Виталий Владимиров — екатеринбургский тромбонист, аранжировщик, композитор и педагог. Родился 24 июля 1968 г. в Свердловске. Закончил местное музыкальное училище (класс тромбона) и Челябинскую Академию Культуры. Профессионально играет джаз с 1985 г. Работал в ансамблях Михаила Агре, "Ама- джаз", духовом квартете Сергея Проня, а также в Уральском филармоническом оркестре, сотрудничал с Игорем Паращуком и барабанщиком Игорем Захаровым. Лидер екатеринбургского ансамбля "Моби Джаз", студенческого биг-бэнда, солист и аранжировщик джаз-оркестра Уральского Государственного театра эстрады. Исполнительскую манеру характеризует мелодический подход, мягкая атака, техника легато. Стилистически близок к направлению мэйнстрим, но способен играть более современную импровизационную музыку. Фавориты: Карл Фонтана и Кертис Фуллер.
Геннадий Сахаров: Называя тебя композитором, я имею в виду не академический смысл этого понятия, а тот, который принят в джазе, рок- или поп- музыке — т.е. автор идеи, темы, может быть, концепции (если речь идет о записи альбома), но прежде всего аранжировщик. А начать наш разговор мне хотелось бы с твоего инструментального амплуа тромбониста, которое я считаю все-таки первичным и наиболее продуктивным прежде всего (как эти ни покажется парадоксальным) из-за отсутствия в России значительных тромбонистов. Есть, впрочем, Рамиль Шамсутдинов, который иногда возникает в разных проектах, ветеран российского джаза Вадим Ахметгареев, и, наконец, мой собеседник.
Виталий Владимиров: Есть еще кто-то в Прибалтике...
В Прибалтике есть Пилибавичюс — музыкант действительно европейского уровня, но мы ведь говорим о России, где, на мой взгляд — полная пустыня, за исключением тех трех оазисов, о которых я сказал. А в чем, по-твоему, причина иссыхания этой всегда существенной для джаза инструментальной категории, особенно показательного на фоне изобилия саксофонистов, трубачей, пианистов, даже контрабасистов?
Сейчас в России налицо общий кризис духового жанра, меди вообще очень мало — хорошей меди, я имею в виду, а особенно джазовой.
Довольно спорная точка зрения, если вспомнить, например, Гайворонского, Сергея Проня, Юрия Парфенова и еще двух-трех трубачей высокого класса.
Это единицы или десятки.
Саксофонистов тоже десятки, полдюжины хороших пианистов, и что?
Я не знаю, почему с тромбоном такая ситуация. Инструмент очень непростой, требующий терпения в отношении занятий, потому что ничего не берется наскоком, нужна хорошая базисная школа, способности, хорошая физиология — аппарат, уши.
Одну из причин "тромбонового дефицита" я вижу в том, что тромбон, в отличие от всех остальных "джазовых" инструментов, совершенно непопулярен в поп-музыке, в которую сегодня уходит большинство молодых ребят.
Здесь еще один момент: нет достаточного количества биг-бэндов, где тромбон, как известно, широко используется.
Довольно странно, потому что стандартный джазовый биг-бэнд, который все еще существует в России, всегда включает пару-тройку тромбонистов. Это пошло еще со времен свинга и с тех пор мало что изменилось. А тромбонисты куда-то пропали, и вместо них в тех же бэндах образовалась дыра.
Вероятно некогда заниматься импровизацией, если даже в биг-бэнде сидят приличные оркестровые музыканты, то солистов-тромбонистов среди них как правило нет. А группы бывают приличными, звучат хорошо.
Попробуем перейти к академической музыке. Здесь тромбон—это инструмент, с одной стороны, относящийся к духовной музыке, с другой — позднеевропейского романтизма малеровской эпохи. Может быть, как человек, специализирующийся на этом инструменте, ты пробовал флиртовать с академической музыкой, чтобы продвинуть тромбон хотя бы в эту сферу?
Я стараюсь внедрять его в разные сферы, в том числе даже в лаунж-музыку, и у меня есть различные собственные примеры: я записывал сильные миниатюры на тромбоне без какого-либо аккомпанемента.
