Как ни далеко зашла женская эмансипация в наши дни, все же остались еще заповедные области, где не ступала нога женщины. Ну, или почти не ступала... Потому что говорить о полном засилии мужчин-трубачей будет неверно, ибо в известной своей свободой нравов и равноправием полов Голландии живет самая известная женщина, играющая джаз на трубе — Саския Лару (Saskia Laroo).
Конечно, первые ассоциации вызывает уже само ее имя: вспоминается та Саския, которую усадил к себе на колени, да так и оставил на века Рембрандт (речь идет о знаменитом полотне "Автопортрет с Саскией на коленях"). Но с той дородной и степенной дамой из прошлых веков эта Саския имеет мало общего: невероятно подвижная миниатюрная блондинка, чрезвычайно дружелюбная и азартно любопытная до всего нового. Такая же и ее музыка: ритмичная, громкая, с термоядерной смесью из всевозможных стилистических компонентов. Когда-то "пираты" удачно "толкали" диски Саскии Лару под соусом "музыка для постели". Кому что! В Вильнюсе, где мы повстречались с ней на ночном сейшне фестиваля Vilnius Mama Jazz, я была свидетелем, как танцевальные ритмы и призывный клич серебристой трубы Саскии Лару буквально в считанные секунды берут в плен всех присутствующих, и тянут на танцпол. Искренне проповедуя "dance jazz", Саския, похоже, совершенно безразлична ко всем критикам- пуристам от джаза, с ходу списывающим ее в категорию "pop". Ведь ее диски в музыкальных магазинах выставляют как под первой, так и под второй вывеской. И под обеими одинаково быстро раскупаются.
Однажды ступив на мужскую тропу, ведомая звуками трубы Майлса Дэвиса, она в 19 лет сбежала с университетского факультета математики в музыкальную школу, которую закончила в 25 (!) лет, а в 35 (!) выпустила свой первый альбом. А сегодня в свои 45 лет она хозяйничает в 4 бэндах, носящих ее имя; кроме трубы, играет на блок-флейте, корнет-а-пистоне, флюгельгорне, виолончели и бас-гитаре, немного на саксофоне, фортепиано и электрооргане. А еще она поет и читает рэп. И уже десять лет как является единоличной хозяйкой собственного звукозаписывающего лейбла. И по-прежнему не имеет конкуренток в своем "не женском деле", по праву называясь самой знаменитой и самой продаваемой джазовой трубачкой мира.
Дискография:
1999 Sunset Eyes 2000 (bebop) 1999Jazzkia (pure jazz)
1998 Bodymusic (Dance jazz) 1994 It's Like Jazz (acid jazz)
Саския, Вы росли музыкальным ребенком?
И да, и нет. Мои родители не были музыкантами: мама рисовала и работала в индустрии красоты, отец владел собственной художественной лавкой и был художником-маляром, расписывал дома.
Я родилась в Амстердаме, но когда мне было 6 лет, наша семья переехала в маленькую голландскую деревню Den Ilр севернее Амстердама, где, как полагали родители, у меня будет больше простора для игр и свежего воздуха.
В то время я не слушала много музыки, а все потому, что пела в детском хоре и занималась в музыкальной школе — при таком режиме на домашнее прослушивание любимых мелодий, даже по радио или ТВ, как понимаете, времени почти не оставалось.
Перелом в судьбе произошел, когда мне исполнилось 18 лет: я вернулась в Амстердам ради учебы на математическом факультете университета, но уже через год бросила учебу, чтобы полностью посвятить себя музыке.
Значит ли это, что решение играть на трубе вы приняли, уже будучи взрослой молодой дамой? И это не было желание, скажем, ваших родителей или педагогов?
Как раз таки это было не мое решение, и выбор в пользу трубы был сделан еще в детстве. Дело в том, что я получила предложение от местного духового оркестрика в той деревне, где мы жили, поиграть в их составе. И предложена мне была как раз вакансия трубачки. Несмотря на то, что в 8 лет я вряд ли могла оценить все прелести игры на трубе, все нюансы ее звучания — и признаться, поначалу все во мне протестовало против этого инструмента, — уже две недели спустя я могла вполне сносно играть пару композиций.
