Валерий Щерица (труба, флюгельгорн) родился в 1947 году во Владивостоке под знаком Рыб. Вместе с родителями переехал в Днепропетровск, где, будучи учеником шестого класса, начал играть в самодеятельном духовом оркестре. Два года проучился в музучилище, откуда ушел в оркестр Константина Орбеляна, в котором проработал с 1970 по 1977 год. Доучивался музыке позже, поскольку в составе оркестра выступал во многих странах мира, в том числе и в США. С конца 1977 года — в Минске в группе "Тоника", позже — в оркестре Минского цирка. С августа 1987 года — солист и концертмейстер группы труб Государственного концертного оркестра Беларуси. Заслуженный артист Республики Беларусь.
— Валерий! Традиционный вопрос: помнишь ли ты свой первый инструмент?
— Ну конечно! Ты вот спросил, а я в памяти начал тут же прокручивать все трубы, которые у меня были. Моим первым инструментом была тульская трехклапанная труба, хромированная. Она была у меня еще до того, как я пришел в духовой оркестр. Почему я выбрал трубу? Просто саксофон испугал меня обилием клапанов. И на фортепиано, наверное, не смог бы играть: уж очень много клавиш. А здесь — дело другое: три клапана мне освоить по слуху было несложно. В оркестре мне также дали тульскую трубу. Дирижер сказал: впереди лето, играй, раздувайся. А еще приказал ходить к нему играть на танцах. Но, знаешь, меня подталкивать, уговаривать было не нужно: я занимался сам. Просто я такой вот фанат трубы с детства. Играл одновременно и в духовом, и в эстрадном оркестрах, чуть позже — уже в джаз-клубе. Много играл, очень много, где только можно было. Потихоньку начал обрастать друзьями, которые также стремились играть джаз. И когда я, кстати, ушел из этой компании, они организовали известный в прошлом ансамбль "Водограй". Но в те годы я играл уже на вполне профессиональном инструменте — немецкой трубе "БС". По тогдашним понятиям это был очень крутой инструмент.
— Эта труба, значит, стала первым твоим настоящим инструментом?
— Да, но перед этим у меня была еще тульская педальная труба, потом, когда по телевидению увидел выступление каких-то шведов, которые играли на корнетах, я тут же поменял ее. Помчался в оркестр, где играли сверхсрочники, и поменял-таки трубу, которая тогда стоила 50 рублей, на корнет стоимостью в три раза меньше. Меня в том оркестре как будто ждали! А корнет этот до сих пор у меня на даче висит. Я там на нем играю, а как же!
— У Орбеляна, надо думать, инструментарий был уже поприличнее...
— Там были три чешских трубы "Фестиваль" и одна "Амати". Эти инструменты тембрили в принципе хорошо. Кроме того, у них было такое колечко, которое позволяло очень лихо крутить трубы на пальце. Мы во время концертов раскручивали их как пропеллеры, все четверо. Шоу получалось что надо! Когда мы выступали в Штатах, оркестру в последние дни выписали чек на 10 тысяч долларов, и мы с Орбеляном и другими музыкантами поехали закупать инструменты. Взяли тогда две трубы "Констелейшн", у которых такой широкий раструб, а металл—просто чудо какой звонкий! Сколько в такую трубу не дуешь, она все еще дает тембр. Другие ведь трубы что: чуть не поддашь в нее — она тут же гаснет. А эта звучала изумительно, с огромным запасом. Тогда же купили еще две трубы "Кон" для духовых оркестров. Когда я ушел от Орбеляна, у меня была своя труба "Кон" — средненькая такая. А еще корнет "Бюшер" три четверти, который тоже потом ушел. Съездил в Японию, купил себе "Ямаху". И "Ямаха" ушла. Была еще американская труба "Олдс" — и она ушла. А еще Колесников в ансамбле МВД, когда закончил служить, оставил мне "Селмер-студент". Была труба фирмы "Бах" — видишь сколько перечислил?
— Если попробовать подсчитать, сколько же получится?
