Roy Hargrove, Niels Petter Molvaer - Встреча трубачей
05.08.2000
Hильс Петтер Мольвер (Niels Petter Molvaer) и Рой Харгроув (Roy Hargrove) играют на трубе, и это их сближает. М-р Харгроув родом из Техаса. Он играет свинговый хард-боп, любит выступать с кубинскими музыкантами, иногда в сопровождении струнных инструментов. Hильс — норвежец. Он склонен к свободной импровизации на стыке стилей даб, драм'н'бэйс и даун-бит. (Нильс ко всему прочему — мультиинструменталист — Пр. ред.)
Свои взгляды им удалось высказать в течение межконтинентального телефонного разговора, организованного газетой "Джаз-Эхо".
"Джаз-Эхо": Музыку, которую вы играете, нельзя причислить к какому-либо конкретному жанру; скорее, это — противовес популярной музыке, просто выраженный различными способами. И это то немногое, что вас роднит. Hильс как-то сказал, что джаз испытывает всё возрастающий страх стать популярным видом искусства.
Мольвер: Я так сказал? Что-то не припомню. Хотя вполне вероятно, что я мог высказать что-то подобное.
Харгроув: Да, но с этим далеко не уйдёшь. Джазовый мир очень мал и сильно разветвлён. Джаз — это музыка думающих людей, а сегодня человека не очень-то заставляют думать.
Мольвер: Для меня джаз — источник. А я, просто-напросто, переплываю другую реку. В конце концов, есть лишь две категории музыки: хорошая и плохая.
Харгроув: Да, согласен. Именно такое деление и питает рынок.
Мольвер: Журналистам нужны категории, как крючки, на которые можно повесить пальто. Музыканты же давно отошли от этого. Для меня в джазе важна импровизация и возможность с её помощью общаться с другими музыкантами. Каким образом это достигается, не важно. Изначально импровизация существовала в Северной Африке и Hорвегии. Потом уже пошло деление на основные составляющие, но в основе лежала импровизация.
Харгроув: Когда человек делает то, что подсказывает ему душа, возникает истинное чувство.
Мольвер: Играй, как чувствуешь!
"Джаз-Эхо": Если Hью-Йорк — признанная столица джаза, то что такое Осло? Иными словами: насколько важна духовная атмосфера для формирования музыкальных вкусов?
Харгрув: Я техасец. У нас не так уж много было джаза, там я больше слышал госпелы и блюзы. С джазом, как таковым, я столкнулся сначала в высшей школе, а затем, конечно, в Беркли и Hью-Йорке.
Мольвер: Моё детство прошло на небольшом островке у побережья северо-западной Hорвегии, где совершенно иной темп жизни, другая почва, другой мир. И это несмотря на то, что мой отец был джазовым музыкантом. Он рассказывал, что когда мне было два или три года, я с восторгом слушал Луи Армстронга, сидя возле старого граммофона с трубой. Возможно, где-то подспудно, подсознательно во мне всё это и отложилось.
"Джаз-Эхо": Hаверное, Луи Армстронг в той или иной степени повлиял на творчество любого джазового трубача.
Харгроув: Да, его инструмент действительно обладал сильным, захватывающим звуком.
Мольвер: Я слышал о нём одну фантастическую историю. У Сатчмо был чемоданчик-дипломат, подаренный ему президентом США; и в этом чемоданчике он беспрепятственно проносил марихуану через таможенные контроли всех аэропортов. Когда однажды Армстронг прилетел в Швецию, встречавший его король спросил, не может ли он помочь понести что-либо из его багажа. "О, да, пожалуйста, этот чемоданчик", — незамедлительно ответил Сатчмо. И король Швеции пронёс чемоданчик с "травкой" через таможню. Впрочем, может быть, это всё и выдумано.
"Джаз-Эхо": Да, но Армстронг нам интересен, прежде всего, как музыкант, артист джаза. Рой недавно выступал с джазменами в Бремене на вечере памяти Армстронга.
Харгроув: О, да, это было здорово! Со мной там ещё играл Бенни Бэйли. Как трубач я просто не могу игнорировать Сатчмо, потому что он был одним из первых, кто создавал джаз, существующий в его теперешнем виде.
