Рой Харгрув — один из самых многообещающих современных джазовых трубачей. Этому уроженцу Техаса сегодня всего лишь тридцать, а на его счету уже 11 альбомов в качестве лидера (первый вышел еще в 1990 году), премия "Грэмми" за "Habana" и репутация полистилиста, способного играть одинаково безупречно самый разный по характеру джаз.
В свое время Харгрува "открыл" в далласской высшей школе искусств Уинтон Марсалис, и некоторые его работы (особенно последняя, чисто балладный альбом "Moment To Moment"), казалось бы, дают основания говорить о нем как о неотрадиционалисте, но в то же время Харгрув — свой для поколения хип-хоп, он с удовольствием предоставляет свою трубу Д'Анджело для сборника хитов "Voodoo" и совместного турне, творчески дружит с рэпперами и участвует в новом проекте своей землячки из Далласа Эрики Баду. Ну, и конечно же, Рой очень известен своими работами в сфере афро-кубинского джаза со своим ансамблем "Crisol". Здесь его тесные контакты с кубинскими музыкантами словно продолжают традиции Диззи Гиллеспи, одного из первооткрывателей кубинской музыки для американцев.
Чарльз Гэнс из "Ассошиэйтед Пресс" беседует с Роем о его последних проектах.
Ч.Г.: В связи с чем ты решил сделать альбом из одних баллад (имеется ввиду "Moment To Moment" — прим. пер.)?
Р.Х.: Мне уже давно хотелось заняться таким проектом, поскольку я люблю играть баллады. Играя целый сет, ощущаешь, что публика реагирует на баллады особенно эмоционально. И я пришел к выводу, что было бы интересно сделать целый альбом, пронизанный именно этим настроением... Я включил в него некоторые из своих любимых тем, отличающиеся высококачественной лирикой и в то же время сильные с мелодической точки зрения.
Ч.Г.: Есть ли какие-то особенности в исполнении баллад для трубача?
Р.Х.: Существует такое выражение: чем медленнее говоришь, тем больше скажешь. Очень непросто, играя баллады, точно попасть в каждую ноту и выстроить их в нужном порядке. В этом смысле меня многому научили такие люди, как Майлс Дэвис, у которых одна нота может сказать больше, чем целый их водопад...
У меня есть несколько книжек с текстами, написанными в студии... Думаю, очень важно хорошо знать тексты, если собираешься играть стандарты. Это ориентирует тебя совершенно иначе, чем при интерпретации мелодии. Ты знаешь содержание песни и это придает игре особую окраску, подчиняет себе фразировку мелодии.
Ч.Г. Почему ты выбрал для записи "Moment To Moment" именно Биг Сур?
Р.Х.: Весь этот уголок вдоль Тихоокеанской автострады, Биг Сур и Монтеррей, очень живописен. Здесь совершенно особая природа. Океан, все эти деревья, словно способствуют рефлексии... Очень расслабляющая атмосфера. Здесь мы смогли сосредоточиться на поставленной задаче, не отвлекаясь на кучу разнообразнейших проблем, возникающих в городе... Тут ты далек от всех этих крысиных гонок и очень хорошо работается.
Ч.Г.: Что дал тебе опыт работы с Д'Анджело?
Р.Х.: Эта работа стала для меня просто этапной, хотя я и раньше играл фанк с самыми разнообразными музыкантами, вроде Роя Эерса или "Earth, Wind & Fire"... Я обнаружил, что с Д' очень легко работать, это очень земной парень... Мне пришлось несколько перестроиться по сравнению с теми приемами, к которым я привык обращаться в мире джаза. Я не слишком много импровизировал, потому что это выходило за рамки контекста музыки... Но я смог вложить и в эту музыку свое джазовое чувство. Концентрируясь на гармонии, я старался каждый концерт во время нашего тура играть хоть чуть-чуть, но иначе.
Ч.Г.: Ты свободно чувствуешь себя в самых разных музыкальных жанрах: афро-кубинская музыка, баллады, ритм-энд-блюз, фанк. Как тебе удается все это совмещать?
Р.Х.: Меня называют джазовым исполнителем и я стараюсь это оправдывать. Но даже до того, как я начал играть на трубе, музыка уже была моим миром... И я никогда не выделял в этом мире какую-то особую территорию. Меня привлекает весь мир музыки в целом. Я считаю, что джазовый музыкант должен быть универсалом и уметь работать в разных областях.
Хайнц Эрих Гедеке (Heinz Erich Godecke) — композитор, тромбон, диджериду, тибетский горн (Гамбург, Германия) — один из наиболее активных европейских инструменталистов второй волны новой импровизационной музыки (НИМ). В последние несколько лет его ...
Невозможно представить себе джаз даже сейчас без его традиционной, самой старой ветви, вышедшей непосредственно из новоорлеанского архаического стиля, а именно диксиленда. А уж если говорить о диксиленде российском, то без имени Алексея Канунникова ...
Трубач Вячеслав Гайворонский родился в Ленинграде в 1947 г., закончил Ленинградскую консерваторию по классу трубы, много лет прожил в Кемерово, куда попал по распределению (джазом там занимался как любитель; больше того, временно оставив ...
Нильс Вограм (Nils Wogram) родился в 1972 году в городке Брауншвайг (Braunschweig) в Германии. Получил классическое музыкальное образование. Начав серьезно учиться музыке только в 12 лет, уже с 16-летнего возраста Нильс неоднократно становился ...
Как ни крути, а самый известный в мире джазмен русского происхождения — это трубач Валерий Пономарев. То есть, конечно, знают и Игоря Бутмана, и, скажем, Александра Сипягина, и басиста "Mingus Big Band" Бориса Козлова — но Пономарев известен уже ...
Валерий Пономарев (55 лет) родился и вырос в Москве. Начал играть джаз в родном городе в конце 50-х годов. Выступал с различными джазовыми группами, которые в период "оттепели" возникали повсеместно. Столкнувшись с идеологическим давлением, в 30 лет ...
Валерий Щерица (труба, флюгельгорн) родился в 1947 году во Владивостоке под знаком Рыб. Вместе с родителями переехал в Днепропетровск, где, будучи учеником шестого класса, начал играть в самодеятельном духовом оркестре. Два года проучился в ...
У меня в руках супрафоновский виниловый гигант 1970 г. — канадский трубач Мэйнард Фергюсон играет с биг-бэндом Густава Брома (ЧССР). С оранжевого конверта глядит сорокалетний расхристанный Мэйнард. Винил запечатлел ноты невиданной высоты, взятые им ...
Нильс Ландгрен родился в 1956 году. Увлекся музыкой и начал играть на барабанах в возрасте 6 лет и лишь когда ему исполнилось 13 лет, он впервые взял в руки тромбон. В 1972 году он поступил в музыкальный колледж, а еще через два года в музыкальный ...
Рой (Roy Hargrove) — один из самых известных в мире молодых американских трубачей. Его активность и коммерческий успех привели его в последнее время на мэйджор-лейбл "Verve", на котором сейчас издаются только самые "беспроигрышные" имена вроде ...
Интервью со знаменитой «Леди Майлз», одной из самых ярких исполнительниц на трубе на современной джазовой сцене Саскией Лару (Saskia Laroo, Netherlands), а также пианистом Уорреном Бердом (Warren Byrd, USA), который является постоянным участником ...
Анастасия, добрый день! Как появилась и проявилась впервые ваша любовь к джазу? Хочу начать с того, что я родилась в небольшом городе Снежинске в Челябинской области, поскольку город маленький, я успевала посещать много различных секций и кружков - ...