Сегодня я очень ценю то, что играю именно на трубе, звук которой одновременно очень мягкий, нежный и громкий, сильный. Мне кажется, что по своей эмоциональности звучание трубы максимально приближено к человеческому голосу, только без слов. В то же время я сполна прочувствовала за все время своей карьеры, насколько труба сложный инструмент для игры на нем. Это как элитарный спорт, для занятий которым нужно много свободного времени и хорошая физическая форма. Чтобы сыграть только одну ноту на трубе, нужно приложить столько усилий! Это совсем не то, что игра на пианино, где достаточно просто коснуться клавиши.
Но зато когда твоя труба звучит хорошо — это просто необыкновенная награда за все труды! К тому’же труба является "ведущим" инструментом, ее звук почти всегда стремится доминировать. А мне нравится быть лидером в музыке!
Какой музыкант оказал на вас наибольшее влияние в молодости?
Когда мне было что-то около 17 лет, друзья моих родителей дали мне послушать пластинку, на которой было несколько композиций в исполнении Майлса Дэвиса Someday My Prince Will Come например. Со мной что-тс произошло: я крутила эту пластинку снова и снова, пробовала играть на трубе вместе с Майлсом. А год или два спустя 5 буквально выпросила у друзей в "пожизненное пользование' еще один альбом Майлса L'ascenseur Pour L'echafaud — до сих пор это мой самый любимый диск!
Так что вот уже столько лет Майлс Дэвис всегда со мной!
Можно сказать, что он и есть "герой вашего романа"?!
Я думаю, что Майлс — по- настоящему культовая фигура, хотя бы потому, что он всю свою жизнь был в курсе всего нового в музыке, всегда умел быть "в нужное время в нужном месте" в том, что касалось музыки. Он всегда был самый хипповый cat! Знаете ли, у каждого возраста свои герои: например, будучи тинэйджером я отдала бы все чтобы побывать на концерте Steely Dan и jimi Hendrix. А вот Майлс — это вне времени к возраста.
На альбоме Bodymusic вы играете вместе с еще одной знаменитостью, про которую не могу у вас не спросить — это саксофонистка Кэнди Далфер (Candy Dulfer). Я слышала, вы знакомы с детства, это так?
Мы начали играть вместе в исключительно женской секции духовых в составе Rosa King Band. Тогда мне было уже 22 года, а Кэнди всего лишь 12 лет. Неудивительно, что я чувствовала себя "старухой" рядом с ней. Помню, папа и мама Кэнди всегда очень опекали ее. потому что она, так уж поучалось, была всегда самой юной, где бы мы ни играли. Но она действительно была не по годам талантлива. И мне сегодня очень приятно вспомнить, что я была, так сказать, свидетелем взросления ее таланта.
Мне иногда кажется, что женщина-музыкант — это особый вид флирта с мужчинами, особенно когда инструменты берут в руки такие красотки-блондинки, вроде вас с Кэнди. Приходилось ли вам когда-либо, воспользовавшись "служебным положением", добиваться особого расположения мужчины посредством музыки?
О, да! Так было в случае моего знакомства с нынешним бой-френдом! Мы встретились на одном перформансе, и я была просто невероятно впечатлена его игрой. Мне не оставалось ничего, как сделать ответный ход и поразить его своей игрой. Знаете, неплохо получилось: мы уже несколько лет вместе и даже играем вместе. когда представляется возможность.
Насколько вообще важно присутствие рядом мужчины для вашего творчества?
Я думаю, наличие в ближайшем радиусе симпатичного парня — это очень вдохновляет, создает особую атмосферу и такие, знаете ли, энергетически заряженные волны в пространстве. Это очень креативно! И хотя мой девиз — играть для всех, иногда для меня очень важно привлечь внимание к себе вот того парня с приятным взглядом, причем сделать это не какими-то привычными женскими уловками, а только лишь своей игрой на трубе. Ну и потом, я стараюсь сформировать свой бэнд исключительно из парней, которые меня лично "заводят".