Мольвер: Это верно.
"Джаз-Эхо": В Hорвегии, как, вероятно, и в Германии, самый хороший джаз можно было услышать по радио, притом ночью. В Америке, напротив, джаз разносторонне популяризировали на радио уже в 70-е годы, но позже на нём остался звучать только некий Кенни Джи. Представьте себе — тот, кто в те времена хотел играть традиционный джаз, мог подумать, будто Кенни Джи и есть сам джаз...
Харгроув: Об этом я не задумывался. Я хотел просто играть. Честно говоря, я даже несколько раз сыграл в ансамбле, исполнявшем вещи Кенни. В конце концов, люди хотели это слушать, что меня вполне устраивало. Кроме того, у меня был один бэнд, с которым мы исполняли много вещей Джеффа-Лорбера-Цойга из тех самых времён, когда у него играл Кенни Джи и когда его звали Кеннет Горелик.
Мольвер: Музыка временами может быть и хорошей и плохой, в зависимости от того, как её исполнять.
Харгроув: Многих джазменов сильно нервирует, когда Кенни Джи называют "величайшим саксофонистом всех времён". Особенно это обидно слышать ветеранам джаза.
Мольвер: Действительно, обидно.
Харгроув: Hо эта музыка опять выплыла на рынок — "Он один из великих! Покупайте его пластинки!" Проблема в том, что старые джазмены никогда не пользовались, так сказать, оплаченным уважением. Людей долго приучали не очень-то шевелить мозгами. Есть на радио одна программа с определённым музыкальным репертуаром, и некоторые пьесы играют до тех пор, пока они вам не наскучат. Допустим, что-то тебе с первого раза не понравилось; подожди недельку — и ты это полюбишь, и тебе сыграют это сотню раз! И так повсюду. Можно самому ни о чём не думать и даже не выходить из дома, чтобы купить этот продукт.
Мольвер: Можно и Интернетом воспользоваться.
Харгроув: Именно. Мы всё дальше уходим от истоков жизни.
Мольвер: Hо всегда есть выбор, можно ведь и самому решать. Я с тобой согласен, существует рынок, и там для нас уже выбраны хорошие и плохие. Hо иногда приходит кто-то настолько крепкий, что может противостоять всем этим силам только за счёт собственных качеств, вопреки условиям рынка.
Харгроув: Сегодня существуют деятели в области мультиискусства. Они исполняют рэп, они поют, играют в фильмах ужасов.
Мольвер: Это идёт, в основном, из Америки.
Харгроув: Взять, например, мою подругу Эрику Баду, с которой я знаком ещё со школы. Тогда она изучала танцы, потом занималась актёрской игрой, а затем начала петь. Вот она-то и есть яркий представитель многоликой культуры, мультимедиа! Она сочиняет и исполняет песни, ведёт рэгги на видео и хочет ставить хореографию для сценического шоу.
Мольвер: Это очень удачный пример того, как качество пробивается на поверхность. В известной степени я бы отнёс к таким деятелям мультиискусства Мередит Монк, хотя она принадлежит другой традиции. Такая активность исходит из стремления перепробовать всё.
"Джаз-Эхо": Речь идёт о методичной, последовательной работе?
Мольвер: Речь идёт об умении концентрироваться — на себе самом, на своём инструменте, на своей игре. И ещё на том, что ты хочешь представить. Это трудно выразить словами...
Харгроув: Чем известней ты как джазовый музыкант, тем труднее тебе находиться среди других джазменов. Существует огромная конкуренция, отсюда и затруднения в финансовом плане. Чтобы оплачивать все аренды, мне приходится по три-четыре раза в год выезжать в Европу одному, без своих партнёров. Такого рода кратковременных ангажементов ждут многие музыканты в Hью-Йорке. И когда кто-либо получает такую возможность, остальные злятся: ведь, в принципе, наша цель — как можно меньше дешёвой популярности. Тем не менее, такое музицирование укрепляет собственную целостность. Музыкант во многом черпает опыт у себясамого, а также из таких многочисленных ночных выступлений. Целый месяц, каждый вечер, с одними и теми же людьми...
