Стоит поверить музыкальным критикам, утверждающим, что из всех современных тромбонистов только Нильс Вограм (Nils Wogram) "играет джаз на тромбоне со скоростью и гибкостью саксофониста". Или, как отмечает авторитетный немецкий журнал Die Zeit, "только Вограм способен прекрасно имитировать стили всех известных тромбонистов. Это новая яркая глава в истории тромбона со времен Джей Джей Джонсона и Рэя Андерсона. Это имя, с которым, вероятно, придется считаться в джазовом будущем".
На наш взгляд, это будущее уже наступило! И представить современный европейский джаз без Нильса Вограма уже невозможно. Еще и потому, что сегодня он занят сразу в нескольких значимых проектах: это два квартетных состава — Nils Wogram Quartet и группа Root 70, исполняющие его авторские произведения; два трио (Lucas Niggli's trio "Zoom" и Nostalgia), два дуэта (с тромбонистом Саппу Bauer и виртуозным американским пианистом русского происхождения Симоном Набатовым (Simon Nabatov), проект Underkarl и NDR Big Band. И это только перманентные проекты, а есть еще сотрудничество с казахско-турецкой певицей Саадет Тюркоз (Saadet Tuerkoz) и японской пианисткой Аки Такаше (Aki Takase), соло программы и прочее, прочее, прочее... Неудивительно, что дискография 31-летнего Вограма насчитывает уже 40 альбомов!
Нильс Вограм родился 7 ноября 1972 года в Брауншвейге (Германия), долгое время жил в Кёльне, а после переехал в швейцарский Цюрих. Начав серьезно учиться музыке в 12 лет, он уже в 16-летнем возрасте — призер самых престижных музыкальных конкурсов Германии. Так в период с 1989 по 1992 годы практически ежегодно Вограм становится лауреатом федерального конкурса молодых исполнителей Jugend musiziert. Уже в 16 он — участник Германского федерального джаз-оркестра под руководством известного тромбониста Петера Хербольцхаймера. Благодаря гранту американской New School, Нил ьс получает стажировку в Нью-Йорке, где в период с 1992 по 1994 годы практикуется рядом с такими выдающимися музыкантами современности, как Мария Шнайдер, Регги Уоркмен, Слайд Хэмптон, Бастер Уильямс.
Дебютный альбом с авторскими композициями Нильса Вограма "New York Conversations" был выпущен на Mons Records в 1994 году. Вышедший в октябре 1995 года второй CD "Round Trip" на ENJA Records был признан критиками "новым дыханием в европейской инструментальной музыке, переворачивающим традиционные представления о джазе" (Die Zeit). В 1996 году Вограм получает Международную премию им. Франка Росолино в категории "Джазовый тромбонист", в 1997-ом — премию германского ежедневника Abendzeitung за достижения в области культуры, а в 1998 году — Franken Prize на Нюрнбергском джазовом фестивале и SWRJazz Award. Сегодня Нильс Вограм — один из самых многообещающих, и, в то же время, один из самых признанных и обласканных славой героев современного европейского джаза.
Наша встреча с Нильсом Вограмом состоялась в Вильнюсе на фестивале Vilnius Jazz 2003.
— Нильс, с чего началось твое увлечение джазом?
—Я начал слушать джаз дома, когда мне было лет семь. У моего отца была огромная коллекция джазовых записеи, в том числе пластинки всех великих тромбонистов. Могу признаться, что до сих пор главными авторитетами в джазе для меня остаются старые добрые Джей Джей Джонсон, Джимми Кнеппер и Альберт Мангельсдорфф... Мой отец и сам немного играл на тромбоне. Конечно, не профессионально — это было его хобби. Так что еще в детстве я был очарован теплотой и душевностью звучания тромбона. Сам я начал играть на инструменте, когда мне было 12 лет. Поначалу это был эуфониум, потому что мои руки еще были коротки для настоящего тромбона, играть на котором я начал в 15.
— Твоя музыка, твой стиль звучания—довольно сложны для восприятия неподготовленным слушателем: это всегда необычные гармонии, ритм, структура — эдакая "музыка для профессионалов". Тебе никогда не хотелось стать более "попсовым"?
— На самом деле мне все время приходится оглядываться на реакцию аудитории! Но я не люблю постоянно объяснять свою позицию, и публика, которая мне по сердцу, эта та, у которой нет никаких ожиданий на мой счет — люди просто слушают музыку. Иногда мне приходится выступать в консервативных джаз-клубах: я играю, а люди продолжают беседовать, находя мою музыку странной для своих ушей.