Во многих интервью вы говорите про себя, как о "dance jazz trumpet player". И почему все-таки в этом определении dance ставите перед "jazz"?
Ну, я так отрекомендовала себя, имея в виду, что играю джаз в groovy танцевальных ритмах. Ну а "танец" перед "джазом", потому что первичен здесь groove, а джаз — как его высшее проявление.
Вот, к примеру, мой первый эйсид-джазовый альбом назывался It's like Jazz ("Что-то вроде джаза"): это была музыка в стиле pop/groove/dance/world, но с джазовыми формами и концепцией. Вот вам и "like jazz" ("как джаз") в противовес "pure jazz" ("чистый джаз"). Как бы сразу заложенный уже в названии ответ на выпады пуристов от джаза, которые будут твердить, что никакой это не джаз, а поклонники поп-музыки будут слушать, радоваться и находить мой саунд припопсованным, но все-таки джазом.
Для вас вообще важно, что джазовые критики говорят про вас и ваше творчество? Похоже, что не очень?!
Мне, конечно, было б очень приятно, если бы критик похвалил меня, но такая у него работа — критиковать. Меня это не сильно беспокоит. Куда больше меня взволновало бы. если бы люди, которые любят звучание трубы, любят джаз и танцевать, любят веселиться и радоваться жизни перестали бы ходить на мои концерты. Пока этого не произошло, я думаю, что еще поиграю в свое удовольствие и для удовольствия других.
По-вашему, в чем основное отличие между людьми, которые "любят" и "не любят" джаз?
Когда я сама только начинала слушать джаз, мне казалось, что все джазовые композиции звучат одинаково. Джаз имеет особое свойство — расти, взрослеть вместе с тобой. На обоих своих мультистилистических альбомах я старалась представить джаз в общедоступных формах, чтобы он был понятен и интересен даже тем.кто считает этот стиль старым и скучным. По-моему, сегодня существует такое большое стилистическое разнообразие в джазе, что каждый может найти в нем что-то для себя.Так что если человек в наше время говорит, что он не любит джаз — это какой-то странный тип!
Как бы вы сформулировали главную идею вашего творчества?
Я стараюсь играть в дуэте с моей интуицией — это главное.
Вам было сложно найти свой путь в музыке?
Это действительно сложно, найти свою дорогу, когда столько гениального уже создано и кажется, что ничего лучшего тебе не придумать. Но сейчас мне уже немного смешны подобные страхи, потому что все, что я делаю сегодня, базируется на моих собственных проектах прошлых лет: мои новые идеи — это молодые ростки от моих же собственных корней, так сказать. Мне никогда не было особенно сложно придумывать что- то новое, свое, потому что я в душе большой экспериментатор, мне всегда нравилось соединять, казалось бы, несоединимое.
Думаю, не только жажда эксперимента, но и какие-то коммерческие идеи руководили вами, когда вы создавали свои эйсид-джазовый или джаз-рэп проекты, делая это как раз на пике моды на эти стили?
Если ты хочешь быть удачливым в бизнесе, ты просто обязан делать то, что будет коммерчески выгодным. Но стараюсь, учитывая этот фактор, делать только то,: что нравится мне самой. То есть, если бы мне не нравился эйсид- джаз, каким -бы модным он ни был, я бы его не играла. С другой стороны, мне очень нравится старинная музыка, мне нравится играть какие-то акустические вещи. Но это для души.
Что еще вам нравится делать для души?
Я люблю заниматься своим садом (к слову, любовь к саду у Саскии от рождения, ведь родилась она в знаменитом амстердамском квартале De Jordaan, название которого так и переводится: "Сад". — А.К.), колесить по городу на велосипеде; люблю бывать за городом и любоваться природой — это очень успокаивает после долгих и шумных гастролей.
Музыку слушаете? Или это уже не "отдых" для музыканта?
Нет-нет, конечно, слушаю: надо быть в курсе всего, не только политики и экономики. Слушаю все новинки: джаз, world, pop, dance. Ну, и мне не стыдно признаться: иногда нравится поставить что-то из своих собственных записей.
Давайте поговорим о вашем собственном звукозаписывающем лейбле Laroo Records. Почему вы решили сделать такой важный и непростой шаг — создать свою компанию?
