nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Валерий Пономарев - "С этого пути я никогда не уходил"

Валерий Пономарев - "С этого пути я никогда не уходил"  Валерий Пономарев (55 лет) родился и вырос в Москве. Начал играть джаз в родном городе в конце 50-х годов. Выступал с различными джазовыми группами, которые в период "оттепели" возникали повсеместно. Столкнувшись с идеологическим давлением, в 30 лет начал все сначала: эмигрировал на родину джаза, в США. Играл много и с различными музыкантами. Это была школа настоящего джазового профессионализма. Потом сам Арт Блэйки приглашает талантливого трубача в свой легендарный ансамбль "Джазовые миссионеры".

Валерий Пономарев много гастролировал по Америке, Австралии и Европе. С программами памяти трубача Клиффорда Брауна выступил на джазовом фестивале суперзвезд в Париже. Известный музыкант, в активе которого записи на более чем 30 дисках, играл в ансамблях Лайонела Хэмптона, Ли Конитца, Джо Фаррэлла. В 1990 году, впервые после семнадцати лет, Валерий был приглашен на 1-й Московский международный фестиваль. В конце 1997 по приглашению барабанщика Сергея Беличенко прибыл вновь в Россию, на торжественные концерты "Джазового Рождества", которые проводятся в Новосибирске с 1985 года. Во время гастролей дал интервью корреспонденту "Нашей газеты" (Кемерово) Николаю Трубачеву.

— Валерий, спасибо, что приехали в Сибирь сами, да еще с таким мастером джаза, как Бенни Голсон.

— Ну, это не нам спасибо надо говорить, а организаторам "Джазового Рождества". Нас хорошо приняли, сам концерт, по-моему, удался. И Бенни так считает (поворачивается к Голсону, говорит по-английски, тот выразительно кивает головой).

— В который раз Вы приезжаете в Россию?

— Если не считать 1990 года, фестиваль в Москве, то второй раз.

— Как Вам Сибирь, которая встретила Вас морозцем минус 25 градусов?

— Вообще-то я когда-то давно уже бывал в Сибири. Интересные события прошли тогда: в один день погода сменилась с лета на зиму. Уже много лет прошло, а я всем до сих пор говорю, что такое Сибирь, хотя был в Сибири один раз. Сейчас вот второй раз, опыт накапливается...

— Эта поездка по России началась с Новосибирска? И что дальше?

— Нет. Мы уже выступили в Москве, был один концерт. После вас мы поедем в Новокузнецк, а потом в Питер, где будем играть с Давидом Голощекиным. Потом Бенни полетит в Америку, а я еще побуду в Москве у мамы, до 8 января. У меня сегодня Рождество по-американски, а потом — седьмого — по-русски. У меня две Пасхи и так далее. День рождения вот только один раз, 20 января.

— В одном из интервью (Имеется в виду интервью в газете "Русская мысль", в 1989.) Вы сказали, что у нас в стране много хороших музыкантов, но мало кто из них умеет играть джаз, так ли это?

— Там было немного не так. Да, много талантливых людей, но не все они могут себя выразить, вы ступить профессионально, они не представляют, как играют в Америке, настоящей джазовой жизни не знают. Это я говорил в Париже. А бывает наоборот: здесь люди бесталанные, но тщеславные, пробивные только мешают таланту. Но что делать, это последствия Системы. Но талантами Россия была всегда богата. Это страна с богатейшими природными ресурсами, а люди — таланты, самородки — это тоже природные ресурсы. Россия талантами богаче всего мира!

— Что же показал сегодняшний концерт?

— Какие музыканты! Как они играли! (Пианист Игорь Дмитриев, ударник Сергей Беличенко и басист Дмитрий Аверченков.)Я уверен что еще больше и больше классных музыкантов будет появляться в Сибири. Вот что я могу сказать.

— В последнее время с русскими музыкантами Вы много играете за рубежом?

