nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Jerzy Malek - Я просто играю

Jerzy Malek - Я просто играю  В одном из предыдущих но­меров Jazz-Квадрата была опубликована рецензия на недавно вышедший альбом Spirit Of The Time польского трубача Ежи Малэка (Jerzy Маек) и его септета. По­этому, когда у нас наконец-то появилась возможность взять интервью у Ежи Ма­лэка, мы сразу же постара­лись ею воспользоваться. За некоторой наивностью и абстрактностью подготов­ленных вопросов стояла, тем не менее, задача хоть в какой-то степени разредить информационный вакуум вокруг данного музыканта, имеющий место, к сожале­нию, как в польской, так и в русскоязычной прессе.

Ежи Малэка можно отне­сти к наиболее ровным и, вместе с тем, к наиболее яр­ким музыкантам молодой польской джазовой сцены. Твердо определив для себя поле деятельности - тради­ционный, лишенный внеш­них новомодных изысков, джаз, Малэк терпеливо на­чал разрабатывать его. Уже дебютная пластинка Малэ­ка, тогда еще студента като­вицкой Академии Музыки, By Five (1998, 2000) вызвала большой резонанс и заслу­жила самые теплые отзывы как джазовых критиков, так и рядовых поклонников джаза в Польше. В даль­нейшем, войдя и в состав Zbigniew Wegehaupt Quartet, Ежи Малэк продолжал рабо­тать и с собственными кол­лективами, которые часто собирали лучших музыкан­тов молодой генерации.

Максим Иващенко: Не могли бы вы в самом начале нашего разго­вора как-либо, может быть даже схематично, охарактеризовать сего­дняшнюю ситуацию в польском джазе?

Ежи Малэк: Честно го­воря, я этим не занимаюсь. Я, главным образом, просто исполняю музыкальный джаз. Но, без всякого со­мнения, польский джаз все еще жив и даже находится в хорошей форме. В Польше всегда хватало хороших му­зыкантов, известных по все­му миру. И сейчас продол­жают появляться молодые, талантливые музыканты, которые с успехом высту­пают как в Польше, так и за ее границами.

Когда-то вас называ­ли «наиболее много­обещающим молодым трубачом». Удалось ли перерасти эту катего­рию? Как бы вы опреде­лили себя сейчас?

Ну, я просто себе играю - и все. Как бы себя опреде­лил... Конечно, я нахожусь на каком-то там, вроде бы третьем, месте в рейтингах Jazz Forum. Ну, так все и про­исходит. Сложно сказать. Стараюсь играть ту музыку, которую играю - и это не более чем просто джаз, ко­торый играю я.

Как вы познакомились со Збигневом Вэгэхауптом?

Пять лет тому назад меня представил Вэгэхаупту другой большой музыкант, польский пианист Януш Сковрон (Janusz Skowron). Просто предложил сделать что-нибудь вместе. Они пригласили меня на запись пластинки, и мы составили квартет, начали вместе иг­рать. Со временем состав этого коллектива изменил­ся, и я остался в квартете Збышка уже как его музы­кант - в его собственном квартете, играющем его музыку.

Вы пришли в этот квар­тет со своим перкуссио­нистом?

Матей Себастьян Франкевич (Maciej Sebastian Frankiewicz) был тем пер­куссионистом, с которым я сотрудничал еще с 97 года. Они знали, что мы играем вместе, так что взяли и его.

А что вам, лидеру соб­ственных коллекти­вов - квинтета, септета - дает работа в Zbigniew Wegehaupt Quartet?


Джазовые музыканты не всегда остаются только ли­дерами, иногда играют и с другими музыкантами. Так и со Zbigniew Wegehaupt Quartet - я просто с ними играю, и все. Ведь даже в Польше нет какого-то боль­шого рынка джазовой му­зыки, джаз лишь занимает здесь свою нишу. Поэтому джазовым музыкантам и приходится чаще всего иг­рать в самых разных соста­вах, если их туда приглаша­ют. Приходится играть не только свои мелодии, но и работать с чужими - так же, как и во всем мире.

Из чего складывается ваш рабочий день как музыканта?


Как раз сегодня у меня тяжелый день, много ра­боты. Сейчас расписываю нотные партии - завтра у нас концерт, и я работаю над аранжировкой. У меня есть мелодическая линия для трубы, и я работаю над вторым голосом саксофона. Это уже отняло у меня четы­ре часа - чтобы звучало так, как бы мне хотелось.

Что касается игры на трубе, то у меня нет какого- то единого стиля работы. Многое зависит от того, что не всегда есть время сидеть дома и заниматься: посто­янно должен куда-то ехать - так целый день и еду туда- сюда, проигрывая в голове свои партии. А занимаюсь нерегулярно, каждый день - часок-другой.

Готовясь к интервью,я столкнулся с огром­ным информационным белым пятном в вашей биографии - со времени выхода альбома By Five и до настоящего времени. Не могли бы вы расска­зать о том, чем занима­лись в этот период?