Потому что очень хотела записать свой первый альбом именно так, как этого хотела, каким его видела. Сама судьба подтолкнула меня к открытию своей компании: незадолго до этого я выступала на одной корпоративной вечеринке, и за тот перформанс мне заплатили... компакт-дисками. Мне предложили бесплатно напечатать тираж в тысячу CD. К этому времени я изрядно помоталась по разным лэйблам, каждый из которых хотел что-то изменить в моей музыке. Поэтому плюнула и сама выпустила первую партию своих альбомов. Эта тысяча дисков была распродана в первый же месяц! И мне не надо было никого упрашивать выпускать дополнительный тираж — я сделала это сама! Вот так.. Это было в 1994 году.
Какие еще музыканты выпускают альбомы под вашим лэйблом?
Это только мои собственные проекты, потому что в ином случае у меня бы просто не оставалось времени на музыку. Я сознательно приняла такое решение, потому что хочу з своей жизни быть в первую очередь сфокусированной на саму себя, мне нужно время на то, чтобы по-прежнему совершенствоваться в игре на трубе - это бесконечный труд, чтобы отдыхать, набираться энергией и мыслями.
Значит персонал в компании немногочисленный?
Это громко сказано! Весь персонал—это я одна: и босс, и менеджер — все по имени Саския Лару. Я сама поддерживаю свой веб-сайт, сама веду архивы и бухгалтерию, сама занимаюсь организацией гастролей, презентацией новых проектов, записями альбомов. Это трудно, но мне нравиться самой быть в ответе за каждый шаг в моей жизни.
Удается ли такими малыми силами создавать большие тиражи записей?
Все в мире, конечно, относительно, но со времени записи на лэйбле моего первого альбома я продала по всему миру более 25 тысяч его копий. Кроме того, у меня есть лицензионные контракты с компаниями в других странах. Например, мой второй альбом Bodymusic разошелся в одной только России тиражом 75 тысяч копий (подписала контракт с одним музыкальным журналом, и мой альбом продавался как вкладыш).
Если говорить о ваших совместных проектах: как чаще всего звучит их предыстория?
Очень просто: или "я предложила", или "мне предложили". Сейчас у меня уже есть право на такую роскошь — самой выбирать, с кем работать в совместных проектах. Помню, в молодости, когда только начинала свою карьеру, мне хотелось поиграть вместе со всеми на свете, но...
Девушка-трубачка — это какое-то недоразумение по мнению старых музыкантов, которые частенько отдавали предпочтение парням, пусть и менее талантливым. Но мне так сильно хотелось быть на сцене, играть на трубе, что я старалась не обращать ни на что внимания, а просто быть и играть.
Какой совместный проект вспоминается вами с особой теплотой?
С теплотой — многие, но с особой — мои выступления с легендарным тенор-саксофонистом Тедди Эдвардсом, с американской саксофонисткой Розой Кинг и с Хансом Далфером, отцом Кэнди — он отличный тенор-саксофонист! И я особенно ему благодарна за то, что он всегда в меня верил. Ханс Далфер был, пожалуй, тем самым первым человеком из мира профессиональных музыкантов, который, услышав мою игру, поверил, что из меня выйдет толк, и пригласил меня в свой тур.
Вы кому-нибудь отказывали в сотрудничестве?
Да, по причине неадекватного поведения этих людей. Дело в том, что когда я стала популярной, обо мне стали много писать и говорить в Нидерландах, некоторым музыкантам это не нравилось, они просто бесились от злости. А другие, наоборот вдруг стали со мной уж слишком милы. И тем, и другим я предпочитаю говорить: "Нет!".
Сегодня вы играете сразу в нескольких проектах: какой из них ближе всего к вашему представлению о Вашей Музыке?
Наверное, мой фаворит — это Saskia Laroo Band. Мне нравятся совместные с ди-джеем джемы. С этой командой у меня есть прекрасная возможность играть в самых разных стилях и направлениях. К примеру, в ноябре у нас будет концертный тур по Китаю с квинтетом, в составе которого — аутентичный соул-певец, рэпер, африканский перкуссионист...