Эго не открытие, все дело в содержании таких соло и, следовательно, в личности музыканта. Говоря в общем о Екатеринбургско-свердловских джазмэнах (и это типично для всего сегодняшнего Российского джаза), я бы отметил их феноменальное самодовольство, совершенно не свойственное джазовой культуре, профессиональное безразличие к разного рода новациям, открытиях и прочим значительным явлениям в деятельности своих коллег. Одним словом — отсутствие любопытства. До сих пор большинство педагогов и музыкантов пользуются в качестве эталонов так. наз. "священными коровами": для пианистов — это Оскар Питерсон, который уже давно прошел свой пик и в сегодняшней музыке не является никаким эталоном, а неким "коктейльным" музыкантом; для трубачей — Майлс Дэвис, а для тромбонистов — Дж. Дж. Джонсон. А что тебе известно из истории и эволюции тромбона и каково его место в семействе джазовых инструментов?
Что касается меня, я всегда был поклонником Карла Фонтаны, Кертиса Фуллера — я долгие годы занимался по его методике и старался сочетать разные принципы разных великих музыкантов, т.е. брать для себя самое лучшее. Но ни в коем случае не делать кальку. И мне кажется, что основная проблема сегодняшнего дня — в обучении джазовых музыкантов и в отношении профессиональных музыкантов к самим себе, потому что никому не интересно слушать среднюю перепечатку Дж Дж. Джонсона или Марсалиса. Гораздо интереснее послушать самобытного музыканта, который, впитав в себя богатую традицию джаза, может уже сам родить какую-то свежую продукцию. Потому что только свое собственное отношение и своя собственная внутренняя работа могуг дать какой-то результат. На сегодняшний день ситуация развивается как по кальке: саксофонисты учат секвенции, трубачи учат секвенции и высокие ноты, т.е. скачут по верхам...
Ну, а как все-таки насчет отсутствия любопытства и внимания к творчеству вчерашних и сегодняшних коллег?
Это отсутствие любопытства к жизни. Есть любопытство только к сегодняшнему дню, к средству зарабатывания денег. Этот психоз поддерживается в обществе, и я считаю это очень скверным.
А как сам ты относишься ко всему этому, ко всей шумихе — финансовой, рыночной, рекламной и т.д.?
Я считаю, если мне господь дал играть на тромбоне, дал писать музыку, если у меня получается играть с оркестром, если людям это нравится — я буду этим заниматься. Если у меня с самого начала нет денег, то Рокфеллером я не стану, и надо успокоиться. Я призываю к этому своих ближайших коллег. Я думаю, что музыка все-таки первична и способна остаться в вечности, но не на земле.
А на земле след оставляет все-таки музыкант. Так вот насчет следов Кертиса Фуллера и Фонтаны должен сказать, что в общем-то в творчестве первого были свои взлеты и падения, это тромбонист высокого класса. Но, на мой взгляд, в эволюции тромбона он не оставил значительного следа, как, например, тромбонисты традиционного и современного джаза. Потому что тромбон эволюционировал довольно медленно и обтекаемо до тех пор, пока не появились фри-джазовые музыканты: Альберт Мангельсдорф и еще множество немецких тромбонистов, а в Америке — Расуэлл Рад, Джордж Льюис и несколько других, которые, помимо экспериментов, продвигали концепцию музыки на этом инструменте. Слушаешь ли ты их записи? В курсе ли ты тех современных тенденций, которые существуют сегодня?
Конечно, я в курсе всех стилистических решений, которые там есть. Но в данный момент я не слушаю ничего. Я сейчас оформляю свои мысли, и мне не нужны чужие. Время впитывания информации прошло и подошло время разбрасывания информации.
И какую же информацию ты разбрасываешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что у тебя уже есть достаточная база в лице названных и неназванных выдающихся музыкантов, которую ты имеешь в виду, которая в тебе существует, и отталкиваясь от всего этого плюс собственные идеи, ты сейчас создаешь некую музыку "Виталия Владимирова"?
Можно сказать и так Я, по крайней мере, ни на кого не опираюсь, стараюсь не делать кальку и ни к кому не прислоняться.
Но влияние тех или иных музыкантов, особенно в джазе, всегда было распространено. Оно не обязательно предполагает калькирование, оно предполагает некий багаж, запас, определенные технические приемы.
Я использую эти приемы, но очень редко. Мне кажется, что многие современные музыканты смотрят и слушают самих себя. Это, вероятно, какой-то способ защиты от внешнего мира, который начинает просто поглощать все свежее, все творческое и живое.
Выходит, что известное библейское изречение "слушай себя" принимает в отношении Екатеринбургских музыкантов достаточно извращенную форму.
Кстати, наш город уникален тем, что здесь можно полноценно себя сформировать, не обрывая, не общипывая себя на заработки, как, например, в Москве, когда теряется уже смысл того, чем они занимаются, и в конце концов все кончается, условно говоря, трестом ресторанов города Москвы.
