Не ищите его имени на обложках множества альбомов и его фотографий на первых страницах иллюстрированных журналов. Он не выходит на сцену во время церемонии вручения наград Грэмми. Зато его прекрасно знают профессионалы-музыканты, звезды первой величины мирового шоу-бизнеса, его композициями восхищаются тысячи любителей музыки, именно его всегда яростные виртуозные соло на трубе слышали вы много раз, конечно, если вы хоть чуть-чуть увлекаетесь современной музыкой.
Фамилия у него простая - Данилян. Зовут Барри. Он - исполнитель музыки в жанрах джаз, фанк, ритм- энд-блюз. Живет в Америке, Нет, он не брат другого, хорошо известного в Америке, в мире и, конечно, в Ереване пианиста Армена Донеляна. Хотя оба из Нью- Джерси, оба играют джаз и хорошо знают друг друга. Более того, именно в составе Армена Донеляна Барри Данилян чуть ли не в первый раз записывал чисто джазовый альбом вместе с известными музыкантами - Диком Оутсом, Биллом Стюартом и другими. И, наконец, именно Армен познакомил меня с Барри. В остальном у Барри Даниляна своя история.
Предки Барри жили в Бейруте. Потом дедушка и бабушка переехали в Штаты. Они умерли в один и тот же год один за другим, когда Барри было девять лет. Так что он был практически лишен «армянского влияния». Хотя что- то об Армении и армянском образе жизни знает, В первую очередь это, конечно, некоторые блюда плюс кое-что из музыки. Вот, пожалуй, и вся его связь с родиной предков. Как сказал сам Барри: «Мои родители - из ассимилировавшихся иммигрантов. Более того, мне сейчас кажется, что они оба старались быть стопроцентными американцами. Пытались доказать самим себе, что они порвали со старой жизнью и начали успешную новую. Кстати, несмотря на то, что мама моя итальянка, она, видимо, испытывала те же трудности и те же желания. Это, видимо, общее для всех иммигрантов. Как результат - Барри не говорит ни по-армянски, ни по-итальянски. Разве что пару слов.
Несмотря на не очень успешные финансовые дела у родителей, мальчик получил достойное образование. Он закончил школу, затем престижнейший Berklee College of Music, а затем William Paterson College. Причем, парень хотел ехать в Нью-Йорк играть джаз, но родители настояли на окончании учебы, и сейчас Барри им за это очень благодарен, Ему повезло еще в одном - практические занятия в колледже вел знаменитый музыкант Руфус Рейд, и именно благодаря его занятиям Барри состоялся как джазовый исполнитель.
Первое «боевое» джазовое «решение Барри получил, выступая в составе биг-бэнда колледжа. Играли Элинг- тона, Бейси, Гершвина. Это была хорошая практика - исполняя джазовые стандарты, многому учишься. Кроме того, все свободное время Барри проводил в джаз-клубах и барах, знакомясь с кумирами детства, которых до этого знал лишь по пластинкам.
Поклонники творчества Барри Даниляна знают, что исполняемая и создаваемая им музыка сегодня
—это ритм-энд-блюз, фанк и латино. Он играл в комбо, аккомпанировавших Рики Мартину, Марко Антонио, Эммануель. Особо он гордятся совместной работой с Тито Пуэнте и Диззи Гиллеспи, Эдди Пальмиере и Элом Джерроу, Ленни Кравитцем и Билли Джоэлом, Полом Саймоном и Куин Латифа, «Бон Джови* и Натали Коул, Селин Дион... Ну и, конечно, требуют упоминания долгосрочные циклы работы с такими гигантами современной музыки, как группы Spyro Giro. "Blood, Sweat & Tears" и Tower of Power. Наибольшую известность Барри принесло сотрудничество с последним коллекгивом, заслуженно считающимся легендой фанк-музыки. А еще он написал музыку к большому количеству кино и телефильмов, .наконец, он обладатель престижнейших музыкальных наград - Oasis Smooth Award, Outstanding Jazz Soloist Award и других Он участник многих благотворительных акций. Из последних - благотворительный концерт в Карнеги-Холл в защиту лесов , в котором приня- учэстие такие звезды как Стинг, Билли Джоэл, Ленни Кравитц, Шерил Кроу...