— Да штук 25... Сейчас у меня лично маленькая "покет-труба" фирмы "Юпитер", карманная, на которой я занимаюсь с самого утра: просыпаюсь, пока чай вскипит, тосты подойдут — я уже разыгрался. Так, кстати, все трубачи и должны делать. И делают: знаю, что Володя Семенюк поступает точно так же. Ничего не поделаешь: ответственность.
— Сейчас оркестр упакован инструментами полностью, проблем нет...
— У нас даже есть в запасе четыре "Ямахи". А еще — "Шилки", американские отличные инструменты, которые делают из прекрасного металла с добавлением бериллия. Такие мягкие, тонкие трубы, словно из папиросной бумаги, но если с такой трубой постоянно не работаешь, не занимаешься, она тебе многого и не отдает.
— Значит, металл для трубы играет все-таки первоочередную роль.
— Конечно! Труба уже сама должна звенеть. Постучишь по ней, и она должна отозваться — дзинь, дзинь. А наши отзываются, как горшок. Знаю, что чисто серебряный инструмент звучать не будет, обязательно требуется сплав. Хороший, просто изумительный сплав у "Констелейшн", просто отличный у труб фирмы "Бэнч", фирмы "Олдс", хотя у нее тембр более рыхлый, расплывчатый, трудно устойчивые звуки на верхах. Но, возможно, у меня была просто старая труба.
— Валера, а есть ли принципиальная разница между трубами клапанными и педальными?
— Практически никакой разницы не существует. Сейчас многие трубачи переходят именно на педальные инструменты. Разве что там переключения идут через кроны. Технология ведь какова: полный звукоряд одет через открытые клапаны. Нажимаешь средний — понижение на полтона. Нажимаешь на первый клапан — следует понижение того же натурального звукоряда, но уже на целый тон. И так далее. Но у вентильных труб меньше ход на педалях. Почему у нас играют преимущественно на клапанных трубах? Мода. Она к нам пришла от американских трубачей, которые играли в основном на клапанных трубах. Они просто олицетворяли джаз.
— Но ведь и сейчас, судя по снимкам да видео, американцы играют все-таки на клапанных трубах.
— Педальные трубы сейчас применяются в основном в классике. Кстати, они и на порядок дороже клапанных инструментов. Не знаю, возможно, процесс изготовления более трудоемкий.
— Возможно, на них меньше играют еще и по этой причине... Хорошо, второй твой инструмент — флюгельгорн. А когда ты впервые попробовал его?
— Да как сказать... В оркестре цирка мы применяли флюгельгорны. Сначала были помповые, которые не строили, потом закупили чешские педальные. Флюгельгорны придают очень приличную краску звучанию оркестра. Особенно, когда с тромбонами играют флюгеля... Ну ты же знаешь! Просто здорово звучит! На трубе так мягко трудно сыграть.
— Но, как я понимаю, флюгельгорн ты используешь вовсе не как дополнительный инструмент, а такой, который позволяет тебе располагать большим набором красок.
— Безусловно! И сурдины нужны для этого же. Флюгельгорн я купил себе, когда с "Тоникой" в 1979 году мы ездили за рубеж. Флюгель — это, кстати, сугубо джазовый инструмент, очень хорош для исполнения баллад.
— По сравнению с трубой это более нежный, капризный инструмент или нет?
— Да так даже нельзя делить. Какой же он на самом деле капризный? На нем просто хуже верха, конечно, берутся, но ведь к каждому инструменту нужно обязательно привыкать. Обязательно!
— А вот, кстати!.. Сколько тебе требуется времени, чтобы привыкнуть к новому для тебя инструменту?
— Надо заниматься, заниматься и заниматься. Не инструменты ты раздуваешь, а ты к нему действительно привыкаешь. Вот знаю: некоторые молодые музыканты думают, что в Америке продаются такие инструменты, которые негры в подвалах раздувают. Честное слово, я такое собственными ушами слышал! Невероятные какие-то байки: стоят негры в подвале, классные музыканты, и за какие-то деньги раздувают трубы. Такого, понятно, не бывает: ты покупаешь инструмент и сам начинаешь к нему привыкать, как можешь. Изнурительными занятиями в первую очередь, что ты!.. Только так.
— И третий твой инструмент... Это корнет или все-таки карманная труба? В чем их особенности?
