю вам доброго здоровья и успехов!
Джейсон Бирн прислал мне эти вопросы, и я постарался ответить на них наилучшим образом. Спасибо за ваш интерес ко мне.
Один из самых известных джазовых трубачей родом из Бразилии, Клаудио Родити, родился в Рио-де-Жанейро 28 мая 1946 г. Первые годы своей джазовой карьеры он пытался играть в своей родной стране музыку, которую он сам определяет как самба-джаз — ...
Hильс Петтер Мольвер ( Niels Petter Molvaer) и Рой Харгроув (Roy Hargrove) играют на трубе, и это их сближает. М-р Харгроув родом из Техаса. Он играет свинговый хард-боп, любит выступать с кубинскими музыкантами, иногда в сопровождении струнных ...
Рой Харгрув — один из самых многообещающих современных джазовых трубачей. Этому уроженцу Техаса сегодня всего лишь тридцать, а на его счету уже 11 альбомов в качестве лидера (первый вышел еще в 1990 году), премия "Грэмми" за "Habana" и репутация ...
Так уж получается, что каждый год в нашей рубрике "Прямая речь" возникает интервью с Валерием Пономаревым (см. №№ 5/98, 1/99). Наверное, в этой спонтанно появившейся традиции нет ничего удивительного, ведь Пономарев — один из немногих отечественных ...
В Берлине состоялся "Вечер "русского" джаза", задуманный певицей Талланой Габриель и организованный ею же при поддержке столичного Jazz Radio. Уроженка Москвы, ныне живущая в столице Германии, страстно желает привить обитающим здесь выходцам из ...
Это комбинированное интервью с Екатеринбургским трубачом Сергеем Пронем состоит из двух частей, записанных в разное время года и по разному поводу. Первая – в конце июня 2005 г. после фестиваля в Усадьбе "Архангельское", где Пронь вполне адекватно ...
Хайнц Эрих Гедеке (Heinz Erich Godecke) — композитор, тромбон, диджериду, тибетский горн (Гамбург, Германия) — один из наиболее активных европейских инструменталистов второй волны новой импровизационной музыки (НИМ). В последние несколько лет его ...
Невозможно представить себе джаз даже сейчас без его традиционной, самой старой ветви, вышедшей непосредственно из новоорлеанского архаического стиля, а именно диксиленда. А уж если говорить о диксиленде российском, то без имени Алексея Канунникова ...
Трубач Вячеслав Гайворонский родился в Ленинграде в 1947 г., закончил Ленинградскую консерваторию по классу трубы, много лет прожил в Кемерово, куда попал по распределению (джазом там занимался как любитель; больше того, временно оставив ...
Нильс Вограм (Nils Wogram) родился в 1972 году в городке Брауншвайг (Braunschweig) в Германии. Получил классическое музыкальное образование. Начав серьезно учиться музыке только в 12 лет, уже с 16-летнего возраста Нильс неоднократно становился ...
Как ни крути, а самый известный в мире джазмен русского происхождения — это трубач Валерий Пономарев. То есть, конечно, знают и Игоря Бутмана, и, скажем, Александра Сипягина, и басиста "Mingus Big Band" Бориса Козлова — но Пономарев известен уже ...
Валерий Пономарев (55 лет) родился и вырос в Москве. Начал играть джаз в родном городе в конце 50-х годов. Выступал с различными джазовыми группами, которые в период "оттепели" возникали повсеместно. Столкнувшись с идеологическим давлением, в 30 лет ...