By Five, пластинка Jazz Forum Records, была изда­на в 2000. Потом, на про­тяжении двух лет, мы пред­ставляли этот материал и немного поиграли вместе. В 2002 году для лэйбла Not Two Records я записал аль­бом, который назывался Gift - уже в составе квинте­та. Материал этой пластин­ки был составлен из нашего обычного репертуара, разве что записан был немного измененным составом. Not Two Records - фирма, кото­рая поставляет музыку боль­ше на Восток, например, в Японию, поэтому этот аль­бом не был так уж известен здесь, в Европе. Дальше ра­ботал уже с квинтетом, но со временем расширил его до септета - и, в конце концов, через пять лет записал с ним в 2005 году пластинку Spirit Of The Time. И это была та­кая расширенная, скажем, версия квинтета, просто с двумя трубами - такое зву­чание показалось мне инте­ресным.

В то же время начал ра­ботать со Збигневом Вэгэхауптом, начал играть с биг-бэндом Намысловского (Zbigniew Namystowski, Namystowski Big Band) - с этим оркестром мы высту­пали даже в Вильнюсе. Сей­час не помню точно, когда это было - 2-3 года назад. Ну и спорадические какие- то выступления, записи: из последних - с Михалом Ур баняком (Michai Urbaniak).

Да, может показаться, что ничего не происходит. Но это просто не та музыка, которой сопутствует какая- то там большая реклама. И, тем не менее, за всем этим - работа, работа и еще раз работа.

Как вы относитесь к критике - негативной или положительной? При всем дефиците ин­формации о вас, мне как-то попалась на глаза рецензия на ваш альбом Gift, где группу охаракте­ризовали как «ремеслен­ников» от джаза.

Что ж я могу сказать... Мо­жет, для того человека эта музыка ничего не значит. Не знаю точно, о какой ре­цензии идет речь, но когда-то я читал такую рецензию, где как раз было написано о «ремесленничестве» того, что я делаю. И в этой рецен­зии еще было сказано, будто это - «музыка в стиле Хораса Сильвера» или что-то в этом роде, не помню уже точно. Ну, хотя бы это уже говорит о том, что человек, написав­ший рецензию, скорее все­го, имеет мало понятия об этой музыке. Куда там той пластинке Gift до Хораса Сильвера?! Хорас Сильвер - это вполне определенный музыкальный СТИЛЬ; об этом люди по всему миру пишут научные работы - на тему того, как играет перкуссия, как играет пианино; а сильверовские терции между саксофоном и трубой - все это крайне оригинальный стиль. На моей пластинке этого нет.

Так что, с критикой быва­ет по-разному, но преиму­щественно критики имеют малое представление о том, о чем они пишут. Есть даже грустная поговорка среди музыкантов: «Не важно, что пишут - важно, что напи­сали». Я не настаиваю на том, что музыка, которую я играю - не «ремесленни­чество», а непременно что-то оригинальное и т.д. Над оригинальностью музыкан­ты работают годами, а я еще достаточно молод и у меня есть время этому научиться. Так что я скорее не прини­маю близко к сердцу сужде­ния таких критиков. Просто делаю то, что люблю - и это самое главное.

Не могли бы вы рас­сказать немного о своей последней работе Spirit Of The Time? Почему, на­пример, альбом так на­зывается?


Spirit Of The Time - за этим названием стоят две истории, связанные между собой. Во-первых, Spirit Of The Time называлась на­стойка, которую мы время от времени попивали тут на артистической ниве. Что-то вроде американско­го джина. И однажды мне пришла в голову мысль на­звать так пластинку - ведь по-польски так и говорят: «в духе времени», то есть, как раз то, что играется именно сейчас. Ну и, во- вторых, это - довольно смелое название, призван­ное ознакомить людей с тем фактом, что джаз - не какая-то там архаичная музыка, а музыка, которую играют сейчас и играют во всем мире.

А чем были вдохновле­ны композиции Spirit Of The Time? Что стоит за их названиями - например, за Lowlander?


Чем были вдохновлены? Если вы имеете в виду музы­ку, то эта запись полностью вдохновлена джазом, свин­гом - тем, что и составляет основу этой музыки. Или я могу взять всех артистов, исполнявших когда-либо эту музыку - это оно и будет. Нет какого-то определенно­го музыканта, которого я бы хотел копировать - это мои собственные композиции, сыгранные по-своему. При этом можно услышать в них все, что слушаю я сам.

Что касается названий композиций, то они не все­гда непосредственно связа­ны с какими-то конкретны­ми настроениями. Иногда это просто игра слов. На­пример, Lowlander - это понятие, противоположное highlander, или «горцу», а я родом с побережья, я не highlander, «человек с гор», я - lowlander.

Безусловно, можно по­стоянно называть компози­ции «Сочинение номер 1», «номер 2» и «номер 3», но иногда можно и поиграть со словами. Музыканты ведь занимаются не одной толь­ко музыкой, но и разными другими интересными ве­щами.

Каким вы являетесь лидером в собственном коллективе? Могли бы вы, например, поколо­тить своего саксофони­ста, если бы он пришел на репетицию или на концерт под наркотика­ми - как это было с Майл­зом Дэвисом и Джоном Колтрейном?