— А вот в чем: все трубки в трубе более-менее прямые, а в карманной трубе страшно закрученные, просто в комок. И поэтому звук по ним пробегает тяжело. И играть на ней очень трудно. Вот почему я беру ее утром для раздувки. И когда после беру трубу, то играю уже порхаючи, словно птичка.
— А почему же тогда в диксиленде применялся ранее корнет, а не труба?
— А потому, что корнет и помягче, и полегче карманной трубы. Корнет сам по себе полегче, корнетисты всегда обладали меньшей выносливостью. Трубач может взять корнет, а если корнетист трубу возьмет — трудно придется.
— Ты упомянул меллофон. Что это за инструмент?
— Это инструмент типа валторны, только разогнутый, с ми-бемольным строем. На нем невероятно тяжело играть из-за собственного строя. Я привык играть, например, до, а у него здесь — фа. К нему тоже нужно приигрываться, но из-за текучки освоить досконально новый инструмент просто не успеваем. К сожалению.
— А что такое тогда труба-пикколо?
— Это совсем иной инструмент, который применяется в симфонической музыке с целью подчеркнуть высоту партии. Но это не значит, что на ней не надо играть выносливо. На пикколо очень трудно играть, этим умением обладают редкие люди. Мы, правда, умеем достигать этого и на трубах, я имею в виду верха. Я, например, могу сыграть с пикколо рядом, но чисто технологически, а, может, и психологически на верху у пикколо ноты получаются чище — инструмент ведь маленький, рассчитанный уже на эту октавочку. Звук, правда, специфический — видно, что как бы в нос играется. Та нотка блестит, а эта — гнусавит. Вот почему я предпочитаю все подобные партии в четвертой октаве играть на трубе.
— Затронули мы высокие звуки. Скажи, есть много примеров, когда трубачи в средний регистр практически не опускаются, работают только в верхах — Фергюсон, Диззи, Артуро Сандовал. И ты это любишь. Это от чего зависит — от инструмента, индивидуальности организма, личности?..
— Это — ноу-хау. Надо просто знать, как это делать. Я вот, например, не приигрываясь к любой трубе, могу взять ноты четвертой октавы. Могу еще выше. Это не значит, что на этой трубе я смогу сыграть весь концерт. Но я знаю, как это в принципе делается. Пискнуть, взвизгнуть можно на любой трубе, любом мундштуке.
— То есть это все-таки опыт?
— Да! Но чтобы играть на трубе полноценно, нужно обязательно к ней прииграться. Фергюсон, конечно, может взять мой мундштук, но ему будет тяжело играть. Или я возьму трубу Марсалиса, но, как он, не сыграю. Ну, там несколько нот, как надо... Я, кстати, играл на трубе Марсалиса в Милане, когда все вчетвером — одни трубачи — мы пошли к нему знакомиться. Тяжелая у него труба в смысле веса, полностью литая, включая мундштук, который к тому же был не моего размера.
— Вот мы и пришли к мундштукам. Как соотносится цена мундштука и инструмента?
— В 1975 году мундштук фирмы "Джорданелли" стоил на его фирме порядка 15 баксов плюс еще пять за дополнительные откручивающиеся поля, запасные — уже, шире. В других городах Италии — уже больше. Но ведь и трубы бывают самые разные по стоимости. Мой сын Родион учится на китайской трубе, цена которой — 200 долларов. А есть инструменты, особенно заказные, и по пять тысяч. Сегодня же лучшие мундштуки фирм "Джорданелли". "Бах", "Констелейшн", "Маджио" стоят порядка 50 долларов.
— Купив фирменный мундштук, его нужно еще подгонять под себя, как у саксофонистов?
— Не рекомендуется. Ну как вот ты, музыкант, сможешь на станке его подогнать? Пальцем? Пилочкой для ногтей? Это мы в детстве проходили. Конечно, можно, если ты знаешь, как. Вот Олег Владимирович Парфимович — знал. Великолепный был мастер! Его, кстати, знали и на всех тех фирмах, которые я только что назвал. Они знают, что такой мастер Олег в Минске есть. Какое счастье было иметь его под боком! Он знал размер мундштуков практически всех известных минских, и не только минских, духовиков.