Но все равно О.К, потому что я верю, что для каждой музыки есть своя публика.
Знаешь, я всегда сомневаюсь, когда пишу музыку. Это самое сложное — пережить момент сомнений и просто начать творить. Так что я пытаюсь сконцентрироваться на написании музыки и не думать о том, хорошо ли получится, и понравится ли людям. Если уж композиция получается совсем, на мой взгляд, неудачная, я, конечно, не исполняю ее, просто сажусь и все переделываю или пишу новую. Еще я всегда стараюсь писать, помня о музыкантах, которые будут ее играть: важно чтобы они понимали ее. Это совершенно другой аспект, чем в классической музыке, где все сконцентрировано на композиторе.
—Характерная черта твоей музыки — атональность. Твое внутреннее "я" столь же атонально?
— Это — правда, я стараюсь найти музыку, которая отражает мое мышление и то, как вижу мир вокруг себя. Считаю, что жизнь иногда полна диссонанса, и говорю об этом своей музыкой. Но я всегда пытаюсь найти баланс между консонансом и диссонансом. Это делает музыку свежей и интересной. Смею надеяться, что моя внутренняя музыка достаточно "тональна".
— Важна ли для тебя, как композитора, визуальная инспирация?
— Я часто получаю вдохновение от разных мест: это может быть красивый лес, прекрасный вид, фантастическая архитектура, интересное лицо и т.д. Но вдохновение для композитора — более абстрактная вещь, чем думают люди! В большинстве случаев это не так "Ах, я увидел что-то интересное, сейчас я вдохновлен и могу написать хорошую мелодию". Приобретаемый опыт незаметно проникает в твое сознание и делает фантазию богаче. Сочинение музыки — в первую очередь труд и умение начать. Тогда кажется, что вдохновение приходит само по себе.
— Любовь и женщины для тебя, молодого человека, служат источником вдохновения?
— Думаю, что на подсознательном уровне такие мысли на всех нас оказывают влияние. Но я делаю музыку, в которой всегда есть недосказанность. Мое творчество не имеет ничего общего с тем, что делает Мадонна. Я не очень хороший шоумен, так что даже и не пытаюсь превращать концерт в шоу. Поэтому моя музыка обычно нравится необычным и задумчивым женщинам. К тому же, когда пишу чтобы произвести впечатление, получается очень натянуто и неестественно. Лучшая моя музыка —та, что идет изнутри меня. Меня вдохновляет моя девушка и ее музыкальный вкус. Я люблю спрашивать ее мнение о музыке. Это интересно, потому что у нее совершенно другие взгляды на музыку, чем у меня. Это отрезвляет! Но я также имею смелость писать музыку, которая моей девушке совершенно не нравится.
— Когда на сцене ты исполняешь музыку, помнишь ли ситуации, вдохновившие тебя на написание мелодии?
Такое случается, если композиция на самом деле была инспирирована конкретной ситуацией. Вот, например, какой текст я написал в качестве инструкции для исполнения моей вещи "The yellow Hair Man" (это своего рода памятка, вводящая меня в нужное настроение, однажды уже пережитое-):
— играть только в джаз-клубах, кому старше 50 лет;
— курить трубку, носить жирные желтые прокуренные усы и волосы с большим количеством геля;
— пытаться вести себя так как будто ты всегда "в курсе всего происходящего";
— время от времени восклицать: "Вспомни JayJay!" (или другого гиганта джаза).
Или вот как я вхожу в настроение, нужное для исполнения композиции "My Modem World":
— представь, что ты пытаешься дозвониться и войти в сеть через постоянно занятого провайдера, сломанный модем, старый компьютер;
— чрезвычайно расстройся из-за всего, что происходит с твоим компьютером, модемом и Интернетом;
— используй свое настроение в последние минуты попыток прорваться в сеть;
— имитируй звуки, издаваемые модемом.
— К слову, о названиях композиций: у тебя это своего рода "ключ" к разгадке мелодии, не так ли?
— Когда я пишу мелодию, то коллекционирую, записываю интересные фразы, слова, маленькие истории. Когда композиция закончена, я заглядываю в свой блокнот, и выбираю наиболее подходящее для этой музыки словосочетание. Так бывает чаще всего. Но случается, что со мной изначально происходит какая-то забавная история, которую я пытаюсь переложить на музыкальный язык. Например, у меня есть композиция "Новый сосед", история ее такова: одно время я устраивал у себя дома джем- сейшны, и соседям это не мешало. Но потом в доме появился новый сосед, который странно реагировал на музыку и всякий раз трезвонил в мою дверь. Я написал композицию в стиле бибоп, несколько раз прерываемую звуком дверного звонка, за которым следует тихий шепот, спор, борьба и тд. И не важно, знает ли слушатель о подобных предысториях, для меня они — источник большого вдохновения.
