Рой (Roy Hargrove) — один из самых известных в мире молодых американских трубачей. Его активность и коммерческий успех привели его в последнее время на мэйджор-лейбл "Verve", на котором сейчас издаются только самые "беспроигрышные" имена вроде Дайаны Кролл и Майкла Брекера. Однако Харгрув отличается от них тем, что не "зацикливается" исключительно на широкой популярности и продолжает участвовать в самых разнообразных проектах.
Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с Роем, которое приоткрывает для нас многие его взгляды и интересы и позволяет взглянуть на него с разных сторон. Интервьюер — Марк Фелтон.
— Просматривая твою дискографию, я был поражен количеством музыкантов, с которыми ты записывался. Что и каким образом связывает тебя с ними?
— Когда я играл с ними в самых различных ситуациях, одни просто получали удовольствие, а другие встречали некий вызов и им всем было интересно, Особенно тогда, когда я со своими молодыми коллегами участвовал в сессиях записи с опытными мастерами. И для меня, и для них это стало огромным опытом — мы все учились друг у друга в разной степени. И этот опыт взаимного учения стал той ниточкой, которая связала нас всех.
— А как насчет стилистики? Ты нашел музыкантов, думающих, как и ты?
— Да, некоторых. Особенно это относится к саксофонисту Ральфу Муру (Ralph Moore). Я очень люблю играть с ним. Впервые это случилось еще тогда, когда я учился в Беркли и меня приглашал Джеймс Уильямс поиграть вместе с ним в Кембридже. Многие мелодии были очень сложными и меня сразу приятно удивило и обрадовало, как здорово Ральф сочетает линию своего инструмента с трубой. Играть с ним было просто удовольствием. После того случая мы вместе съездили в несколько туров. Одна из наших групп называлась "Generation Sextet" — в ней были Ральф, я, мой сосед по комнате в Беркли басист Уолтер Букер, Джимми Кобб на ударных и гитарист из Колорадо Тони Эванс. Нашей главной идеей было объединить на одной джазовой сцене несколько поколений и мы очень многому научились в тех поездках.
— Большинство людей твоего возраста говорят, что выросли на всей музыке семидесятых-восьмидесятых, не только на джазе. На тебя тоже повлияла эта музыка?
— Да, конечно. Она стала частью моего стиля. Знаешь, я встречаю некоторых джазменов, которые утверждают; "Вот эта музыка правильная, а эта неправильная". Я так не считаю. В каждом стиле есть что-то ценное — и в кантри, и в классике, и в джазе, и в хип-хопе, и в латине... Когда я учился в высшей школе, я посещал курсы прикладного искусства и там узнал очень много о мировой культуре и о различных путях, которыми можно идти в музыке. Тогда я впервые узнал про композитора Джона Кейджа (John Cage) и его теорию о том, что музыка есть во всем, даже в тишине. Одна его вещь так и называется "Пять минут тишины", где исполнитель просто сидит за фортепиано и листает ноты, не прикасаясь к клавишам (смеется). Этот и другой опыт дали мне понять, что существуют совершенно разные музыкальные концепции.
— Как ты считаешь, совершенствование техники сильно влияет на джазмена и его музыку?
— Я думаю, это может помочь. Любое музыкальное образование может помочь, но только творческой личности. Здесь есть опасность "зациклиться". Я встречал парней, которые были очень хорошо музыкально образованы, но они говорили нечто вроде: О кей, но я хочу играть, как Паркер... или как Колтрейн. Дело в том, что изучение творчества какого- либо музыканта — это только одна фаза обучения, а затем надо идти дальше. Сначала у вас действительно будут кумиры, но потом их все же надо отставить в сторону и делать что-то свое. Я в свое время пытался подражать Клиффорду Брауну, Фэтсу Наварро, Фредди Хаббарду. Но поскольку я все время узнаю что-то новое о музыке, то у меня вырабатывается собственный стиль и слушатели начинают узнавать меня по моей манере.
— А что такого в игре Брауна и Наварро восхитило тебя?
— Когда я впервые услыхал Клиффорда Брауна, звучание его трубы меня просто "достало" — такое теплое, как голос. Моей первой реакцией было: "Неужели это труба?" Я ведь до того времени думал, что труба всегда звучит громко и звонко и сам привык к такой игре. А Браун расширил мои познания об инструменте и теперь я стремлюсь охватить и этот нюанс. Но вообще-то музыкантом, который действительно перевернул мое начальное понятие о трубе, был Фредди Хаббард — он соединил в себе классический стиль, такой, как у Брауна, Фэтса, Ли Моргана с современным звуком. Его игра переполнена и звуками, и эмоциями.