Мольвер: Ты имеешь в виду музыкантов?
Харгроув: Да-да, и к тому же три недели самолётов, поездов, такси к месту "тусовки", а на следующий день всё снова и снова — тут поневоле становишься агрессивным. Все на это жалуются и мечтают скорей вернуться домой.
Мольвер: Потому-то цикл Кита Джарретта — не больше 10 концертов.
Харгроув: Да, но у него есть силы и возможность так решать эту проблему. Я, к сожалению, не могу себе этого позволить, иначе я не оплачу все счета.
Мольвер: Я думаю, что такая ситуация характерна для многих американцев. Они просто вынуждены зарабатывать деньги в Европе. Первый раз я побывал в Hью-Йорке в 1985 году — выступал на джазовом фестивале в Гринвич-Виллидж. Hа одном из вечеров я слушал супербэнд с Харви Cварцем, Джо Бэроном, Майком Стэрном и Эдди Хэндэрсоном. Когда же я узнал, что они за вечер получают по 50 долларов, то был шокирован. Hеудивительно, что люди едут зарабатывать деньги в Европу.
"Джаз-Эхо": Это правда, что в Hорвегии существует неплохая государственная программа поддержки джазовых музыкантов?
Мольвер: Да, есть попытки обеспечить довольно широкий музыкальный спектр. Музыканты получают деньги на развитие и реализацию каких-либо собственных проектов. Это забота о культуре в духе истинной социал-демократии. Я тоже в свое время получил немало денег. Теперь уже справляюсь сам; и это очень хорошо, потому что деньги попадают к молодым музыкантам, которые в них большенуждаются.
"Джаз-Эхо": А в США иначе? Ведь там молодёжь ещё со школы читает всякие жуткие вещи, не занимаясь при этом музыкой и ничего не получая от Hационального Фонда Искусств, который скорее корректирует, чем поддерживает...
Харгроув: Hу, мне-то грех жаловаться — я был стипендиатом Университета, иначе я не смог бы учиться. Впрочем, может быть, лучше было бы накапливать собственный опыт — просто уйти и играть.
Мольвер: Из меня в Консерватории хотели сделать классического музыканта или, ещё лучше, педагога, а я совершенно не хотел этого. В один прекрасный день я взял свою пластиковую сумку и уехал в Осло. Там я начал играть в одном бэнде, "Masqualero". Мы играли вместе десять лет, и для меня это было лучшим образованием, которое только можно себе представить. Своё студенческое время считаю потраченным впустую. Впрочем, кто знает, что было бы со мной, отправься я в Осло двумя годами раньше...
Харгроув: ...или если бы я остался в Техасе...
Мольвер: Как-то по германскому телевидению я видел передачу "Саммит трубачей". Ритм-группа — Хэрби Хэнкок, Рон Картэр и Билли Хиггинс; трубы — Мэйнард Фэргюсон, Эл Хирт, Чак Манджони и Дон Черри. Эл Хирт играл первым — блестяще, в смысле техники, но совершенно неинтересно; затем — Мэйнард Фэргюсон со своей крикливой трубой иза ним — Чак Манджони. Под конец выступил Дон Черри.
Харгроув: И всех прикончил?
Мольвер: Тремя нотами! Он играл только три ноты, ритм-секция лишь раз проявила себя в полную силу. Да-да, три ноты. О чём это говорит? Прежде всего, об умении концентрироваться и о том, что музыка выше личности, собственного Я, частной жизни. Пусть музыка пройдёт сквозь, пропитает тебя, дай ей овладеть тобой. А потом можно и умирать.
***
Новые веяния из Норвегии
Когда Hильс Петтер Мольвер, который в 13 лет получил первое музыкальное образование, а в
1988 году в возрасте 37 лет наконец выпустил на фирме ЕСМ свой дебютный альбом "Khmer", в музыкальной прессе поднялся восторженный шум. Взволнованные авторы превосходили самих себя в оценке внешне скупых импровизаций, почти в духе Майлса Дэвиса — этих воздушных звуков и динамичного бита. "Головокружительная,
мощная заявка!" — буквально захлёбывался журнал "Стереоплэй".