— Так что, мундштук, получается, не цельный, а состоит из частей?
— Разные есть. У "Джорданелли" откручиваются поля — это более универсальный мундштук. Выбрав мундштук на фирме с подходящими тебе дипом или медиумом, ты может опытным путем подобрать себе нужные поля.
— Я тебя уже как-то просил развеять одну из связанных с тобой легенд: говорят, Щерица способен играть так высоко потому, что в его мундштуке некая дырочка. Этот мундштук тебе действительно подарили в Америке?
— Дырочки, конечно, никакой нет. Но мне действительно подарил мундштук известный в Штатах трубач Бобби Шью. А перед моим бенефисом у меня этот мундштук украли. Завтра концерт — а играть не на чем. Блин! И меня просто спас Олег Парфимович. Он этот мундштук знал досконально, снимал с него копии. Утром позвонил ему: выручай! Он мне вечером отдал готовый. Правда, и Финберг тут же созвонился с Миланом, нашел старого мастера из уже закрытой фирмы "Джорданелли", который сделал мундштук. До меня он шел из Италии через музыкантов различных коллективов в течение года. Получил его от Валерия Леонтьева. Так что сегодня у меня всего четыре мундштука, и ко всем руку приложил покойный Олег.
— Еще один постоянный атрибут трубача — сурдина. Какие их наиболее распространенные типы существуют, для чего употребляются и какие есть у тебя?
— Это зависит от того, что требует материал, который ты исполняешь. Бывает, хорошо сыграть на "харме" (на такой Майлс Дэйвис играл), но если в эту сурдину вставить еще и редко применяемую дополнительную трубочку, можно добиться очень интересного эффекта. Есть сурдины "страйд", "вельветон", которая надевается лапками на раструб, в результате чего получается такое ватное, отдаленно напоминающее флюгельгорн, обволакивающее, сказочное звучание. Есть "капы" — чашки, съемные и несъемные, которые очень любил Гиллеспи. У нас единицы-мастера делали сурдины, Кошкин вот был такой в Баку. Михаил Яковлевич Финберг купил у него сурдины еще для оркестра цирка, и до сих пор мы на них играем. На Западе, кстати, цена одной сурдины не меньше 18 долларов. Есть отличный мастер и в Минске — Анатолий Пименов. На его сурдинах играют музыканты многих оркестров!
— Клапаны в трубах чем-то смазываются?
— Есть фирменные, специальные жидкости — масла. Понятно, каждый трубач закупает их сам. Или пользуется старым русским рецептом — смесью машинного масла и керосина.
— Мы говорили с тобой только об инструментарии. Но мне хотелось бы поинтересоваться у тебя: каждый ли человек способен играть на трубе?
— Начну с того, что далеко не каждый способен спеть ту ноту, которую взяли на фортепиано. Знаешь, такой анекдот есть? Мужика повернули спиной к пианино и дали ноту. Мужик поворачивается и тычет пальцем: "Ты нажал!" Или спрашивают: сколько нот звучит? Две! Спойте. Две-е-е!.. На трубе все-таки способны играть единицы!
— Так что имеет значение? Строение зубов, рисунок губ, что еще?
— Самое главное — голова на плечах да желание играть именно на трубе.
— То есть, имея голову да желание, можно стать Щерицей?
— Через тернии, как говорится. Если человек в душе трубач, он трубачом будет. Я не устаю повторять: научить — не могу. Могу только показать, как. А научится твой ученик уже сам. Только что ничем погонять не собираюсь: не хочешь — не надо. Да и показывать все секреты не буду: какие-то фирменные штучки — они только мои. Я их, возможно, со сцены и не показываю, но могу продемонстрировать, и их вряд ли кто повторит.
— То есть ты уже делился опытом трубача революции с подрастающим поколением?
— Да, в музучилище. Только делал это плохо, вот так и не удалось встретить ни одного из молодых, кто действительно изо всех сил хотел бы сделаться трубачом. Два часа проработаешь с ними — все, вроде, есть. Приходят они через два дня — начинай сначала, все забыто! А из-за того, что не занимаются. Я понял: мой труд идет насмарку.