С этим можно поспорить. А теперь, возвращаясь к твоим приоритетам, какие ансамблевые комбинации с участием тромбона тебя интересуют?
Мне интересны сочетания только духовых без аккомпанирующего слоя ритм-группы. Или сочетания струнного оркестра и духовых солистов.
Я немного знаком с некоторыми твоими проектами, выступлениями и записями, и мне показалось, что достаточно настойчивое использование рояля и других клавишных, которые, увы, все больше вытесняют тромбон из твоего репертуара, — это, скорее, реализация твоего композиторского амплуа, нежели еще один полноправный инструмент для импровизации.
Я ни в коей мере не считаю себя ни пианистом, ни клавишником, я просто играющий человек, иногда на фортепьяно. Говорят, нажимай на клавиши вовремя — и получится то, что нужно [смех]. Это ни в коей мере не вытесняет тромбон, потому что им я занимаюсь каждый день, и идей у меня больше связанных с тромбоном. Просто бывает, что какую-то линию фортепьяно только я могу сыграть, и ни один пианист меня не поймет, даже если я распишу ноты, схемы, лады — у него нет того ощущения времени. Я имею опыт игры с разными людьми.
Несмотря на твое заявление о приоритете тромбона, в твоем альбоме и последних выступлениях доминируют клавишные инструменты и соло на тромбоне всего лишь в одном треке.
Нет, рояля очень мало, на самом деле.
В таком случае у меня есть пожелание: как можно больше и чаще играть на тромбоне. Я внимательно слушал, как ты звучишь, мне кажется, что у тебя довольно редкое качество звучания, подобное, в какой-то мере, Лоренсу Брауну из оркестра Дюка Эллингтона, звук которого Дюк называл бархатным и шоколадным.
Спасибо. У меня замечательный инструмент, старый, называется "Йорк", он меня очень устраивает во всех смыслах. Может быть 50% моего "шоколада" — от этого инструмента. Я вообще люблю спокойное, уравновешенное изложение и текста, и мысли, и музыки. Содержание — совсем другое, оно какое угодно.
Это как-то связано с особенностями твоего характера? Спокойный, уравновешенный, сбалансированный...
В принципе, да.
Наверное, ты идеальный педагог? Потому что сохранять спокойствие и сбалансированность среди "медных" музыкантов, особенно тромбонистов, наверное, не так просто.
У меня есть принцип: я не говорю три раза. И сбалансированность может пропасть, потому что, когда много терпения, и оно кончается, то происходит бурная реакция.
А педагогическая деятельность не затягивает тебя в некую не совсем творческую среду?
Нет, когда работаешь со студентами, есть возможность подчистить какие-то свои недостатки незаметно для других Есть оркестр— не учебный, а концертный, и он полноправно существует в разных стилевых ипостасях. Мы работали с разными певцами, и джазовые концерты, и в этот раз удалось к нам приплюсовать струнную группу. Т.е., студенты живут по принципу — кто не успел, тот НЕ УСПЕЛ. Я считаю, что единственный способ научить — это постоянная гонка, постоянное соревнование без перерыва Это единственный способ заставить человека думать Потому что люди в России достаточно аморфны.
Ага, соревнование — это значит быстрее, выше, громче! Типичный образец советской академической школы.
Пусть начинается с академической школы, потом появляется предмет, говорящий о качестве исполнения, о содержании. Т.е., когда спорт заканчивается, начинается искусство. Я веду с ними беседы о том, что я — старший коллега, вы — младшие, это единственный и нормальный способ. Я не люблю пресмыкающихся людей и возле себя их совершенно не приемлю.
Т.е., разговор идет на равных?
Да, естественно без панибратства, этика "педагог-студент" существует, но я выслушиваю любые творческие предложения, потому что среди молодых людей бывают просто открытия.
А тромбонисты?
Тромбонистов нет. В этом году поступила одна девочка, которой 16 лет. Я упирался, не хотел открывать класс тромбона, и вот она говорит. "Я хочу поступать только к вам". Она год работала у меня и уже играет серьезные академические вариации и мои пьесы для тромбона.
Замечательно, я тебя поздравляю. Кстати, есть несколько тромбонистов-леди в истории джаза, которые себя проявили достаточно творчески, не говоря уже о технике. Например, совершенно великолепная тромбонистка Гюнхилд Карлинг из Шведского диксиленда, который приезжал в Екатеринбург на джазовый фестиваль. Очень жаль, что тебя и многих других наших музыкантов не было на этом концерте, и это подтверждает мои слова об отсутствии любопытства и интереса к тому, что происходит сегодня.