— Есть другой аспект музыки, который, как многие полагают изменился с прежних времен. Во времена эры биг-бэндов знатоки говорили о нью-йоркском звучании, о чикагском или каком другом. А как ты думаешь, сейчас этот феномен регионального звучания существует?
— Думаю, что вполне.
— И что ты можешь сказать, например, о техасском звучании?
— Техас? Ребята из Техаса, как правило, очень мелодичны в своем стиле — в этом много блюза. В этом еще есть что-то вообще от Юга и от жаркого солнца, навевающего тебе разные мелодии. Я замечал это за такими пианистами, как Рэд Гарланд, Седар Уолтон, саксофонистами, как Джеймс Клей...
— И Орнетт Коулман.
— Да, Коулман — великий мелодист. Для меня было очень интересно приехать на Восточное побережье и окунуться уже в интеллектуальную сторону музыки. Я поступил в Беркли и познакомился с ребятами типа Антонио Харта (Antonio Hart), в игре которых всегда столько информации! Знаешь, выступить вместе с Антонио — это все равно, что сходить в библиотеку. Это тип музыканта, который сочетает в себе виртуозность и эмоциональность — он интеллектуален, но не холоден.
— Я уверен, что ты был очень рад познакомиться и с Крисченом МакБрайдом (Christian McBride).
— О, да, это крутой парень! Когда я услышал его, то просто обалдел. Ну, мне тогда было 16, а ему — 14. Мы оба со своими школами приехали в Чикаго на "Music Fest" — это такое музыкальное соревнование для школьников. Группа, в которой он играл, называлась "All-Philadelphia Trio" — МакБрайд, Джои ДеФранческо (Joey DeFrancesco) и еще кто-то на ударных. Джои ты должен хорошо знать — он известен своей игрой на Хаммонде сейчас. Значит, мы с Крисом (МакБрайдом) начинали джем — с нами были еще ударник и гитарист — так вот, он знал абсолютно любую тему, которая игралась в тот вечер. Он пробыл на сцене всю ночь и не пустил никого за свой инструмент. Да никто и не решался взяться за бас-гитару, услышав его. Кстати, я и понятия не имел, что он играет и на контрабасе, а когда на следующий день пошел послушать наконец его трио с Джои, то увидел Криса как раз в обнимку с контрабасом. V меня так и вырвалось: 'Ого! " Дело в том, что в Далласе, откуда я родом, никто не играл на контрабасе — только на Фендере. Такая вот странная особенность у Техаса — джазом здесь считается фьюжн. Если ты музыкант и хочешь зарабатывать деньги, то все считают, что ты должен играть нечто современное. Знаешь, я сейчас, пожалуй, не смог бы поехать в родной город с концертом. То есть я мог бы, но финансово это был бы провал. Да и радиостанции не крутят джаз — только популярную музыку.
Поэтому когда я увидел четырнадцатилетнего Криса, играющего на контрабасе, он потряс меня. Я уже знал, что он крутой, но чтоб настолько! Поскольку он тоже уже слышал мою игру, нам было о чем поговорить и мы познакомились. Я понял, что мы обязательно должны встретиться еще раз и это произошло, но уже после того, как я познакомился со Стефаном (Stephen Scott).
— Ты, Стефан и Крисчен как раз и записали вместе "Parker's Mood".
— Я думаю, что в этом альбоме ты можешь услышать всю нашу историю.
— А почему вы остановились именно на таком формате для альбома — труба, бас и фортепиано?
— Это была вообще-то продюсерская идея. Мы уже много выступали таким составом. Конечно, играть все время без ударника — сложная задача, но Крис задает очень четкий темп, а ударные... они в голове. Во всяком случае, когда мы делали записи в моей голове они звучали.
— Но это действительно совсем другое звучание — без ударника. Почувствовали ли вы все какие-то новые возможности или испытывали себя, убрав ударника?
— Тут все зависит от того, кто эти музыканты. Если у них проблемы с чувством ритма, тогда плохо, но с Крисченом и Стефаном отсутствие ударных — вовсе не потеря. Они сами себе ударные — вы можете услышать это в их ритмическом строе.
— А если обратиться к твоим композициям, то кто оказал на тебя наибольшее влияние как на композитора?
— Я бы назвал Джона Хикса, Джеймса Уильямса и Бобби Уотсона.