Иногда заголовок композиции рождается из игры слов. Например, Newsed - комбинация из слов "новый" и "использованный". Композиционная идея мелодии — микс из старой джазовой манеры (биг-бэнд с роялем) и современных тенденций (фри-джаз и атональная музыка).
Или вот еще пример: у меня есть композиция под названием "Chopska" по названию зеленого "шопского" салата с сыром. Написание не точное, но суть его в аналогии с губами ("chops" на слэнге). Я написал эту мелодию в Варне, где мы каждый день ели шопский салат. Музыкальная идея этой композиции в том, чтобы свести вместе болгарские, восточноевропейские ритмы и албанские мотивы с джазом.
— У твоих альбомов всегда довольно неожиданный и курьезный дизайн. Что значит для тебя визуальное оформление музыки?
— Признаться, меня просто тошнит от консервативности оформления обложек большинства джазовых альбомов. Я думаю, что обложка должна быть частью альбома и нести в себе оригинальность и новизну идеи.
Большинство же джазовых обложек - ужасно скучны, потому что рекорд-компании не осмеливаются придумать что-то новое. Эта ситуация прямо противоположна той, которая существует, например, на альтернативной рок -сцене.
Я стараюсь подходить к оформлению альбомов с таким же вдохновением, как и к написанию музыки. Иногда это тяжелая война с лэйблом, но я хочу продавать только такие CD, о которых можно сказать: "Музыка хороша! И на обложке есть на что посмотреть!". Оригинальная обложка альбома придает экстраординарный аромат всей работе, как единому целому.
— Ты сам принимаешь участие в разработке дизайна альбомов?
— Обложки трех последних дисков были созданы моей подругой Коринн Хёхлер (Corinne Hachler), владелицей фирмы графического дизайна riografic.ch. В таком случае я, конечно, могу повлиять на процесс создания обложки и ее окончательный вид. Иногда работаю со звукозаписывающими компаниями, которые настаивают на использовании услуг их собственного дизайнера, но таких ситуаций стараюсь, по возможности, избегать.
— Если говорить о сотрудничестве с другими музыкантами (а ты занят в очень большом количестве совместных проектов), по какому принципу ты решаешь, с кем играть вместе, а кому ответить отказом?
— Чем дольше я играю, тем чаще сам принимаю решение, с кем работать, а с кем — нет. Кто касается стиля, то здесь критерием выбора для меня остается — хорошая это музыка или плохая. В последнее время все больше занят работой для своих групп, но все же нахожу время играть вместе со швейцарским барабанщиком Лукасом Ниггли и германской группой Underkarl. Знаешь, мне нравятся постоянные группы, я не люблю проекты, когда люди собираются вместе па несколько дней или для одного концерта. Чаще всего такая поверхностность плохо отражается на музыке. Например, я в своих проектах не просто свожу вместе несколько музыкантов, а стараюсь создать определенный фирменный звук группы, учитывая, какие именно личности будут работать вместе.
— Из более десяти проектов с твоим участием, какой ближе всего к твоему представлению о "своем пути в музыке"?
— На самом деле в последнее время я стараюсь не рассеиваться и все больше концентрируюсь на дуэте с Симоном Набатовым и моем квартете Root 70. Положа руку на сердце, скажу, что группа Root 70 — это мое! Все ее члены — мои друзья, мы давно знаем друг друга, у нас общие музыкальные корни. Точно знаю, что какую бы мелодию ни написал, они сыграют ее именно так, как я это чувствую. К тому же осмелюсь утверждать, что Root 70 — группа с уникальным фирменным звуком, в котором современность круто замешана на джазовой традиции, при этом мы не боимся экспериментировать с нетрадиционным размером, различными гармоническими и ритмическими концепциями. Сегодня гармония — тот же инструмент. Такой свободный подход дает нам еще больше свободы и прозрачность звука. Участие в органном трио Nostalgia — это моя ностальгия по старым
добрым джаз-бэндам, теплому джазовому саунду и звукам органа Hammond. В моем септет- ном составе особенно ценю насыщенное звучание шести духовых в сочетании с барабанами. Иногда группа звучит как большой оркестр, а иногда как камерный ансамбль. Здесь нет традиционных ролей, потому что у нас нет баса и клавишных, так что могу много экспериментировать в области аккомпанирования одного духового инструмента другому. Это дает большой простор для фантазии! Признаться, сегодня я воспринимаю себя все больше как композитора, „ранжировщика, создателя концепций, нежели просто тромбониста. Поэтому даже в группах не часто играю соло: большее значение для меня имеет общее звучание.