Я был в отъезде в этот день, на своем концерте в другом городе. Я их слышал потом в записи. Мне всегда это интересно, и я с удовольствием встречаюсь с разными музыкантами, в каком бы часу ночи это ни было.
И все-таки наши музыканты проявляют не слишком много интереса к гастролерам — даже очень известным. Тут как раз все сходится с твоим тезисом, что люди живут сегодняшним днем и заняты только зарабатыванием денег. А можно ли в перспективе изменить такую ситуацию?
К сожалению, это правда. Изменить можно, но только при одном условии — если у вас будет джазовая индустрия. если она будет настоящая со стороны закона, если 6удет институт импресарио. То есть когда сам музыкант занимается своей раскруткой, когда сегодняшний день нет такого института, то на сцене находятся полупрофессионалы...
_и вообще царит бардак...
_и вообще царит бардак. Публика становится всеядной — и это самое страшное. Кзк сказал Бисмарк, Россию невозможно победить на поле боя, ее можно только развратить.
Да, Россия становится всеядной, а публика (как отметил, кстати, Давид Голощекин), "несмотря на все усилия джазовых музыкантов, по-прежнему дремуче безграмотна. И каждый раз приходится начинать с азов".
Да, я это слышал.
Еще одна твоя ипостась — это лидерство в собственном ансамбле "Моби Джи", который показал свой потенциал на последнем джазовом фестивале, и оркестр, который ты собрал из студентов музыкального училища. Каковы ближайшие перспективы этих двух коллективов?
Сейчас в "Моби Джи" пришел новый барабанщик, изменился саунд в лучшую сторону — как раз то, что я хотел: это оптимальное сочетание хард-бопа и современных приемов, образующих звук. Меня это очень устраивает. Трио "Моби Джи" работает в Театре Эстрады, и как-то так складывается, что мы срослись — Марк Иванцов (саксофонист), я и трио — в единое целое. Мне бы хотелось, чтобы эта команда ездила на фестивали, нам есть что показать. Это высоко технологичная группа со свежей мыслью, с содержанием. Они не уставшие, не избегавшиеся, они хотят что-то делать, что-то постигать, впитывать, и они уже в принципе готовы отдавать. Мы проехали несколько городов России, и везде люди принимали нас искренне, вероятно потому что музыканты сами являются искренними.
Не будем при этом забывать, что все-таки у нас недостаточно образованная публика, которая иногда принимает некий залихватский драйв и показное виртуозничание за качество музыки.
Обычно это заканчивается через 15 минут. Когда постоянно муссируется одна и та же эмоция — люди ведь не дураки, они интуитивно это все ощущают.
Интересно, есть у этих музыкантов (я имею в виду ту молодую часть "Моби Джи", о которой мы говорим) поползновения, идеи и желания выйти за рамки того стиля, в котором вы предпочитаете играть, и насколько это соотносится с твоими идеями?
Мы мыслим где-то параллельно. То, что мы представляли по сей день — это мой прошлогодний альбом. Его просто нужно закончить, выпустить и начать новый. Я хочу, чтобы мы были поближе к стилю Уэйна Шортера.
Знакомые, но уже достаточно девальвированные имена. Еще одно пожелание: попытаться рискнуть в самом отвязном смысле этого слова, но тебе, очевидно, не свойственны такие неожиданные выбросы, хотя, наверное, без этого интересной музыки не создать.
Я живу по принципу снайпера — достаточно долго прицеливаюсь, но лупить надо в десятку.
Когда палец уже будет на спусковом крючке, будь добр, позови меня послушать.
Обязательно.
А теперь относительно оркестра музучилища. Я считаю важным сам факт его создания, хотя музыка пока далека от обычной кондиции. Что ты намерен делать дальше с этим оркестром?
Я умею работать с оркестром. Если у оркестра появится статус, какие-то средства... Потому что нельзя постоянно использовать доверие людей, их энтузиазм. Нельзя на этом постоянно играть. И чтобы от них требовать, надо им платить. Если мне пойдут навстречу, я готов пожертвовать несколько своих лет, чтобы писать для него программы. Потому что программы должны быть авторскими. Ни в коем случае нельзя ничего снимать, потому что во всем мире этим занимаются только студенческие оркестры...
... и еще Владимир Толкачев. Он абсолютно точно снимает, например, Дюка — нота в ноту.