— Не могу сказать, что часто. Да, русские музыканты все чаще и чаще появляются в Америке, в частности, в джазовом центре страны, в Нью-Йорке. Они активно работают, проявляют свой несомненный талант. Пару раз играл с Сергеем Гурбелошвили (московский тенор-саксофонист). Несколько раз выступал с известным в России контрабасистом Виктором Двоскиным. Говорят, он будет у вас в феврале. Очень хороший контрабасист Боря Козлов, он живет в Нью-Йорке. Есть еще очень хороший басист Дмитрий Колесник (питерский музыкант). Мы с ним играли в одном оркестре. Талантливый малый, очень. Окончил музыкальный институт по классу контрабаса у Рона Картера. Он всегда мечтал учиться у него, пришел к нему в класс и закончил полный курс обучения, получил диплом. Есть и еще ряд хороших ребят.

— Последнее время Вам больше приходится гастролировать или находить время для записи альбомов?

— Альбомы записываются постоянно, но с определенным интервалом. Вот только что у меня вышел новый диск "Звезды для Вас". До этого была запись живьем, на концерте в Денвере. И потом, я записан на очень многих пластинках как сайдмен, на очень многих. С Артом Блэйки только одиннадцать альбомов. Вот с Бенни Голсоном пока не записан, может быть, дойдет дело и до этого...

— Мой следующий вопрос может показаться глобальным: как российский музыкант, вырвавшийся туда, за кордон, смог найти свое место в джазовом мире Америки?

— Да, я сбежал из СССР, и путеводной звездой моей был Джаз (произносит это смачно, по-американски, хотя сказано на русском языке). И в особенности музыка Блэйки и ансамбля "Джэз Мэссэнджэрс". Эти звезды так и меня вели в одном направлении, и с этого пути я никогда не уходил. Я могу этот совет дать любому человеку. Надо в жизни следовать своим самым откровенным, чистосердечным наклонностям. Если это джаз, то только джаз, если это балет — то пусть будет балет!

Может кому-то не хочется ни того, не другого, но хочется вкусно готовить. Пусть его душа к этому ведет. Если Вы будете следовать настоящим душевным порывам, Вас всегда когда-то настигнет успех. Если же будете следовать чьим-то чужим пожеланиям и воле, то неизвестно, будет ли удовлетворение или успех, чаще всего этого не наступает. И счастливы Вы никогда не будете. Когда же Вы делаете то, к чему лежит Ваше сердце, то и трудности легче миновать, порой их даже не замечаешь. Люди, которые смотрят на меня со стороны, могут думать, что мне выпала нелегкая судьба, и жизнь моя, может быть, была тяжелой. А мне это незаметно. Я "торчу" до сих пор от джаза!

Как я научился играть? Они, в Америке, до сих пор не понимают, как можно было в России, тем более того времени, научиться так играть их музыку. Наверное, это было трудно, говорят. А я говорю, что никаких трудностей не замечал. Я занимался на трубе целыми днями. И если иногда становилось тяжело, то я заставлял себя заниматься часами подряд, как бы это ни было невозможно. Вот и вся наука.

— После первого приезда тогда еще в СССР и сейчас в Россию Вам уже легче здесь в общении с людьми?

— Да, безусловно, это интересное замечание. В 1990 году было трудно понять своих собственных друзей, с которыми я родился, вырос, потому что они живут, вернее, жили к тому времени, в этой коммунистической среде. Соответственно, и мышление, и поведение их было адекватным структуре, но для меня странным, хотя я прекрасно понимал, откуда это. Ведь я здесь вырос! После многих лет жизни люди начинают свободно и более рационально мыслить, гораздо лучше выражать себя в жизни. Это сказывается во всем, от мелкого до крупного.

— Последний вопрос, несколько неприятный. После Вашего появления на московской джазовой сцене в 1990 году некоторые критики, музыканты прохладно высказались по поводу Вашего выступления. Чем это объяснить?

— Меня это мало волнует. Это их проблемы. Так называемый "железный занавес" породил людей, замкнутых в собственном мире, созданном в их воображении, не понимающих, что происходит в мире джаза. Собственная самовлюбленность не дает им возможности стать настоящими профессионалами. Сомнительного происхождения критики тоже подливают масло в огонь. Надо реально взглянуть на себя со стороны и оценить свое место в этой музыке. К счастью, не все такие. Я уже говорил о таких же русских американцах, каким являюсь сам. Только Нью-Йорк проверяет нас.

— Спасибо за откровенность. Когда мы снова увидим Вас в Сибири?