Армен Манукян: Барри, ты ведь, в принципе, джазовый музыкант, но чаще работаешь с фанк -музыкой. Не любишь чистый джаз?
Барри Данилян: Я люблю и фанк и джаз в одинаковой мере. Раньше чаще играл джаз - с оркестром Иллинойса Джаккета, позже с Пакито де Ривейро, Брэнфордом Марсалисом. Но после окончания школы я должен был думать о хлебе насущном, а фанковая и поп-сцены дают больше возможностей для зарабатывания денег. Меня часто приглашали в студии для записи коммерческих альбомов, и так и пошло. На самом деле я могу прекрасно импровизировать, что и делаю достаточно часто на концертах. А вообще-то я люблю играть в разных стилях, поэтому у меня такой разброс стилей и жанров. Главное, что какую бы музыку я ни играл, стараюсь выложиться до конца, показать все, на что способен. И вообще, не люблю «пуристов» любых жанров. Музыкант, который называет себя исполнителем какого-то одного определнного жанра, сильно ограничивает себя и свои возможности. Я предпочитаю охватить и использовать как можно больше всего в своем творчестве. Так, совсем недавно я играл с рэпперами Jay-Z, Beyonce, Foxy Brown...
А есть ли для тебя разница - играть в группе, т.е. быть равноправным членом коллектива, или просто аккомпанировать звезде? Что ты чувствуешь, играя в группе TowerofPowerи, скажем, в оркестре Селин Дион?
Для меня аккомпанировать другому сродни обслуживанию другого человека. В муызкальном смысле слова, конечно. Как студийный музыкант, я должен понять, что хочет лидер, и сделать так, чтобы он достиг своей цели. При этом я, конечно, насколько это возможно, стараюсь остаться самим собой. И в этом тоже есть своя прелесть. Находясь в неких рамках, пытаться сделать что-то свое. В этом смысле, конечно, быть членом группы веселее. Я очень горжусь своей работой с названной тобой группой. Это одна из лучших в мире групп, играющих фанк. Кстати, сейчас я являюсь членом другой группы - 911 Horns, тоже играющей фанк. А еще мы любим латиноамериканскую музыку и стараемся привносить в нее элементы фанка и наоборот. Такой всеядности есть объяснение. Классных музыкантов становится все больше и больше, а работы все меньше. Это очень грустно, но именно это - сегодняшние реалии. И надо крутиться, играть все, что можешь, везде, куда приглашают. Конечно, лучше бы заниматься чем-то одним, но пока такой возможности нет. Ну и, наконец, это просто интересно - пробовать себя в разных жанрах и стилях. Образно выражаясь, я предпочитаю каждый день пробовать новые блюда. Главное, чтобы качесто было хорошое!
В прошлом году ты записал свой первый сольный альбом Common Ground, сейчас, насколько я знаю, работаешь над вторым...
В первый альбом я вложил все свои мысли и желания. Это был некий микс всех жанров и стилей, которые я люблю: ритмы фанка, соула, ритм-н-блюза, этнической музыки. А новый альбом получился чисто джазовым. Релиз намечен на осень этого года. Параллельно я работаю над альбомов с группой 911 Horns. Авторство всех композиций и их аранжировки принадлежат мне. Композиции в стиле латино-джаз-фанк! Такого еще никто не делал. Я сам и продюсер альбома, так что волен делать то, что хочу. Надеюсь, вкус не подведет меня, и это будет хит сезона! А еще, из своих последних работ я хотел бы отметить альбом певца Тони Беннета, в котором он записался дуэтами со звездами самой высокой пробы - Элтоном Джоном, Боно, Элвисом Костелло. Классный получился альбом. (Эта работа была номинирована на Грэмми в этом году - прим. автора.)
Что мы все о музыке, да о работе. Расскажи немного о своей семье.
Я женат, страшно подумать, уже целых 18 лет. Моя жена Сессилия очень мне помогает во всех моих делах - и в жизненных, и в творческих. Скажу тебе, не легко быть женой музыканта. Я постоянно в разъездах, в студии допоздна. Так что любую свободную минутку стараемся быть дома вместе. У нас две дочки - Амани и Хадиджа, настоящие радости моей жизни. Они и мои лучшие учителя. Детские сердца такие чистые, и мы, взрослые, всю свою жизнь пытаемся вернуть себе эту чистоту. Так что я всегда слушаю, что они говорят - ведь это идет из чистых, любящих сердец.