— Как, будучи в туре с группой, имея четко обозначенную музыкальную программу, ты решаешь проблему "повторения самого себя"?
— Идеально, если ты попадаешь в некое "музыкальное течение" и даже не думаешь о вдохновении. Фокус в том, чтобы перестать стремиться к хорошему звучанию или думать "как бы это непременно сыграть сегодня свое самое лучшее в жизни соло". Нельзя играть "лучшее соло" каждый вечер подряд — это факт! Невозможно играть совершенно по-разному каждый вечер, но, по крайней мере, я играю с импровизаторами, и иногда мы можем сказать: "Ух ты, мы это никогда так не играли!" Вот когда ездил на гастроли с рок-группой, это было действительно тяжело, потому что там как раз никакой импровизации нет, ничего не меняется изо дня в день. С джаз- бэндом всегда, каждый вечер можно идти в ином направлении. К тому же у меня с моими группами очень большой репертуар, что тоже спасает от повторений.
На самом деле лучший способ расслабиться во время длительных гастролей — ходить на прогулки. Я люблю при возможности выйти погулять в лес или по городу, выпить кофе, поплавать в бассейне, сходить в сауну, почитать книжку или поиграть в футбол. С группой Лукаса Ниггли во время гастролей в мае прошлого года мы каждый день играли в футбол. Это просто фантастический релакс для музыканта в туре!
— На каких площадках ты чувствуешь себя комфортнее: в клубах или концертных залах?
— Иногда приходится играть в странных условиях, где музыка совершенно не соответствует помещению. У меня были гастроли в Литве с турецкой певицей Саадет Тюркоз. Мы исполняли тихую, интимную музыку в очень шумных джаз-клубах. Люди болтают и болтают, так что даже чувствуешь себя лишним. Такие вещи действительно раздражают, однажды члены моей группы даже ввязались в драку на сцене! И что остается делать в таком случае мне?..
— Именно на твоем концерте с Саадет я впервые услышала тебя не только в качестве тромбониста, но и мастера горлового пения. Ты специально обучался этой вокальной технике, или это было спонтанное имитирование?
— Да, действительно это было горловое пение! Этому приему меня научил мой друг Хайден Чисхольм (Hayden Chisholm), я также много слушал записи тувинских певцов. Но прежде никогда не демонстрировал эти умения на публике. Моя техника горлового пения оказалась весьма кстати в нашем с Саадет проекте, придав музыке дополнительные оттенки. Ведь музыка, которую мы играем — что-то вроде свободной импровизации: мы никогда не записываем наши мелодии и аранжировки в нотах. Саадет поет казахские народные песни, мелодии и поэмы, как ей это нравится, я играю фри на тромбоне, импровизирую с горловым пением.
—Насколько я знаю, твой совместный с Саадет Тюркоз проект родился спонтанно?
—Да, мы случайно встретились на фестивале в Германии, и во время короткой беседы вдруг выяснили, что живем по соседству на одной и той же улице в Цюрихе! И подумали, раз уж так судьба свела нас, не попробовать ли сделать что-то вместе!? Мы обменялись CD, и поняли: то, что каждый из нас делает в музыке, интересно и небезразлично другому.
Во время совместных с Саадет выступлений мы всегда стараемся окружить исполняемые мотивы особой атмосферой и импровизировать по наитию, безо всякой подготовки. Это контрастирует с большинством музыки в стиле свободной импровизации, которая в основном очень неструктурированна или чрезвычайно абстрактна. Мы пытаемся быть проще, ближе к природе. Такую музыку играть очень сложно, нужна почти идеальная тишина в зале...
Самое сложное в свободной импровизации — крайняя концентрация: твои мозги должны работать без остановки, в реальном времени создавая новую мелодию или структуру. Кроме того, что нужно быстро думать, ты еще должен все время следить за тем, что делает партнер. Это действительно трудно... К тому же, я порой играю то, что совершенно не вяжется с характером инструмента (очень высокий регистр, игра на постоянном дыхании). Создавая подобие рода трудности для себя, в то же время всегда стараюсь "постелить мягкий ковер" для Саадет: мне приходится постоянно и безостановочно играть. Но все же я не испытываю стресса на сцене, потому что сочинение музыки в реальном времени дает столько энергии!