— Приглашайте! Я с радостью приеду со своими друзьями, поиграю для такой понимающей публики и с такими музыкантами. Всем вам спасибо!

Примечание. Как следствие этого первого визита, в конце мая Валерий Пономарев примет участие в традиционном международном фестивале "Новосибирск-98". Вместе с ним выступают: дочь Арта Блэйки Эвелин (вокал), саксофонист Бобби Уотсон, легендарный тромбонист Куртис Фуллер и, естественно, вновь "Джазовое старое трио".

Сергей Беличенко

1998


стиль
джаз
страна
Россия, США
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с трубачами, тромбонистами

  • стиль: джаз, джаз
В Берлине состоялся "Вечер "русского" джаза", задуманный певицей Талланой Габриель и организованный ею же при поддержке столичного Jazz Radio. Уроженка Москвы, ныне живущая в столице Германии, страстно желает привить обитающим здесь выходцам из ...
  • стиль: джаз, джаз
Это комбинированное интервью с Екатеринбургским трубачом Сергеем Пронем состоит из двух частей, записанных в разное время года и по разному поводу. Первая – в конце июня 2005 г. после фестиваля в Усадьбе "Архангельское", где Пронь вполне адекватно ...
  • стиль: джаз, джаз
Хайнц Эрих Гедеке (Heinz Erich Godecke) — композитор, тромбон, диджериду, тибетский горн (Гамбург, Германия) — один из наиболее активных европейских инструменталистов второй волны новой импровизационной музыки (НИМ). В последние несколько лет его ...
  • стиль: джаз, джаз
Невозможно представить себе джаз даже сейчас без его традиционной, самой старой ветви, вышедшей непосредственно из новоорлеанского архаического стиля, а именно диксиленда. А уж если говорить о диксиленде российском, то без имени Алексея Канунникова ...
  • стиль: джаз, джаз
Трубач Вячеслав Гайворонский родился в Ленинграде в 1947 г., закончил Ленинградскую консерваторию по классу трубы, много лет прожил в Кемерово, куда попал по распределению (джазом там занимался как любитель; больше того, временно оставив ...
  • стиль: джаз, джаз
Нильс Вограм (Nils Wogram) родился в 1972 году в городке Брауншвайг (Braunschweig) в Германии. Получил классическое музыкальное образование. Начав серьезно учиться музыке только в 12 лет, уже с 16-летнего возраста Нильс неоднократно становился ...
  • стиль: джаз, джаз
Как ни крути, а самый известный в мире джазмен русского происхождения — это трубач Валерий Пономарев. То есть, конечно, знают и Игоря Бутмана, и, скажем, Александра Сипягина, и басиста "Mingus Big Band" Бориса Козлова — но Пономарев известен уже ...
  • стиль: джаз, джаз
Валерий Щерица (труба, флюгельгорн) родился в 1947 году во Владивостоке под знаком Рыб. Вместе с родителями переехал в Днепропетровск, где, будучи учеником шестого класса, начал играть в самодеятельном духовом оркестре. Два года проучился в ...
  • стиль: джаз, джаз
У меня в руках супрафоновский виниловый гигант 1970 г. — канадский трубач Мэйнард Фергюсон играет с биг-бэндом Густава Брома (ЧССР). С оранжевого конверта глядит сорокалетний расхристанный Мэйнард. Винил запечатлел ноты невиданной высоты, взятые им ...
  • стиль: джаз, джаз
Нильс Ландгрен родился в 1956 году. Увлекся музыкой и начал играть на барабанах в возрасте 6 лет и лишь когда ему исполнилось 13 лет, он впервые взял в руки тромбон. В 1972 году он поступил в му­зыкальный колледж, а еще че­рез два года в музыкальный ...
  • стиль: джаз, джаз
Рой (Roy Hargrove) — один из самых известных в мире молодых американских трубачей. Его активность и коммерческий успех привели его в последнее время на мэйджор-лейбл "Verve", на котором сейчас издаются только самые "беспроигрышные" имена вроде ...
  • стиль: джаз, джаз
Интервью со знаменитой «Леди Майлз», одной из самых ярких исполнительниц на трубе на современной джазовой сцене Саскией Лару (Saskia Laroo, Netherlands), а также пианистом Уорреном Бердом (Warren Byrd, USA), который является постоянным участником ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com