Уже первый взгляд на состав участников проекта Five Spot вызывает у поклонника современной импровизационной музыки обостренный интерес. В квинтете представлены музыканты сразу четырех стран, четырех школ. Юрий Яремчук и Марк Токарь – старшее и, соответственно, младшее поколение львовской школы авангардного джаза, которую можно назвать и просто украинской, так как именно Львов, во многом усилиями Яремчука, является центром этого направления в стране. Пятрас Вишняускас – ученик Чекасина и партнер Ганелина по его поздним, после распада ГТЧ, проектам, один из самых ярких литовских саксофонистов. Помимо же музыкантов двух пост-советских стран в Five Spot участвуют пианистка из Нью-Йорка Роберта Пикет, одинаково успешно играющая как новый джаз, так и менее радикальную музыку, и барабанщик Клаус Кугель, один из активнейших новоджазовых музыкантов Германии, очень много играющий в самых разнообразных проектах, в том числе и с коллегами из Восточной Европы. Можно еще добавить, что в разных сочетаниях многие из этой пятерки и ранее выходили на сцену совместно.
На этот раз все пятеро встретились во Львове, на фестивале BEZZ, зимой 2007 года, где и было записано их совместное выступление, изданное годом позже московским лейблом SoLyd Records. Альбом получил название по речке Полтва, текущей сегодня, как и известная по летописям минская Немига, в подземном коллекторе под территорией города. Кто-то может усмотреть в этом названии смысловую нагрузку с намеком на андеграунд, но, на мой взгляд, такая аналогия не очень уместна. И в Европе, и в Америке (на пост-советском пространстве в меньшей степени) новый джаз ничуть не более маргинален, чем, скажем, диксиленд. У этой музыки есть свой, пусть не очень широкий, но вполне активный и жизнеспособный круг исполнителей, издателей и, самое главное, слушателей.
Судя по бурным аплодисментами, запечатленным записью после каждого трека, таких благодарных слушателей немало и во Львове. И аплодировать было чему. Класс исполнителей, опыт их прежних взаимных коллабораций послужил залогом тому, что на сцене возникнет именно Ансамбль, каждый из участников которого думает прежде всего о рождении Музыки, а не демонстрации собственных творческих амбиций. На мой взгляд, такой Ансамбль вечером 8 декабря 2007 года сложился. Все четыре композиции альбома обозначены просто номерами частей. Из них Poltva - Part I и Poltva – Part III – это большие, продолжительностью звучания за двадцать минут отрывки, а две другие представляют своего рода интерлюдии, но с вполне самостоятельным музыкальным сюжетом, между ними.
До прослушивания альбома я в общих чертах представлял, как сыграют Пикет, Токарь и Кугель, а вот развития сюжета с присутствием на одной сцене таких ярких солистов – духовиков, как Яремчук и Вишняускас, ждал с особым интересом. В первой части каждый из участников Five Spot получил пространство для обстоятельных сольных импровизаций. При этом, мне показалось, что гостю из Литвы было сознательно предоставлено этого пространства побольше. Ярчайшим же моментом всей программы стала для меня третья часть, где Юрий и Пятрас выдали блистательный диалог, от которого просто захватывало дух. Самых добрых слов заслуживает и игра Клауса Кугеля, на протяжении всей программы создававшего отличный бэкграунд для партнеров, умело подчеркивая своей игрой ключевые моменты этой коллективной импровизации. На высоте были и Токарь, выдавший несколько очень сочных сольных отрывков, и Пикет, в первую очередь в качестве своеобразного «модератора» в диалоге Яремчука и Вишняускаса.
Очень рекомендую всем любителям свободной импровизационной музыки не пропустить этот альбом, где большие мастера представляют достоинства этой музыки с присущим им блеском.
Чрезвычайно редкий гость сегодня в "CD-обзоре"— итальянские фирмы на наш джазовый "огонек" заглядывают не часто."IRMA Records" из Болоньи представляет на суд слушателей сборник с несколько высокопарным названием "Латинская душа". Двенадцать ...
Современная академическая музыка – редкий гость в нашем «CD – Обзоре». И дело тут не в каких-то тематических баръерах – раздел «World» имеет достаточно гибкие границы, просто мало присылают. Тем приятнее ...
Если сегодня провести опрос на тему «лучшие джазмены Беларуси», то большинство участников этой записи, то есть музыканты ансамбля Apple Tea и их гости, часть которых раньше также выступала «под знаменами» группы, наверняка ...
Блюзовые лейблы, как никакие другие, любят анималистические названия. В Чикаго, к примеру, помимо «Аллигатора» водятся и другие блюзовые «животные» - к вашим услугам, скажем, «Уховертка» (Earwig Records). Конечно, ...
Все или почти все, чем славен чикагский блюз, вы найдете в этом альбоме, который я искренне рекомендую всем блюзфэнам брать немедленно по обнаружении. Вы найдете здесь вкуснейшие гитарные соло, настоящий блюзовый вокал, классный драйв, создаваемый ...
Уроженец Калифорнии Эрик Линделл (р.1969г.) начинал с чистого блюза в духе Джуниора Уэллса и Элберта Кинга, но постепенно эволюционировал в сторону ритм-энд-блюза и музыки соул (или как говорят американцы применительно к белым артистам, работающим в ...
Для кого-то музыка – это бизнес, для кого-то – вся жизнь. Американец Фонтейн Браун – из последних. В его жизни был пятилетний период, когда он вообще являлся, по нашим меркам, бомжом. А по их меркам все это время он играл в ...
Пятый в дискографии ансамбля FreeWorld альбом From The Bluff стал для меня первым знакомством с этим коллективом. И впечатления от этого знакомства я вынес неоднозначные. Вы примерно представляете, какую музыку могут играть группы из Мемфиса? Ну, ...
Итак, продолжение последовало! После очень сильного альбома Country Ghetto (см. «Jazz – Квадрат» №6/08) Джей-Джей Грей и его группа Mofro вынесли на суд публики свой новый проект - Orange Blossoms. За оранжево-черной обложкой ...
Этот блюз редко звучит с больших сцен и на него не собираются многотысячные аудитории. Ему уютнее в небольших прокуренных кабачках маленьких городков. Это блюз белой американской глубинки, фермерского пояса Штатов, блюз рэднэков, то есть людей с ...
Вся дискография группы Lil' Ed & The Blues Imperials умещается в каталог только одного лейбла – чикагского «Аллигатора». В прошлом году она пополнилась очередным, уже седьмым по счету (с 1986 года) альбомом Full Tilt. Мне уже ...
Дебютный альбом международного трио мог бы и озадачить меня лично, если бы я не знал о том, что такой готовится. Итак, братья Леончики — потомственные музыканты, оба — выпускники Белорусской академии музыки. Но еще они закончили курс джазового ...