— А каким образом?
— Джон Хикс повлиял на мое видение гармонии в джазе. Он использует очень много мажорных аккордов и линий и мне нравится такое звучание. Поэтому я начал изменять свой саунд по этому же направлению. V Джеймса Уильямса великолепное чувство мелодии и я постарался выработать в себе аналогичный подход. Я учусь делать музыку настолько яркой мелодически, чтобы она отличалась от стандартных заезженных схем. Мне бы хотелось, чтобы люди, услышав мои мелодии, запомнили их, чтобы музыка оставалась с ними. Кстати, по этой же причине мне было очень интересно работать с Седаром Уолтоном — я имею в виду нашу недавнюю запись. Он написал самые сильные в мелодическом отношении вещи на альбоме и я до сих пор хорошо помню их. Ну и, конечно, здорово повлиял на меня Чарли Паркер. Большое количество его тем похожи просто на куски из его сольных импровизаций — он запоминал свои фразы, а потом развивал их. И еще одна интересная особенность его композиций — у Паркера частенько мелодия в своем финале возвращается к началу и продолжается дальше. Мне это страшно нравится.
— Многие критики называют ту музыку, которую ты играешь, необопом? Как тебе такое определение?
— Необоп? Мне кажется, это способ показать, что наша музыка близка к традиции. Но ведь все, что мы играем, это отражение нашего опыта, а наш опьгг сильно отличается от паркеровского. Конечно, на нас повлияли Колтрейн, Майлс, Диззи... но также повлияли и "Woo Tang Klan", Cool J, Teachers and Herb", "Earth, Wind and Fire". Это уже совсем другое дело. Поэтому, определяя нашу музыку, надо иметь в виду, что мы находимся в современном музыкальном мире и придерживаться одной только традиции для нас неестественно. Многие в моем родном городе постоянно спрашивают меня: "Почему ты не играешь рэп?" — они не ожидают от молодого человека джаза. Но мне нравится преодолевать трудности и я люблю музыку настолько, что не хочу уходить во что-то одно. Мне все время нужно новое и абсолютно плевать на сумасшедшие заработки и всемирную славу. Главное — развиваться, идти дальше. Поэтому необоп — это только название, это фантазия.
— А что ты можешь сказать по поводу твоей работы с биг-бэндами? Кажется, к ним возрождается интерес, а у тебя такой опыт — и мингусовский бэнд, и оркестр Дэвида Мюррэя, и "Lincoln Center Jazz Orchestra"...
— Это сильно отличается от привычной всем схемы. Прежде всего, невероятно трудно сегодня содержать большой оркестр — представляете, семнадцать парней! Теперь в музыкальном обществе стараются делить пирог между небольшим количеством людей — взгляните на группы, которые все время делятся и из них уходят солисты. Знаете, мне сейчас трудно содержать даже квинтет, когда мы отправляемся в тур. Поэтому я восхищаюсь бэндом Марсалиса и другими — они ездят и выступают! Я бы очень хотел собрать большой оркестр, но для этого мне нужен спонсор. Мои первые эксперименты по написанию аранжировок для биг-бэнда были еще, когда я учился. А когда я увидел по видео оркестр Диззи Гиллеспи, то это дало мне мощную встряску — его стиль больше всего повлиял на мое представление о больших оркестрах. Да, Диззи и еще Тэд Джонс.
— И что же так сильно впечатлило тебя в Диззи?
— Неподдельная радость от музыки. Я тоже испытываю от нее такие же ощущения и мне нравится общаться с людьми в зале и объединять их всех. Ничто не сравнится с этим чувством — стоять на сцене перед таким источником энергии, особенно когда все идет как надо и ты отдаешь им самого себя.
— А опыт работы в биг-бэндах как-то повлиял на твой стиль в квинтете?
— Это совершенно другое дело, абсолютно. Квинтет дает много свободы и в импровизации, и в динамике — он ведь играет негромко. Импровизационная и ансамблевая музыка — это огромная разница.
— Какие музыканты дали тебе самые запоминающиеся уроки на сцене?
— Один урок я получил от работы в студии с Джеки Маклином. А другой от выступлений с Сонни Роллинзом. Это были настоящие испытания — они ведь совершенно непредсказуемы. Ты никогда не знаешь, что они будут делать в следующий момент. Приходилось все время быть начеку.
— А можно поподробнее о них?
