В одном из предыдущих номеров Jazz-Квадрата была опубликована рецензия на недавно вышедший альбом Spirit Of The Time польского трубача Ежи Малэка (Jerzy Маек) и его септета. Поэтому, когда у нас наконец-то появилась возможность взять интервью у Ежи Малэка, мы сразу же постарались ею воспользоваться. За некоторой наивностью и абстрактностью подготовленных вопросов стояла, тем не менее, задача хоть в какой-то степени разредить информационный вакуум вокруг данного музыканта, имеющий место, к сожалению, как в польской, так и в русскоязычной прессе.
Ежи Малэка можно отнести к наиболее ровным и, вместе с тем, к наиболее ярким музыкантам молодой польской джазовой сцены. Твердо определив для себя поле деятельности - традиционный, лишенный внешних новомодных изысков, джаз, Малэк терпеливо начал разрабатывать его. Уже дебютная пластинка Малэка, тогда еще студента катовицкой Академии Музыки, By Five (1998, 2000) вызвала большой резонанс и заслужила самые теплые отзывы как джазовых критиков, так и рядовых поклонников джаза в Польше. В дальнейшем, войдя и в состав Zbigniew Wegehaupt Quartet, Ежи Малэк продолжал работать и с собственными коллективами, которые часто собирали лучших музыкантов молодой генерации.
Максим Иващенко: Не могли бы вы в самом начале нашего разговора как-либо, может быть даже схематично, охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в польском джазе?
Ежи Малэк: Честно говоря, я этим не занимаюсь. Я, главным образом, просто исполняю музыкальный джаз. Но, без всякого сомнения, польский джаз все еще жив и даже находится в хорошей форме. В Польше всегда хватало хороших музыкантов, известных по всему миру. И сейчас продолжают появляться молодые, талантливые музыканты, которые с успехом выступают как в Польше, так и за ее границами.
Когда-то вас называли «наиболее многообещающим молодым трубачом». Удалось ли перерасти эту категорию? Как бы вы определили себя сейчас?
Ну, я просто себе играю - и все. Как бы себя определил... Конечно, я нахожусь на каком-то там, вроде бы третьем, месте в рейтингах Jazz Forum. Ну, так все и происходит. Сложно сказать. Стараюсь играть ту музыку, которую играю - и это не более чем просто джаз, который играю я.
Как вы познакомились со Збигневом Вэгэхауптом?
Пять лет тому назад меня представил Вэгэхаупту другой большой музыкант, польский пианист Януш Сковрон (Janusz Skowron). Просто предложил сделать что-нибудь вместе. Они пригласили меня на запись пластинки, и мы составили квартет, начали вместе играть. Со временем состав этого коллектива изменился, и я остался в квартете Збышка уже как его музыкант - в его собственном квартете, играющем его музыку.
Вы пришли в этот квартет со своим перкуссионистом?
Матей Себастьян Франкевич (Maciej Sebastian Frankiewicz) был тем перкуссионистом, с которым я сотрудничал еще с 97 года. Они знали, что мы играем вместе, так что взяли и его.
А что вам, лидеру собственных коллективов - квинтета, септета - дает работа в Zbigniew Wegehaupt Quartet?
Джазовые музыканты не всегда остаются только лидерами, иногда играют и с другими музыкантами. Так и со Zbigniew Wegehaupt Quartet - я просто с ними играю, и все. Ведь даже в Польше нет какого-то большого рынка джазовой музыки, джаз лишь занимает здесь свою нишу. Поэтому джазовым музыкантам и приходится чаще всего играть в самых разных составах, если их туда приглашают. Приходится играть не только свои мелодии, но и работать с чужими - так же, как и во всем мире.
Из чего складывается ваш рабочий день как музыканта?
Как раз сегодня у меня тяжелый день, много работы. Сейчас расписываю нотные партии - завтра у нас концерт, и я работаю над аранжировкой. У меня есть мелодическая линия для трубы, и я работаю над вторым голосом саксофона. Это уже отняло у меня четыре часа - чтобы звучало так, как бы мне хотелось.
Что касается игры на трубе, то у меня нет какого- то единого стиля работы. Многое зависит от того, что не всегда есть время сидеть дома и заниматься: постоянно должен куда-то ехать - так целый день и еду туда- сюда, проигрывая в голове свои партии. А занимаюсь нерегулярно, каждый день - часок-другой.
Готовясь к интервью,я столкнулся с огромным информационным белым пятном в вашей биографии - со времени выхода альбома By Five и до настоящего времени. Не могли бы вы рассказать о том, чем занимались в этот период?