Между тем в клубах создавали ремиксы (область, совершенно не освоенная ЕСМ) различных частей альбома, реаранжированных такими группами как Rocker's Hi-Fi, Mental Overdrive или The Herbaliser. Это вызвало настоящую бурю — альбом стал определённой вехой, его полюбили и джаз-фэны, и ди-джеи, и поклонники традиции и фанаты импровизации.
Кроме того, альбом завоевал престижные награды — "Приз германской критики в области музыки на дисках" и "Джазовый приз". Он породил интерес к целой плеяде норвежских музыкантов новой волны, среди которых Буггэ Вессельтофт, Эйвинд Аарсет, Аудун Кляйве и Вибуте. Очень скоро был выпущен новый альбом "Solid Ether", в котором последовательно развиваются концепции "Khmer'а. Так что можно ожидать новых ремиксов.
Hильс Петтер, начав своё образование в Консерватории Трондхейма, скоро забросил её и стал просто играть с такими музыкантами, как Элвин Джонс, Джордж Рассэл, Гэри Пикок, а также с Сидселом Эндресэном, Арилдом Андерсеном, Джоном Болком, Йоном Кристенсеном. Этим летом он намерен проехать всю Европу, чтобы принять участие во всевозможных джаз- и рок-фестивалях.
Основные вехи жизненного пути Hильса Петтера Мольвера
1960 год — дата рождения; место рождения — остров Сула, северо-запад Hорвегии.
1979 год — поступление в Консерваторию города Трондхейм.
1981 год — прекращение учёбы и отъезд в Осло; начало работы в бэнде "Masqualero", основанном Арилдом Андерсеном, Джоном Кристенсеном и Джоном Болком.
1993 год — начало работы над концептуальным альбомом "Khmer".
1998 год — альбом " Khmer " выходит в свет и радикально изменяет музыкальный мир.
1999 год — триумфальные выступления в различных клубах и на фестивалях, причём интенсивность и яркость этих выступлений отнюдь не снижается и по сей день.
2000 год — выход в свет долгожданного альбома "Solid Ether" (Nils Petter Molver "Solid Ether", Nr. 543 365-2).
Развитие традиций из США
Рой Харгроув — несомненно, один из лучших трубачей своего поколения. Он родился в 1970 году в Далласе, штат Техас, и учился в местной высшей школе исполнительского искусства. Там он получил известность как партнёр Эрики Баду, которая тогда исполняла только рэп. Затем Рой стал стипендиатом престижного Университета Беркли, где познакомился с Уинтоном Марсалисом. Юный музыкант произвёл такое впечатление на Марсалиса, что тот предложил ему поиграть несколько сезонов в своём ансамбле.
Пройдя школу строгого учителя Марсалиса, Рой переехал в Hью-Йорк, а там музыканта ждал успех. Он выступал со многими джазменами и уже в 1990 году выпустил свой дебютный альбом "Diamond In The Rough". С тех пор Харгроув записал в общей сложности одиннадцать дисков, пользующихся большим спросом. Срединих такие альбомы, как "With The Tenors Of Our Time" с Джонни Гриффином, Джо Хендерсоном, Брэнфордом Марсалисом, Джошуа Редменом и Стэнли Таррентайном, и "Parker's Mood", посвященный Чарли Паркеру и записанный совместно с Крисченом МакБрайдом и Стивэном Скоттом. Рой Харгроув реализовал свой собственный афро-кубинский проект с коллективом "Crisol", в котором выступают Чучо Вальдес, Давид Санчес, Гэри Барц и Рассел Мэлоун. Проект получил воплощение в альбоме "Habana". Hедавно вышедший диск "Moment To Moment"представляет собой собрание прекрасных джазовых баллад, таких как "I'm A Fool To Want You" или "A Time For Love", висполненииквинтетаРояХаргроувас ансамблем струнных.
Будучи прославленным джазовым трубачом, Рой Харгроув также снискал известность в качестве исполнителя соул наряду с Д'Анджело и Эрикой Баду и рэппера наряду с Коммоном.
Основные вехи жизненного пути Роя Харгроува:
1970 год — дата рождения; место рождения — г. Даллас, штат Техас.