Что бы ты пожелал армянским музыкантам?
К сожалению, я почти не знаю музыкантов Армении. Американских армян знаю многих - Армена Донеляна, Поля Мотяна, Арто Тунчбояджяна, Джона Бабояна, Ару Динкджяна. А вот из Армении вспомнить никого не могу. Но в любом случае, хочу дать совет: продолжайте играть свою музыку. А главное, продолжайте играть и изучать джаз. В свою очередь я очень хотел бы научиться играть армянскую музыку. И, конечно, очень надеюсь однажды приехать в Армению, принять участие в джаз-фестивале, поиграть с армянскими музыкантами... Попытаться найти родственников. Хочу быть послом Америки в Армении. Музыканты лучшие послы мира и доброй воли. Они соединяют сердца.
Виталий Владимиров — екатеринбургский тромбонист, аранжировщик, композитор и педагог. Родился 24 июля 1968 г. в Свердловске. Закончил местное музыкальное училище (класс тромбона) и Челябинскую Академию Культуры. Профессионально играет джаз с 1985 г. ...
Один из самых известных джазовых трубачей родом из Бразилии, Клаудио Родити, родился в Рио-де-Жанейро 28 мая 1946 г. Первые годы своей джазовой карьеры он пытался играть в своей родной стране музыку, которую он сам определяет как самба-джаз — ...
Hильс Петтер Мольвер ( Niels Petter Molvaer) и Рой Харгроув (Roy Hargrove) играют на трубе, и это их сближает. М-р Харгроув родом из Техаса. Он играет свинговый хард-боп, любит выступать с кубинскими музыкантами, иногда в сопровождении струнных ...
Рой Харгрув — один из самых многообещающих современных джазовых трубачей. Этому уроженцу Техаса сегодня всего лишь тридцать, а на его счету уже 11 альбомов в качестве лидера (первый вышел еще в 1990 году), премия "Грэмми" за "Habana" и репутация ...
Так уж получается, что каждый год в нашей рубрике "Прямая речь" возникает интервью с Валерием Пономаревым (см. №№ 5/98, 1/99). Наверное, в этой спонтанно появившейся традиции нет ничего удивительного, ведь Пономарев — один из немногих отечественных ...
В Берлине состоялся "Вечер "русского" джаза", задуманный певицей Талланой Габриель и организованный ею же при поддержке столичного Jazz Radio. Уроженка Москвы, ныне живущая в столице Германии, страстно желает привить обитающим здесь выходцам из ...
Это комбинированное интервью с Екатеринбургским трубачом Сергеем Пронем состоит из двух частей, записанных в разное время года и по разному поводу. Первая – в конце июня 2005 г. после фестиваля в Усадьбе "Архангельское", где Пронь вполне адекватно ...
Хайнц Эрих Гедеке (Heinz Erich Godecke) — композитор, тромбон, диджериду, тибетский горн (Гамбург, Германия) — один из наиболее активных европейских инструменталистов второй волны новой импровизационной музыки (НИМ). В последние несколько лет его ...
Невозможно представить себе джаз даже сейчас без его традиционной, самой старой ветви, вышедшей непосредственно из новоорлеанского архаического стиля, а именно диксиленда. А уж если говорить о диксиленде российском, то без имени Алексея Канунникова ...
Трубач Вячеслав Гайворонский родился в Ленинграде в 1947 г., закончил Ленинградскую консерваторию по классу трубы, много лет прожил в Кемерово, куда попал по распределению (джазом там занимался как любитель; больше того, временно оставив ...
Нильс Вограм (Nils Wogram) родился в 1972 году в городке Брауншвайг (Braunschweig) в Германии. Получил классическое музыкальное образование. Начав серьезно учиться музыке только в 12 лет, уже с 16-летнего возраста Нильс неоднократно становился ...
Как ни крути, а самый известный в мире джазмен русского происхождения — это трубач Валерий Пономарев. То есть, конечно, знают и Игоря Бутмана, и, скажем, Александра Сипягина, и басиста "Mingus Big Band" Бориса Козлова — но Пономарев известен уже ...