By Five, пластинка Jazz Forum Records, была издана в 2000. Потом, на протяжении двух лет, мы представляли этот материал и немного поиграли вместе. В 2002 году для лэйбла Not Two Records я записал альбом, который назывался Gift - уже в составе квинтета. Материал этой пластинки был составлен из нашего обычного репертуара, разве что записан был немного измененным составом. Not Two Records - фирма, которая поставляет музыку больше на Восток, например, в Японию, поэтому этот альбом не был так уж известен здесь, в Европе. Дальше работал уже с квинтетом, но со временем расширил его до септета - и, в конце концов, через пять лет записал с ним в 2005 году пластинку Spirit Of The Time. И это была такая расширенная, скажем, версия квинтета, просто с двумя трубами - такое звучание показалось мне интересным.
В то же время начал работать со Збигневом Вэгэхауптом, начал играть с биг-бэндом Намысловского (Zbigniew Namystowski, Namystowski Big Band) - с этим оркестром мы выступали даже в Вильнюсе. Сейчас не помню точно, когда это было - 2-3 года назад. Ну и спорадические какие- то выступления, записи: из последних - с Михалом Ур баняком (Michai Urbaniak).
Да, может показаться, что ничего не происходит. Но это просто не та музыка, которой сопутствует какая- то там большая реклама. И, тем не менее, за всем этим - работа, работа и еще раз работа.
Как вы относитесь к критике - негативной или положительной? При всем дефиците информации о вас, мне как-то попалась на глаза рецензия на ваш альбом Gift, где группу охарактеризовали как «ремесленников» от джаза.
Что ж я могу сказать... Может, для того человека эта музыка ничего не значит. Не знаю точно, о какой рецензии идет речь, но когда-то я читал такую рецензию, где как раз было написано о «ремесленничестве» того, что я делаю. И в этой рецензии еще было сказано, будто это - «музыка в стиле Хораса Сильвера» или что-то в этом роде, не помню уже точно. Ну, хотя бы это уже говорит о том, что человек, написавший рецензию, скорее всего, имеет мало понятия об этой музыке. Куда там той пластинке Gift до Хораса Сильвера?! Хорас Сильвер - это вполне определенный музыкальный СТИЛЬ; об этом люди по всему миру пишут научные работы - на тему того, как играет перкуссия, как играет пианино; а сильверовские терции между саксофоном и трубой - все это крайне оригинальный стиль. На моей пластинке этого нет.
Так что, с критикой бывает по-разному, но преимущественно критики имеют малое представление о том, о чем они пишут. Есть даже грустная поговорка среди музыкантов: «Не важно, что пишут - важно, что написали». Я не настаиваю на том, что музыка, которую я играю - не «ремесленничество», а непременно что-то оригинальное и т.д. Над оригинальностью музыканты работают годами, а я еще достаточно молод и у меня есть время этому научиться. Так что я скорее не принимаю близко к сердцу суждения таких критиков. Просто делаю то, что люблю - и это самое главное.
Не могли бы вы рассказать немного о своей последней работе Spirit Of The Time? Почему, например, альбом так называется?
Spirit Of The Time - за этим названием стоят две истории, связанные между собой. Во-первых, Spirit Of The Time называлась настойка, которую мы время от времени попивали тут на артистической ниве. Что-то вроде американского джина. И однажды мне пришла в голову мысль назвать так пластинку - ведь по-польски так и говорят: «в духе времени», то есть, как раз то, что играется именно сейчас. Ну и, во- вторых, это - довольно смелое название, призванное ознакомить людей с тем фактом, что джаз - не какая-то там архаичная музыка, а музыка, которую играют сейчас и играют во всем мире.
А чем были вдохновлены композиции Spirit Of The Time? Что стоит за их названиями - например, за Lowlander?
Чем были вдохновлены? Если вы имеете в виду музыку, то эта запись полностью вдохновлена джазом, свингом - тем, что и составляет основу этой музыки. Или я могу взять всех артистов, исполнявших когда-либо эту музыку - это оно и будет. Нет какого-то определенного музыканта, которого я бы хотел копировать - это мои собственные композиции, сыгранные по-своему. При этом можно услышать в них все, что слушаю я сам.
Что касается названий композиций, то они не всегда непосредственно связаны с какими-то конкретными настроениями. Иногда это просто игра слов. Например, Lowlander - это понятие, противоположное highlander, или «горцу», а я родом с побережья, я не highlander, «человек с гор», я - lowlander.
Безусловно, можно постоянно называть композиции «Сочинение номер 1», «номер 2» и «номер 3», но иногда можно и поиграть со словами. Музыканты ведь занимаются не одной только музыкой, но и разными другими интересными вещами.