Это глупость — можно зайца научить курить, если бить его по голове палкой.
Но в этом есть определенная методическая посылка...
...и мы вновь вернулись к первому вопросу: почему нет тромбонистов, пианистов, контрабасистов?
Я все-таки о тромбонистах.
Потому что мышление надо формировать, а не показывать результат, как девочки или мальчики научились изображать Оскара Питерсона. Нужно формировать мышление, давать дорогу, а не подталкивать и, возможно, давать средства, чтобы человек сам научился плавать. Потому что лежа на кровати плавать не научишься.
В заключение мне хотелось бы отметить твой новый альбом, стильно оформленный, который приятно держать в руках, но, на мой взгляд, не очень содержательный с художественной точки зрения.
Там не было претензий на высокое искусство, просто это качественная коммерческая музыка. Этот альбом делался для Европы, там же нет ни слова на русском языке.
Как и Владимирова на тромбоне.
Два фрагмента все-таки есть.
Они как-то пропадают. Я желаю тебе больше играть на тромбоне, потому что сегодня он становится все более редким инструментом. На мой взгляд, твои профессиональные качества вполне позволяют это делать, даже пойти немного дальше.
Геннадий Сахаров, октябрь 2006 г. Jazz-Квадрат, №1/2007
Стоит поверить музыкальным критикам, утверждающим, что из всех современных тромбонистов только Нильс Вограм (Nils Wogram) "играет джаз на тромбоне со скоростью и гибкостью саксофониста". Или, как отмечает авторитетный немецкий журнал Die Zeit, ...
Имя Дэйва Дугласа, одного из лучших джазовых трубачей мира, блестящего композитора и бэнд-лидера, многократного победителя различных журналистских опросов и номинанта премии Грэмми, довольно часто гостит на наших страницах. ...
из самых успешных и обласканных славой современных европейских джазовых тромбонистов, Нильс Ландгрен родился в 1956 году в шведском местечке Dagerfors. Уже в 6 лет он начал играть на барабанах, а в 13 начал осваивать науку игры на тромбоне. Джаз и ...
«Великий музыкант, замечательный человек с огромным джазовым чутьем» Gianni Cazzola, барабанщик «Я был удивлен артистической и стилистической музыкальной зрелостью этого молодого артиста, который соединяет невероятное техническое мастерство игры на ...
В одном из предыдущих номеров Jazz-Квадрата была опубликована рецензия на недавно вышедший альбом Spirit Of The Time польского трубача Ежи Малэка (Jerzy Маек) и его септета. Поэтому, когда у нас наконец-то появилась возможность взять интервью у ...
Не ищите его имени на обложках множества альбомов и его фотографий на первых страницах иллюстрированных журналов. Он не выходит на сцену во время церемонии вручения наград Грэмми. Зато его прекрасно знают профессионалы-музыканты, звезды первой ...
Один из самых известных джазовых трубачей родом из Бразилии, Клаудио Родити, родился в Рио-де-Жанейро 28 мая 1946 г. Первые годы своей джазовой карьеры он пытался играть в своей родной стране музыку, которую он сам определяет как самба-джаз — ...
Hильс Петтер Мольвер ( Niels Petter Molvaer) и Рой Харгроув (Roy Hargrove) играют на трубе, и это их сближает. М-р Харгроув родом из Техаса. Он играет свинговый хард-боп, любит выступать с кубинскими музыкантами, иногда в сопровождении струнных ...
Рой Харгрув — один из самых многообещающих современных джазовых трубачей. Этому уроженцу Техаса сегодня всего лишь тридцать, а на его счету уже 11 альбомов в качестве лидера (первый вышел еще в 1990 году), премия "Грэмми" за "Habana" и репутация ...
Так уж получается, что каждый год в нашей рубрике "Прямая речь" возникает интервью с Валерием Пономаревым (см. №№ 5/98, 1/99). Наверное, в этой спонтанно появившейся традиции нет ничего удивительного, ведь Пономарев — один из немногих отечественных ...
В Берлине состоялся "Вечер "русского" джаза", задуманный певицей Талланой Габриель и организованный ею же при поддержке столичного Jazz Radio. Уроженка Москвы, ныне живущая в столице Германии, страстно желает привить обитающим здесь выходцам из ...
Это комбинированное интервью с Екатеринбургским трубачом Сергеем Пронем состоит из двух частей, записанных в разное время года и по разному поводу. Первая – в конце июня 2005 г. после фестиваля в Усадьбе "Архангельское", где Пронь вполне адекватно ...