Рой Харгрув — один из самых многообещающих современных джазовых трубачей. Этому уроженцу Техаса сегодня всего лишь тридцать, а на его счету уже 11 альбомов в качестве лидера (первый вышел еще в 1990 году), премия "Грэмми" за "Habana" и репутация полистилиста, способного играть одинаково безупречно самый разный по характеру джаз.
В свое время Харгрува "открыл" в далласской высшей школе искусств Уинтон Марсалис, и некоторые его работы (особенно последняя, чисто балладный альбом "Moment To Moment"), казалось бы, дают основания говорить о нем как о неотрадиционалисте, но в то же время Харгрув — свой для поколения хип-хоп, он с удовольствием предоставляет свою трубу Д'Анджело для сборника хитов "Voodoo" и совместного турне, творчески дружит с рэпперами и участвует в новом проекте своей землячки из Далласа Эрики Баду. Ну, и конечно же, Рой очень известен своими работами в сфере афро-кубинского джаза со своим ансамблем "Crisol". Здесь его тесные контакты с кубинскими музыкантами словно продолжают традиции Диззи Гиллеспи, одного из первооткрывателей кубинской музыки для американцев.
Чарльз Гэнс из "Ассошиэйтед Пресс" беседует с Роем о его последних проектах.
Ч.Г.: В связи с чем ты решил сделать альбом из одних баллад (имеется ввиду "Moment To Moment" — прим. пер.)?
Р.Х.: Мне уже давно хотелось заняться таким проектом, поскольку я люблю играть баллады. Играя целый сет, ощущаешь, что публика реагирует на баллады особенно эмоционально. И я пришел к выводу, что было бы интересно сделать целый альбом, пронизанный именно этим настроением... Я включил в него некоторые из своих любимых тем, отличающиеся высококачественной лирикой и в то же время сильные с мелодической точки зрения.
Ч.Г.: Есть ли какие-то особенности в исполнении баллад для трубача?
Р.Х.: Существует такое выражение: чем медленнее говоришь, тем больше скажешь. Очень непросто, играя баллады, точно попасть в каждую ноту и выстроить их в нужном порядке. В этом смысле меня многому научили такие люди, как Майлс Дэвис, у которых одна нота может сказать больше, чем целый их водопад...
У меня есть несколько книжек с текстами, написанными в студии... Думаю, очень важно хорошо знать тексты, если собираешься играть стандарты. Это ориентирует тебя совершенно иначе, чем при интерпретации мелодии. Ты знаешь содержание песни и это придает игре особую окраску, подчиняет себе фразировку мелодии.
Ч.Г. Почему ты выбрал для записи "Moment To Moment" именно Биг Сур?
Р.Х.: Весь этот уголок вдоль Тихоокеанской автострады, Биг Сур и Монтеррей, очень живописен. Здесь совершенно особая природа. Океан, все эти деревья, словно способствуют рефлексии... Очень расслабляющая атмосфера. Здесь мы смогли сосредоточиться на поставленной задаче, не отвлекаясь на кучу разнообразнейших проблем, возникающих в городе... Тут ты далек от всех этих крысиных гонок и очень хорошо работается.
Ч.Г.: Что дал тебе опыт работы с Д'Анджело?
Р.Х.: Эта работа стала для меня просто этапной, хотя я и раньше играл фанк с самыми разнообразными музыкантами, вроде Роя Эерса или "Earth, Wind & Fire"... Я обнаружил, что с Д' очень легко работать, это очень земной парень... Мне пришлось несколько перестроиться по сравнению с теми приемами, к которым я привык обращаться в мире джаза. Я не слишком много импровизировал, потому что это выходило за рамки контекста музыки... Но я смог вложить и в эту музыку свое джазовое чувство. Концентрируясь на гармонии, я старался каждый концерт во время нашего тура играть хоть чуть-чуть, но иначе.
Ч.Г.: Ты свободно чувствуешь себя в самых разных музыкальных жанрах: афро-кубинская музыка, баллады, ритм-энд-блюз, фанк. Как тебе удается все это совмещать?
Р.Х.: Меня называют джазовым исполнителем и я стараюсь это оправдывать. Но даже до того, как я начал играть на трубе, музыка уже была моим миром... И я никогда не выделял в этом мире какую-то особую территорию. Меня привлекает весь мир музыки в целом. Я считаю, что джазовый музыкант должен быть универсалом и уметь работать в разных областях.
В Берлине состоялся "Вечер "русского" джаза", задуманный певицей Талланой Габриель и организованный ею же при поддержке столичного Jazz Radio. Уроженка Москвы, ныне живущая в столице Германии, страстно желает привить обитающим здесь выходцам из ...
Это комбинированное интервью с Екатеринбургским трубачом Сергеем Пронем состоит из двух частей, записанных в разное время года и по разному поводу. Первая – в конце июня 2005 г. после фестиваля в Усадьбе "Архангельское", где Пронь вполне адекватно ...
Хайнц Эрих Гедеке (Heinz Erich Godecke) — композитор, тромбон, диджериду, тибетский горн (Гамбург, Германия) — один из наиболее активных европейских инструменталистов второй волны новой импровизационной музыки (НИМ). В последние несколько лет его ...
Невозможно представить себе джаз даже сейчас без его традиционной, самой старой ветви, вышедшей непосредственно из новоорлеанского архаического стиля, а именно диксиленда. А уж если говорить о диксиленде российском, то без имени Алексея Канунникова ...
Трубач Вячеслав Гайворонский родился в Ленинграде в 1947 г., закончил Ленинградскую консерваторию по классу трубы, много лет прожил в Кемерово, куда попал по распределению (джазом там занимался как любитель; больше того, временно оставив ...
Нильс Вограм (Nils Wogram) родился в 1972 году в городке Брауншвайг (Braunschweig) в Германии. Получил классическое музыкальное образование. Начав серьезно учиться музыке только в 12 лет, уже с 16-летнего возраста Нильс неоднократно становился ...
Как ни крути, а самый известный в мире джазмен русского происхождения — это трубач Валерий Пономарев. То есть, конечно, знают и Игоря Бутмана, и, скажем, Александра Сипягина, и басиста "Mingus Big Band" Бориса Козлова — но Пономарев известен уже ...
Валерий Пономарев (55 лет) родился и вырос в Москве. Начал играть джаз в родном городе в конце 50-х годов. Выступал с различными джазовыми группами, которые в период "оттепели" возникали повсеместно. Столкнувшись с идеологическим давлением, в 30 лет ...
Валерий Щерица (труба, флюгельгорн) родился в 1947 году во Владивостоке под знаком Рыб. Вместе с родителями переехал в Днепропетровск, где, будучи учеником шестого класса, начал играть в самодеятельном духовом оркестре. Два года проучился в ...
У меня в руках супрафоновский виниловый гигант 1970 г. — канадский трубач Мэйнард Фергюсон играет с биг-бэндом Густава Брома (ЧССР). С оранжевого конверта глядит сорокалетний расхристанный Мэйнард. Винил запечатлел ноты невиданной высоты, взятые им ...
Нильс Ландгрен родился в 1956 году. Увлекся музыкой и начал играть на барабанах в возрасте 6 лет и лишь когда ему исполнилось 13 лет, он впервые взял в руки тромбон. В 1972 году он поступил в музыкальный колледж, а еще через два года в музыкальный ...
Рой (Roy Hargrove) — один из самых известных в мире молодых американских трубачей. Его активность и коммерческий успех привели его в последнее время на мэйджор-лейбл "Verve", на котором сейчас издаются только самые "беспроигрышные" имена вроде ...