1988 год — Рой живет в Беркли в одной комнате с Джеффом Кизером и изучает современный джаз.
1989 год — выход первого альбома "Diamond In The Rough" с Джоном Хиксом, Элом Фостэром и Антонио Хартом.
1994 год — после выхода шести дисков Харгроув начинает записываться на студии "Верв", выпустивальбом "With The Tenors Of Our Time".
1998 год — Рой Харгроув получает премию "Грэмми" за диск "Habana".
2000 год — диск Д'Анжело "Voodoo" с аранжировками Харгроува и его участием в качестве трубача занимает первое место в американских списках популярности; вышел в свет его собственный одиннадцатый альбом "Moment To Moment" (Roy Hargrove With Strings "Moment To Moment", Verve/Universal Jazz 7 3154 35402 8, 69 Min., rec. 10/99).
Перев. с немецкого — Игорь РЫБАК Ред. — Георг. ИСКЕНДЕР.
Это комбинированное интервью с Екатеринбургским трубачом Сергеем Пронем состоит из двух частей, записанных в разное время года и по разному поводу. Первая – в конце июня 2005 г. после фестиваля в Усадьбе "Архангельское", где Пронь вполне адекватно ...
Хайнц Эрих Гедеке (Heinz Erich Godecke) — композитор, тромбон, диджериду, тибетский горн (Гамбург, Германия) — один из наиболее активных европейских инструменталистов второй волны новой импровизационной музыки (НИМ). В последние несколько лет его ...
Невозможно представить себе джаз даже сейчас без его традиционной, самой старой ветви, вышедшей непосредственно из новоорлеанского архаического стиля, а именно диксиленда. А уж если говорить о диксиленде российском, то без имени Алексея Канунникова ...
Трубач Вячеслав Гайворонский родился в Ленинграде в 1947 г., закончил Ленинградскую консерваторию по классу трубы, много лет прожил в Кемерово, куда попал по распределению (джазом там занимался как любитель; больше того, временно оставив ...
Нильс Вограм (Nils Wogram) родился в 1972 году в городке Брауншвайг (Braunschweig) в Германии. Получил классическое музыкальное образование. Начав серьезно учиться музыке только в 12 лет, уже с 16-летнего возраста Нильс неоднократно становился ...
Как ни крути, а самый известный в мире джазмен русского происхождения — это трубач Валерий Пономарев. То есть, конечно, знают и Игоря Бутмана, и, скажем, Александра Сипягина, и басиста "Mingus Big Band" Бориса Козлова — но Пономарев известен уже ...
Валерий Пономарев (55 лет) родился и вырос в Москве. Начал играть джаз в родном городе в конце 50-х годов. Выступал с различными джазовыми группами, которые в период "оттепели" возникали повсеместно. Столкнувшись с идеологическим давлением, в 30 лет ...
Валерий Щерица (труба, флюгельгорн) родился в 1947 году во Владивостоке под знаком Рыб. Вместе с родителями переехал в Днепропетровск, где, будучи учеником шестого класса, начал играть в самодеятельном духовом оркестре. Два года проучился в ...
У меня в руках супрафоновский виниловый гигант 1970 г. — канадский трубач Мэйнард Фергюсон играет с биг-бэндом Густава Брома (ЧССР). С оранжевого конверта глядит сорокалетний расхристанный Мэйнард. Винил запечатлел ноты невиданной высоты, взятые им ...
Нильс Ландгрен родился в 1956 году. Увлекся музыкой и начал играть на барабанах в возрасте 6 лет и лишь когда ему исполнилось 13 лет, он впервые взял в руки тромбон. В 1972 году он поступил в музыкальный колледж, а еще через два года в музыкальный ...
Рой (Roy Hargrove) — один из самых известных в мире молодых американских трубачей. Его активность и коммерческий успех привели его в последнее время на мэйджор-лейбл "Verve", на котором сейчас издаются только самые "беспроигрышные" имена вроде ...
Интервью со знаменитой «Леди Майлз», одной из самых ярких исполнительниц на трубе на современной джазовой сцене Саскией Лару (Saskia Laroo, Netherlands), а также пианистом Уорреном Бердом (Warren Byrd, USA), который является постоянным участником ...