— Кто из трубачей дает тебе больше всего не в плане техники, а с точки зрения творческого кайфа?
— На свое несчастье месяц назад послушал запись Фредди Хаббарда с группой Элвина Джонса. Потом три дня вообще инструмент не мог взять в руки. Как он играет! У меня просто мозги опухли! Неделю слушал запоем: так играть просто не-воз-мож-но! Я не говорю уже про философа Майлса Дэйвиса, Арта Фармера и Уинтона Марсалиса, который, кажется, впитал в себя все, что было до него, включая Клиффорда Брауна.
— А с кем из трубачей тебе хотелось бы поджемовать в первую очередь?
— Ты знаешь, как бы я волновался?
— Ты — волновался?!
— Ты не знаешь, как. Но сыграть хотелось бы... С кем? Нет, с ними состязаться не получится. Лучше так: я им сыграю, а потом они — мне. Потому что мало кто из наших музыкантов может состязаться с американцами. Не будем кривить душой...
Это комбинированное интервью с Екатеринбургским трубачом Сергеем Пронем состоит из двух частей, записанных в разное время года и по разному поводу. Первая – в конце июня 2005 г. после фестиваля в Усадьбе "Архангельское", где Пронь вполне адекватно ...
Хайнц Эрих Гедеке (Heinz Erich Godecke) — композитор, тромбон, диджериду, тибетский горн (Гамбург, Германия) — один из наиболее активных европейских инструменталистов второй волны новой импровизационной музыки (НИМ). В последние несколько лет его ...
Невозможно представить себе джаз даже сейчас без его традиционной, самой старой ветви, вышедшей непосредственно из новоорлеанского архаического стиля, а именно диксиленда. А уж если говорить о диксиленде российском, то без имени Алексея Канунникова ...
Трубач Вячеслав Гайворонский родился в Ленинграде в 1947 г., закончил Ленинградскую консерваторию по классу трубы, много лет прожил в Кемерово, куда попал по распределению (джазом там занимался как любитель; больше того, временно оставив ...
Нильс Вограм (Nils Wogram) родился в 1972 году в городке Брауншвайг (Braunschweig) в Германии. Получил классическое музыкальное образование. Начав серьезно учиться музыке только в 12 лет, уже с 16-летнего возраста Нильс неоднократно становился ...
Как ни крути, а самый известный в мире джазмен русского происхождения — это трубач Валерий Пономарев. То есть, конечно, знают и Игоря Бутмана, и, скажем, Александра Сипягина, и басиста "Mingus Big Band" Бориса Козлова — но Пономарев известен уже ...
Валерий Пономарев (55 лет) родился и вырос в Москве. Начал играть джаз в родном городе в конце 50-х годов. Выступал с различными джазовыми группами, которые в период "оттепели" возникали повсеместно. Столкнувшись с идеологическим давлением, в 30 лет ...
У меня в руках супрафоновский виниловый гигант 1970 г. — канадский трубач Мэйнард Фергюсон играет с биг-бэндом Густава Брома (ЧССР). С оранжевого конверта глядит сорокалетний расхристанный Мэйнард. Винил запечатлел ноты невиданной высоты, взятые им ...
Нильс Ландгрен родился в 1956 году. Увлекся музыкой и начал играть на барабанах в возрасте 6 лет и лишь когда ему исполнилось 13 лет, он впервые взял в руки тромбон. В 1972 году он поступил в музыкальный колледж, а еще через два года в музыкальный ...
Рой (Roy Hargrove) — один из самых известных в мире молодых американских трубачей. Его активность и коммерческий успех привели его в последнее время на мэйджор-лейбл "Verve", на котором сейчас издаются только самые "беспроигрышные" имена вроде ...
Интервью со знаменитой «Леди Майлз», одной из самых ярких исполнительниц на трубе на современной джазовой сцене Саскией Лару (Saskia Laroo, Netherlands), а также пианистом Уорреном Бердом (Warren Byrd, USA), который является постоянным участником ...
Анастасия, добрый день! Как появилась и проявилась впервые ваша любовь к джазу? Хочу начать с того, что я родилась в небольшом городе Снежинске в Челябинской области, поскольку город маленький, я успевала посещать много различных секций и кружков - ...