Поколотить? Нет... Преж­де всего, мы не Дэвисы и не Колтрейны в этом коллек­тиве, просто себе играем - и все. Не знаю, мне кажется, что здесь нет никаких осо­бенных проблем. Тем более что люди, с которыми я иг­раю, просто являются теми, кто наиболее подходит для этой музыки. И мне кажет­ся, нет никакого смысла зря дискутировать - стоит про­сто собрать людей, которые похожим образом чувству­ют музыку, и играть в похо­жем стиле. Никого силой я не заставляю - зачем?

Занимаетесь ли вы коммерческой стороной своей музыки?

Ну, как раз в этом я, как говориться, «тоненький», «малый». Наверное, просто прилагаю для этого мало усилий и времени. Не знаю, на чем это основано. Про­сто не лежит у меня к этому душа, где-то там сочиняю какую-то музыку, играю - и особенно не думаю обо всем остальном. Если бы больше уделял этому внимания, то тогда, наверное, и был бы какой-то больший резо­нанс того, чем я занимаюсь. Но, мне кажется, что придет время, и все это как-нибудь образуется.

Максим ИВАЩЕНКО




JAZZ-КВАДРАТ № 4'2007


стиль
джаз
автор
Максим ИВАЩЕНКО
страна
Польша
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с трубачами, тромбонистами

  • стиль: джаз, джаз
«Великий музыкант, замечательный человек с огромным джазовым чутьем» Gianni Cazzola, барабанщик «Я был удивлен артистической и стилистической музыкальной зрело­стью этого молодого артиста, который соединяет невероятное техническое мастерство игры на ...
  • стиль: джаз, джаз
Не ищите его имени на об­ложках множества альбо­мов и его фотографий на первых страницах иллю­стрированных журналов. Он не выходит на сцену во время церемонии вручения наград Грэмми. Зато его прекрасно знают профес­сионалы-музыканты, звезды первой ...
  • стиль: джаз, джаз
Виталий Владимиров — екатеринбургский тромбонист, аранжировщик, композитор и педагог. Родился 24 июля 1968 г. в Свердловске. Закончил местное музыкальное училище (класс тромбона) и Челябинскую Академию Культуры. Профессионально играет джаз с 1985 г. ...
  • стиль: джаз, джаз
Один из самых известных джазовых трубачей родом из Бразилии, Клаудио Родити, родился в Рио-де-Жанейро 28 мая 1946 г. Первые годы своей джазовой карьеры он пытался играть в своей родной стране музыку, которую он сам определяет как самба-джаз — ...
  • стиль: джаз, джаз
Hильс Петтер Мольвер ( Niels Petter Molvaer) и Рой Харгроув (Roy Hargrove) играют на трубе, и это их сближает. М-р Харгроув родом из Техаса. Он играет свинговый хард-боп, любит выступать с кубинскими музыкантами, иногда в сопровождении струнных ...
  • стиль: джаз, джаз
Рой Харгрув — один из самых многообещающих современных джазовых трубачей. Этому уроженцу Техаса сегодня всего лишь тридцать, а на его счету уже 11 альбомов в качестве лидера (первый вышел еще в 1990 году), премия "Грэмми" за "Habana" и репутация ...
  • стиль: джаз, джаз
Так уж получается, что каждый год в нашей рубрике "Прямая речь" возникает интервью с Валерием Пономаревым (см. №№ 5/98, 1/99). Наверное, в этой спонтанно появившейся традиции нет ничего удивительного, ведь Пономарев — один из немногих отечественных ...
  • стиль: джаз, джаз
В Берлине состоялся "Вечер "русского" джаза", задуманный певицей Талланой Габриель и организованный ею же при поддержке столичного Jazz Radio. Уроженка Москвы, ныне живущая в столице Германии, страстно желает привить обитающим здесь выходцам из ...
  • стиль: джаз, джаз
Это комбинированное интервью с Екатеринбургским трубачом Сергеем Пронем состоит из двух частей, записанных в разное время года и по разному поводу. Первая – в конце июня 2005 г. после фестиваля в Усадьбе "Архангельское", где Пронь вполне адекватно ...
  • стиль: джаз, джаз
Хайнц Эрих Гедеке (Heinz Erich Godecke) — композитор, тромбон, диджериду, тибетский горн (Гамбург, Германия) — один из наиболее активных европейских инструменталистов второй волны новой импровизационной музыки (НИМ). В последние несколько лет его ...
  • стиль: джаз, джаз
Невозможно представить себе джаз даже сейчас без его традиционной, самой старой ветви, вышедшей непосредственно из новоорлеанского архаического стиля, а именно диксиленда. А уж если говорить о диксиленде российском, то без имени Алексея Канунникова ...
  • стиль: джаз, джаз
Трубач Вячеслав Гайворонский родился в Ленинграде в 1947 г., закончил Ленинградскую консерваторию по классу трубы, много лет прожил в Кемерово, куда попал по распределению (джазом там занимался как любитель; больше того, временно оставив ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com