Чего еще можно ожидать от вас в ближайшем будущем?
Я одновременно занимаюсь новыми электронным, фанк и фьюжн проектами.
Недавно поняла, что пора бы реализовать давнюю мечту — записать полную ритм-секцию в собственной студии. Сейчас надо заняться микшированием. Потом на очереди новый дэнс-проект... Слава Богу, у меня есть своя собственная студия, которая находится в моем собственном доме. Так что для реализации новых идей и проектов у меня есть все — не хватает только времени. А так я просто фонтанирую идеями! Но вот свободное время... Знаете, всякий раз, когда возвращаюсь из очередного длительного концертного тура, то нахожу свой сад похожим на джунгли! И в этих непроходимых зарослях растений меня непременно встречают все соседские коты, уже порядком тут одичавшие...
Виталий Владимиров — екатеринбургский тромбонист, аранжировщик, композитор и педагог. Родился 24 июля 1968 г. в Свердловске. Закончил местное музыкальное училище (класс тромбона) и Челябинскую Академию Культуры. Профессионально играет джаз с 1985 г. ...
Один из самых известных джазовых трубачей родом из Бразилии, Клаудио Родити, родился в Рио-де-Жанейро 28 мая 1946 г. Первые годы своей джазовой карьеры он пытался играть в своей родной стране музыку, которую он сам определяет как самба-джаз — ...
Hильс Петтер Мольвер ( Niels Petter Molvaer) и Рой Харгроув (Roy Hargrove) играют на трубе, и это их сближает. М-р Харгроув родом из Техаса. Он играет свинговый хард-боп, любит выступать с кубинскими музыкантами, иногда в сопровождении струнных ...
Рой Харгрув — один из самых многообещающих современных джазовых трубачей. Этому уроженцу Техаса сегодня всего лишь тридцать, а на его счету уже 11 альбомов в качестве лидера (первый вышел еще в 1990 году), премия "Грэмми" за "Habana" и репутация ...
Так уж получается, что каждый год в нашей рубрике "Прямая речь" возникает интервью с Валерием Пономаревым (см. №№ 5/98, 1/99). Наверное, в этой спонтанно появившейся традиции нет ничего удивительного, ведь Пономарев — один из немногих отечественных ...
В Берлине состоялся "Вечер "русского" джаза", задуманный певицей Талланой Габриель и организованный ею же при поддержке столичного Jazz Radio. Уроженка Москвы, ныне живущая в столице Германии, страстно желает привить обитающим здесь выходцам из ...
Это комбинированное интервью с Екатеринбургским трубачом Сергеем Пронем состоит из двух частей, записанных в разное время года и по разному поводу. Первая – в конце июня 2005 г. после фестиваля в Усадьбе "Архангельское", где Пронь вполне адекватно ...
Хайнц Эрих Гедеке (Heinz Erich Godecke) — композитор, тромбон, диджериду, тибетский горн (Гамбург, Германия) — один из наиболее активных европейских инструменталистов второй волны новой импровизационной музыки (НИМ). В последние несколько лет его ...
Невозможно представить себе джаз даже сейчас без его традиционной, самой старой ветви, вышедшей непосредственно из новоорлеанского архаического стиля, а именно диксиленда. А уж если говорить о диксиленде российском, то без имени Алексея Канунникова ...
Трубач Вячеслав Гайворонский родился в Ленинграде в 1947 г., закончил Ленинградскую консерваторию по классу трубы, много лет прожил в Кемерово, куда попал по распределению (джазом там занимался как любитель; больше того, временно оставив ...
Нильс Вограм (Nils Wogram) родился в 1972 году в городке Брауншвайг (Braunschweig) в Германии. Получил классическое музыкальное образование. Начав серьезно учиться музыке только в 12 лет, уже с 16-летнего возраста Нильс неоднократно становился ...
Как ни крути, а самый известный в мире джазмен русского происхождения — это трубач Валерий Пономарев. То есть, конечно, знают и Игоря Бутмана, и, скажем, Александра Сипягина, и басиста "Mingus Big Band" Бориса Козлова — но Пономарев известен уже ...