— Про твое сотрудничество с еще одним музыкантом _ пианистом Симоном Набатовым — мне непременно хотелось бы расспросить!
—Я встретил Симона в Кельне в 1994 году в одном очень милом джаз-кафе, где я люблю проводить время. Владелец кафе любил мою музыку, и часто включал мои записи. Как-то Симон Набатов услышал мою музыку, и сказал хозяину кафе, что она ему очень понравилась. А я как раз в то время искал пианиста для квартета. Так что набрался смелости и позвонил Набатову, пригласив поиграть с нами. С того времени у нас было много совместных гастролей в квартете и дуэте. С Набатовым просто фантастически приятно работать: мы говорим на одном музыкальном языке. Все, что хочется сделать — нет проблем! Наш дуэт с Симоном ориентирован на авангард: здесь мы равные партнеры и вместе решаем, в каком направлении нам хотелось бы двигаться. Впрочем, мы способны играть вместе в достаточно виртуозной манере в самых разных стилях.
Анастасия КОСТЮКОВИЧ
P. S. Автор благодарит директора фестиваля Vilnius Jazz Антанаса Густиса, а также Александра Власкина за помощь в подготовке материала.
«Великий музыкант, замечательный человек с огромным джазовым чутьем» Gianni Cazzola, барабанщик «Я был удивлен артистической и стилистической музыкальной зрелостью этого молодого артиста, который соединяет невероятное техническое мастерство игры на ...
В одном из предыдущих номеров Jazz-Квадрата была опубликована рецензия на недавно вышедший альбом Spirit Of The Time польского трубача Ежи Малэка (Jerzy Маек) и его септета. Поэтому, когда у нас наконец-то появилась возможность взять интервью у ...
Не ищите его имени на обложках множества альбомов и его фотографий на первых страницах иллюстрированных журналов. Он не выходит на сцену во время церемонии вручения наград Грэмми. Зато его прекрасно знают профессионалы-музыканты, звезды первой ...
Виталий Владимиров — екатеринбургский тромбонист, аранжировщик, композитор и педагог. Родился 24 июля 1968 г. в Свердловске. Закончил местное музыкальное училище (класс тромбона) и Челябинскую Академию Культуры. Профессионально играет джаз с 1985 г. ...
Один из самых известных джазовых трубачей родом из Бразилии, Клаудио Родити, родился в Рио-де-Жанейро 28 мая 1946 г. Первые годы своей джазовой карьеры он пытался играть в своей родной стране музыку, которую он сам определяет как самба-джаз — ...
Hильс Петтер Мольвер ( Niels Petter Molvaer) и Рой Харгроув (Roy Hargrove) играют на трубе, и это их сближает. М-р Харгроув родом из Техаса. Он играет свинговый хард-боп, любит выступать с кубинскими музыкантами, иногда в сопровождении струнных ...
Рой Харгрув — один из самых многообещающих современных джазовых трубачей. Этому уроженцу Техаса сегодня всего лишь тридцать, а на его счету уже 11 альбомов в качестве лидера (первый вышел еще в 1990 году), премия "Грэмми" за "Habana" и репутация ...
Так уж получается, что каждый год в нашей рубрике "Прямая речь" возникает интервью с Валерием Пономаревым (см. №№ 5/98, 1/99). Наверное, в этой спонтанно появившейся традиции нет ничего удивительного, ведь Пономарев — один из немногих отечественных ...
В Берлине состоялся "Вечер "русского" джаза", задуманный певицей Талланой Габриель и организованный ею же при поддержке столичного Jazz Radio. Уроженка Москвы, ныне живущая в столице Германии, страстно желает привить обитающим здесь выходцам из ...
Это комбинированное интервью с Екатеринбургским трубачом Сергеем Пронем состоит из двух частей, записанных в разное время года и по разному поводу. Первая – в конце июня 2005 г. после фестиваля в Усадьбе "Архангельское", где Пронь вполне адекватно ...
Хайнц Эрих Гедеке (Heinz Erich Godecke) — композитор, тромбон, диджериду, тибетский горн (Гамбург, Германия) — один из наиболее активных европейских инструменталистов второй волны новой импровизационной музыки (НИМ). В последние несколько лет его ...
Невозможно представить себе джаз даже сейчас без его традиционной, самой старой ветви, вышедшей непосредственно из новоорлеанского архаического стиля, а именно диксиленда. А уж если говорить о диксиленде российском, то без имени Алексея Канунникова ...