— Ну, Джеки Маклин охватывает собой почти всю историю альт-саксофона в джазе — от Паркера к Орнетту (Коулману) и дальше. Его альт звучит почти как тенор. И он блестящий композитор — у него я тоже многое перенял. А как солист он страшно энергичен. Записываясь с ним, я окунулся в другую музыку, не такую, как я играл прежде, и это дало мне новые ощущения. А Сонни Роллинз — это прежде всего полная непредсказуемость. И это страшно стимулирует, когда ты просто не знаешь, как все пойдет дальше. Например, обычно импровизация идет на четыре, восемь или двенадцать тактов, так вот Сонни начал сразу с шести. А потом он перешел на три, затем на два такта и все время при этом смотрел на меня со своей этой ухмылкой! Я все время держал флюгельгорн наготове у губ и ждал сюрпризов. Закончили играть мы оба вместе. Всем зрителям, думаю, было ясно, что происходит на сцене, но все были в восторге. А я был в состоянии шока: "Ох, ну и дела!"
— Но ведь это старая присказка: лучшая музыка получается после того, как ты делаешь ошибки. Это стимулирует твое воображение.
— Пробуй и ошибайся, парень, пробуй и ошибайся!
Марк Фелтон
Перевел Евгений ДОЛГИХ Jazz- Квадрат, №2-3, 2001
Hильс Петтер Мольвер ( Niels Petter Molvaer) и Рой Харгроув (Roy Hargrove) играют на трубе, и это их сближает. М-р Харгроув родом из Техаса. Он играет свинговый хард-боп, любит выступать с кубинскими музыкантами, иногда в сопровождении струнных ...
Рой Харгрув — один из самых многообещающих современных джазовых трубачей. Этому уроженцу Техаса сегодня всего лишь тридцать, а на его счету уже 11 альбомов в качестве лидера (первый вышел еще в 1990 году), премия "Грэмми" за "Habana" и репутация ...
Так уж получается, что каждый год в нашей рубрике "Прямая речь" возникает интервью с Валерием Пономаревым (см. №№ 5/98, 1/99). Наверное, в этой спонтанно появившейся традиции нет ничего удивительного, ведь Пономарев — один из немногих отечественных ...
В Берлине состоялся "Вечер "русского" джаза", задуманный певицей Талланой Габриель и организованный ею же при поддержке столичного Jazz Radio. Уроженка Москвы, ныне живущая в столице Германии, страстно желает привить обитающим здесь выходцам из ...
Это комбинированное интервью с Екатеринбургским трубачом Сергеем Пронем состоит из двух частей, записанных в разное время года и по разному поводу. Первая – в конце июня 2005 г. после фестиваля в Усадьбе "Архангельское", где Пронь вполне адекватно ...
Хайнц Эрих Гедеке (Heinz Erich Godecke) — композитор, тромбон, диджериду, тибетский горн (Гамбург, Германия) — один из наиболее активных европейских инструменталистов второй волны новой импровизационной музыки (НИМ). В последние несколько лет его ...
Невозможно представить себе джаз даже сейчас без его традиционной, самой старой ветви, вышедшей непосредственно из новоорлеанского архаического стиля, а именно диксиленда. А уж если говорить о диксиленде российском, то без имени Алексея Канунникова ...
Трубач Вячеслав Гайворонский родился в Ленинграде в 1947 г., закончил Ленинградскую консерваторию по классу трубы, много лет прожил в Кемерово, куда попал по распределению (джазом там занимался как любитель; больше того, временно оставив ...
Нильс Вограм (Nils Wogram) родился в 1972 году в городке Брауншвайг (Braunschweig) в Германии. Получил классическое музыкальное образование. Начав серьезно учиться музыке только в 12 лет, уже с 16-летнего возраста Нильс неоднократно становился ...
Как ни крути, а самый известный в мире джазмен русского происхождения — это трубач Валерий Пономарев. То есть, конечно, знают и Игоря Бутмана, и, скажем, Александра Сипягина, и басиста "Mingus Big Band" Бориса Козлова — но Пономарев известен уже ...
Валерий Пономарев (55 лет) родился и вырос в Москве. Начал играть джаз в родном городе в конце 50-х годов. Выступал с различными джазовыми группами, которые в период "оттепели" возникали повсеместно. Столкнувшись с идеологическим давлением, в 30 лет ...
Валерий Щерица (труба, флюгельгорн) родился в 1947 году во Владивостоке под знаком Рыб. Вместе с родителями переехал в Днепропетровск, где, будучи учеником шестого класса, начал играть в самодеятельном духовом оркестре. Два года проучился в ...