Каким вы являетесь лидером в собственном коллективе? Могли бы вы, например, поколотить своего саксофониста, если бы он пришел на репетицию или на концерт под наркотиками - как это было с Майлзом Дэвисом и Джоном Колтрейном?
Поколотить? Нет... Прежде всего, мы не Дэвисы и не Колтрейны в этом коллективе, просто себе играем - и все. Не знаю, мне кажется, что здесь нет никаких особенных проблем. Тем более что люди, с которыми я играю, просто являются теми, кто наиболее подходит для этой музыки. И мне кажется, нет никакого смысла зря дискутировать - стоит просто собрать людей, которые похожим образом чувствуют музыку, и играть в похожем стиле. Никого силой я не заставляю - зачем?
Занимаетесь ли вы коммерческой стороной своей музыки?
Ну, как раз в этом я, как говориться, «тоненький», «малый». Наверное, просто прилагаю для этого мало усилий и времени. Не знаю, на чем это основано. Просто не лежит у меня к этому душа, где-то там сочиняю какую-то музыку, играю - и особенно не думаю обо всем остальном. Если бы больше уделял этому внимания, то тогда, наверное, и был бы какой-то больший резонанс того, чем я занимаюсь. Но, мне кажется, что придет время, и все это как-нибудь образуется.
«Великий музыкант, замечательный человек с огромным джазовым чутьем» Gianni Cazzola, барабанщик «Я был удивлен артистической и стилистической музыкальной зрелостью этого молодого артиста, который соединяет невероятное техническое мастерство игры на ...
Не ищите его имени на обложках множества альбомов и его фотографий на первых страницах иллюстрированных журналов. Он не выходит на сцену во время церемонии вручения наград Грэмми. Зато его прекрасно знают профессионалы-музыканты, звезды первой ...
Виталий Владимиров — екатеринбургский тромбонист, аранжировщик, композитор и педагог. Родился 24 июля 1968 г. в Свердловске. Закончил местное музыкальное училище (класс тромбона) и Челябинскую Академию Культуры. Профессионально играет джаз с 1985 г. ...
Один из самых известных джазовых трубачей родом из Бразилии, Клаудио Родити, родился в Рио-де-Жанейро 28 мая 1946 г. Первые годы своей джазовой карьеры он пытался играть в своей родной стране музыку, которую он сам определяет как самба-джаз — ...
Hильс Петтер Мольвер ( Niels Petter Molvaer) и Рой Харгроув (Roy Hargrove) играют на трубе, и это их сближает. М-р Харгроув родом из Техаса. Он играет свинговый хард-боп, любит выступать с кубинскими музыкантами, иногда в сопровождении струнных ...
Рой Харгрув — один из самых многообещающих современных джазовых трубачей. Этому уроженцу Техаса сегодня всего лишь тридцать, а на его счету уже 11 альбомов в качестве лидера (первый вышел еще в 1990 году), премия "Грэмми" за "Habana" и репутация ...
Так уж получается, что каждый год в нашей рубрике "Прямая речь" возникает интервью с Валерием Пономаревым (см. №№ 5/98, 1/99). Наверное, в этой спонтанно появившейся традиции нет ничего удивительного, ведь Пономарев — один из немногих отечественных ...
В Берлине состоялся "Вечер "русского" джаза", задуманный певицей Талланой Габриель и организованный ею же при поддержке столичного Jazz Radio. Уроженка Москвы, ныне живущая в столице Германии, страстно желает привить обитающим здесь выходцам из ...
Это комбинированное интервью с Екатеринбургским трубачом Сергеем Пронем состоит из двух частей, записанных в разное время года и по разному поводу. Первая – в конце июня 2005 г. после фестиваля в Усадьбе "Архангельское", где Пронь вполне адекватно ...
Хайнц Эрих Гедеке (Heinz Erich Godecke) — композитор, тромбон, диджериду, тибетский горн (Гамбург, Германия) — один из наиболее активных европейских инструменталистов второй волны новой импровизационной музыки (НИМ). В последние несколько лет его ...
Невозможно представить себе джаз даже сейчас без его традиционной, самой старой ветви, вышедшей непосредственно из новоорлеанского архаического стиля, а именно диксиленда. А уж если говорить о диксиленде российском, то без имени Алексея Канунникова ...
Трубач Вячеслав Гайворонский родился в Ленинграде в 1947 г., закончил Ленинградскую консерваторию по классу трубы, много лет прожил в Кемерово, куда попал по распределению (джазом там занимался как любитель; больше того, временно оставив ...